Прежде, чем писать о каком-либо предмете, во избежание недоразумений, следует по возможности точно определить этот предмет. Особенно важно это для такого деликатного в настоящее время вопроса, как антисемитизм.
Периодически читая различные публикации на эту тему (в частности - на Самиздате), начинаешь проникаться мыслью, что антисемитизм в России ширится и крепнет, завоевывая всё новые плацдармы. Вместе с тем, сознаешь, что у различных авторов имеются совершенно разные представления о содержании этого термина.
При попытке порыться в электронных словарях, мне удалось обнаружить 8 различных определений этого термина, значительно отличающихся друг от друга по объему и эмоциональности изложения. Вначале у меня было желание привести все эти определения здесь, но потом подумалось, что вдумчивый читатель может провести эту работу самостоятельно, а для прочих эти цитаты только увеличат объем текста.
Поэтому пришлось остановиться на сокращенном варианте одного из определений, приведенного в старинном "Советском Энциклопедическом Словаре":
"Антисемитизм - одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям (от пренебрежительного отношения в быту, правовой дискриминации до геноцида, еврейских погромов и т.д.)...
Антисемитизм осуждается всеми прогрессивными силами."
Пожалуйста, не думайте, что за многоточием скрыто что-то важное для понимания сути - там идет речь о роли "эксплуататорских классов" и "немецких фашистов" в этом вопросе. Вторая часть определения приведена, очевидно, для того, чтобы развеять возможные сомнения об отношении автора определения к явлению антисемитизма как таковому.
В связи с этим определением возникает первый вопрос:
Правда ли, что антисемитизм (в частности - в России) ширится и крепнет?
Если - да, то его внешние проявления (от пренебрежительного отношения в быту, правовой дискриминации до геноцида, еврейских погромов и т.д.) должны становиться всё более заметными...
Не знаю, что подразумевалось под многозначительным "и т.д.", но:
- никаких фактов геноцида евреев в России за последние, по крайней мере, 50 лет широкой общественности неизвестно. Напротив, всё чаще раздаются обоснованно тревожные голоса о геноциде русского населения. После отмены графы "национальность" в паспорте (и прямом запрете, даже при желании гражданина, ее указания), насколько мне известно, учет численности населения "в национальном разрезе" не ведется. Однако, зная открытую статистику сокращения численности населения России, нетрудно сделать вывод о вымирании титульной нации;
- то же относится к еврейским погромам - они никогда не были характерными для России явлениями, а сейчас них даже не слышно. Причина здесь кроется, на мой взгляд, в высокой степени терпимости или, как сейчас говорят, толерантности, присущей русской нации в отношении многих чуждых ей явлений... я хотел написать "за исключением вопросов веры"... но православная вера сейчас не слишком популярна среди населения;
- общеизвестно, что правовая дискриминация евреев в России до 90-х годов 20 века, хоть и не прописанная в законах, в некоторых отношениях "имела место быть" - у евреев возникали фактические трудности при поступлении в учебные институты и режимные учреждения, выезде за границу - именно по национальному признаку. После всеобщей и полной либерализации 90-х, на мой взгляд, в России вообще исчезла основа для правовой дискриминации по национальному признаку;
- что касается пренебрежительного отношения в быту, то это явление, в ряде случаев, наверное, имеет место, однако оно носит характер скорее межличностных, чем межнациональных отношений, и обычно имеет свои конкретные, бытовые причины.
Что касается собственно национальной нетерпимости, выражающейся во враждебном отношении к евреям (имея в виду не просто неприязненные разговоры, а реальную вражду и столкновения), то эти случаи и вовсе носят единичный характер и свидетельствуют скорее о нездоровой психике таких индивидов. Например, за последние годы, я могу вспомнить один такой громкий случай с резней в Московской синагоге (не помню фамилию)... хотя, нужно отметить, что там не было ни одного убитого или тяжелораненого, а преступник получил практически максимально возможное наказание.
Более того, если не ошибаюсь, его признали виновным в разжигании межнациональной розни... Спрашивается: среди кого он разжигал рознь во время единственного преступного эпизода, поставленного ему в вину?- Среди евреев, пришедших в синагогу, в отношении их самих? Впрочем, о нашем левосудии можно слагать легенды...
Наше законодательство в области межнациональных отношений пытается устранить симптомы заболевания, не трогая (и, делая вид, что не знает) причин болезни. Что имеется в виду?- Например, если к еврею подойдет на улице человек и застрелит выстрелом в упор... то у адвоката еще есть шанс смягчить наказание, объяснив его поступок состоянием аффекта, ревностью, спором хозяйствующих субъектов и т.п.. Если же этот человек, со словами: "Попался, жидовская морда!", ударит еврея кулаком в лицо, то, даже если еврей окажется разрядником по боксу и даст адекватный ответ... зачинщику драки, скорее всего, влепят по полной за преступление на межнациональной почве.
Подводя итоги, ответ на поставленный вопрос прозвучит так:
Фактические основания для выводов о росте антисемитизма в России отсутствуют.
Т.е. антисемитизм в России - призрак, о реальности которого много и громко твердят различные заинтересованные лица.
Авторы, которые пишут о росте антисемитизма, обычно, вместо враждебного отношения к евреям (ко всем, по национальному признаку) имеют в виду его расширительное толкование:
- любое выражение несогласия по религиозным, политическим, экономическим, культурным, историческим...и бытовым вопросам с любым мнением, распространенным среди неопределенной части евреев, трактуется, как проявление антисемитизма;
- любое выражение несогласия с лицом еврейской национальности по любому вопросу (например - критика его публикаций) трактуется, как проявление антисемитизма;
- любое выражение негативного отношения в конкретных обстоятельствах к любому лицу, заявляющему себя лицом еврейской национальности, трактуется им как враждебное отношение ко всем евреям.
Излишне упоминать, что эти авторы, в подавляющем большинстве случаев, уже в первых строках своих публикаций отождествляют себя с еврейской нацией, хотя никто их об этом особенно и не спрашивает. Таким образом, возможность произвольного обвинения в антисемитизме, для некоторых лиц, выдающих себя за евреев, - надежная индульгенция от любой критики в свой адрес.
Как тут не вспомнить знаменитого еврея-антисемита Игоря Губермана?-