Некий молодой человек на выпускном вечере перепил спиртного и, не сдержав весенних чувств, ссильничал одноклассницу. Наутро, ужаснувшись содеянного и не решаясь показаться на глаза родителям, учителям и друзьям, молодой человек удалился в пустыню, дав обет никогда не возвращаться к людям. В пустыне он и прожил шестьдесят шесть лет, питаясь акридами и кореньями, под конец жизни прослыв среди кочевников почти святым.
Тем временем в городе в свой срок родилась девочка, выросла, вышла замуж, родила девочку, нареченную Марией, та тоже выросла, вышла замуж и родила мальчика, нареченного Иисусом. Иисус прожил на земле тридцать три года и вознесся в Царствие Небесное.
Встретив Иисуса в Царствии Небесном, сказал ему отшельник: "Велика милость твоя, господи - простил ты грехи мои тяжкие, понял, как глубоко и искренне мое раскаянье, сказалось мое пустынное подвижничество!". "Здесь неуместен пафос и ни при чем твое шестидесятишестилетнее безделие, а взят ты в Царствие Небесное за единственный совершенный тобой в жизни поступок, благодаря которому ты - прадед мой" - ответил Иисус.
Мораль: Иисус своей жизнью и своим воскресением сделал оправданной и целесообразной жизнь миллиардов "инфузорий", генетически предшествовавших ему...
Жаль, конечно, что притчу приходится сопровождать моралью, но без нее никто не чувствует, что суть притчи - просто иллюстрация десятой заповеди.
2. Друг мой, Колька, на днях брякнул невпопад и невзначай о себе, что он - протестантский буддист и ушел вскоре, а я вдруг задумался. Колька - авиаконструктор, человек, конструктивный по определению, в свои пятьдесят лет находится в отличной физической и умственной форме и уж что-что, а себя-то знает... Что же в нем есть эдакого буддистского и протестантского и чего не хватает христианского и магометанского. Да и в целом, что является краеугольным камнем каждой из религий, если говорить об этом нормальным человеческим языком, без лишнего придыхания и прочей шелухи.
Вера, надежда, любовь - общеизвестные основы ортодоксального христианства. Протестантство имеет совсем другой базис: личная свобода (свобода мысли, духа, слова, совести и, как следствие, свобода вероисповедования), личная ответственность (перед собой и перед Богом), труд (работа, созидание). В буддизме, изначально, только отрицание отрицания: отказ ото лжи, насилия и страха. Давайте попробуем перевести эти принципы в область положительных значений: вместо отказа ото лжи будет знание, понимание и передача этих знаний (думай и понимай - заповедь 3!). Отказ от насилия (кнута) подразумевает построение отношений, основанных на удовольствии (пряник), т.е. современными словами - чувствуй, сопереживай и наслаждайся (заповедь 4!). Отказ от страха, любого, но, в первую очередь, страха смерти, эквивалентен призыву жить (заповедь 10!).
В общем, получается, что смесь протестантства и буддизма не так уж и нелепа, а если к ним добавить ортодоксального христианства, получается еще лучше - все десять заповедей! Не исключено, что если к этой смеси да капельку исламских принципов, то получим совершенный коктейль экуменизма.
3. Сын мой, уже давным-давно, на первом курсе института, вернулся с занятий и рассказал, в качестве прикола, что преподаватель математического анализа - 20-летний выпускник мехмата МГУ, вундеркинд из среднеазиатской республики, которого все студенты держали за "чурку" и не любили за занудство, - брякнул на семинаре, что смысл жизни человека - в изучении математического анализа. Так и есть - поддержал я коллегу. К сожалению, ребенок мой тогда был слишком переполнен радостью жизни и молодым пивом, чтобы понять простую истину: Бога невозможно понять без понимания вечности (Eternity) и бесконечности (Infinity), а проще всего это дается человеку именно при изучении бесконечно малых и бесконечно больших чисел, пределов, последовательностей и рядов, чем и занимается математический анализ! Понтию Пилату на его вопрос "Что есть истина?" можно было бы ответить: "Предел суммы знаний при интеллектуальной работе, стремящейся к бесконечности", но он тоже не знал математики, а современные отроки не знают и его самого... Впрочем, безнадежным гуманитариям, могу посоветовать другой путь - английского поэта Уильяма Блейка:
"To see a World in a grain of sand,
And a Heaven in a wild flower,
Hold Infinity in the palm of your hand,
And Eternity in an hour."
или, в переводе С.Я. Маршака:
"В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир - в зерне песка,
В единой горсти - бесконечность
И небо - в чашечке цветка."
в 2012 году я придумал другой перевод, как мне кажется, более точный:
"В одной минуте ведать вечность,
В одной песчинке - бесконечность,
Вселенную сжимать в руке
И рай увидеть в васильке!"
4. Однажды тренер по йоге сказал мне: "Странно, что Вы с таким энтузиазмом занимаетесь пранаямой и так скептически относитесь к самим йогам и их философии". Я стал размышлять над этим вопросом и вспомнил, как в 2006 году вместе с женой ходил по некрополю Вестминстерского аббатства, бережно, боясь затоптать прах пророка. Рядом с могилой Ньютона мы увидели могильный камень, на котором была начертана формула, выведенная усопшим, а следом еще плита, с надписью "инженер" и изображением маяка, который он построил. "А у тебя что будет написано?" - спросила жена, - "Десять заповедей", - не задумываясь, ответил я (потом, правда, сочинил иную эпитафию). Тогда нам стало понятно, что значит судить о человеке по его делам: мера человека, это не просто сумма его свершений, и не только творческий продукт, который он оставил после себя людям, но это творение еще обязательно должно быть востребовано...
Наличия творческой энергии недостаточно для созидателя, ведь энергия - лишь способность совершить работу, но и совершенной работы мало - ее нужно суметь передать другим людям. Мало аккумулировать в себе "кундалини" и мало выплеснуть ее, переведя в тепло, что делают йоги (Земля и без них перегревается), важно суметь за счет своей внутренней энергии совершить полезную творческую работу, все равно, физическую, умственную или чувственную и передать ее плоды своим детям, если их нет - ученикам, на худой конец, хоть кому-нибудь, но и детей, и учеников, и просто последователей, нужно еще и воспитать, чтобы они восприняли это наследие, но и этого мало: для истинного восприятия наследники сами должны поработать. Таким образом, развитие творца происходит на три такта: созидание творческого продукта; его дарение; восприятие дара. Иисус никогда не стал бы Христом без апостолов, Павла и миллиарда верующих христиан. С каждым искренним возгласом "Христос воскрес!" воскрешение Христа становится все достовернее.
Йоги в течение тысячелетий создавая замечательную систему развития и управления внутренней энергией человека, средством подменили цель: у них не найти продуктов творческого труда - ни формул, ни маяков, ни музыки, ни стихов. Быть может, у йогов нет могил, потому что на них нечего писать...
5. Взрослая дочь спросила: "Почему ты ищешь истину в стихах, разве нельзя передать достоверную информацию прозой". Конечно можно, но при пересказе прозаического текста велика вероятность его искажения, вольного или невольного. Стихи исказить сложнее. Заратустра в пересказе Ницше говорил: "Кто пишет кровью и притчами, тот хочет, чтобы его не читали, а заучивали наизусть". Еще вернее кодировать сокровенное знание не только стихами, но и музыкой - при этом передается не только ментальное и эмоциональное послание, но даже физическое состояние человека-творца, или просто Творца... В этом особенность великой духовной музыки.
Часто поэты и композиторы не столько творят стихи или музыку на базе личного опыта и труда, сколько просто слышат и записывают готовые фразы, существующие до, вне и помимо человека. При этом гениальность состоит не столько в том, чтобы услышать божественные звуки, сколько в том, чтобы донести их до слушателей без искажения. Только гениальный художник сможет донести до зрителей не только увиденный образ, но и свои чувства и свои мысли (чувства и мысли, которые он воспринял, пережил и осознал своими). Приведу простой пример: у Пушкина: "Я помню чудное мгновенье, Передо мной явилась ты," и у бездаря, высмеянного Высоцким: "я помню это чудное мгновенье, Когда передо мной явилась ты!". В стихах и в музыке фальш очевидна для любого человека, имеющего слух, а для людей неподготовленных, бесчувственных, сокровенное знание не предназначено.
6. Сидели мы с Фомой за маленьким столиком в дешевом кафе, он задавал мне сложные вопросы, а я давал на них простые ответы. "Что есть Бог?" - "Творец, Созидатель". "Что есть Любовь?" - "Внутренняя тяга души к творчеству, стремление к созиданию. В частности, любовь мужчины и женщины есть просто желание иметь общих детей". Потом он сказал, будто есть противоречие в моих утверждениях, о том, что Бог есть везде, а души в столике нет, да и что такое душа? Я сразу не ответил, обещал подумать. Известно, что душа - "искра божья", составная часть, элемент Бога. Если трактовать Бога как Творца, то и душа должна обладать способностью созидать по собственной воле, своей внутренней потребности нечто новое, доселе неизвестное ("душа обязана трудиться!"). Поэтому в косной материи Бог есть, а души нет, или, по крайней мере, она не проявляется в нашем пространстве, покуда и поскольку эта материя не проявляет воли к созиданию (чайный столик в кафе не предлагает нам по своему усмотрению божественный нектар, не принимает участия в мозговом штурме и не помогает найти формулу любви).
Продолжая разговор за столиком в кафе, Фома спросил, признаю ли я христианскую Троицу - Бога-Отца, Сына и Святого Духа или его триаду - Бога-Отца, Мать и Дитя. Я ответил, что, конечно, признаю и то, и другое, однако, мне ближе взгляд Магомеда и мусульман, которые в Аллахе видят Единого Бога в целостности и единстве, а не раскладывают его на составные части. Конечно, если чувства и разум не вмещают некий большой и сложный объект целиком, его можно разложить на проекции, например, в трехмерном пространстве любое тело определяется по своим трем проекциям, но не нужно забывать, что осей координат может быть сколь угодно много, проекции - разные, а объект - един и неизменен при переходе от одной системы координат к другой. Единый Бог инвариантен к религиозной системе.
7. Каждый день после плавания и ныряния я в результате быстрого перехода от гиперкапнии к гипероксии испытываю приступ эйфории, который иногда длится весь день. Однажды я задумался: а можно ли придумать универсальный рецепт счастья, пригодный для каждого, а не только для свободных ныряльщиков. Ответ пришел во время одного из таких приступов эйфории. Рецепт очень прост:
Старайтесь избегать лени, лжи и насилия.
Ежедневно практикуйте творческий труд, пост и молитву.
Откажитесь от стремления к деньгам, власти и славе.
Ощутите бога в себе и свою связь с Единым Богом.
Наполните душу верой, надеждой и любовью к Единому Богу.
Рай на Земле наступит, когда все люди начнут жить по написанному... :)))
8. Темной ночью свет далекой свечи можно принять за свет звезды. Луна затмит любую звезду. Невозможно из триллионов звезд объективно определить ярчайшую. Солнце не греет чужие планеты. Нет пророка в своем отечестве. Лишь пришедший к Единому Богу найдет и свет свечи, и отблеск Луны, и вспышки Сверхновых звезд, и тепло Солнца в своей душе, осознает их связь и единство, и истинный масштаб в себе и вне себя. Почти о том же двести лет назад писал Уильям Блейк: