Аннотация: Рунические надписи, найденные в староверческом молитвеннике, отправляют героев на поиски в пещеры Бурятии. Символы и знаки приводят Максима, Алёну и Эрдэма ко входу в Навь... Им предстоит найти и вернуть в мир людей утраченные древние знания
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
1
2
Машкович Б. Лучи Ра [Электронный ресурс]. Улан-Удэ, 2014. 48 с. URL:
http://axss.ru
Продолжение приключений, начатых в книге «Нимб Сатаны».
Рунические надписи, найденные в староверческом молитвеннике,
отправляют героев на поиски в пещеры Бурятии. Символы и знаки
приводят Максима, Алёну и Эрдэма ко входу в Навь…
Им предстоит найти и вернуть в мир людей утраченные древние
знания
Машкович Б., 2014
3
Часть первая
РУНЫ И ВЕРЫ
Приближалась полночь. Самые нетерпеливые уже запускали фейерверки,
отмечая приход Нового года. Это был их первый праздник, который они встречали
вдвоем.
Предупредив родителей и друзей, Максим с Алёной накрыли стол на двоих.
Маленькая елочка с золотистыми игрушками украшала его.
Когда отзвучали официальное поздравление и бой курантов, Максим поднял
бокал с шампанским:
– Пусть следующий год будет нашим. За нас, милая. За Судьбу, нас
соединившую.
– Пусть будет нашим, – тихо повторила Алёна. – Мне хорошо с тобой.
Звякнули, встретившись, бокалы. Начался 2013 год.
Они достали приготовленные подарки, лежавшие под елочкой, и обменялись
ими.
Алёна сразу же надела на себя подаренное ей настоящее шаманское зеркало –
защиту от влияния злых духов, а Максим осторожно перелистывал страницы
старинного рукописного молитвенника староверов.
От книги исходил сладкий аромат ладана и воска, было видно, что ей активно
пользовались, часть страниц была с каплями от свечей, переплет полностью
отсутствовал, страницы выпадали из блока.
– Спасибо, любимая, – целуя и привлекая ее к себе, сказал он. - Где ты нашла
такую прелесть?
– А вот, нашла, – хитро улыбнулась она.
– Люблю, люблю, люблю! – увлекаясь поцелуями, шептал он в маленькое
ушко. – Подожди минутку, у меня есть одна идея.
Он прошел на кухню и вынес из нее стол и табуретки, затем принес и
постелил на пол ватное одеяло, накрыв сверху покрывалом.
В ушедшем году ЖЭУ все же подключило их дом к центральному отоплению,
4
но печи все жильцы решили оставить. Вот она и пригодилась сегодня, став в эту ночь
маленьким камином.
Они погасили свет и под треск горящих полешек, освещаемые лишь
всполохами огня, пили шампанское, закусывая мерзлым шоколадом, и каждая
минута этой ночи была для них наполнена волшебством. Им не нужны были ни
телевизор, ни компьютер, когда они были вместе.
На длинных новогодне-рождественских каникулах на работе изменили график
дежурств, разрешив быть «на телефоне». Отдежурив свои четыре дня и передав
служебный смартфон сменщику, Максим решил заняться подаренным ему
молитвенником.
Нужно было разобрать блок на тетради, почистить страницы и попробовать
определить по бумаге примерный год написания книги.
Он очистил корешок от остатков клея и кожи, разрезал нити и отделил
тетради. Штампов бумажных фабрик на листах не было, значит, книга была еще
старше, чем он предположил вначале. Это подтвердилось филигранями, которые
хорошо просматривались «на свет». По ним он определил, что бумага была
изготовлена в XVII веке.
Мягкой кисточкой Максим выметал с изгибов страниц крошки клея, удалял
капли воска, и вдруг заметил какой то знак, нарисованный возле самого сгиба и
поэтому не видный в сшитой книге. Его, похоже, нарисовали иглой, таким он был
мелким. Достав лупу, Максим разглядел знак.
Это был неизвестный ему рунический символ. С еще большим увлечением он
начал просматривать остальные листы. Вскоре он уже перерисовывал на лист
найденные им знаки. Они оказались на каждой седьмой странице тетрадей, при этом
в промежуточных тетрадях два листа с седьмыми страницами отсутствовали, и
только одна последняя надпись оказалась на шестой странице тетради. У него уже не
было сомнений, что это руны.
5
Вечером все опять собрались у Максима. Рассмотрев через лупу символы на
страницах книги, Эрдэм сказал:
– Точно руны. Вот эта последняя запись мне встречалась, она на тюркском
языке и означает Тенгри или Вечное Синее Небо, которому поклонялись древние
племена, к тому же посмотрите, она отличается и по краске, и по написанию от
остальных, скорей всего ее дописали поздней. Остальные руны другой языковой
группы. Включай компьютер, сейчас мы их найдем.
Сверив имеющиеся изображения с различными группами рун, они нашли
нужные – славяно-арийские. Перевод получился такой:
Веды
Ии Ра
в печере
верни в Мир
--------------
--------------
их хранит
– Малопонятный текст, – прочитав еще раз, сказала Алёна, набирая
поисковый запрос. – Нужно поискать еще информацию. Смотрите, что я нашла! У Ра
6
кроме руны, есть еще два символа, это круг и диск с семью лучами в круге. А знак "I"
это не буква "и", а обозначение луча Ра.
Значит там не "Ии", а лучи Ра или лучи Сияния Истины Всевышнего. Вот что
это значит! Хотя все равно непонятно, где они, – с легкой грустью подытожила она.
– Ничего, найдем, – улыбнулся ей Эрдэм. – Опыт уже имеется. Ладно, я
побежал. Созвонимся.
Проводив Эрдэма, Максим вернулся в комнату и обнял сидящую за
компьютером Алёну.
– А теперь, признавайся, милая, где ты нашла книгу? Похоже, нам сейчас
любая информация будет полезна.
– В Тарбагатае нашла, – Алёна обхватила руками его за шею, притягивая к
себе. – Помнишь, после «конца света» я ездила к семейским? Там на улице ко мне
подошел старичок и предложил эту книгу. Мне она понравилась, вот и взяла для
тебя.
– Молодчинка моя, – шепнул он ей, целуя – Но какая связь между
христианами староверами, Ведами и Тенгри? Ты что-нибудь знаешь об этом?
– На территории Бурятии старообрядцев начали селить с разрешения
Екатеpины II «особливыми слободами» в XVIII веке. Сейчас они в основном
проживают в Тарбагатайском, Мухоршибирском, Бичурском и Заиграевском
районах, но есть и отдельные села в других районах.
Но староверы не только христиане, у них очень много различных толков,
которые считают сектами, например беспоповцы, темноверцы, дырочники и другие.
– Дырочники? Это еще кто такие? – заинтересовался Максим.
– Эти не признают икон, считая современные не освященными, а древние
оскверненными от обладания чужеверцами. Поэтому..., – Алена вдруг замолчала и
выпалила, – Они поклонялись на восток – небу! Для этого в восточной стене дома
делали дырку, за что и получили прозвище.
А еще есть «землепоклоники», но ведь если чтут землю, значит и небо тоже.
Так что связь с Тенгри в общем то есть.
Тенгри (Вечное Небо) – изначально назывался Всевышний – Высшая
7
Космическая Сила, которая сотворила мир и стала его основой. Это знание
объединило народы ариев и тюрков, но поздней Тенгри стало именем бога, и
ведическое знание превратилось в религию тенгрианство.
Вторая сторона этого познания Высшей реальности – шаманизм, как практика
взаимодействия человека со Вселенной. Аналогичным был и славянский ведизм, в
котором функции шаманов выполняли волхвы, одновременно бывшие и хранителями
знания о Едином.
Славяне и тюрки тысячелетиями были рядом, и это взаимодействие
отразилось во всем...
Эрдэм отложил сборник статей по тенгрианству. Руническая надпись на
древнетюркском Тенгри была не случайной, вот только и темный кружок над руной
тоже имел какое-то значение.
После разговора с Максимом о семейских, придя домой, Алёна, достала папку
с собранными материалами и нашла статью, в которой говорилось о проводимых
староверами обрядах поклонения земле:
«... именно у старообрядцев появляются религиозные толки, где прихожане
поклоняются Матери Сырой Земле. В ХIX веке у семейских Бичуры, Мухоршибири
и Большого Куналея образовался толк «землепоклоников»...
Старообрядцы
сохранили
и
многие
верования
древнеславянского язычества. В том числе и свой особый праздник
Матери Сырой Земли - Духов день...»
«... Мать Сыра Земля – это славянское олицетворение земли. С
культом ее почитания связано поклонение Верховной Богине Макоши,
жене Бога Велеса, богини земли, судьбы, урожая, женского начала в природе.
Символ Макошь – древний славянский ведический символ..."
«То что нам и надо», – довольно подумала Алена, откладывая статьи.
Утраченные страницы были аккуратно отделены, это могло означать только
одно, человек, удаливший страницы, знал о надписях и сохранил их. Значит и слово
«Тенгри», скорее всего, дописано им, как указание на то, где искать эти страницы.
8
«Что ж, попробую понять, что он нам хотел передать», – раскладывая
страницы с надписями, размышлял Максим. – То, что Лучи Ра скрыты в пещере
понятно, «печера» – древнеславянский вариант этого слова. Недостающие записи,
вероятно, указывают на ее местонахождение».
Максим опять взял лупу, чтобы разглядеть надпись «Тенгри», черный круг
над руной
отличался от нее более темным цветом.
Он открыл сайт, на котором вчера Алёна нашла символы Ра, там же был и
черный круг, он означал пребывание Ра во тьме и символ Чернобога – правителя
подземного мира.
Далее шла информация о движениях луча, рождении богов и их числовых
значениях. Священным числом Русов была цифра 7, а вот 6 соответствовала богу
Велесу, ведавшему о Волшебной Власти, связи Верхнего и Нижнего мира.
Тенгри на 6 странице тетради и черный круг над руной указывали опять на
пещеру. Из древнетюрских племен на
территории Бурятии было наиболее
известно племя хунну. Возможно,
надпись указывала на наличие рядом
с пещерой какого-то археологичес-
кого памятника, связанного с хунну.
Он опять посмотрел на руны,
сейчас без лупы, черный кружок
практически слился с руной, и получившийся знак
был чем-то знаком ему.
Максим вспомнил прошлогоднюю поездку к горе Баин-Хара, пещеру и наскальные
рисунки, было в их линиях что-то похожее. Рисунок походил на ... увиденный им там
петроглиф человек-птица.
Петроглифы или писаницы были на многих стенах пещер Бурятии, а вот
именно человек-птица едва ли имел широкое распространение.
«В Бурятии более 300 пещер, и не все изучены, поэтому надо будет начать с
тех, которые находятся в районе проживания староверов и подходят под
предполагаемые условия», – решил Максим.
9
В книгохранилище нашлись тексты славяно-арийских Вед. Не в полном
объеме, но и то, что удалось найти, дало Эрдэму повод для размышлений. Согласно
ведическим знаниям древних славян мир делился на Явь, Навь и Правь.
Подземный мир, который его сейчас интересовал больше остальных,
назывался Навь Темяная. Это были владения Чернобога – владыки Севера, супруги
его – богини смерти Мары (Морены) и помощника Ния (Вия), способного убить
взглядом.
Вход в Навь охранялся, как писалось, в основном чтобы предотвратить
проникновение демонических существ в Явь, мир, где жили люди. Правь была миром
богов. Там же в Нави находился и славянский ад, именуемый Пекло, поэтому
желающих пройтись по этим сокрытым местам не находилось. Помимо прочего, мир
Нави был незримым.
Фактически это были те же самые Верхний, Средний и Нижний миры,
известные им по предыдущим поискам. Именно в эти миры они в день конца света
отправили информационный луч. «Не был ли это Луч Ра ?» – пришла Эрдэму мысль.
Возле ледяной купели в форме креста православный священник читал
молитву. Завершив, он опустил в воду крест, освящая ее.
Несмотря на январский мороз в -33 градуса к иордани, выпиленной во льду
реки Селенги близ Свято-Одигитриевского собора Улан-Удэ, потянулись желающие
пройти обряд очищения в святой воде. Они входили в воду, окунались с головой, и,
осеняя себя крестным знамением, выбирались, освобождая место другим...
Сегодня, февральским вечером, проводили обряд Дугжууба, и Эрдэм, как и
другие многочисленные верующие, приехал в Иволгинский дацан, чтобы бросить в
очищающее пламя костра все неприятности уходящего года.
Лама в бордово-желтом одеянии, произносил слова молитвы, освящая
подготовленное для костров место, отзвучали слова, и по его знаку зажгли огонь.
Ритуальный костер уничтожал все духовные препятствия, все болезни, потери, беды.
В него верующие бросали табаланы (фигурки человечков) из теста, которым люди
снимали с себя все негативное. Огонь двух костров разгорелся, взметнулись вверх
языки пламени и искры, очищая собравшихся и подавляя злые силы.
10
До завершения года дракона оставался один день.
Священнослужители через молитву освящали стихии, после чего вода или
огонь обретали новые свойства, становясь очистительными, и никто не считал такое
язычеством. Теперь это были тысячелетние обряды новых вер. Вер, возникших на
уходящих в древность корнях ведических знаний, которые оказались живыми и
пустили новые побеги, понемногу проламывая положенные за многие века поверх
них запреты.
До этого ей еще не приходилось спускаться в Нижний мир. Вечер уже
переходил в ночь, стемнело. В небе среди редких облаков светила рождающаяся
Луна.
Алёна включила на смартфоне запись звуков бубна, легла на пол и одела
наушники. Она хотела разведать путь в Нижний мир. Алёна уже знала, где находится
гол, центр, соединяющий миры, через который уже поднималась, проводя обряд
возле Табан Хургана.
Погрузившись в состояние онгод ороод, вызвала духа-помощника и воспарила
вверх. На этот раз она была в образе белой совы. Ее охватило чувство радости,
окружающий мир восхищал.
Вскоре подъем прекратился, увидев внизу газарай урхэ (земли отверстие), она
устремилась к нему в пикирующем полете. Проскочив границу миров, оказалась в
широком тоннеле, темном и сыром в начале, по дну которого текла река Долбор.
Следуя по ее течению, Алёна не заметила, как стены тоннеля исчезли, под ней
расстилалась степь, переходящая в заснеженные горы. Было пасмурно.
Горы стремительно приближались. Она уже видела крутые склоны скал. Ее
внимание привлек темный провал входа в пещеру. Но время первого путешествия
истекло, звуки бубна стихли, и прозвучало четыре резких удара, пора было
возвращаться.
Она по широкой дуге развернулась, запоминая окрестности, и полетела назад,
туда, где из темного тоннеля вытекала река.
Алёна открыла глаза и села, потом достала тетрадь и записала все увиденное.
11
Часть вторая
РИСУНКИ НА КАМНЕ
Заселявшие Сибирь русские скалы с рисунками называли «писаными
камнями», а сами рисунки – «письменами», «писанцами» или «писаницами».
Петроглиф «человек-птица» в пещере горы Баин-Хара, относился к
селенгинской группе, он был нарисован красной охрой,
растертой на жире. Похожее изображение Максим нашел
только на фотографии из пещеры Темниковской, а вот
изображений птиц с характерным раздвоенным, как у
коршуна хвостом, но напоминающих ноги, было больше.
Кроме
степных
селенгинских
петроглифов,
различали еще группы – лесные и кяхтинские, различные по
технике исполнения, датировке и сюжетам. Самые старые
из них – кяхтинские – времен позднего каменного века, лесные относились к
бронзовому веку, а степные к позднему бронзовому веку и времени скифов.
Открыты наскальные рисунки были в 30-х годах XVIII века, до прибытия в эти места
на поселение старообрядцев.
Почти половина всех найденных писаниц-петроглифов находились в районе
реки Селенги, в основном на скалах побережья, островах и на лесистых склонах.
Был и еще один интересный момент, на который обратил внимание Максим, в
южных районах Бурятии были характерные изображения символов, называемых
солярные, которые выбивали на поверхности камня. Это круги, в том числе и с
крестом внутри, известные, как символ земли, единение четырех стихий. А в
ведических знаниях русов солнечный знак означал символ бога Хорса (Ход Ра
Силы), отвечающего за движение Солнца.
Знакомясь с материалами исследований археологов, Максим обнаружил еще
более интересную информацию о захоронениях VI-III тысячелетия до н.э., с
характерным для древних русов способом погребения – яма, обильно посыпанная
красной охрой, считавшейся особым знаком для проводника в подземный мир
Велеса, означавшая, что это свой (красный, светлый). При захоронении усопшему
12
придавалась особая поза (ноги согнуты в коленях). Стоянки и могильники с такими
захоронениями были обнаружены в Кабанском, Еравнинском и Иволгинском
районах.
Граница хуннского государства
проходила по южной части Бурятии между
рек Селенга, Джида, Чикой и Хилок.
Именно там археологами были найдены
могильники и городища хунну.
Чаще всего крупные могильники
были расположены на вершине отдельных
гор или возвышенностей, а также вблизи
воды.
До хунну на этих территориях жили монголоязычные племена, оставившие
после себя многочисленные плиточные могилы, имеющие ограды в виде
прямоугольника из каменных плит, поставленных на ребро и возвышающихся над
основной частью кладки. Поздней эти племена вошли в состав хуннской империи, и
именно с ними связывают отсутствие в
Бурятии
петроглифов
времен
государства хунну, несмотря на то, что
их нашли в соседней Монголии.
Еще
более
загадочны
располагающиеся на склонах и у их
подножия, сложенные из камней,
курганы-керексуры, имеющие ограды
разных
форм:
круга,
квадрата,
прямоугольника, трапеции и поминально-жертвенные сооружения. Бывает, что
внутри круга камнями выложены радиально расходящиеся «лучи».
Курганы-керексуры были оставлены прототюрками, европеоидными группами
населения, как считается, пришедшими с запада. Монголы называли этот народ –
хиргис.
13
«Вот и проявилась связь с тюрками, а ведь и у русов издревле существовала
традиция захоронения в курганах (жальниках)», – завершая чтение, подумал Максим.
Отсмотрев десятки снимков наскальных рисунков и прочитав материалы
археологов, он решил ограничить выбор пещерами, которые были расположены в
той части Бурятии, где преобладала селенгинская группа петроглифов.
Кроме уже известной им пещеры в горе Баин-Хара, Максим выбрал пещеру в
10 км от Тарбагатая, в которой епископ Афанасий в годы репрессий прятал
церковное имущество и книги; пещеры на Иволгинской сопке; пещеру-грот недалеко
от с. Старая Брянь в Заиграевском районе; пещеру Темниковскую в Селенгинском
районе. Их объединяли писаницы с изображением человека-птицы и близкое
проживание староверов.
В тетрадях ученого Алёна нашла описание очистительного обряда перед
поиском наскальных рисунков, считавшихся работой бурхана. Обращающиеся,
бросив в огонь костра траву, по очереди очищали её дымом свои ноги, прежде чем
ступить на скалы. Затем из деревянной чаши самый старший со словами молитвы,
брызгал три раза в направлении утеса водкой, испрашивая разрешение у бурхана –
духа скалы.
Далее в тетради шли описания наскальных рисунков, приводились зарисовки.
Практически все места расположения писаниц сопровождаются наличием
жертвенника, в котором при раскопках находили
остатки приношений, начиная с века их создания.
Места с наскальными рисунками становились
сакральными, там уже в каменном веке первыми
жрецами проводились обряды поклонения
тотему, предкам и древнейшей охотничей магии.
Шаманские петроглифы чаще всего
изображали фигурки людей, животных и птиц.
Сам шаман нередко выделялся ритуальной
шапкой с рогами. Положение ног, согнутых в
коленях, показывало исполняемый танец.
14
Духи имели образ антропоморфных фигур с птице-звериным обликом.
Основной сюжет писаниц – круги или
прямоугольники (оградки), внутри или возле
них множество пятен, крестов, звериные и
человеческие фигуры, которые обычно стоят в
ряд, взявшись за руки, означая род, единство.
Беркуты или соколы – очень часто парят
с
распластанными
крыльями.
Особое
почитание орла, выразилось в широко
распространенном изображении лунокрылых
птиц, от птиц-людей их отличает цельный
веерообразный хвост.
Отношение петроглифов к шаманским обозначалось изображением бубна,
солярных и геометрических знаков.
Но часть петроглифов со временем была утрачена. Так, например, ученые
упоминали рисунок оленя со знаком солнца в рогах, когда-то находившийся у
подножия Шаманских гор на берегу реки Селенги, поздней уничтоженный при
строительстве моста. Теперь на вершине этого утеса стоит скульптурная композиция
«Олени». Из 150 описанных петроглифов горы Бага-Заря ныне осталось только 10,
нет больше писаниц в районе Сотниково, Гурульбы, осталась малая часть в
местности Тологой, и этим список далеко не исчерпан.
15
Часть третья
ТАЙНЫ ПЕЩЕР
(Баян Тогод, 1,7 км от п. Иволгинск)
В эту лунную ночь им снился почти одинаковый сон.
Он видел, как всходило солнце, и снег на склоне сопки окрасился в нежно-
розовый цвет. По направлению к ее вершине в небе на скачущем вороном коне
перемещалась всадница. Белым шлейфом за ее плечами развевался платок. Хозяйка
возвращалась
к
своей горе.
В это же
время
Алёне
снилась
другая
женщина
на
черном
скакуне.
Она
была
шаманкой, уже не
первый
век
совершавшей
бесконечный путь между горами Баян-Ундэр и Баян-Тогод. Алёна видела ее
смертельно усталое лицо и запыленные дорожной пылью одежды. Никто не решался
поставить дом на линии ее пути, боясь несчастий. «Не ходи на эту гору, сестра», –
услышала она удаляющийся голос.
Сопка, напоминающая голову, имела много названий – Баян-Тогод (Богатый
павлин), Тологой (Голова), Острая гора, но самым известным было Иволгинская
сопка. Каждый видел в ней разное – голову девушки, павлина, морду носорога...
Все легенды о Баян-Тогод были связаны со смертью: и о приснившихся им
всадницах, встретивших здесь свою погибель, и не менее зловещее предание о
живших в этой долине трех богатырях и колдуне. Боялся их колдун, мешали они ему
прибрать к себе всю долину. Заманил он богатырей хитростью на эту сопку и
16
превратил в каменные фигуры, которые и сейчас стоят на юго-восточном склоне, но
небо наказало его за коварство. Молния поразила колдуна и под раскаты грома
разверзлась земля. Он упал в
образовавшуюся пропасть, в глубь
Иволгинской сопки.
Не раз уже природные
стихии предупреждали людей.
Так, в 1920-х годах молнией на
вершине был разбит субурган,
частью отлитый из чугуна на
Петровск-Забайкальском заводе.
Местные жители по очереди постоянно заправляли и зажигали горевшую в его нише
вечную зулу. От удара молнии субурган разлетелся на части, которые скатились
вниз.
Следующим было землетрясение в 1950 году, после которого окончательно
завалило крупными глыбами все входы в пещеру у подножия сопки. В этой пещере
не только жили древние люди, оставившие после себя петроглифы, в ней по легенде
располагался шаманистский храм.
С давних пор существует запрет женщинам подниматься на Иволгинскую
сопку, а гора регулярно собирает свою кровавую дань, притягивая к себе самоубийц,
прыгающих со скал южного склона.
Максим дочитал легенды и откинулся на спинку кресла. В этот раз
обследовать пещеры-гроты Баян-Тогод им предстояло вдвоем с Эрдэмом, рисковать
Алёной он ни за что не согласится.
Они выехала на 130-й маршрутке с площади Банзарова и через четверть часа
были в Иволгинске. Прошли поселок по направлению к сопке и стали подниматься
по заснеженному склону. Дорога привела их к беседке с информационным щитом,
установленным в начале туристической тропы, которой они и хотели
воспользоваться для нахождения пещер.
Миновав частью разрушенную плиточную могилу и заросли тальника, на
17
ветках которого трепетали на ветру хи морины и цветные ленты, они вышли к
ложбине. Первой встретилась небольшая ниша со следами шаманских обрядов, она
была так мала, что бегло оглядев ее, они, не задерживаясь, пошли дальше.
Оставив позади окаменевших "богатырей", спустились вниз и через заросли
кустарника, также украшенного хи морин и лентами, дошли до пещеры Гун-Саба.
Пещера-грот была небольшой, прикрытая сверху скальным козырьком
обрывистого склона. На левой стороне нашлись петроглифы, на стене и своде были
силуэты
птиц,
людей,
маленькие косые кресты и
широкий закрашенный круг.
Своды
сильно
закоптились от разведенного
когда-то прямо в гроте
костра, поверх писаниц кем-
то было нарисовано мелом
сердце. Видимо, для таких
посетителей
и
поставили
здесь табличку с просьбой беречь петроглифы.
Осмотр стен провели быстро, никаких скрытых щелей и полостей найти не
удалось. Затем они обследовали еще один грот, находившийся немного выше, пол
которого покрывало кладбище божьих коровок, и опять безрезультатно.
Тропа пошла вверх на вершину. У подножия одного из утесов темнел еще
проем, в который можно было
только проползти. Максим
скинул пуховик и шапку,
включил фонарик и углубился
в лаз, отталкиваясь локтями и
ногами. Сразу после входа
стало свободней, но потом
стенки опять сузили проход,
Максим светил вверх на
18
низкий потолок. Продвинувшись еще метра на три, он услышал впереди шорох и
рычание. Максим осветил пространство впереди себя и ... в ужасе отпрянул,
стукнувшись о низкий свод. Прямо перед ним с оскаленной мордой рычала, сверкала
в свете фонаря глазами крупная лиса. Даже не почувствовав боли от удара, с бешено
бьющемся от всплеска адреналина сердцем, он, отпугивая зверя светом, стал
понемногу пятиться назад.
– Эрдэм, вытягивай меня, – крикнул Максим, когда проход немного
расширился.
Отдышавшись на свежем воздухе и глотнув из термоса чай, Максим
предложил подняться на вершину, оставалось пройти совсем немного. Венчали сопку
субурган, воздвигнутый взамен разбитого молнией, да и тот уже был с отломленным
навершием, и большая тренога геодезического пункта.
Полюбовавшись открывшимся видом Иволгинской долины, положили
монетки и отправились вниз.
Вечером он переслал Алёне сделанные на смартфон снимки и рассказал об их
неудачных поисках. Оставалось надеяться, что страницы не были спрятаны в
заваленной пещере Баян-Тогод.
Следующая поездка предстояла в пещеру Святого Афанасия, находившуюся
за горой Омулевка недалеко от Тарбагатая.
Пещеры Святого Афанасия
(Жарчиха, 10 км от п. Тарбагатай)
Тарбагатай самый крупный старообрядческий поселок Бурятии. Считается,
что его название произошло от монгольского тарвагатай – место, где имеются
тарбаганы, но так называться он стал не сразу. Вначале это была слобода
Паргабентей, основанная в 1710 году, при этом документы XVIII века
свидетельствуют, что местные жители называли село Тарбатай.
Вполне возможно, что название села имеет славяно-арийские корни. Если
вспомнить, что староверы – хранители традиций допетровской Руси, в том числе и
Всеясветной грамоты, то первоначальное Тарбатай с древнеславянского может
19
означать: «тар» – земля, «ба» – дух, божественный исток Богов (которым у древних
славян был Род), «тай» – окончание, предел, вершина. В целом возможное значение –
Земля, где дух (или Род) достигает предела. Добавленное в более позднем названии
«га» – движение, путь, – получим – Земля, куда пришел Род (Всевышний), в
принципе то же самое, что и Земля где Всевышний.
В местности Боги, рядом с этим поселком, находятся пещеры Святого
Афанасия. В них в годы репрессий епископ Иркутско-Амурский Афанасий спрятал
церковное имущество и древние книги.
«Наверное, и староверческий молитвенник с рунами прошел через эту пещеру,
– Эрдэм работал в книгохранилище с дореволюционными книгами о староверах
Забайкалья. – Когда в 1950 году схрон был обнаружен охотником, и все найденное
вывезли на двух полуторках в Тарбагатай, часть книг разошлись по людям. Вот и
молитвенник мог быть среди них».
В Тарбагатай выехали в субботу. У Алёны там было много знакомых, и она
предварительно созвонилась, договорившись о возможном ночлеге. Через час их уже
встречали. Узнав, что они хотят посетить пещеры, им пообещали после того, как они
поедят, отвезти к горе.
Пироги черемуховые, с грибами, рыбные, щи, чего только не попробовал
Максим за этим щедрым столом, покрытым домотканой скатертью. После еды дед
Макарий с седой окладистой бородой и сетью веселых морщинок у глаз завел
"Москвич-412", и они поехали.
Не доезжая горы Омулевки, свернули на укатанную в подтаявшем снегу
колею, ведущую мимо бывшей базы геологов с ангарами-хранилищами образцов
пород, в падь Жарчиха. Остановив машину в глубоком узком ущелье, дед Макарий
вышел, и показал вверх на скалы, виднеющиеся среди сосен.
– Это и есть Боги, – делая ударение на последний слог, начал он. – Там на
вершине две пещеры. Я с вами подниматься не буду, а подъеду-ка часа через четыре
сюда же. Пещеру найдете легко по кресту священномученику Афанасию, который
там установили. Бог вам в помощь, – он перекрестил их и сел за руль.
Несмотря на то, что в Улан-Удэ мартовское солнце уже топило снег, здесь, в
20
тени скал и сосен, он лежал по-зимнему. Склон горы был крутым, поросший соснами
и словно сложенный из огромных камней, он заставлял не спешить, идти размерено.
Да и прикрытые снегом камни представляли опасность.
Почти час ушел у них, чтобы от сосны к сосне, от
камня к камню подняться на 200 метров до вершины.
Крест с табличкой был заметен издалека. Рядом с ним,
под выступающим из горы плоским камнем, чернел вход,
частично заложенный камнями, немного в стороне
нашлась и вторая пещера, называемая малой.
Вначале спустились в основную. Включили
фонарики и начали осматривать стены, пол и свод.
Пещера была достаточно просторной. Подозрительные
места проверяли специально привезенными стальными
щупами. Когда каждый обошел все стенки по три раза,
выбрались наружу. Все были немного расстроены
бесплодными поисками, поэтому горячий чай со свежими пирогами оказался весьма
кстати. Съев еще и по полоске
шоколада, с новыми силами спустились
в малую пещеру, над входом в которую
лежал обгоревший ствол сосны.
Уже через 5 минут щуп Алёны
стукнул по дереву, скрытому под слоем
глины. – Есть! – радостно оповестила
она всех.
Максим достал складной нож и
принялся снимать глину, под ней обнаружилась узкая дощечка, плотно пригнанная
между каменными стенками. От времени она разбухла, практически слившись с
камнем так, что даже острие ножа не находило щели.
Тогда в ход пошли отвертка и молоток. Понемногу одну сторону они
аккуратно расщепили, и доску удалось вынуть. За ней немного глубже, за слоем
сухого мха, оказалась еще одна заглушка, которую также, расшатав, достали.
21
В свете фонаря в каменной нише обнаружилась книга в переплете из кожи,
натянутой на доски, да медный крестик. В верхнем правом углу обложки была
выдавлена руна
.
– Это – берегиня, – Эрдэм узнал символ. – В книге что-то должно быть, раз ею
обозначили обложку.
– Хорошо, давай только заложим нишу опять, приберем щепки и выберемся
на свет. Алёна, держи находки, – он передал крестик и книгу, а сам стал собирать
щепки.
Эрдэм тем временем поставил на место обе дощечки, закрыв нишу, и заложил
наиболее крупными щепками появившиеся дыры. Собрали куски глины и растопив
руками снег смочили ее, когда глина размякла, ею опять замазали дощечку, а поверх
глины еще и землей напачкали, полностью скрыв тайник.
– Ну вот, теперь хорошо, – довольный результатом Максим выбрался из
пещеры, отошел подальше и закопал в снег остатки мха и щепок. – Теперь еще по
чаю и спускаемся неспеша. Спуск всегда опасней подъема.
Он по примеру Эрдэма отмыл снегом руки, взял у Алёны книгу и, открыв,
сразу узнал ее... Это был точно такой же молитвенник, как и подаренный ему. Только
в хорошей сохранности. Максим полистал его и попробовал разглядеть руны на
седьмых страницах, там ничего не было.
Они допили чай, делясь впечатлениями и по очереди листая книгу, сложили
инструмент и начали осторожный спуск.
Подъезжающий «Москвич» заметили еще со склона. Сев в машину,
определились, если успевают на маршрутку до Улан-Удэ, то едут сегодня. Всем не
терпелось узнать, нашли ли они недостающие записи, а заняться этим при хозяевах
было рискованно.
Но без чая их не отпустили. Опять накрыли стол. Впрочем, поели они с
удовольствием, аппетит был зверским. Попрощавшись с гостеприимными хозяевами,
искатели поспешили на конечную остановку маршрутки.
Вечером, разбежавшись по домам, чтобы умыться и переодеться, они опять
22
собрались у Максима. Две книги лежали на столике. Он уже убедился, что они
полностью одинаковые по содержанию.
В найденном экземпляре все страницы были в наличии, вот только никаких
рун у сгиба не было. Прощупав кожу обложки, Максим понял, что и под ней ничего
не спрятано, тогда он развернул книгу веером и посветил фонариком в промежуток
между корешком и блоком. Там что-то выступало, загораживая просвет.
– Эрдэм, подержи вот так, – показывая, он передал книгу, а сам достал
длинный хирургический зажим. – А ты, Алёна, свети туда. Достанем.
Щелкнув зажимом, он зацепил находку и стал аккуратно ее вытягивать. Это
была сложенная страница, у линии среза четко выделялась длинная руническая
надпись, еще одна оказалась на обороте.
Эрдэм взял лупу и переписал их, достав лист с распечаткой значения рун, он
занялся расшифровкой. Руны гласили: иди к богу Нави и короткая – темник.
– С первой понятно. К богу Нави, это в подземный мир. Опять пещера. А вот
Темник, это вроде поселок такой?
– Темник – это и река, – добавил Максим. – А рядом с ней есть пещера
Темниковская, помнишь, я показывал снимок петроглифов, на котором кроме людей-
птиц был солярный знак. Вот она, смотрите, – он вывел на экран картинку. – Круг с
крестом, а вот и еще один аргумент. Если смотреть страницу «на свет», то надпись
«темник» точно накладывается на слова «к богу Нави».
Так что собираем информацию, готовимся и едем.
Когда, проводив Эрдэма, он зашел в комнату, Алёна сидела с обиженным
лицом.
– Что такое, моя миленькая? Что не так?
– Ты сегодня даже не смотришь на меня.
– Что ты, я смотрю на тебя, даже когда закрыты глаза, – наклоняясь и целуя