'Марксизм-неосталинизм' в наши дни является одним из самых популярных 'левых' течений. Его идеологи не только называют себя поборниками справедливости и ведут крупные 'левые' силы, но считают Джугашвили отцом народов. В этом они настолько искренни, что объясняют нападение Германии на СССР происками троцкистов, одобряют сталинские чистки и убийства, объявляют голод 1933-го выдумкой провокаторов1. Они считают наступление пушечным мясом гениальным методом первого года советско-германской войны, приписывают Джугашвили и хозяйственный, и философский гений, и заслуги в обретении СССР ядерного оружия.
Начавшись с устранения ленинцев сталинской юстицией, стагнация социалистического движения долгое время поддерживалась диктатурой 'коммунистов'-бюрократов. Вытравив весь энтузиазм, сохранив жизнь и привилегии лишь самым благонадежным, сталинисты почти похоронили социалистическую мысль. Неосталинизм является агентством мелкобуржуазной реакции внутри социалистического движения, освещает его проблемы в ложном свете. Все это переформатирование классового сознания и вколачивание тезиса о единстве государства и трудящихся, патриота, христианина и русского, нужно исследовать и выработать к этому агентству реакции эффективное, активное противоядие, а не игнорировать из чувства собственного достоинства или мнимого недостатка времени.
Уличный и книжный, 'марксизм-неосталинизм' очень прост идейно, антинаучен и анти-интеллектуален. Это сумма 'азбучных истин', почти заповедей, переданных нам демагогами бывшего КПСС. На первый взгляд его идеи могут показаться детищем умственно отсталых, недостойными внимания. Это ошибка. Его сила - в обращении к инстинктам некультурных и амбициозных людей, а не в научной ценности содержания. 'Троцкисты, либерасты, дерьмократы... Долой нелегалов! Если не православный, то не русский! План Даллеса... Иосиф Виссарионович Сталин! Гагарин!' - таковы лучшие камни неосталинистов. Содержание и классовая роль этого будут рассмотрены далее, но смысл наиболее точно передается именно термином 'марксизм-неосталинизм', сокращенно - неосталинизм. Его приверженцы положительно относятся к делу Ленина, называют себя коммунистами, а старшее поколение может даже цитировать труды 'марксизма-ленинизма', и говорит о себе как о продолжателях дела Маркса, Энгельса, Ленина и Гагарина. Это делает их консервативными ревизионистами марксизма, ликвидаторским течением. В чем антагонистичность неосталинизма классовым интересам трудящихся?
Неосталинизм не признает классовой борьбы. Национальный взгляд на человечество, озабоченность или имитация озабоченности 'русским вопросом' дезорганизуют классовую борьбу, к выгоде буржуазии натравливают трудящихся одной страны на трудящихся другой. Это обычная для империалистов стратегия - создавать пугало внешнего врага, отвлекать. Умственную энергию трудящихся стараются рассеять, а эмоции направить против 'чуждого, строящего козни' Запада и космополитизма, дабы оградить от преступников соборность, православие, патриархальность, традиции русской общины и колхозов. В подобной деятельности некоторые продавшиеся буржуазии неосталинисты видят способ вставлять палки в колеса историческому прогрессу, облеплять рабочих националистическими баснями. КПРФ, ставя на ноги свою 'дочку' - национал-социалистическое движение 'Русский Лад', сгоняет и без того малосознательную, малообеспеченную молодежь под знаменами германского империализма (движение использует немецкий флаг). Невозможно противостоять социальной несправедливости с помощью полупьяных мистификаций, бесед о сионизме и заговоре против России. Национал-патриотизм только захламляет классовое сознание, а бенефициаром является буржуазия и ее прихвостни.
Агитация за национально-партиотический подъем ведется неосталинистами не столько из-за ущемленности собственных классовых интересов и желания поправить дело, сколько из чувства ностальгии по 'великой' державе. Это безыдейное стремление быть у власти. До критики капитализма как отдельного от национальностей экономического феномена неосталинисты, конечно, не доросли. Но как можно быть социалистом, в упор не замечая эксплуатацию человека человеком? По мнению выдающегося революционера XX века Л. Троцкого, 'национальная проблема вне классовых соотношений есть фикция, ложь и удавная петля для пролетариата'2. Нужно заметить, что апатия к экономической, решающей составляющей общественных отношений и метафизическое разделение на 'родной' и 'враг народа', а главное, навешивание эмоциональных ярлыков 'троцкист', 'космополитизм' типично для молодежи неосталинистских партий. Это вред рабочему движению, нанесенный неосталинистским оппортунизмом. Раскрывая заговоры разве что в собственном мозге, сторонники навешивания ярлыков и апологеты сталинизма только усугубляют положение трудящихся. Державность и патриархальный национализм неосталинистов ничто без третьего элемента - охоты на ведьм.
Неосталинисты завоевывают авторитет самыми дешевыми средствами, - это и нагнетание пафоса, и обращение к чувству национальной гордости, и частое вкручивание в разговор имен героев, и причисление себя к авангарду мирового коммунистического движения. Неверно упрекать неосталинистов в том, что они не ведут классовую борьбу. Враждуя со всем творческим и личностным, отказываясь признать буржуазное государство врагом трудящихся, неосталинисты находятся в рядах антагонистичной пролетариату и всякому общественному развитию феодально-капиталистической реакции. Теоретическая активность неосталинистов - это или приискание нужных фраз в 'марксизме-ленинизме', или новостное освещение деятельности неосталинистских партий, но ни в коем случае не изучение классовых сил и противоречий.
Массовая неприязнь 'левопатриотов' к демократическому началу в рабочем движении, к ленинской концепции партии, их подозрительность к свободе дискуссии, - это следствия не только невежества, но и продолжительной агитации сталинистов. Сам 'левопатриотизм' - это детеныш КПСС, перенявшей все нормы упадочного советского 'социализма'. Косвенно, через продвижение мифа о единстве интересов русского и отчизны, 'левопатриотизм' служит капитализму, весьма удачно перерабатывает внутренний протест, повышает престиж и устойчивость олигархо-бюрократической диктатуры.
Неосталинисты веруют в вождей прошлого и грядущих, но не в трудящихся, промышленность, технологию или идеи. Канонизация вождей может быть осуществлена только за счет унижения населения. Вождизм обслуживает, конечно, интересы крепостников, а не трудящихся. Вдобавок, приписывание отдельному человеку способности решать проблемы, с которыми под силу справиться лишь огромному коллективу может быть оправдано лишь классовыми интересами эксплуататоров, попыткой санкционировать произвол мнимой гениальностью. Если все жизненно важные решения принимаются вождем высшего ранга и его приказчиками и обязательны к исполнению всеми, это лишает большинство возможности управлять своей жизнью, пожизненно ставит простых тружеников на низшую ступень. Трудящиеся лишаются власти и прав, а приобретают обязанности и долги. Как можно тут говорить о свободном труде?
Паруса реакции надувает, конечно, невежество. Переформатирование классового сознания, исторические подлоги и подлую реакционную агитацию неосталинисты обороняют высокими соображениями морали, интересами империи. Истина и репрессивная диктаторская машина с обожествленным вождем на вершине, кто бы мог подумать, совпадают. Все, что подрывает миф Сталина-гения, например, XX съезд КПСС, объявляется ложью, предательством и заговором 'тех, кто ровнее других' против русского государства, даже против человечества вместе взятого3.
Неосталинисты идут по следам предшественников и рассматривают трудящихся как напрочь лишенных творческих и организаторских способностей, благонадежности, не способных организоваться без профессионального диктатора. По их мнению, родине необходима тирания. Зловонное наследство семейки Романовых и татарского ига передалось нам через самых благонадежных - через тех, кто прошел 'чистки'. Это наследство вопиюще противоречит задаче построения общества свободного, неэксплуатируемого труда. Его надо расстрелять интенсивной критикой.
Сталинский, тоталитарный социализм - это гигантская казарма для людей всех возрастов. Кому нужен такой 'социализм'? Властолюбивой кучке с манией величия, которая по самодурству может переселять, убивать, морить голодом, отправлять на каторгу, превращать граждан в пушечное мясо. Всегда на посту, по приказу как один все - тучей, со штыком наперевес, должны быть готовы атаковать. Во имя чего? Христианство? Родина? Надежда? - едва ли! Во имя пороков, которыми гнил еще крепостной абсолютизм. В наш социализм именно с этой стороны вливается отравляющий поток нечистот. Нашей задачей должно быть преодоление стереотипов и диктатуры мертвых в социалистической мысли. Свободным личностям не нужно ни белого, ни красного самодержавия!
Итак, 'марксизм-неосталинизм' - это зловонно паразитирующая на рабочем движении апология деспотизма, вождистский социализм без гражданских свобод. Это философия отчуждения. От марксизма в ней представлены даже не оболочка, но фрагменты оболочки, коммунистические фразы не связанные друг с другом, тем более с современным капитализмом. 'Марксистско-ленинистские' фанфары неосталинистов - это своего рода флаг, который призван отвлечь от глубокого трюма, из которого, как из фильма ужасов, норовит вылезти варварство. Безразличие к людям, тяга хоть к маленькому, но самодурству, стать приказчиком державным - вот что импонирует неосталинисту-варвару. Перековка общества в стадо, личности - в служанку администрации, подлости - в святость, - вот социальные последствия. С апологией произвола, миллионных жертв и муравьиного героизма миллионов нужно вести решительный классовый бой. Без победы над неосталинизмом невозможна концентрация сил и победа социализма!
Александр Машнин