Масленникова Елена Сергеевна : другие произведения.

Палитра развития человека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Палитра развития человека с нуля

  Порядок стимуляции кисти руки
  Восприятие тела. Знание своего собственного тела, рук, кисти, пальцев, ногтей. Знание того, как называются эти части тела. Обучение с помощью игр и детских считалок.
  Тактильная стимуляция. Тактильные ощущения в кистях рук тренируются с помощью различных материалов: песка глины, краски. Осязание является очень важным для развития способности оперировать правильным образом с достаточной точностью.
  Кинестетическое восприятие. Способность ощутить напряжение и расслабление пальцев.
  Ощущение того, какой из пальцев согнут или выпрямлен, не глядя на них. Научиться ощущать, что правое и что левое. Эти умения эффективно развиваются с помощью пальцевых игр и детских считалок.
  Осмысленная хватка кистью. Тренируется с помощью таких материалов, как кубики, "Лего", различные конструктивные материалы и головоломки. Для этого можно также использовать рисование карандашом и красками, шитье, нанизывание деревянных бусинок на нитку и раскладывание деревянные бусинок квадратиками.
  Противостояние большого пальца. Для того чтобы иметь возможность использовать кончики пальцев для осязания различных предметов, необходим большой палец, который может пододвинуть эти предметы к кончикам пальцев. Этот навык тренируется при помощи игр с пальцами, музыкальными тарелочками и куклами, одеваемыми на пальцы, глиной и с помощью резания ножницами.
  Доминирование кисти руки
  Мозг состоит из двух полушарий, правого и левого, и каждое из них управляет противоположной стороной тела. У новорожденного нет доминирующей стороны - он не использует одну руку больше другой примерно до годовалого возраста. В 3 года ребенок определенно использует какую-то одну руку для более трудных задач и пользуется обеими руками при выполнении более легких задач.
  
  Типы предпочтения рук могут быть разделены на:
  Полностью праворукие дети
  Дети, которые почти всегда пользуются правой рукой для еды, питья, бросания мяча, резания и т.д.
  Полностью леворукие дети
  Дети, которые пользуются левой рукой с самого рождения и которые немедленно перекладывают предмет в левую руку, если он был дан им в правую.
  Амбидекстры
  Одинаково хорошо развиты обе руки, когда им нужно выполнить сложные моторные движения.
  Дети-амбидекстры часто выбирают для выполнения какого-то определенного вида деятельности конкретную руку, даже если они могут хорошо делать это обеими руками. Такой ребенок может, например, рисовать левой рукой, в то время как он пользуется правой рукой для еды и резания ножницами.
  Смешанное доминирование
  Такой тип доминирования наблюдается у детей, которые используют одну руку, а затем вторую при выполнении различных видов деятельности.
  Очень важно понаблюдать за ребенком и определить тот тип доминирования, который у него имеется, так как это помогает сделать так, чтобы доминирующая рука функционировала естественным образом во время выполнения различных действий.
  Например, шестилетний Ричард, новичок в своей группе в центре дневного содержания, испытывает значительные затруднения с рисованием. Он судорожно держит мел вначале в одной руке, затем - в другой. Иногда он держит мел двумя руками. Этому сопутствует множество параллельных движений и гримас. После разговора с его матерью выяснилось, что она пыталась переучить Ричарда и заставить его пользоваться правой рукой. Следовательно, выяснение отношения родителей и их опыта к леворукости может дать эффективные результаты. В случае с Ричардом оказалось, что ему можно было помочь, так как у него было некоторое доминирование левой руки.
  Потенциальные трудности для леворуких детей
  • Приветствие (рукой) и помахивание рукой может восприниматься с некоторой неловкостью.
  • Письмо в левом углу может быть более трудным, чем для праворуких детей.
  • Большинство ножниц и других инструментов выпускается для праворуких.
  Выяснение типа доминирования у детей
  • С помощью выяснения того, какая предрасположенность унаследована. Есть ли у ребенка леворукие родители, бабушки или дедушки, братья и сестры?
  • Какой рукой пользуется ребенок наиболее часто?
   • Какой рукой ребенок в состоянии выполнять наибе трудные движения?
  • Какая рука наиболее быстрая и надежная?
  • Какая рука обладает наиболее развитой хваткой ручки столовых приборов?
  Пользуется ли ребенок правой или левой рукой и степень доминирования этой руки можно увидеть, когда ребенок:
  • сооружает что-либо из кубиков;
  • причесывается;
  • ловит мяч;
  • чистит зубы;
  • рисует;
  • зажигает спичкой свечу;
  • рисует кистью;
  • сортирует маленькие предметы, такие, как бусинки, мешки и т.п.;
  • пишет;
  • нанизывает бусинки;
  • играет, например, в теннис и настольный теннис;
  • пользуется такими инструментами, как молоток и отвертка;
  • режет ножницами.
  Факторы, определяющие тип доминирования
  В настоящее время никто не может дать точного объяснения, так как слишком мало известно о сложных процессах, происходящих в мозгу. У ученых есть целый ряд различных теорий на этот счет, но тем не менее существует несколько возможных объяснений этого явления:
  • Тип доминирования является наследуемой характеристикой и он может быть ассоциирован с определенными родственниками.
  • Многие люди становятся праворукими, так как именно для праворуких сконструировано большинство вещей.
  • Неосознанное подражание родителям или близкому для ребенка человеку.
  Развитие кисти руки
  0-1 месяц:
  Кисть руки сжата. Хватательный рефлекс. Ребенок хватает палец, который кладут в его руку и не отпускает его.
  3 - 4 месяца:
  Хватательный рефлекс начинает угасать, так что ребенок может выпустить предмет, если взрослый забирает его. Хватает ладонью, а также средним, безымянным пальцами и мизинцем, но не делает этого большим и указательным пальцами.
  Вытягивает кисть руки, чтобы взять предмет. Иногда, когда ребенок хватает что-нибудь, он держит этот предмет боком (вкось).
  5-6 месяцев:
  Держит достаточно большой предмет обеими руками. Отпускает предмет. Держит предметы всей ладонью руки и всеми пальцами, обхватывающими предмет. Может переложить игрушку из одной руки в другую. Бьет ложками и т.п. по столу - вверх и вниз.
  8-9 месяцев:
  Играет в игры типа "дай-возьми".
  Может держать по кубику в каждой руке и ударять ими друг о друга.
  Получает удовольствие от бросания предметов на пол. Берет предметы (например, кубик) пальцами. Крутит и поворачивает предметы, которые он рассматривает.
  1 год:
  Держит маленькие предметы большим и указательным пальцами (хватка "щипцами").
  Получает удовольствие от игры с различными окружающими его предметами.
  Хватает сверху, тыльной стороной ладони наружу (хватка сверху).
  Двигает руками, поворачивая их внутрь.
  1 год и 6 месяцев:
  Нарочно роняет предметы. Пытается бросить мяч. Строит "башню" из трех кубиков.
  Держит ложку, ухватив ее поперек ручки. Двигает руками, поворачивая их внутрь.
  В состоянии самостоятельно есть, но много проливает. Держит мел и ложку поперек.
  Строит "башню" из шести кубиков.
  Бросает мяч в определенном направлении.
  2 года и 6 месяцев:
  При рисовании держит карандаш правой рукой поперек него, но часто с выпрямленным указательным пальцем.
  Адекватным образом выпрямляет пальцы, когда берет предмет.
  Удерживает большой мяч обеими руками, прижимая его к груди.
  3 года:
  Наливает воду в кружку.
  Строит "башню" из восьми кубиков.
  Держит карандаш высоко "перекрестной" хваткой.
  3 года и 6 месяцев:
  Рисует всей рукой и крепко удерживает мелок. Ловит мяч обеими руками.
  4 года:
  Начинает совершать движения кистью и пальцами.
  Держит карандаш или ловит пальцами и поворачивает кисть руки наружу, когда рисует.
  Ловит большой мяч. Ловит маленький мяч, делая руками "чашку".
  Часто знает, какая рука доминирует. Способенрезать по линии.
  Наливает воду в кружку одной рукой.
  5 лет:
  Держит карандаш у самого основания с помощью хвата большим пальцем.
  Ударяет мячом о пол и ловит его обеими руками.
  Рисует кистью, не нажимая сильно на бумагу.
  Вытягивает руки, чтобы поймать маленький мяч.
  Вырезает зигзаги, окружности и волны.
  Бросает большой мяч и ловит его.
  Режет хлеб и намазывает масло.
  Касается большим пальцем кончиков остальных пальцев. Скрещивает большой палец поперек ладони.
  Бьет большим мячом в стенку и ловит его.
  
  Вырезает фигуры.
  Подбрасывает большой мяч в воздух и ловит его.
  Обладает развитой хваткой пальцами (большим и указательным). Есть доминирующая рука.
  7 лет:
  Обладает взрослой внешней хваткой, когда держит ложку, пишет и рисует.
  Самостоятельно нарезает продукты. Ест ножом и вилкой (руки помогают друг другу).
  Ловит маленький мяч.
  Может при письме свободно удерживать ручку. Вырезает фигуры в виде букв S, Z и спиралей.
  Возрастные категории являются приблизительными вехами того, где находится ребенок в своем развитии.
  Что помогает развивать моторику руки?
  Детям нужно разрешить, в первую очередь, использовать различные материалы, которые стимулируют их тактильные и кинестетические способности, т.е. глину, краску для рисования пальцами, тесто, песок и воду. Такие материалы тренируют также кисть руки, заставляя напрягаться и расслабляться.
  Игры для пальцев с пением
  Для того чтобы тренировать сноровку и подвижность кисти руки, эффективны игры для пальцев с пением. Например:
  • Что такое большой палец?
  
  • Большой палец встречает большой палец.
  Хорошо известно, что упражнения для пальцев стимулируют также языковое развитие.
  Чтобы помочь детям узнать свои руки, можно обвести одну из рук по контуру на бумаге и затем назвать пальцы на рисунке. Ребенок может также сделать отпечатки своей кисти с помощью краски или в гипсе. Полезны также игры с пальчиковыми и кистевыми куклами
  Игры с мячом
  Мяч всегда полезен для стимулирования развития кистей рук. Дети могут, например:
  • Сесть в круг, бросать мяч друг другу, называя свои имена, части тела или что-нибудь подобное.
  • Бросать мяч в стену.
  • Играть в мяч парами.
  • Кидать мяч друг другу.
  • Играть одновременно с двумя или тремя мячами.
  • Много раз подбрасывать мяч в воздух и ловить его, не дать упасть.
  Для развития пальцев и различных хваток маленьким детям нужно рисовать толстыми цветными мелками, а старшим детям - мелками потоньше. Для детей важно рисовать карандашами, краской и играть со своими руками.
  Более сложными упражнениями будут следующие: положив руку на стол попытаться выпрямить только один палец, а затем вновь согнуть его, не вовлекая в движение всю кисть.
  Противостояние большого пальца тренируется с помощью игр, в которых большой палец касается остальных пальцев, т.е. "пальцевых игр", выкладывания деревянных бусинок в форме квадрата, шитья, сортировки пуговиц и бусинок.
  Упражнение для координации глаза и кисти руки в сочетании с моторной деятельностью выполняется на большой классной доске. Взрослый рисует мелом линию, которую ребенок "стирает" мокрой тряпкой. Таким образом, ребенок приобретает навыки движения рукой. Впоследствии рисуются вертикальные и диагональные линии, полуокружности и окружности. С помощью упражнений на школьной доске ребенок вначале приобретает навыки "крупных" движений. Когда он овладеет этим, то сможет, встав на гимнастическую скамью, выполнять то же самое движение рукой, что и взрослый.
  Другим хорошим упражнением будет "рисование" колесиком, которое обмакнули в воду. Для того чтобы научиться правильному движению рукой и кистью, ребенку полезно во время рисования кисточкой и краской пользоваться пюпитром.
  Тренировка асимметричных движений
  Когда движение становится полностью автоматическим, должно быть возможным выполнение одной рукой какого-то одного движения, в то время как вторая рука выполняет другое движение. Например:
  • совершать одной рукой круговое движение над головой, в то время как вторая рука делает круговые движения над животом;
  
  • постукивать одним указательным пальцем вверх-вниз по поверхности стола, двигая вторым указательным пальцем взад-вперед.
  Более трудное, движение - сделать так, чтобы большой палец касался кончиков других пальцев, делая это вначале одной рукой, а затем - двумя.
  Потом можно касаться большим пальцем указательного на одной руке, в то время как большой палец касается маленького на второй руке. Обе руки должны двигаться асимметрично назад и вперед.
  И, в заключение, то же самое движение может быть повторено с закрытыми глазами.
  
  Это упражнение для детей труднее всего (но еще труднее оно для персонала). Однако, оно может дать некоторое представление о том, что некоторые движения, которые, как полагают взрослые (у которых такие движения стали автоматическими), являются совсем простыми, представляют для детей значительную трудность.
  Стимуляция для определения доминирующей руки
  У детей начинает развиваться латерализацияполушарий и доминирование одной из рук, когда они приобретают некоторый уровень восприятия своего тела. Латерализация ассоциируется, главным образом, с помощью кинестетического чувства, и, кроме того, важным является зрение. Это означает, что, когда взрослый стимулирует доминирование одной руки ребенка, он должен начать со стимуляции мускулов восприятия всего тела. Ребенок должен вначале изучить свое тело, из чего оно состоит, как оно может двигаться и как называются различные части тела. Полезными играми и упражнениями для этого будут:
  • Имитационные игры, например, "Сделай это, сделай то" (см. список игр).
  • Пальчиковые игры.
  • Закрыть глаза и указывать на различные части своего тела.
  • Занятия с такими материалами, как глина, песок и акварельные краски.
  • Упражнения на расслабление. Например, лечь на спину, положить руки на пол - расслабиться.
  • Напряжение/расслабление.
  • "Жареная рыба" (см. список игр).
  • "Сырые и вареные спагетти" (см. список игр).
  Постепенно становится возможным использовать более непосредственную стимуляцию:
  • Упражнения для пальцев.
  • Игры с мячом.
  • Постоянно давать предмет в доминирующую руку ребенку.
  • Научить ребенка различать его правую и левую стороны.
  • Дать ребенку возможность учиться рисовать карандашом, красками, пользуясь доминирующей рукой.
   
  • Гимнастика для глаз
  Упражнение "Закрытие глаз"
  Закрыть глаза и глубоко дышать в течение 2-3 минут
   
  Упражнение "Пальминг"
  Положить на закрытые глаза ладони рук (пальцы скрещены на лбу), избегая давления на глазные яблоки. При правильном выполнении появляется ровное черное поле, исчезают цвета.
   
  Упражнение "Пальминг 2"
  Выполнить предыдущее упражнение в сочетании с приятной музыкой.
   
  Упражнение на разрушение привычки пристального смотрения
  1. Стоя на прямых ногах, медленно поворачиваться всей верхней частью тела. При повороте в одну сторону пятку противоположной ноги отрывать от пола. Глубоко дышать. Стараться не фиксировать взгляд на предметах, которые проходят мимо. Смотреть мягко и расслабленно. Движение выполняется несколько раз.
  2. Поднести ладони к лицу, широко растопырив пальцы. Представь, что пальцы - это забор. Медленно поворачивать голову и , проходя мимо забора, смотреть не на пальцы, а сквозь них, вдаль. Чередовать три поворота с открытыми глазами и с закрытими. Глубоко дышать. Выполнить 30 раз.
  3. Выполняя Пальминг, мысленно представь, как на белом листе бумаги вы рисуете различные геометрические фигуры в разных положениях, затем попробовать перемещать фигуры.
   
  Массаж глаз
  1 - моргание - чередовать максимальное сжатие век в течение 3 секунд и максимальное раскрытие глаз в течение 3 секунд.(расслабление мышц глаза)
  2 - закрыть глаза, выполнить легкое надавливание подушечками трех средних пальцев на прикрытые веками глазные яблоки. Выполнить 10-15 надавливаний.
  3 - закрыть глаза, массировать(прикасаться и нежно надавливать) подушечками указательного и среднего пальцев окологлазную область в течение 1-2 минут.
  Мудра
  Подушечки мизинца, безымянного и большого пальцев соединены вместе, а остальные пальцы выпрямлены. Двумя руками одновременно. От 5 до 40 минут.
   
  Упражнения, улучшающие кровообращение глаз
  1. Закрыть глаза, попеременно прикладывая к векам салфетки из махровой ткани, смоченной горячей водой, затем салфетку, пропитанную водой из тающих кубиков льда. Выполнять по 2 мин. Три раза в день.
  2. Сделать глубокий вдох. Задержать дыхание. Во время задержки наклонить голову вперед, сгибая колени так, чтобы голова оказалась ниже области сердца. Оставаться в этой позиции 5-10 сек., открывая и закрывая глаза.
   
  Упражнения для шести основных глазных мускулов
  1 - встать и расслабиться, смотреть вперед в одном направлении;
   2 -  поочередно смотреть вверх-вниз (10 раз)
  3 - поочередно смотреть вправо -влево(10 раз)
  4 - поочередно смотреть вправо-вверх - влево вниз (10 раз)
  5 - поочередно смотреть влево - вверх - вправо - вниз (10 раз)
  6 - выполнть вращательные движения одновременно двумя глазами по максимально возможному кругу (10 раз в одну и другую стороны)
   
  Упражнение на аккомодацию
  1 - стоя прямо посмотреть на кончик носа (3-5 сек.)
  2 - посмотреть вдаль (10-15 сек.)
  3 - зафиксировать взгляд на переносице (3-5 сек.)
  4- посмотреть вдаль (10-15 сек.)
  • Артикуляционная гимнастика
  Языковая коммуникация является конечным продуктом сенсорной интеграции. Результатом сниженной активности вестибулярной системы часто являются нарушение артикуляции и задержка речевого развития. Дети просто не определяют сенсорную информацию, которая поступает от артикуляторных органов. В результате возникают трудности с началом и реализацией движений, требующихся для артикуляции.
  После серии занятий по сенсорной интеграции, дети начинали лучше говорить и понимать язык. Для формирования звуков мозг нуждается в определенном количестве вестибулярной пищи.
  У детей с речевыми и языковыми нарушениями есть проблемы с движением и двигательным планированием.
  Коммуникация может быть нарушена из-за плохой работы речевых центров левого полушария.
  Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
  Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков.
  Упражнения для речевого дыхания
  • футбол
  Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
  • ветряная мельница
  Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
  • снегопад
  Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
  • листопад
  Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
  • бабочка
  Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
  • кораблик
  Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
  • одуванчик
  Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
  • Примеры упражнения для губ: 1) нужно попытаться улыбнуться так, чтобы не были видны при этом зубы; 2) нужно крепко сомкнуть зубы, а губы округлить и вытянуть вперёд. При этом нижние и верхние резцы станут видными.
  
  Примеры упражнений на подвижность губ: 1) необходимо периодически покусывать с начала верхнюю, затем нижнюю губу; 2) нужно вытянуть губы трубочкой и начать ими вращать то вправо, то влево.
  
  Примеры упражнений для щёк и губ: 1) нужно втянуть щёки; 2) нужно надуть щёки, а потом надувать их поочерёдно.
  
  Примеры статистических упражнений для языка: 1) нужно широко раскрыть рот, а язык уложить ровно в ротовую полость; 2) нужно открыть рот, а боковые края язычка загнуть наверх.
  
  Примеры динамических движений для языка:1) нужно открыть рот и языком попытаться дотянуться до носа, а затем до подбородка; 2) необходимо закрыть рот, а кончиком языка упираться в нижние резцы. При этом широкая часть языка выкатывается вперёд, а потом убирается вовнутрь рта.
   
   
   
   
  
  Комплекс специальных игр и упражнений, направленных на улучшение сенсорной интеграции
  Вращение по кругу
  Раскачивание на качелях или в гамаке
  Перекатывание со спины на живот
  Заворачивание в ковер, одеяло, тяжёлые ткани, рулон бумаги
  Пролезание в ограниченное пространство, преодоление препятствий
  Толкание тяжёлых предметов, игры с тяжёлым мячом
  Растягивание эластичных лент
  Балансирование на
  гимнастических мячах
  Катание на животе на роликовой доске
  Ползание ходьба, бег по неровной, наклонной, ограниченной, неустойчивой поверхности
  Лазание по тренажёрным стенкам
  Перетягивание каната
  Прыжки на мате, матраце, батуте, в мешке, через скакалку
  Прыжки с маракасами в руках
  Прыжки на палочке лошадка в ритме музыки
  Имитация движений животных
  Движения под музыку, пение песен с движениями
  Подражание позам и очерёдности движений
  Футбол бумажным пакетом
  Броски в цель бумажных снежков
  Игры с мыльными пузырями
  Дидактические игры на материале твердых и мягких вкладок, мозаик, матрешек, конструктивных, разбирающихся по частям предметов и игрушек
  Исследовательские игры с водой, с песком, камешками, ракушками, в сухом бассейне, игры с надувными и плавающими предметами
  Организация сенсорной комнаты для детей с ТМН
  Одним из современных средств реализации метода сенсорной интеграции является специально оборудованная сенсорная комната. Сенсорная комната СК представляет собой искусственно созданное окружение, где ребенок с ТМНР, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует среду. Каждая СК предлагает гораздо больше различных впечатлений, чем традиционное окружение и позволяет их использовать более длительное время. В условиях СК используется массированный поток информации на каждую сенсорную систему. Одновременная стимуляция нескольких сенсорных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к обеспечению сенсорной интеграции.
  Комплектация СК содержит следующие элементы.
  Мягкая среда: маты напольные и настенные; мягкие игровые модули; подушки, пуфик-кресло, трапеция с гранулами пенопластовой крошкой; сухой бассейн; надувные матрацы, круги, валики и мячи; одеяла; гамак; водяная кровать.
  Зрительная среда: зеркальный и цветной шары; аквалампы пузырьковые колонны; проектор направленного света; прибор динамической заливки цвета; интерактивные панели; светящиеся нити; зеркало; светильники пламя, переливающиеся цветы, кристаллическая лампа, фонтан света; подвески; световые картины; фотообои с изображением природного ландшафта.
  Звуковая среда: музыкальный центр с набором кассет или CD дисков; висячая система Мелодичный звон; музыкальные инструменты мерцающий металлофон, ложки, треугольник, бубен, маракасы; музыкальные игрушки музыкальные шкатулки и карусели, звенящие мячи, детский телефон.
  Тактильная среда: сухой душ из лент; тактильные панно из разнообразных материалов фольги, наждачной шкурки, кожи, меха, шерсти, обоев, поролона, дерева; стенды с различными видами застежек пуговицами, молниями, пряжками,
  крючками, шнуровкой, бантами, кнопками, липучками; сенсорная тропа для ног; ребристый мостик; стол-ванна для песка и воды; подвесная груша из мешковины; пальчиковые бассейны наполнители - горох, фасоль, каштаны, крупы; массажный коврик.
  Воздушная среда: вентилятор; установка для ароматерапии; ароматические масла; ароматические палочки; ароматические мешочки саше; комнатные растения.
  Степень эффективности СК можно значительно усилить, применяя дополнительные материалы. В специальных сенсорных банках можно собрать разнообразную коллекцию визуальных, тактильных, звуковых и др. стимулов.
  Банк зрительных ощущений: неоновые палочки; карманные фонарики; цветные стёклышки, пластинки и камешки; бусы; пуговицы; калейдоскоп; фольга; елочные мишура и дождик; газовые и шелковые платки различных цветов; разноцветные перья; мыльные пузыри; цветные прищепки; зеркальце.
  Банк тактильных и двигательных ощущений: различные по форме и степени жесткости кисточки, щётки, губки; вибрирующие игрушки; массажные варежки; пемза; мячики из меха, с шипами, колючками и другой контрастной фактурой; тактильные мешочки с разными наполнителями рис, горох, пуговицы, кусочки поролона, шарики пенопласта; резиновые шары с сыпучими веществами песок, мука, крахмала, крупа.
  Банк слуховых ощущений: погремушки; шумовые банки; звучащие коробочки; свистки; колокольчики; музыкально-дидактические игры.
  Банк обонятельных ощущений: флакончики с запахами; пакетики со специями; тряпичные куклы, набитые сухими травами.
  СК проектируется индивидуально в соответствии с размерами комнаты, задачами по её использованию, возрастом детей, финансовыми возможностями учреждения образования. Как известно, в специальных образовательных учреждениях по проекту не предусмотрено создание СК, поэтому любое выбранное помещение требует, как правило, адаптации. Рекомендуется:
  - обеспечить максимальную территориальную и звуковую изоляцию СК не должна быть проходной или смежной с такими помещениями как физкультурный и музыкальный залы, при необходимости СК оборудуется двойной дверью;
  - закрыть окна светонепроницаемым материалом
  - окрасить стены СК в спокойные пастельные тона белый, кремовый и т.д., цвет пола, мебели, портьер подобрать спокойных и нейтральных тонов голубой, зеленый
  - установить регулируемую в широком диапазоне интенсивность освещения от яркого освещения до полного затемнения
  - положить на пол мягкое покрытие
  - соблюдать температурный режим помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым.
  Способность к сенсорной интеграции позволяет ребёнку с ТМНР синтезировать целостную картину окружающего мира и адекватно взаимодействовать с ним. Её дисфункция приводит к деформации поведения самозащите
  или аутостимуляции, провоцирует возникновение трудностей в организации активных и гибких отношений со средой. Метод сенсорной интеграции позволяет нормализовать чувствительность ребенка с ТМНР и оказать ему помощь в приёме, переработке и использовании сенсорной информации.  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"