Аннотация: Образ Сталина в песенном творчестве 30-х - 50-х гг. прошлого века.
ИОСИФ СТАЛИН - СУПЕРЗВЕЗДА
(образ Сталина в песенном творчестве 30-х - 50-х гг.)
В 30 - 40 гг. не существовало хит-парадов, но если бы кто-то действительно составлял чарты популярности в Советском Союзе того периода, то песни, воспевающие "вождя народов", "лучшего друга детей" и проч. и проч., - либо с упоминанием последнего - несомненно, возглавляли бы списки бестселлеров.
Лучшие композиторы и поэты тех времен - Д. Кабалевский, А. Александров, Дм. и Дан. Покрасс, В. Лебедев-Кумач и другие, не покладая рук трудились над созданием "сталинских" хитов. Что поделать, время было такое: не попадешь в струю - загремишь куда-нибудь на Соловки или Колыму. Или еще хуже.
Да пусть не создастся у читателя, особенно молодого, превратного впечатления, что эти авторы работали только на "вождя" - немало произведений было создано ими и без образа "коммуниста всех времен и народов", и в других музыкальных жанрах, просто в нашем исследовании мы рассматриваем лишь то, о чем заявили в подзаголовке статьи.
Несомненно, самым известным из поэтов-песенников, писавших о Сталине, был Василий Иванович Лебедев-Кумач (1898 - 1949), а потому львиную долю примеров мы будем брать из его стихов. Время, как всегда, все расставило на свои места, и сейчас Лебедева-Кумача помнят отнюдь не за сталинский "цикл" - но, перефразируя известную поговорку, из жизни факта не выкинешь. Ведь писали же в те времена о его песнях: "лучшие из них поэт посвятил героическому советскому народу, его свободной родине, могучей партии большевиков, великому Сталину" (цитата 1953 г.)
Сразу оговоримся, что в данной статье мы будем давать лишь фрагментытекстов: полное цитирование той или иной песни раздуло бы материал до неимоверных размеров.
Ну, что, читатель, в путь?
Суперхитом исследуемого нами периода, несомненно, является "Песня о Родине" (более известная, как "Широка страна моя родная...") (муз. И. Дунаевского, слова Лебедева-Кумача, 1935 г.) из кинофильма "Цирк". Сам фильм тоже пользовался огромной популярностью. Ну как тут не пропиарить любимого вождя или, по крайней мере, его конституцию!?
За столом никто у нас не лишний,
По заслугам каждый награжден.
Золотыми буквами мы пишем
Всенародный Сталинский Закон.
Песня получила известность даже за рубежом, в частности, ее исполнял известный негритянский певец Поль Робсон, правда, о том, пел ли он вышеуказанный куплет, история умалчивает. Любопытно, что первоначально "Песня о Родине" была забракована на песенном конкурсе в Ленинграде в мае 1935 г. Об это факте упоминает А. А. Пен в своем очерке "И.Дунаевский" (1955 г.), хотя никаких подробностей не приводит.
Однако, продолжим.
Вот творение, озаглавленное коротким и сухим, как выстрел, словом "Слава" (муз. Н. Речменского, слова Лебедева-Кумача, 1937 г.). Уже первым куплетом оно било слушателя прямо в лоб:
Крепни, Советская наша держава,
Радуйся, вольной земли человек!
Ленину - слава, Сталину - слава,
Партии слава вовек!
А вот песенный шедевр с прямым, как таран, названием "Мудрая партия большевиков" (муз. А. Александрова, слова Лебедева-Кумача, 1940 г.)
И Маркса и Энгельса пламенный гений
Предвидел Коммуны грядущий восход,
Дорогу к Коммуне наметил нам Ленин,
И Сталин великий по ней нас ведет.
Припев:
Славой овеяна,
Волею спаяна,
Крепни и здравствуй во веки веков
Партия Ленина, партия Сталина -
Мудрая партия большевиков!
Творение "Споем, товарищи, споем!" (муз. Д. Кабалевского, слова Лебедева-Кумача, 1940 г.), судя по названию, планировалось, как хоровая или застольная песня, или то и другое вместе. В ней на протяжении приличных размеров текста вроде как сохраняется "интрига", хотя, в принципе, все ясно с первого куплета.
Споем, товарищи, споем!
Споем, веселые подруги!
Споем на празднике своем
О самом нашем лучшем друге!
О нас вспоминает он каждый час,
Работает, строит, живет для нас.
Он каждого любит, как добрый отец,
И в сердце он носит мильоны сердец.
Липовая интрига раскрывается лишь в последнем куплете:
Споем, товарищи, споем!
Споем, веселые подруги!
Споем на празднике своем
О самом лучшем нашем друге -
О нашем Сталине споем!
В 1936 г. Лебедев-Кумач был награжден Орденом Трудового Красного Знамени "за создание ряда песен, ставших достоянием широких масс", в 1938 г. - орденом Знак Почета за заслуги в области художественной литературы. В марте 1941 г. ему была присуждена Сталинская премия второй степени за "тексты к общеизвестным песням".
К некоторым текстам музыку сочиняли разные композиторы. Так песня "Советский простой человек" (1937) существовала и с музыкой В. Кручинина, и с музыкой С. Германова. На протяжении семи куплетов автор (Лебедев-Кумач) рассказывает о чудесах, которые совершает "советский простой человек" ("меняет движение рек", "высокие горы сдвигает" и т.д.) А Сталин? Относится ли герой нашего повествования к "советским простым человекам"? Ну, разумеется. Восьмой куплет развевает все сомнения насчет этого, если таковые и были у слушателя:
И звезды сильней заблистали,
И кровь ускоряет свой бег,
И смотрит с улыбкою Сталин -
Советский простой человек.
Не только какой-либо информации о фильме "Двадцатый Май" (1937), но даже просто упоминания о нем нам не удалось разыскать ни в "Энциклопедии кино Кирилла и Мефодия", ни в "Энциклопедическом словаре кино" вышедшем в издательстве "Советская энциклопедия". Тем не менее, песня из этой ленты, "Москва майская" ("Утро красит нежным цветом...") (музыка Дм. и Дан. Покрасс, слова Лебедева-Кумача), стала суперхитом. Она дожила даже до нашего времени, правда, один куплет как-то незаметно канул в Лету:
Солнце майское, светлее,
С неба синего свети,
Чтоб до вышки мавзолея
Нашу радость донести,
Чтобы ярче заблистали,
Наши лозунги побед,
Чтобы руку поднял Сталин,
Посылая нам привет!
Если представить Страну Советов 30-х гг. прошлого века в виде поезда, на всех парах несущегося в светлое будущее, то кто был его машинистом, как вы думаете? Совершенно верно. И водил этот самый машинистсвой локомотив по соответствующему маршруту. О чем и повествует "Марш железнодорожников" (муз. И. Дунаевского, слова Лебедева-Кумача, 1937 г.).
На вахте и ночью и утром
Мы служим народу всегда,
По Сталинским ходят маршрутам,
Советской страны поезда!
И тучи и кручи проносятся мимо,
Дорога пряма и рассвет золотист.
Ведет нас к победам наш Сталин любимый -
Великой Советской страны машинист!
Конечно, Лебедев-Кумач был суперпрофессионалом в своей области: песни про вождя лились из него мощным потоком. А что же народ? Безмолвствовал? Никак нет. Тоже сочинял. Вот образец его, народа, творчества. Песня "Мирные звезды" (муз. М. Глуха - слова народные, 1952 г. или ранее) была почему-то представлена в сборнике "Пионерские песни", вышедшем в Государственном музыкальном издательстве (Музгиз) в 1952 г.
Светит месяц, светит ясный,
Разговор заводит.
А ему навстречу звезды
Радостно выходят.
То не звезды вышли в небо, -
Это наши доли!
Вывел их товарищ Сталин,
Вывел из неволи.
Что и говорить, смелый лингвистический эксперимент поставил этот самый народ, употребив слово "доля" во множественном числе!
Коль скоро мы заговорили о пионерских песнях, приведем еще парочку. Вот произведение с немудреным названием "Всегда готовы" (муз. Н. Агафонникова - слова В. Гурьяна, 1952 г. или ранее).
Мы - ленинцы и будем жить по Ильичу,
Вперед, к вершинам знания,
Чтоб каждое задание
Нам было по плечу!
Припев:
К борьбе за дело Ленина,
К борьбе за дело Сталина,
В ответ на первый зов
Любой из нас готов,
Любой из нас готов
Всегда готов, не тратя лишних слов!
Мы, ленинцы, торжественно произнесли,
Что вырастем и станем мы
За Родину, за Сталина
За мир для всей земли!
Еще одна пионерская песня носит название "Знамя победы" (муз. Е. Овчинникова - слова И. Туричина, 1952 г. или ранее).
За дружбу народов,
За мир и свободу
Великий советский народ!
Горит над Отчизной
Заря коммунизма,
Нас Сталин к победе ведет!
И сердце в груди
Отвагой горит,
И песня звучит:
Припев:
Клятву народы дали
Мир защищать, как Сталин.
Сталин любимый с нами.
Сталин победы знамя!
Мир и свобода - Сталин!
Раз уж мы задержались на "детской волне", стоит познакомиться и с другими песнями для подраставшего в те годы поколения. Чем было оно окружено, как вы думаете? Правильно, сталинской заботой. О чем и рассказывает песня "Сталинская забота" (автор муз. неизвестен, слова - Лебедев-Кумача, 1937 г.).
Ребячьи глазенки, как звезды горят,
И румянец горит, как заря!..
Как любимая мать - бережет октябрят
Молодая страна Октября.
Припев.
Ребятам всем
Под солнцем сталинским
Легко и весело расти,
И людям всем -
Большим и маленьким -
У нас открыты все пути!
И, наконец, о песнях для самых маленьких - тех, кто еще не мог засыпать без материнского убаюкивания. Возьмем на себя смелость предположить, что особенно сладко спали те малыши, которым напевали примерно такие песни.
"Колыбельная" (муз. Дм. и Дан. Покрасс - слова Лебедева-Кумача, 1937 г.):
Спи, моя крошка, спи, моя дочь,
Мы победили и холод и ночь,
Враг не отнимет радость твою,
Баюшки-баю-баю.
Упоминание о неком враге (уже в первом куплете!) наверняка наводило младенца на тревожные размышления. Но к седьмому куплету выяснялось, что...
Есть человек за стенами Кремля, -
Знает и любит его вся земля,
Радость и счастье твое от него,
Сталин - великое имя его!
И вот тогда младенец погружался в безмятежный сон.
Вообще, чрезмерное зацикливание на одной теме даром не проходит. Даже у опытных поэтов возникают повторы - как рифм, так и эпитетов. Например, строчка "ребятам всем под солнцем сталинским легко и весело расти..." из вышеупомянутой песни 1937 г. "Сталинская забота", по сути повторяет строчку "согретые Сталинским солнцем, идем мы, отвагой полны..." из "Песни молодости" 1938 г., хотя разделяет их всего год. А рифма "заблистали - Сталин" плавно перетекает из одной песни ("Советский простой человек") в другую - "Москва майская" (обе - 1937 г.)
А вот нечто более любопытное, чем повтор рифм. Здесь уже, на наш взгляд, ляпсус, как таковой. Так, в "Песне о столице" (муз. Дм. и Дан. Покрасс, 1937 г.) Лебедев-Кумач говорит:
Три слова народу заветными стали,
Большие, родные слова:
Нет имени выше, чем Ленин и Сталин,
Нет слова теплей, чем Москва!
Запомнили? Три слова: Ленин, Сталин, Москва. А теперь обратимся к тексту песни того же поэта "Два слова", увидевшей свет в 1945 г. (муз. Дм. и Дан. Покрасс).
Москва, Москва... коротенькое слово!
Но на войне проверены слова,
И все, что есть на сердце дорогого,
Вошло в два слова:
Сталин и Москва.
Во второй песне, как видите, Ленин куда-то испарился. Представляете, какой конфуз вышел бы, если эти песни исполнялись на каком-нибудь концерте одна за другой?! Так и хочется мысленно дорисовать картинку - "отец народов" с неизменной трубкой и неподражаемым акцентом вызывает к себе дрожащих авторов и говорит: "Вы уж разбэритесь, товарищи, сколько же слов дорого для совэцкого чэловека - два или три?"
Но шутки шутками, а иной историк или просто сведущий человек заметит по этому поводу: ничего удивительного - по мере того, как нарастал культ личности Сталина, личность Ленина уходила на второй план: первая песня датирована 1937-м годом, вторая - 45-м.
И окажется неправ.
Потому что в песне "Цвети, советская земля!" (муз. Д. Гершфельда), написанной Лебедевым-Кумачом в 1946 г., Владимир Ильич опять появился - недаром же он "живее всех живых".
Цвети, Советская земля,
Отчизна дружбы и свободы!
Вокруг московского Кремля
Сплотились братские народы,
И встала, как гранит тверда,
Страна свободного труда.
Припев.
Славься, народ,
Правды оплот,
Славься, народ-герой!
Путь твой широк,
Жребий высок,
Ленин и Сталин с тобой!
В годы Великой Отечественной войны поток "сталинских" песен уменьшиться, естественно, не мог: народ должен был знать, кто ведет его к победе. Однако повод провести поэтическую "разминку" на военную тему представился еще в 1938 г. во время вооруженного конфликта с Японией на озере Хасан.
Песня "Героям Хасана" (муз. И. Дунаевского, слова Лебедева-Кумача, 1938 г.):
К победе и славе с отвагой упорной
Герои со Сталинским именем шли.
Не снять никому с высоты Заозерной
Свободное знамя Советской земли!
Песня "Хасанская ночь" (муз. А. Новикова, слова Лебедева-Кумача, 1938 г.):
Знает Сталин-отец,
Знает Родина-мать,
Что советский боец
Не привык отступать!
Одной из первых песен была об Отечественной войне была "На врага! За Родину - вперед!" (муз. И. Дунаевского, слова Лебедева-Кумача, 1941 г.).
Суровое время, горячее время
Пришло для Отчизны родной,
Вставай, как один, комсомольское племя,
На подвиг и труд боевой!
Припев.
Тверже шаг,
Ряды держите строже,
С нами - Сталин, с нами - весь народ!
Наглый враг,
Ты будешь уничтожен!
На врага! За Родину - вперед!
Песня "Морская гвардия" (муз. Ю. Милютина - слова Лебедева-Кумача, 1942 г.):
Гвардейцы в сердцах начертали
Короткое слово: "Вперед!"
Растил их героями Сталин,
И Сталин к победе ведет.
В "Песне о Сталинграде" (муз. Б. Мокроусова - слова Лебедева-Кумача, 1943 г.) упомянуть имя Сталина, как говорится, сам Бог велел:
Слава городу - дважды герою,
Слава матери всех русских рек,
Слава всем храбрецам -
Сталинградским бойцам,
Слава Сталину, слава вовек!
И в завершение - несколько слов о Гимне СССР (муз. А. Александрова, слова С. Михалкова и Эль-Регистана). Впервые он был исполнен по радио в ночь на 1 января 1944 г. В его первоначальном варианте имелся и такой куплет:
Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин - на верность народу,
На труд и на подвиг нас вдохновил.
Надеемся, мы не очень утомили вас своей статьей, дорогие читатели. Но все равно лучше вовремя остановиться, чтобы не утомить вас очень.
А потому закругляемся. В 1956 г. партия осудила культ личности и "перегибы", и поток песнопений во славу Сталина иссяк. Песен о Хрущеве автору этих строк - думаю, как и вам - слышать не приходилось, а при упоминании имени Брежнева на ум приходит лишь пресловутая "Малая земля".