Аннотация: Опубликовано на http://litkritika.by/ в марте 2013 года. Краткий обзор издательств России, работающих с самотёком.
Не претендуя на исчерпывающее описание российского книгоиздательского бизнеса, сообщу полезные для отечественных авторов сведения о нескольких интересных организациях, работающих с самотёком - "Эксмо", "АСТ", "Альфа-Книга", ИДЛ и "Крылов". Естественно, перечень российских издательств ими не исчерпывается. Ограничиваюсь лишь теми, с которыми сотрудничаю или общался. Либо в которых публикуются мои знакомые.
"Эксмо" - самое крупное на сегодняшний день издательство России. Выпускает рекордное количество наименований художественной литературы в год самых разных жанров, платит хорошо и в срок. Имеет лучшую в стране сбытовую инфраструктуру и высокую репутацию в книготорговых сетях, благодаря чему новинки "Эксмо" чаще всего раскупаются просто на доверии к издателю, хотя бы по экземпляру-два на магазин. Поэтому начальный тираж в 4000-5000 экземпляров даже не самого удачного произведения так или иначе уходит с оптовых складов за несколько месяцев, с точки зрения "Эксмо" считается реализованным. Разумеется, если книжки застрянут на полках, это не очень хорошо, но не смертельно - единичный экземпляр в магазине купят хотя бы для разнообразия, если яркая обложка, бойкая аннотация и читабельны первые пять страниц. Но на перепечатку плохо продаваемого романа рассчитывать не стоит. Вероятнее всего, опубликовав несколько рукописей, редакторы потеряют к писателю интерес. Наилучший заработок - на переиздании без дополнительных затрат на макет.
Поэтому если автор попал в "Эксмо", нашёл общий язык с редактором, регулярно посылает туда рукописи и большая часть их принимается к публикации с последующим дополнением тиражей, можно считать синюю птицу пойманной. Гонорары позволяют жить лучше, чем на декларированную среднюю заработную плату, но без роскоши. Действительно хорошо, то есть многие миллионы российских рублей в год, зарабатывают десятки авторов, элита, в которую трудно пробиться.
Я прошёл первый отборочный круг. Повторяю - это ещё не птица удачи, а только заявка на отлов сего пернатого зверя. К концу года станет понятно, закажет ли торговля допечатку серий, начатых двумя романами. Вполне вероятно, что "Эксмо" со мной распрощается. Пока - сдержанный оптимизм. Редактор, прочитав "Подлодки адмирала Макарова", запросил продолжение. В плане стоят "Танки генерала Брусилова" и "Авианосцы адмирала Колчака". Жанр трёх романов - альтернативная история без "попаданцев", когда некоторые события в прошлом пошли чуть иначе, и вот что из этого вышло.
Вторая авторская серия называется "Тайная Москва" (технофэнтези). Она пока представляет собой трилогию с открытым концом, третья книга стоит в майском плане. Четвёртую мне сказали не писать - ждать реакции торговли на первые три. То есть сочинить её, бесспорно, могу, но нет ни малейшей гарантии, что "Эксмо" возьмётся за публикацию. А в другом издательстве спросят: чего ж тебе, друг ситный, там отказали? Считаешь нас дурнее их? Останется выложить в сети и забыть.
В плане на апрель значится историческая авантюра "На службе зла", две рукописи на рассмотрении с прицелом на второе полугодие. Это не самопиар, на собственном примере пытаюсь показать, что такое интенсивная совместная работа издательства и автора.
Теперь об особенностях "Эксмо". Конкуренция среди МТА чудовищная (значение понятия "молодой талантливый автор" я разъяснял), самотёк огромный, выбор у редакторов - тоже. При этом периодически жалуются на дефицит нормальных рукописей. На сайте "Эксмо" есть адреса, по которым следует отправлять произведения разных жанров, ошибётесь - не факт, что переправят по назначению. У других издательств один e-mail на самотёк. Реальный срок рассмотрения рукописей из самотёка - до шести месяцев. От авторов, ранее публиковавшихся - от недели до месяца.
Минчанин Анатолий Дроздов проскочил в "Эксмо" обычным самотёком. Хоть и имел публикации, считался начинающим, если глядеть с сияющих вершин эксмовских высот. "Господин военлёт" и "Рота его величества" выдержали переиздание, "Хозяин дракона" получил начальный тираж уже в 9000 экз, в первом полугодии этого года напечатают продолжение.
Кроме парадного входа есть боковые, но ничуть не худшие. "Эксмо" присоединило несколько более мелких издательств. Я плотно контактирую с "Яузой". Если рукопись военно-исторической, технико-исторической тематики, в том числе с фантастическим уклоном, имеет смысл отправить её в "Яузу". Читать будут другие люди, но для автора разница не велика, по крайней мере, на первых порах - тот же типовой договор с аналогичными условиями оплаты, который советую подписывать без особых сомнений. На книжке будут указаны оба издательства - "Эксмо" и "Яуза". Может, только "Яуза", в зависимости от принадлежности серии, в которую попадёт роман.
С момента отмашки редактора "принято!" и до выхода в свет проходит от шести месяцев до полугода, у раскрученных авторов - меньше полугода. В договоре может быть указан срок: если издательство не издало рукопись, договор считается расторгнутым. Как поступать в этой ситуации - вопрос индивидуальный, ждать дальше или стучаться в другие двери. Скажу лишь, что "Эксмо" не считается организацией, где лицензионные контракты подмахивают, лишь бы застолбить рукопись и воспрепятствовать её изданию у конкурента. Говорят, задержкам есть рациональное объяснение. Например - решили закрыть серию, не дожидаясь публикации всех отобранных рукописей. В общем, это может случиться, но шанс невелик.
Идеально, если предлагаемая рукопись точно вписывается в серию. Но серии долго не живут. Письмом или по телефону вам не ответят, обнаружив, что вы раньше не публиковались в "Эксмо". Допустим, серия новая, как, например, "Историческая альтернатива", и её наполнение датировано 2013 годом, тогда пациент скорее жив, чем мёртв. Некоторую информацию об издательских планах и предпочтениях можно почерпнуть в блоге И.Минакова, редактора подразделения ФиФ.
Наконец, до "Эксмо" совсем просто добираться от Белорусского вокзала. Но пока рукопись не одобрили - ехать не надо. Лучше раз в пару недель названивать по телефону. На том конце - совершенно адекватные люди, сообщат статус: на рассмотрении или отклонено. Если отвергли, не нужно скандалить и требовать объяснений. Я не пробовал ругаться, но, говорят, каждое издательство имеет опыт борьбы с агрессивными МТА.
"Эксмо" - отличное издательство, но на нём свет клином не сошёлся. Долгое время "АСТ" составляло ему приличную конкуренцию. В начале 2012 года у "АСТ" начались серьёзные проблемы. Опуская подробности, совершенно не нужные писателям, скажу лишь, что в середине 2012 года мои знакомые книготорговцы не могли получить со склада "АСТ" ни единого экземпляра. Библиография литературы, выпущенной в течение того же кризисного года, по московским меркам мала. По белорусским - фантастически велика.
Ближе к Новому году издательство возобновило работу. Не могу судить, выходит ли оно на докризисный уровень. Спектр жанров широк, много ФиФ.
У меня не сложилось с ними. Рукопись заметили и одобрили, но к тому моменту она уже оказалась в работе у другого издателя.
"АСТ" принимает самотёк. Рискну предположить, что с докризисного периода сохранились запасы материала от старых авторов. Поэтому, при желании, отправляйте рукописи, звоните им, стучитесь. А там - как выйдет.
Имеется петербургский филиал "Астрель-СПБ", его редактор также увлечённо ведёт блог. Что такое "Астрель-Москва", которое значится партнёром минского "Харвеста", чесслово не знаю. Рукописи в "Астрели-СПБ" читают другие люди. Может статься, в Москве забракуют, а добрые питерцы пропустят... Хотя я бы сменил название и на второй адрес отправлял под псевдонимом.
"Армада" и "Альфа-Книга" слились в едином порыве и достаточно давно. Может, кто-то из них съел другого, для нас оно не имеет ни малейшего значения. Это - самое крупное издательство, специализирующееся исключительно на ФиФ. Вероятно, тиражи и количество наименований, отдельно взятых в этом жанре, сравнимы с "Эксмо".
Я посылал пару рукописей, не взяли. Там постоянно печатается крупнейшая белорусская писательница жанра ФиФ Ольга Громыко. С ней, а также с Д.Трускиновской из Риги, публиковавшейся в "Альфе", знаком лишь по переписке.
Считается, что условия для раскрутки начинающего там не хуже. Из числа "монстров", в хорошем смысле этого слова, "Альфе" верен Роман Злотников, а Андрей Круз в 2013 году вдруг напечатался в "Эксмо".
ФиФ у них делится на два направления - серьёзная и юмористическая фантастика. Первое направление, про мужественных бойцов с перекошенными лицами и суровым взглядом, наполняют писатели-мужчины, во втором приветствуется женское фэнтези. Ничего плохого не скажу про Громыко, но уровень юмора большинства остальных женских произведений мне не по вкусу. Это совсем не означает, что, отправь девушка, читающая эти строки, нечто подобное в "Альфу", её творчество будет скверно издаваться и продаваться. Аудитория женского фэнтези весьма велика. Она совершенно не ориентируется на мои предпочтения.
Срок рассмотрения рукописей обычно до четырёх месяцев. Об отклонении мило сообщат по телефону, если наберёшь сам. С точки зрения "кидка" при расчете, исчислении тиража (выпустили больше, нежели оплатили автору), просрочки платежей, размера гонораров, неопубликования принятых материалов "Альфа" дурной репутации не имеет. По крайней мере, такое не на слуху. Филиалов, рассматривающих самотёк независимо, нет. Требования к рукописям изложены чётко и ясно на сайте. В общем, для фантастов там тоже водится синяя птица, чуть другой породы.
В Москве действуют другие издательства поменьше. Если уж первую нетленку рассылать веером, то можно и их осчастливить. Более того, есть прецеденты, когда мелкая фирма, вырастив МТА до звезды, холит его и лелеет, чтобы не было стимула уходить к флагманам. Также прошу учесть, что смотрю на издательский мир с кочки зрения автора ФиФ. "Эксмо" и "АСТ" печатают и детективы, и детскую литературу, но существуют издательства, именно на этих жанрах специализирующиеся.
С точки зрения первой публикации Питер несколько демократичнее. Мой дебют состоялся в "Лениздате". Похоже, "Инкубатор для вундерваффе" оказался последним романом старого "Лениздата". Там произошёл громкий развод по всем канонам жанра. Творческий коллектив, в его числе редактор и мой крёстный отец в фантастике Александр Викторович Сидорович, дружно уволился. "Лениздат" оставил кучу долгов перед авторами. Так как тиражи и начисления писателям были мизерные, порядка 4 российских рублей с экземпляра, в суд не побежали. Считайте сами. 4000 экземпляров умножаем на 4 рубля, получаем 16 тыс. руб., чуть более 500 долларов, не хватит для оплаты издержек. Поэтому кинутые авторы покричали и успокоились.
Сидорович сотоварищи организовал Издательский дом "Ленинград", его часто называют ИДЛ. У меня там вышел "Восточный квест" прошлой осенью, только что поступил в продажу роман "Аэропланы над Мукденом". Надеюсь, во втором полугодии увидит свет "Последнее испытание", которое закончит трилогию "Вундерваффе". "Аэропланы" - с закрытым финалом, это отдельный и самый любимый на данный момент роман, АИ без "попаданца" на тему рождения боевой авиации. Дебютная трилогия объективно слабее, но любителями боевой фантастики читается вполне живо.
ИДЛ оставил за собой сайт "Лениздата". Александр Викторович лично читает самотёк. Они квартируют у издательства "Крылов" минутах в двадцати ходьбы от Сенной площади. Основные серии - боевая фантастика и военная фантастика. Для писательского старта очень даже неплохой вариант.
Новый "Лениздат" с конца 2012 года принялся за довоенную классику. С живыми авторами у "Лениздата" репутация, мягко говоря, не очень. Поэтому не советую отправлять им рукопись, если вы не сподобились отдать Богу душу до 1941 года.
"Крылов", как "Альфа" и "ИДЛ", сузил жанровый диапазон до ФиФ. Не любят фантастику о будущем, особенно космическую. Разве что постапокалипсис. Не жалуют женское фэнтези. Я у них не печатался, хотя много переписывался с редактором Ю.Гаврюченковым в его блоге. Очень рекомендую этот блог. Там масса откровений про редакторскую кухню. Полезно.
Крыловцы охотно принимают и публикуют самотёк. По свидетельству одного из белорусских авторов, платят отвратительно. Но для первоначальной раскрутки романа, если он разойдётся по России и из категории МТА переведёт сочинителя в начинающие писатели, вполне нормально. Куда лучше, чем выпустить 500 экземпляров за свой счёт и уныло любоваться на стопку в углу квартиры.
Региональные издательства существуют, вероятно, в каждом областном центре РФ. Даже там дебют предпочтительнее, чем две-три книжки, выпущенные в Беларуси. Всероссийскую известность получить трудно, стартуя из области, начальные тиражи жидкие. Но хоть какой-то трамплин для проникновения в издательства двух столиц, автор уже присутствует на российском рынке.
А что делать, если малое издательство приняло рукопись, вы подписали контракт, и тут приходит согласие из "Эксмо"? Ну, во-первых, нужно сразу предусмотреть такую возможность. Тогда имеет смысл ждать, пока гиганты скажут "фи-и, гадость!", и начинать рассылку по издательствам второго эшелона. Нервы нужны железные. Во-вторых, можете вежливо поблагодарить и в следующий раз стучаться напрямую к этому редактору, написав роман именно для "Эксмо". Там прекрасно понимают, что мелкие конкуренты оперативнее.
И так, формулируем отрицания. Написав роман и вылизав текст до максимально возможного в домашних условиях уровня, не нужно:
1. Бояться посылать произведение в крупнейшие московские издательства. Как минимум, не убьют.
2. Отправлять веером в десятки адресов, если имеется обоснованное предположение, что рукописью заинтересуются гиганты.
3. Ограничиваться отправкой в один адрес.
Учитывая приближающиеся длинные выходные, поздравляю женщин с наступающим 8 Марта, желаю их окружению этот праздник счастливо пережить