Аннотация: Плюсы и минусы остросюжетного произведения на примере повести С.Трахимёнка
Когда не знаешь как написать тот или иной эпизод, жанрово отличающийся от привычной стези, читаешь других, справившихся с этой задачей. Так, посмотрим одним глазков на труды соотечественников. Есть!
Опыт Сергея Трахимёнка достаточно показателен. Он создаёт качественную современную прозу. Не стесняется писать по-русски, это я тоже ставлю в плюс: русскоязычные авторы в основной своей массе за демократическое двуязычие, тогда как мовофилы предпочитают сматывать одеяло на себя. При этом он не является звездой уровня Гарднера или Стаута, до них тянуться - руки коротки. Есть и недостатки в его произведениях, которые можно и нужно замечать, чтобы самому не падать в ту же яму.
И так, затаскиваю в свою литературную мастерскую повесть "Уехать в Париж", доступную, например, здесь: http://flibusta.net/b/329993/read. Зажимаю в тиски. Вооружившись болгаркой с отрезным кругом, начинаю пилить по живому с любопытством пятилетнего мальчишки, получившего в подарок пожарную машинку, - а чо у неё внутри?
Перед прочтением моих впечатлений рекомендую просмотреть оригинал, он невелик, чуть больше трёх авторских листов, и лёгок для восприятия.
Структура повести классическая, хоть в учебник.
В экспозиции главная героиня (Елена) находится в Париже, на дворе 1994 год, безуспешно вызванивает сына, развлекающегося в минском клубе. Эта часть не затянута, довольно быстро наступает завязка с нагнетанием обстановки вокруг отпрыска (Павла), задолжавшего денег.
В завязке его похищают ради выкупа, героиня летит в Минск - выручать.
Действие достаточно ритмично раскручивается к кульминации, когда за спасение неплательщика берутся частные лица, в развязке персонажи тикают из бандитской Беларуси в безопасную Францию... Да-да, не смейтесь. Это сейчас милиция стремится получить ордена на грудь за ликвидацию ОПГ, а по Парижу шагу не ступить, чтобы не наткнуться на темнокожий криминал. В начале лихих девяностых и вправду многим казалось, что на Западе - рай.
Наконец, пристыкован финальный эпизод, где бандиты сводят счёты с положительным второстепенным героем.
Главный гад не известен до последней страницы, но по тексту разбросаны подсказки. Один восторжествует - я догадался! Второй охнет - как же я сам не допёр? Оба получат удовольствие.
Несомненные плюсы: в этом супе хватает и соли, и хлеба. Всё на месте.
Хорошо прописано постепенное нагнетание. Автор не разменивается на мелкие обострения, локальные кульминации-развязки, держит в напряжении.
Сюжет логичен, натяжки - частные. Рояли не бросаются из кустов.
Чувствуется юридическая подготовка, правовых ляпов - меньше среднего уровня.
Добавлю, что по старосоветской традиции литература официально делится на прозу, поэзию и драматургию, причём под последней веткой понимается написание текстов исключительно под театральные постановки. Ровно так же свёрстана школьная программа, учат в вузах... Бред!
С.Трахимёнок создал множество киносценариев для нашего ТВ. Многие креативные белорусские авторы отлично показывают себя в российском кинематографе. Но сценарий фильма в школьную программу не включат. Не положено, и всё тут! Я - не фанат Трахимёнка, но уж лучше бы дочь изучала его творчество в старших классах, а не драматургические стоны советского образца, заменяющие реальную литературу.
"Уехать в Париж" - киноповесть. То есть фактически сценарий, но без соблюдения сценарного формата, близкий к нормальному тексту. Кстати, вопрос - почему бы современные театрально-драматургические произведения не перебивать в удобную форму? Нет, как во времена Грибоедова - действие первое, сцена вторая, те же и Городничий. В мире ничто не изменилось за без малого двести лет? Изменилось, только у многих нет желания поспевать за изменениями. Им и так замечательно.
Надеюсь, что интересующиеся просмотрели исходный текст, начинаем искать блох.
Первый недостаток проистекает из формата. В кино героиня будет крашеной блонди, её сын студентом в джинсе и очках (например). "Павел на голову выше своей партнёрши и вполне соответствует своему возрасту и третьему курсу вуза". (Конец цитаты). В романе подобный портрет героя смотрится ужасно. Если абстрагироваться от кино, тексту остро не хватает описаний людей и обстановки. Есть только действия и диалоги, плюс чуть-чуть рассуждений. Отличная книжка-раскраска: в качестве упражнения для начинающего переписать любой эпизод, добавив детали.
"Было-были-была" слишком много. Плохо, что беспорядочно перемешано прошедшее и настоящее время. Например, сцена в самолёте.
"Салон самолёта. В одном из кресел сидит Елена.
Рядом средних лет мужчина, пытающийся заговорить с ней по-французски.
Елена, занятая своими мыслями, не отвечает.
- Мадам ничего не желает? - спросила стюардесса, толкая впереди себя тележку с напитками. (Пока напоминает сценарный формат - настоящее время. - А.М.)
- Нет, - ответила Елена по-русски.
- Дак ты русская, - произнёс мужчина, - бери, всё это входит в стоимость билета. Я, когда первый раз летел, не знал этого. Ты первый раз летишь?
- Второй, - ответила Елена.
- А... - разочарованно произнёс сосед по креслу и обратился к стюардессе, - а мне виски и пепси. (Здесь и дальше автор плавно скатился из настоящего в прошлое время, причём в несовершенной форме, при описании событий, которые "разворачиваются перед камерой", точнее - перед фокальным персонажем. - А.М.)
Пока сосед манипулировал с напитками, смешивая их в разных пропорциях, повторяя время от времени, что всё это вставляет не хуже экстэзи, Елена закрыла глаза и предалась мыслям о том, как она будет выручать Павла". (Конец цитаты)
Напрягают повторы глаголов в диалогах. Вот один из них. Посчитайте, сколько раз использовано "ответила".
"- А это кто? - спросил Павел у Жанет.
- А это Боб, - ответила Жанет с некоторой иронией, - он тут самый крутой.
- Точно, - подтвердил Боб, - а знакомы мы с твоей подругой по клубу "Кик файтер", куда она одно время ходила тренироваться.
- Да? - удивился Павел и посмотрел на Жанет.
- Да, да, - ответила Жанет и с неприязнью взглянула на Боба. Но тот не обратил на это внимания.
- Я могу решить твои проблемы, - сказал Боб, обратившись к Павлу.
- Он сам их решит, - ответила за Павла Жанет.
- А с тобой, крошка, базара нет.
- Шёл бы ты, дядя, лесом, - произнесла Жанет.
- Да ты стала шустрой, - заметил парень.
- Я ей и была, - тут же отреагировала Жанет.
- Я сам разберусь, - прервал их перепалку Павел.
- Ну, разбирайся, - произнёс Боб, - но учти, с каждым днём цена моей помощи будет возрастать.
Боб поднялся со стула и враскачку пошёл к бару.
- Он действительно что-то может? - спросил Павел у Жанет.
- Да, - ответила та, - он может кирпичи головой бить, этого у него не отнимешь". (Конец цитаты).
Неприятно безумное количество "Павел" и "Жанет". В сценариях так и положено - всегда называть персонажа одним именем. В обычной прозе режет слух.
Универсам "Таллинн" расположен в минском микрорайоне "Запад". Чо-то не помню там кинотеатра под тем же названием.
Отдельно остановлюсь на ляпах, касающихся следственной работы. Их не много, но они досадные.
"Виктор Ходкевич - следователь городского управления внутренних дел, осматривал место происшествия. Впрочем, осматривал он его ни шатко ни валко, понимая, что перед ним чистое убийство, и дело придётся передавать в прокуратуру". (Конец цитаты)
Откровенная нелепица. В любых правоохранительных органах стараются не делать работу за другого. Следователь из УВД (тогда не было Следственного Комитета в нынешнем виде), имеет меньший опыт осмотра трупов, чем коллега даже не городской - районной прокуратуры. Самодеятельность по фиксации следов вообще напоминает детсад. Ладно, в глубинке, где спецов из области сутки ждать, для Минска это из категории чуда. В общем - ляпсус.
"В своё время Ходкевич окончил юрфак БГУ, попал по распределению в милицию, но прижился там только наполовину, как специалист был ценен, но своим среди следователей так и не стал". (Конец цитаты).
Следственный аппарат МВД РБ никогда не входил в милицию. Следователь милиции - такая же невозможная вещь, как адмирал танковых войск.
Дальше - хуже. "Минск. Кабинет следователя Ходкевича. Ходкевич только что закончил говорить по телефону, как вдруг раздался осторожный стук в дверь". (Конец цитаты). Разворачиваются события, менее правдоподобные, чем фильмы Михалкова.
Во-первых, в УВД Мингорисполкома (сейчас - ГУВД) имеется пропускная система, люди не гуляют абы как. Внизу стоит сержант, там же дежурка, через них фильтруются заявители, и по похищению человека начал бы работать опер, а не следователь. Во-вторых, ГГ отправилась на Добромысленский переулок с бульвара Шевченко, хотя милиция Центрального района что по старому адресу, что возле Озера куда ближе. И попала на того самого, нетрадиционного, который по непонятной причине за прокуратуру осматривал труп! Ляп, достойный Донцовой. Впрочем, российской авторше это не мешает издаваться в астрономических объёмах.
"Растёшь на глазах. <...> Напечатай постановление о возбуждении уголовного дела, но хода не давай. Возможно, завтра она откажется от заявления". (Конец цитаты).
В уголовно-процессуальном законодательстве установлен 10-дневный срок рассмотрения заявлений о преступлении. Заполнение бланка постановления о возбуждении уголовного дела на печатной машинке (1994 год) занимает примерно 45-50 секунд. Никто в здравом уме их не заготавливает заранее, "не давая ходу". Если зарегистрировать, копию постановления сдать в прокуратуру, тогда не вырубишь топором.
Наутро заявительница столь же свободно продефилировала в кабинет следователя.
"- Я прошу меня извинить, но мне хотелось бы взять своё заявление обратно. <...>
- Елена Леонидовна, похищение людей - преступление, относящееся к так называемым делам публичного обвинения. И они не прекращаются от того, что заявитель собирается забрать своё заявление. Вам это понятно?
- Да.
- Тогда в чём дело?
- Я хотела сказать, что мне позвонил Павел из Барановичей и сообщил, что с ним всё в порядке.
- А если он позвонит завтра из тех же Барановичей и скажет, что теперь с ним не всё в порядке. Вы опять напишите заявление.
- Нет, на этот раз я поняла, что действительно поторопилась.
- Хорошо, я доложу руководству". (Конец цитаты).
Есть тонкость. Регистрации подлежат не только уголовные дела, но и заявления. Если следователь зарегистрировал заявление, он в подобной ситуации обязан вынести постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Если не зарегистрировал - совершил преступление в виде укрывательства чужого преступления или, по крайней мере, тяжкий должностной проступок. Следователи так не делают, потому что не имеют заинтересованности. Это - удел оперов, их бьют по шапке за "висяки" и "глухари", которые на практике проще закопать, нежели раскрыть. Следователю раскрываемость до лампочки, за неё пожурят, но не сильно.
Есть и другие ляпы. После моего комментария, возможно, произведение покажется вопиюще безграмотным. Это не так. На общем фоне удовлетворительно. Но хотелось бы лучше.
Почему столько ляпов? Ведь Трахимёнок, насколько я помню, имеет учёную степень по правоведению. Полагаю, здесь проявилась ложная осведомлённость, бич многих авторов. Кажется, что в теме, а на самом деле остаются косяки, на которые после выхода книги тебе тычут в глаза. Рвёшь на голове остатки волос и отмахиваешься от снисходительных "учи матчасть, лузер". Плавали, знаем.
Прикол в том, что в РБ под двести тысяч штыков только в МВД, многие тысячи народу в прокуратуре, судах, КГБ, КГК, хозяйственных судах, нотариате. В Минской городской коллегии адвокатов под тысячу человек. Целая армия пенсионеров-силовиков во главе с Чергинцом. С какой-то околоюридической подготовкой - до полумиллиона человек! Все они - целевая аудитория, которая заметит ляпы и кинет в автора коричневым.
Трахимёнок, похоже, ни дня не служил в "окопах" - горрайорганах внутренних дел. Оно совершенно не мешает писать детективы и боевики. Но когда берёшься за тему, дай вычитать ментам или прокурорским. Лучше не одному, минимум - двум. Мой роман "Подлодки адмирала Макарова" прочли четверо офицеров-подводников Северного флота, нашли, по-моему, одиннадцать технических ляпов... А потом меня по форумам били в морду за мелочь - перепутал гюйс с гюйсштоком. Бета-ридеры не заметили!
Сейчас пишу роман с элементами детектива, часть действий происходит в РБ в этом году. Покажу ментам - сам давно ушёл из МВД, не верю собственной квалификации.
Практически идеальные в правовом отношении романы создала Елена Топильская. Известен её цикл "Тайны следствия", поставлен сериал, к первым сезонам которого она писала сценарии. Топильская - бывший зам. прокурора одного из районов Питера по следствию, действующий адвокат, кандидат юридических наук. Произведения грамотные, выверенные, очень точные психологически... А простая как грабли писанина Донцовой народом воспринимается лучше.
Поэтому читаем Трахимёнка, Топильскую, Донцову, Чейза, самых разнокалиберных авторов и подсматриваем секреты успеха и недостатки, не позволившие достичь большего.