В тот день они ещё долго рассказывали друг другу то одно, то другое. Поразмыслив, решили к цыганам пока не обращаться: неизвестно, как бы они отреагировали на мага, не принадлежащего к их бродячему племени. Пока Ирэна и Крис справлялись сами и, пообещав друг другу не лезть в опасные ситуации, намеревались справляться и дальше.
В розовый домик Ирэна вернулась очень счастливая. Целый день рядом с Крисом, да ещё и столько открытий о нём! А в домике её поджидало письмо мистера Чарльза. Он писал, что случилось "нечто ужасное" и завтра ждёт Ирэну как можно раньше в "Флоксах".
Ирэна занервничала. Что такого могло случиться в их маленьком театре? И почему мистер Чарльз ждёт помощи именно от Ирэны? Ведь она не умела ничего особенного - не о шитье же костюмов шла речь!
Дамы немедленно расспросили Ирэну о содержании письма - сами они прочитать его не могли, воспитание не позволяло, но любопытство никуда не делось, - и девушке пришлось выдержать целый поток вопросов, на который она не знала ответов. Все три дамы высказывали самые разные предположения, но чем дальше, тем меньше они становились правдоподобными. Оставалось только дождаться утра, и вечер, долгий зимний вечер, тянулся особенно невыносимо. Вдобавок, измученная предположениями и волнением, Ирэна долго не могла уснуть, часто просыпалась, и выглядела утром далеко не столь мило и жизнерадостно, как обычно.
В театр она влетела намного раньше мистера Чарльза, приходящего обычно первым, и ей пришлось провести в неведении ещё двадцать томительных минут. И расспросить оказалось некого: она появилась слишком рано, благо ключи давно раздали всем сотрудникам, а то пришлось бы ждать на улице.
-Мистер Чарльз! - взвилась со стула Ирэна, стоило ему показаться в дверях. - Что случилось? Ой... Здравствуйте! - вспомнила она о воспитании.
-Доброго дня и вам, мисс Ирэна. Наверное, не стоит ждать, пока соберутся все... - мужчина выглядел подавленным и постаревшим. - Мисс Ирэна, мисс Ирис Мэйден, она... покинула нас. На три месяца. Она с семьёй уезжает... куда-то. Мы остались без ведущей актрисы - в середине сезона.
-И что теперь? - ахнула Ирэна. - Неужели... закрытие?!
-Если мы в течение недели не найдём замену, то да, закрытие, - мистер Чарльз осунулся ещё больше. - Есть, правда, один вариант... Я предложу вам заменить мисс Ирис. Правда, не знаю, как отреагируют на это остальные, а потерю ещё кого-то из труппы мы сейчас не переживём. Это точно приведёт к закрытию театра. И смогу ли я открыть "Флоксы" ещё раз... Я устал, мисс Ирэна. Возраст, всё-таки.
-Но вы же сами говорили, что я не гожусь на главные роли! - воскликнула Ирэна. - Лет через пять, когда поднаберусь мастерства - да, возможно, но не сейчас!
-Мисс Ирэна, на данный момент - вы лучшая в нашем театре. Остальные и вовсе не тянут на роль примы. Они и на вторых-то ролях переигрывают или недоигрывают! Предложить им роли мисс Ирис - значит просто убить театр без возможности возродиться. За неделю в середине сезона найти талант, равный таланту и мастерству мисс Ирис... - он покачал головой, - невозможно. Остаётся лишь использовать те инструменты, что есть под рукой.
-Мисс Адель и остальные, они же вас не простят! Они и так считают, что я нахожусь в привилегированном положении вашей любимицы! Они уйдут, и театр всё равно придётся закрыть... Нам нужно срочно искать актрису!
-Вот знаете, мисс Ирэна, - слабо улыбнулся мужчина, - впервые вижу актрису, которая не стремится любой ценой захватить роль, и тем более - главную. В вас любовь к театру и актёрству сочетается с такой уверенностью в себе, таким достоинством, что режиссёры и роли будут за вами бегать сами, как сейчас и происходит. Я предлагаю роль вам не потому, что вы - моя любимица, а потому, что ваши талант и благородство достойны этого. Вы единственная будущая прима из всех остальных наших актрис, кроме миссис Джейн - но она уже в возрасте - и мисс Ирис. Но талант последней... сравним со звездой, так что... - он махнул рукой, не в силах подобрать слова.
-Я понимаю, - Ирэна тепло улыбнулась. - Давайте сначала поищем замену Ирис? А если за неделю не найдём... тогда уже и подумаем обо мне. Если с Алиной в "Яблоневом саде" или с Иданой в "Зимнем сне" я ещё, может быть, справлюсь, то вот Вероника... На ней, её личности, держится весь спектакль, вытяну ли я? Нет, замену всё же искать нужно.
-Но репетиции начинаются сегодня, после собрания, - сказал мистер Чарльз.
-Ой, - ответила Ирэна.
-Доброе утро! - вошла миссис Джейн. - О, мисс Ирэна! Как вижу, вы уже знаете? Если бы мисс Ирис предупредила хотя бы за месяц! - она осуждающе покачала завитой, в буйных кудряшках, головой. - А вот так, за пару дней, даже не за неделю... Как безответственно с её стороны!
-Возможно, она сама была поставлена перед фактом поездки, - неуклюже сформулировала фразу Ирэна.
-Но не за пару дней ведь! И мистер Артур, ведь знал, наверняка знал! Они с мисс Ирис сильно сблизились за последнее время.
-Возможно, как раз это и послужило причиной столь поспешного отъезда, - мрачно сказал мистер Чарльз. - Вряд ли семья Мэйден обрадовалась интересу мисс Ирис к юноше... не совсем её статуса.
-Но они же просто друзья! - возмутилась Ирэна. - Неужели нельзя дружить, с кем хочется только потому, что ты аристократка?
-Мисс Ирэна, милая моя, - вновь закачались кудряшки, - мистер Артур уже собирался просить руки мисс Ирис. Думаю, для просто "друга" это не слишком характерный поступок.
-Нашёл время! Не мог подождать до конца сезона, - гневался мистер Чарльз. - И я вполне понимаю Мэйденов: Артур и мисс Ирис знакомы без году неделя! А строить жизнь на основе одной первой юношеской влюблённости - попросту безрассудно. Брали бы пример с вас, мисс Ирэна: ваш Кристиан ведь не требует от вас немедленной свадьбы, хотя вы с ним знакомы всяко дольше, чем мисс Ирис с Артуром.
-Да я от Кристиана никогда предложения не дождусь, - насупившись, пробормотала Ирэна. - Сомневаюсь, что он вообще когда-нибудь...
-Добрый день! - перебила её влетевшая Марта. - Всем здравствуйте!
-Добрый день, - вошёл следом Деррик.
Зрительный зал, где должно было проходить собрание, начал заполняться людьми. Пришли все, кроме Артура - он прислал почтового мальчика с запиской, что должен проводить Ирис и проститься с нею. Последней пришла кассир, она же главный счетовод театра, миссис Люсиль Андерсен. Стоило ей извиниться за опоздание, и мистер Чарльз приступил к роли ведущего.
Весть о внезапном отъезде Ирис Мэйден вызвала всплеск недоумения и страха: весь репертуар держался на ней. Но пара начинающих актрис приободрилась и даже стала высказывать, что глупо было "класть все яйца в одну корзину", и что в театре есть и другие актрисы, кроме Ирис.
-Верно, есть, - сказал мистер Чарльз, когда всеобщее волнение немного поутихло. - Но практически ни одна из девушек не готова. Вы все талантливы, с этим нельзя поспорить, но вам не хватает опыта и мастерства. Поэтому я предлагаю взять на роли мисс Мэйден, - он заметно занервничал и залпом осушил стакан воды, - предлагаю... мисс Линди.
-Снова Ирэна? - вскочила Адель. - Да за что ей такая честь?
-Верно, - поддержала её Салли, худенькая девица, обычно появляющаяся на сцене вовсе в ролях без слов - из-за нечёткой дикции, которую она старательно выправляла упражнениями. Сейчас Салли говорила уже лучше, но сценической речью по-прежнему владела плохо. - Почему все лучшие роли - мисс Ирэне?
-Либо мисс Линди, либо театр придётся закрыть, пока не найдётся другая актриса, - мистер Чарльз попытался снова отпить из стакана, не заметив, что тот уже пуст. Нервно налил в него воды из графина, расплескав немного. - Нам и так придётся вводить замену для прежних ролей мисс Линди.
-Мы можем взять вас, мисс Адель, - жёстко сказала, вмешавшись, кассир, - но это разорит театр. Люди будут уходить со спектаклей, увидев вашу игру, и не станут приходить снова, если на афишах опять увидят ваше имя или имя мисс Аниты, к примеру. Театр должен на что-то существовать, это не благотворительная организация. На мисс Линди люди придут - те, кто уже видели её и решили, что она хорошая актриса. На вас, повторюсь, в ближайшее время публика повторно приходить не захочет.
-Миссис Андерсен! - жалобно простонал мистер Чарльз. Но миссис Люсиль Андерсен работала с деньгами, а не с людьми, и была жестковатой.
-Это факты, мистер Чарльз, - сурово сказала она. - У мисс Линди уже есть имя и репутация. У остальных - нет, да и с их навыками у них проблемы. Они только испортят и свою, и нашу репутацию. Всё, что девушки могут сделать, это удвоить усилия в практике, и наконец запомнить, чему вы их учите. Тогда они станут действительно хорошими актрисами и смогут появляться на сцене без особого ущерба для репутации театра. А пока - пусть научатся, как следует играть вторые и третьи роли.
-Вы считаете нас плохими актрисами?! - вспыхнула Адель.
-Я этого не говорила, - невозмутимо ответила миссис Андерсен. - Я сказала, что вы неопытные актрисы. Неумелые, если слово "неопытные" вам не знакомо. Иногда недостаток мастерства компенсируется внутренним чутьём и талантом. В вашем случае этого, к сожалению, не произошло. Это не значит, что вы плохи. Вы, может быть, даже талантливее леди Мэйден, но пока ваши потуги на актёрство превосходят ваш талант.
-Да как вы можете, - оскорблённая девушка чуть не плакала. Мария уговаривала её успокоиться, метая на Ирэну злые взгляды.
Сама Ирэна ощущала себя ужасно неловко. Она предполагала, что остальные актрисы - кроме миссис Джейн, да, может быть, Марты, не обрадуются внезапному превращению Ирэны в приму, но не ожидала столь бурной реакции. Может быть, для Адель и остальных роли были чем-то более важным, чем думала Ирэна? Например, таким же, как для неё, шансом благодаря роли прожить другую жизнь, рассказать историю по-новому, наполнить характер душой и смыслом. Ирэна-то считала, что девушки просто мечтают о славе и поклонниках, но что, если она ошибалась?
-Может быть, - несмело начала она, но тут же была остановлена грозным взглядом Адели.
-Не притворяйтесь паинькой, мисс Ирэна! - выпалила Адель. - Вся-то вы такая хорошая, и роли не требуете, всё вам с небес на блюдечке падает, и за нас заступаетесь - мол, добренькая. Не нужно уже притворяться, вы же получили, что хотели.
-Я хотела всего лишь играть. Неважно, кого, - гордо вскинула голову оскорблённая Ирэна. - Меня бы и "кушать подано" устроило, лишь бы в театре работать. Может быть, именно поэтому я и добиваюсь чуть большего, чем вы?
-Так и играйте "кушать подано"! Но что-то вы замахиваетесь сплошь на главные роли!
-Мисс Адель Вансон! - разгневанно встал мистер Чарльз. - Вы ведёте себя недостойно. Замена леди Мэйден на мисс Линди - исключительно моё решение. И обусловлено оно только талантами каждой из присутствующих актрис. Вы, мисс Вансон, неплохая актриса, и задатки у вас хорошие, но, повторюсь, вам главные роли пока недоступны. А если "кушать подано" вас не устраивает, то не понимаю, зачем вы вообще пришли в театр!
Адель разрыдалась и выбежала из зала. Анита устремилась за подругой. Мария осталась, хотя и посматривала вокруг с гневом. Салли же сделала вид, что изучает текст пьесы.
-Итак, как я понимаю, - мистер Чарльз сделал вид, что ничего не произошло, хотя Ирэна видела, как у него дёргается от сильного волнения левый глаз, - мы пришли к соглашению. Роли Алины, Иданы и Вероники переходят к мисс Ирэне Линди. Роли самой мисс Линди, а именно Лидии в "Яблоневом саде", Нарциссы в "Зимнем сне" и Дианы в "Керванском привидении" распределяются следующим образом: Лидия и Диана - мисс Мария Дейсберг. Нарцисса - мисс Адель Вансон... если вернётся. Если нет... - он окинул взглядом подобравшихся актрис и замялся, - придётся решать на месте. На их роли назначаются...
Дальше Ирэна почти не слушала. Уже следующим вечером ей предстояло выйти на сцену в роли Алины. А она её знала плохо, всегда играя Лидию, вторую из трёх сестёр. Попросив разрешения выйти, она, едва сдерживаясь, чтобы не бежать, покинула зал, чтобы взять текст пьесы, и натолкнулась в фойе на рыдающую в голос Адель.
-Вы играете Нарциссу в "Сне", - попробовала утешить её Ирэна. - И третью сестру, Джулию, в "Саде". Если вы постараетесь немного...
-Хватит лезть с вашими лживыми утешениями! - закричала Адель. - Как же вы меня бесите, "хорошая девочка"!
И развернулась, чтобы уйти.
-Мистер Чарльз будет вас ждать, - негромко сказала вслед Ирэна. - Но только не слишком долго.
Адель пренебрежительно фыркнула и громче застучала каблучками. Анита смерила Ирэну возмущённым взглядом и заспешила следом за подругой, призывая её подождать.
Ирэна растерянно пожала плечами и заспешила в литературный кабинет учить роль. Подвести мистера Чарльза, который так на неё рассчитывал, она не могла.
Она не подвела. На репетиции она споткнулась, забыв текст, всего лишь пару раз, а её трактовка образа - давно придуманная, ещё когда она посмотрела этот спектакль у Духа Театра - заинтересовала мистера Чарльза. Он немного подправил пару деталей, и сказал, что зрителям понравится такая новая и непривычная Алина.
С Лидией было хуже: Мария изо всех сил копировала Лидию, которую играла раньше Ирэна, не понимая, что жесты и интонации невысокой и нетоненькой в кости, малопримечательной, хотя и очень милой, девушки совсем не совпадают с пластикой и манерами высокой худой девушки, яркой от природы. Она смотрелась то нелепо, то просто глупо, и упорно не понимала, что хочет от неё мистер Чарльз. Ведь Ирэну хвалили в этой роли, а Мария с её идеальной памятью, почти точно повторяла девушку.
Не выдержав, Ирэна подошла к ней.
-Мисс Мария, простите, что я лезу не в своё дело, - уверенно сказала она, - но посмотрите на меня. Я разве копирую мисс Ирис?
-Нет, - вынуждена была признать Мария. - Вы совсем другая. И как Алина, и как актриса.
-Так и вы ведь - не я! Так играйте собственную Лидию!
-Но я не знаю, какой она должна быть!
Ирэна растерялась. Она либо точно улавливала, что хотел донести режиссёр в лице мистера Чарльза, либо придумывала собственный характер для персонажа. Как может быть иначе, она даже не представляла. Разве не это главное в актрисе - создать нечто новое из старого шаблона?
-Тогда спросите мистера Чарльза, - только и смогла предложить она. - Он же подсказывает вам, как играть Лидию с вашей пластикой, вашей внешностью, вашими манерами. В самом крайнем случае - играйте саму себя. Всё лучше, чем бессмысленно копировать кого-то.
-Но играть саму себя - самый худший вариант, нам ведь говорили об этом!
-Неверно. Худший вариант - быть всего лишь копией, тогда как любая актриса - оригинал, - серьёзно сказала Ирэна. - И не стесняйтесь спросить у мистера Чарльза совета - это его работа.
-Хорошо, - сердитая и растерянная, Мария направилась к режиссёру. И дальше дело пошло на лад. Она всё ещё сбивалась, но в те моменты, когда она не пыталась подражать Ирэне или преувеличенно двигаться, почти кривляясь, в ней проглядывала самобытная актриса.
К концу репетиции вернулась Адель. Пришла и села в зале, наблюдая за происходящим на сцене. Позже Ирэна услышала, как Адель выговаривает Марии за "предательство". И очень удивилась. Ведь предательством был поступок самый Адели - бросить театр и подругу в тяжёлый момент лишь потому, что ей не дали желаемого. Она уже хотела подойти и сказать об этом Адели, но тут Мария громко выкрикнула, заставив всех в зале посмотреть на девушек:
-Ну и уходи! А я тех, кто в меня поверил, бросать не стану. Вот это-то и станет предательством. А наша дружба - да что это за дружба, если тебе свои интересы дороже всего на свете, в том числе и людей, которые на тебя надеются? Ты же знаешь, как всё сложно, и бросаешь в эту минуту?
-Я бросаю? - возмутилась Адель. - Это вы все меня бросили! Все роли только этой смазливой кукле!
-Эта кукла - хорошая актриса. Уж получше, чем мы с тобой, - фыркнула Мария. - И у неё тоже можно многому поучиться.
-Ничего себе, - прошептала на ухо Ирэне подошедшая Марта. - Мария тебя похвалила! Её подменили? Она и играть лучше стала.
Ирэна лишь пожала плечами, делая вид, что она здесь не при чём. Но себя немного похвалила, радуясь, что Мария не только услышала, но и приняла её слова.
Возмущённая Адель ушла, хлопнув дверью. Мария, поймав удивлённые взгляды, подняла голову и сделала вид, что никого не замечает. Все понимали, как тяжело ей потерять подругу, и потому тоже сделали вид, что ничего не произошло, но жестами и улыбками стремились поддержать и подбодрить девушку.
Спектакль прошёл превосходно. Никто не ушёл из зала, а после окончания представления актёров раз пять вызывали на поклон. Даже Марте с её совсем маленькой ролью достался букет. А уж Ирэне подарили весь десяток, хотя она была уверена, что поклонники Ирис Мэйден, узнав о замене, унесут букеты домой. Но нет, она сумела завоевать их уважение. Марии тоже досталось внимание публики, от чего в первый момент она сильно смутилась и многое позабыла. Но это позволило ей сыграть немного непривычную для зрителей Лидию - потому что, пренебрегая собственными правилами и привычками, она подстроилась под более сильных партнёров, и играла более естественно, чем обычно.
С "Яблоневым садом" справились на отлично. Впереди ждало "Керванское привидение".
20.
До премьеры оставалось десять дней: снежных, тёплых для северной зимы, слякотных. Каждый день шла репетиция. Ещё один раз показали "Яблоневый сад", но на этот раз спектакль прошёл спокойнее и оказался в чём-то слабее первого представления. Все мысли были поглощены предстоящим показом "Привидения".
Мистер Чарльз так нервничал, что иногда кричал. На Ирэну, Марту, Марию, даже на миссис Джейн - единственный оплот спокойствия, во всяком случае, внешне. Женщина изо всех сил старалась поддерживать в актёрах оптимизм и уверенность, но получалось у неё не очень: труппа была на взводе.
Ирэна же просто устала волноваться. Паника сменилась лёгким усталым безразличием. Она ведь сделает всё, что в её силах, так зачем изводить себя мыслями "получится - не получится"? Можно подумать, она станет играть вполсилы! Нет, конечно! Она выступит от всей души.
Главное, думала Ирэна, выходя с репетиций и бессильно падая на диван, главное, что она, Ирэна, может испытать чувства и эмоции, казавшиеся ей недостижимыми. Она - на месте Вероники! Умной, сильной, смелой, волевой, решительной... Как Ирэна мечтала быть похожей на неё в реальности! Нет, оказаться на месте Вероники Ирэна не желала, хватило и тех приключений, что с нею уже случались, но было, было желание хоть на пару мгновений пережить нечто столь же невероятно романтичное. Но именно на пару мгновений - сильные эмоции и поступки никак не в характере Ирэны. Она - лишь милая домашняя клуша, вечная младшая сестра, но никак не героиня. На сцене она ещё способна выложиться, играя кого-то сильного, но быть такой постоянно? Невозможно.
И Ирэна искренне желала, чтобы нашлась актриса ей на замену. Постоянное напряжение выматывало. Она по-прежнему хотела играть, хотела этого больше всего на свете, но - играть что-то попроще. Главные роли пока давались ей с трудом, и каждый раз, даже если это была репетиция, девушка не сразу приходила в себя.
Ко дню решающего представления Ирэна осунулась и побледнела. Казалось, даже её волосы немного потускнели. Но костюм Вероники она надевала с непривычной решимостью. От неё сейчас во многом зависела судьба театра. Сегодня должен был прийти неведомый благотворитель, который собирался решить, стоит ли ему поддерживать "Флоксы". И то, как они все сыграют - как сыграет Ирэна - и определит его решение.
-Держись, Ирэна, - подошла Марта. - Ты будешь лучшей Вероникой на свете!
Ирэна лишь вздохнула и обняла подругу.
-Мне немного страшно, - призналась она Марте. - Когда от тебя столько зависит... Будь это просто представление, было бы проще.
-Это точно, - согласилась Марта. - Но, может, этого человека очарует красота мисс Марии?
-Марта! - возмутилась Ирэна. - Очаровывать должна наша игра, а не внешность!
-А что? - не сдавалась Марта. - Извини, но Мария красивее тебя. А мужчины падки на таких девушек.
-Извиняться не за что, это правда, - Ирэна принялась застёгивать ожерелье, - но сейчас наша задача доказать, что мы не только привлекательны, но и талантливы. Красивых - много, а вот талантливых... И потом, нельзя же оценивать лишь по внешности! Мисс Мария ещё и талантлива, а этого упорно не замечают, говоря только о её красоте. Мне кажется, - Ирэна немного понизила голос, - мистер Чарльз ещё и поэтому не даёт ей главные роли. Хочет, чтобы она раскрывалась полностью, а не рассчитывала производить впечатление лишь внешностью.
-Возможно, - согласилась Марта. - Это вполне в его характере. Ирэна, выглядишь изумительно! Ну, вперёд!
Ирэна кивнула и покинула гримёрку. Прошла за кулисы и села на скамейку, вспоминая роль - лишней такая предосторожность никогда не будет.
-Добрый вечер, мисс Ирэна, - подошёл Деррик. - Вы сегодня изумительны... Нет, вы всегда, но сегодня... особенно...
Он мялся и запинался - впрочем, как всегда, когда говорил с Ирэной.
-Добрый вечер, мистер Деррик, - ответила девушка. - Благодарю за комплимент. А ваша невеста уже пришла?
-Вот ты где, - подошедший Мартин хлопнул его по плечу. - Тебя мистер Чарльз искал. Добрый вечер, мисс Ирэна, мистер Уильям.
Мистер Уильям смотрелся тоньше и моложе в чёрном бархатном костюме Привидения, с тщательным гримом на лице. Ирэна очень надеялась, что его огромный талант быстро заставит зрителей забыть о не совсем идеальной внешности.
Деррик ушёл. Мартин подмигнул Ирэне и занял место неподалёку - он тоже появлялся в первой сцене.
Прозвучал второй звонок. Ирэна встрепенулась, вскочила, расправляя ещё не совсем привычный кринолин платья. И устремилась к занавесу.
-Мисс Ирэна? - удивлённо позвал мистер Уильям.
-Да она наверняка мистера Кристиана высматривает, - усмехнулся Мартин, - стоит ли так удивляться?
Мистер Уильям понимающе хмыкнул. Ирэна покраснела, но всё же выглянула из-за кулис. Крис обещал прийти, но...
Он пришёл. Пришёл, хотя это требовало от него немало сил, истраченных на защиту! Ирэна ощутила, как внутри разливаются тепло и уверенность.
Крис пришёл, и, значит, всё будет замечательно!
С этим чувством она и выпорхнула на сцену, стоило занавесу подняться.
Крис не ожидал многого. Однако сама атмосфера театра, его полумрак, свечи, некоторая условность декораций, красивые наряды, присутствие увлечённых зрителей - все это делало историю намного более завораживающей и менее нелепой, чем она выглядела на бумаге и в домашнем исполнении Ирэны.
Сама она выглядела настоящей Вероникой - не то, что в повседневном зелёном костюме или синем шерстяном платье; слова, глупо звучавшие в его комнатке, когда она учила роль, обретали силу и смысл в глубине зала, и спектакль смотрелся куда лучше и реальнее, чем ждал Крис. К тому же Ирэна, счастливая от возможности побыть Вероникой, говорила свой напыщенно-романтический текст с таким чувством, с такой искренностью, что ей верили. Верили в девушку, способную ради призрачной любви, ради долга, отказаться от богатства и внешнего благополучия.
К тому же, Герцог - Артур и Диана - Мария были так хороши, Граф - мистер Чарльз - так величественен, главная экономка - миссис Джейн - так пуглива, злобный маг из прошлого - так таинственен и коварен, что зрители просто не могли не вознаградить абсолютно всех актёров бурными аплодисментами. А мистер Уильям в роли Привидения был настолько трагичен и великолепен, что Крис даже заревновал Ирэну на какой-то момент. Пришлось ему вспомнить, что Привидение - всего лишь роль, а мистер Уильям относится к Ирэне вполне по-отечески: у него есть дочь её возраста.
Когда Крис преподнёс девушке большой букет редких кремовых роз, она взглянула на него сияющими глазами, и он на миг потерял дар речи, не сразу вспомнив, что хотел выразить ей восхищение. Тут же его отодвинул какой-то тип с золотистыми лилиями, и Крис упустил свой шанс.
Впрочем, он воспользовался им, придя за кулисы. Вручил мистерам Чарльзу и Уильяму по бутылке дорогого вина вместе с заверениями в их невероятном таланте, и застыл, любуясь Ирэной, шептавшейся о чём-то с Мартой. Девушка улучила момент и посмотрела на него, улыбнувшись, и Крис, подойдя, наконец смог сказать ей, что она - самая талантливая актриса на свете.
-Правда? - Ирэне захотелось пококетничать, хоть обычно ей это было совершенно не свойственно. Но атмосфера вокруг удачной премьеры и свалившегося успеха кружила ей голову не меньше, чем остальным.
Крис кивнул. И тут вмешался Деррик, попытавшийся оттеснить Криса от Ирэны:
-Вы - замечательная актриса, мисс Ирэна, - заявил он, - не может быть никакого сомнения! Если кто-то в этом сомневается, он просто вас недостоин!
-Я всегда был уверен в мисс Ирэне, - холодно и даже жёстко сказал Крис.
-Я знаю, - ласково коснулась его руки Ирэна. - Ты всегда меня поддерживал, Крис. Спасибо!
-Да как он мог вас поддерживать, мисс Ирэна? - разозлился Деррик. - Сидит, как сыч, в своём подвале! Он даже не актёр, что он может понимать?
-Мистер Деррик, - улыбка исчезла с лица Ирэны, - я прошу вас не оскорблять моего друга. Крис сделал для меня очень много, больше, чем вы можете представить. Немедленно извинитесь.
-Не буду я перед ним извиняться, - буркнул Деррик, - я правду сказал. Он ничего для вас не сделал.
-А что сделали вы? - в голосе Криса явно звучал перестук льдинок. - Кроме молчаливого любования и завистливых взглядов?
-Я... - Деррик почти задохнулся. - Да как вы смеете?
-Я и не начинал, - Деррик злобно сверлил спокойного Криса взглядом.
-Так, хватит! - мистер Чарльз почувствовал, что назревает ссора и подошёл к юношам. - Перестаньте немедленно, или я попрошу вас удалиться.
-Вот он пусть и уходит, - зло сказал Деррик. - Ему вообще здесь делать нечего, он не из нашей труппы.
-Мистер Деррик, мистер Кристиан - друг мисс Линди, - напомнил мистер Чарльз. - Думаю, вы не захотите стать её врагом, прогнав её друга?
-А я? Почему вы защищаете его, а не меня, вашего актёра? - возмутился Деррик.
-Может быть, потому что он ничего плохого не сделал, а вы упорно пытаетесь с ним поссориться? - спросила Марта. Ей нравился Деррик, и она была бы не прочь, если бы он обратил внимание на неё, а не на Ирэну, но сейчас он явно нарывался на ссору.
-И вы тоже за него? - Деррик зло посмотрел на Марту.
-Мистер Деррик, да что с вами? - заволновалась Ирэна. - Вы на себя не похожи!
-Не похож? Как вы можете знать, если вы никогда на меня внимания не обращали? Для вас только он и существует! Крис, Крис, только Крис от вас и слышно! А на мои чувства - никакого внимания! - выпалил Деррик и схватил бокал вина со столика, на котором обычно лежал реквизит. Залпом выпил его и налил себе ещё.
-Деррик, тебе хватит! - Марк и Мартин одновременно попытались выхватить из его рук бокал. - Ты и так уже много выпил.
-Что, мне уже и выпить нельзя? - Деррик вырвался из рук пытающихся увести его приятелей. - Всё для Кристиана, да? И вино, и девушки?
-Деррик, да вы пьяны! - осознал мистер Чарльз. - Мартин, Марк...
Парни попытались взять Деррика под руки, чтобы увести его, но он вырвался и ударил Криса.
Вернее, попытался.
Крис ловко перехватил занесённую для удара руку и вывернул её.
-Извинитесь перед всеми, - сказал он, - и идите, проспитесь. Не портите праздник. Что о вас подумают?
И Ирэна почувствовала лёгкую, едва ощутимую волну холода, скользнувшую от Криса к Деррику. Деррик замер, очумело смотря то на вывернутую руку, то на Криса.
-Извинитесь, - повторил приказ Крис.
-Я... - Деррик явно не хотел извиняться. Говорило ли в нём вино или оскорблённые невниманием Ирэны чувства, было уже неважно. - Я... Извините, - всё же выдавил он, не выдержав холодного взгляда серых глаз Криса. - Наверное, я пойду...
-Пусть проспится, - посоветовал Крис Марку и Мартину. - Ему, похоже, совсем нельзя пить.
-Согласен, - сказал Марк и вместе с Мартином увёл поникшего приятеля в другую комнату.
-Что вы, Кристиан, это мне следует извиняться, - печально сказал мистер Чарльз. - Я давно начал замечать, что мистер Деррик любит выпить лишнего. Но я не думал, что всё настолько запущено.
-Но мы не можем потерять ещё одного актёра, - воскликнула Марта.
-Если мистер Деррик избавится от своей пагубной привычки, то, конечно, он останется, - не стал возражать мистер Чарльз. - Но если это продолжится, то сами понимаете, мисс Марта. Пьющий актёр - самая большая беда для труппы. А уж если он ещё и позволяет алкоголю взять верх над разумом... о, мистер Гербион! - тут он поклонился высокому очень полному мужчине в дорогой чёрной одежде.
Ирэна немного поёжилась: взгляд незнакомца, окинувший всех присутствующих, был... пугающим. Ей даже показалось, что в нём мелькнуло презрение к окружающим, но, конечно, только показалось. Девушка сделала книксен, её примеру последовали остальные дамы.
-Доброго вечера, Чарльз, - голос мужчины оказался одновременно звучным и неприятным. - Кажется, у вас конфликт?
-Всего лишь небольшие разногласия, мистер Гербион, - нервно возразил мистер Чарльз. - Такое везде случается. Молодой человек выпил лишнего, вот и... Как вам представление?
-Должен заметить, я не ожидал такого успеха, - ушёл от ответа мистер Гербион. Ирэна тем временем гадала, имя это или фамилия. - Зрители были... впечатлены.
-А вы? - прямо спросил мистер Чарльз.
-Что сказать... У вашей труппы есть потенциал. Пожалуй, я готов с вами работать. Но сами понимаете, не со всеми.
-Но наша труппа - как семья! - возразил мистер Чарльз.
-Театр - место работы, а не семья, - жёстко сказал мужчина. - Бесполезным в нём не место. Если вы собираетесь работать в нашем театре, вам придётся с этим согласиться.
-Да, конечно, - поник мистер Чарльз.
-Что же, в таком случае, нам стоит обсудить условия. Пройдёмте в ваш кабинет.
Мужчины ушли, оставив актёров обсуждать услышанное.
-Кто этот тип? - возмутилась Марта. - Почему он мистеру Чарльзу указывает?
-Ох, Марта, - вздохнула миссис Джейн, - тут ведь как... Если он возьмёт нас в свой театр, исчезнут все проблемы, понимаешь? Вечная нехватка средств, отсутствие актёров и просто служащих, борьба с администрацией за здание...
-Постойте, - перебила её Ирэна, даже не заметив, что со всей силой вцепилась в руку Криса, - но ведь мы - самостоятельный театр! "Флоксы" - детище мистера Чарльза! Его нельзя отдавать в чужие руки!
-Чарльз уже в возрасте, милая, - печально сказала миссис Джейн. - Он просто не справляется. Да и не с его сердцем такие нагрузки. Всё, чего он хочет, передать вас в нормальный королевский театр. И мистер Гербион - ваш шанс.
-С его сердцем? - уловил главное Крис среди всеобщего возмущённого гудения. - Он болен?
-Да, Кристиан, - кивнула миссис Джейн, забыв о полагающемся "мистере". - А мистер Никлас Гербион...
-Директор столичного театра имени принцессы Виктории, - не дал договорить ей Крис. - Верно? Это же он?
Миссис Джейн кивнула.
-Дайте Чарльзу спокойно передать театр в надёжные руки, - сказала она. - Даже не театр, труппу. И все смогут нормально играть, не думая о задержках в оплате или нехватке средств на костюмы... или о том, что в театре протекают трубы и плохая вентиляция!
-Но почему вы ничего не говорили раньше? - спросил Марк. Они с Мартином недавно вернулись и сейчас пытались осознать пересказанное другими.
-Ваша задача - играть, а не решать бытовые проблемы, - отрезала миссис Джейн. - В чём-то мистер Гербион прав: театр - не семья, где все проблемы решаются сообща, а рабочее место. И давайте перестанем это обсуждать, прошу вас! Чарльз нашёл наилучший выход из положения, просто будьте ему благодарны.
Но актёры ещё долго обсуждали сложившуюся ситуацию, разбившись на группки и ожидая возвращения мистера Чарльза.
Ирэна, утратив радость от победы, села в уголок, усадив рядом Криса, и грустно молчала, даже не вслушиваясь в речи окружающих.
-Ирэна? - позвал её Крис. - Ирэна!
-Да? - слабо улыбнулась она. - Знаешь, Крис, я думала, что этот вечер станет началом нового будущего для "Флоксов", а он стал их концом... Театр принцессы Виктории - не "Флоксы" и никогда им не станет, каким бы хорошим он ни был.
-Согласен, - кивнул Крис. - "Флоксы" - уникальное место... Но ты ведь всё равно не смогла бы оставаться здесь вечно, верно?
-Не знаю. Мне казалось, что я буду работать здесь до старости...
-А семья? - спросил Крис, стараясь не показывать интереса.
-Семья? - задумалась Ирэна. - Мне казалось, что если я выберу человека, понимающего мою любовь к театру, то он не станет возражать, если я буду актрисой. И детей я люблю, они мне бы не помешали. Впрочем, что говорить о том, что вряд ли будет! Крис...
-Да? - немедленно отозвался он.
-Мне не нравится этот человек. Мистер Гербион. Глупо судить по первому впечатлению, верно? Но всё равно он мне неприятен. Пожалуй, конец моей карьере. Вот и выбирать не пришлось...
-Ирэна, с рекомендацией мистера Чарльза ты уже профессиональная актриса. Попадёшь в любой другой театр. С твоим талантом - в любой возьмут, - искренне сказал Крис. - Так что ещё навыбираешься, поверь мне.
-Спасибо, - Ирэна смахнула набежавшие слёзы и встала, чтобы подойти к появившемуся в дверях мистеру Чарльзу. Впрочем, нового он не сказал, разве что в театр принцессы Виктории не взяли нескольких актёров, в том числе и Марту. Остальные должны были в ближайшую неделю появиться на новом месте, чтобы официально поступить на работу.
Утешая расстроенную Марту, Ирэна твёрдо решила: в этот театр она не пойдёт. Лучше швеёй где-нибудь в другом устроится. Или вовсе домой вернётся...
Нет. Тогда она никогда больше не увидит Криса.
Значит, станет швеёй или костюмером в каком-нибудь театре попроще. Но домой она возвращаться не станет!