Пальцы ног заледенели, сапоги вдруг стали малы. Мамка в таких случаях велит скидывать валенки... - противопоставление, во втором случае лучше употребить слова - ботинки, башмаки, обувь. И ещё: не помню, чтобы в валенках мёрзли ноги.
...вслушивались, не поступит ли снова команда " ползком ". - такой команды не существует. Из пешего порядка по команде: "К бою" солдат опускается на землю, а движение продолжает по команде: "Перебежкой (ползком) вправо (влево) - вперёд".
...не в духе сегодня батяня... - "батяней" принято называть командира батальона, а тут командир роты - "ротный".
Всё! Свобода! До утра! К подъёму бы не опоздать только. - автор явно не знаком с солдатскими буднями. До "отбоя" будет вечерняя поверка, которая явит "в виду отсутствия присутствия" Агуреева-Больца - и вся рота будет стоять на ушах, "самовольщиков" же объявят в розыск. И самоволка самоволке рознь: с боевого ли поста (учений) или с ПХД слинять - разница существенная.
По сюжету:
Считаю, что армейская вводная нужна лишь для того, чтобы впихнуть Больца в противогаз.
С Лавкрафтом сближение условное - у того заброшенный дом имеет собственное значение в сюжете, связанное с прошлым рассказчика, тут же - просто маркер хоррора. Особенность - множество дверей никак не раскрыто, не использовано.
Нет мотивации! Отчего "это" всё происходит? Почему пчёлы, а не мухи? Почему сияние из шеи, а не струя Кока-колы? Какой смысл в фамилии Больц? Зачем фильдипёрсовое название деревни: "Верхние Бабцы" - для хоррора?
Финала нет. Не разглядел идею. Нет морали, вывода, катарсиса. Хоррор ради хоррора.
Фрагмент повести? Нет. Набросок фрагмента. Динамичный, детализированный, живой, но фрагмент.
И куда исчезает недовольный жизнью "ротный"; аморальная кладовщица Раиса; однополчанин Санька с немецкой фамилией; деревенский говорок Мишани; холостые антимонстровые патроны; закрытые двери? Зачем это всё, если в сухом остатке - разочарование.
двери, двери, двери...
Хиус: Ск-4: Цветущий сад 6к
Конфликт между мечтами и реальностью?
Мир, представленный через Метлу субъективно идеальным вначале, в финале подан "мордой в грязь". При этом изменений в самой героине нет, есть только изменение её лексики.
Размытость темы приводит к неопределённости идеи. О чём хотел сказать автор? Привести доказательства вреда экстенсивного освоения природных богатств? С хищным лицом Юрковского? Милый человек в быту - беспринципный "прогрессор" в работе?
Информационный вакуум вокруг героини выглядит надуманным - это разрушает образ. Автор убеждает читателя в том, что освоение планет Солнечной системы современники Метлы могут наблюдать лишь посредством любительских видео(кино)съёмок.
Над кроватью был пришпилен кнопками снимок Венериных Зубов.
Все стены в Машкиной комнате были оклеены фотографиями Венеры.
Пусть время действия рассказа (будущее) не определено относительно нас (действие повести АБС "Сбт" в начале 90-х 20 века), но наблюдается явная нестыковка архаичных деталей жизни Метлы с эпохой межпланетных путешествий. В настоящем мы ещё не колонизировали Венеру, но фотографии пришпиливаем на стенах "Вконтакте". Альтернативная история?
Трудно сказать, какая автором была поставлена задача, но фантастики ближнего прицела не получилось.
"Розовый" мир Метлы разрушается, не уступая ничему другому. Ведь настоящий "розово-кислотный" мир она видела изначально. Читатель не видел - героиня видела, она в нём живёт. И в чём тогда смысл рассказа "Цветущий сад"?
...ветер дул с металлообогатительного комбината... - обогащают не металлы, а руду.
Машка ступила на разъеденное кислотными дождями деревянное сиденье - древесина достаточно устойчива к растворам кислоты. Тут нужно воздействовать концентрированной кислотой.
Ученик: Ск-4: Алый Флот 17к
"Быльё" - в тексте три десятка "был", "были", "было" и т.п.
...снова было всё, что он потерял, и что было ему так дорого. То, ради чего он теперь был готов жить, так же как совсем недавно был готов...
Повторы:
...у очередной звёздной системы. Система состояла...
...парившее в атмосфере . Спустившись в атмосферу...
...громадина продолжала парить над поверхностью, они по-прежнему продолжали...
...рядом сидела девушка . Девушка смотрела... - повторы на стыке фраз, конечно же, литературный приём - но не тут.
...он увидел , как пилоты что-то горячо обсуждают, прильнув к иллюминаторам станции. Подойдя к иллюминатору, Ренан увидел, что...
Ренан наблюдал, как она погружается всё глубже и глубже, пока толща протоплазмы не скрывает её окончательно... - рассогласование времён глагола
... неживой голос робота... - голос робота может быть живой? или так: "Коза закричала нечеловеческим голосом".
Его казавшаяся ему неистребимой воля... - неудачно построенная фраза
...в окружении прошитых товарищей... - объяснение "прошитости" дано намного позже, воспринимается почти буквально: люди-тряпки в стяжках, или тела с рядами пулевых отверстий.
...разразилась кризитская война... ...объединились с кризитами ... - кто это или что это?
...ушёл служить на флот. Но все эти годы он почему-то постоянно вспоминал о ней... ... все три года, с самого начала войны вплоть до плена... - три ореха - это куча?
Ночью он на всякий случай выставил караул у дверей свой каюты. - зачем? Это не помогло. - а как должно было помочь? Пока он спал, она покончила с собой, приняв раздобытый где-то яд. - логика в жертву сюжету? Он её любит, но спит. Бережёт, но не избавляет от шока. А могло ли быть по-другому? Нет! Почему? Потому, что в этом сюжете не место двум Мелори. Проблемный персонаж, выполнивший своё назначение, уже мешающий победному возвращению Алого флота и Ренана к настоящей (оригинальной) Мелори, - должен уйти. Произвол автора и винегрет - вот основные проблемы этого рассказа. Персонажи не живут своей жизнью. Многоплановость фальшива и, скорей всего, возникла произвольно. Проснувшийся ущербный Бог, решивший поиграть в солдатиков. Рыдающий герой с недостоверным раскаянием о войне и ненастоящей женщине, гротескным страхом космоса и смерти. Говорящая станция на три тысячи человек - наследие Древних. Алый флот - заблудившийся, но возродившийся. Император, Жнецы, капитан Гибс, гипер, флагман, Агроозон - серьёзный замес.
Сбежать туда, где Мелори с отцом день за днём следят за сигналом маяка в гиперпространство, посылаемым для давно сгинувшего флота. Что будет с ними? Сможет ли Ренан когда-нибудь выбраться с этой станции? Что делать с Легионом? Что будет с империей, агонизирующей в руках ничтожного и бездарного императора, проигрывающего войну, развязанную им самим? Тяжкие мысли роились осиной стаей в голове Ренана... - в финале автор самоустраняется, оставляя после себя лишь разновес вопросов. Лёгкий путь: ответы пусть роятся в голове читателя - сами.
Ещё:
Портретов персонажей нет. Детализация минимальна. Самоубийство Мелори психологически неубедительно.
Главный вопрос:
Мелори воссоздана океаном из мыслей (чувств, воспоминаний) Ренана, но как копия может знать то, что знает только настоящая Мелори?
Сюжет "Соляриса" доведён даже не до абсурда, а до состояния фарса.
пс
первый из участников, кто правильно вспомнит название кинофильма и мультфильма по цитатам, приведенным в рецензии N3 п/п, - получит + балл от меня к своему конкурсному рассказу.
примечание:
каждый участник конкурса за первый правильный ответ получает +1, последующий правильный ответ для этого участника баллом не отмечается.
С 23.01.15 г. только по заявкам
по заявке: Лингвист: Састер 14к
Зачин : Молодые парень и девушка стояли в Херсонесском музее перед плитой из белого мрамора, на которой были высечены слова присяги древних херсонеситов. - проба текста - невкусно! Построение громоздкое, избыточное, с неудачным завершением.
Разбираем.
Молодые парень и девушка стояли в Херсонесском музее перед плитой из белого мрамора, на которой были высечены слова присяги древних херсонеситов. - 145 зн.
Нет динамики, не найдена мелодика, слабая интрига.
Какую задачу решал автор, думаю, я понял - в одном предложении дать максимум информации (экспозиции). Получилось. Но, получилось казённо, за счёт исключения художественной составляющей. Подобный зачин не эмоционален. Он убийственно скушен. Не создаёт настрой, не интригует, не подталкивает к новой строке. Конечно, не в каждом слове по тексту необходимо передавать эмоции, и не всегда должно прослеживаться авторское отношение к повествованию, но всё же сухой стиль всегда проигрывает сопереживанию.
Вариант: На белом мраморе истёрты строки - живёт в камне древняя присяга граждан Херсонеса. На пюпитре перевод в пяти языках. По-русски в самом низу. - 140 зн.
На основе оригинального зачина я набросал не менее 10 собственных вариантов. Последний мне понравился больше всего. Почему? В нём, как мне кажется, есть всего понемногу: динамики, мелодики и интриги. А сколько вариантов было у вас? В короткой прозе, зачастую, настрой зачина - интонация всего рассказа.
Дальше по тексту:
Впрочем, парень явно знал, что девушка, в свою очередь, знает его слишком хорошо, чтобы всерьёз обидеться... - махровый канцеляризм
А еще надо еще камешек в Херсонесский колокол успеть бросить... - в повторении восторг, нетерпение, детскость персонажа?
В опустевшем Античном зале воцарилась тишина... - штамп
Конечно (,) ненадолго: в сопровождении гида вошла группа туристов из Японии, и в помещении зазвучали щелчки фотоаппаратов, сопровождаемые оживлёнными комментариями на языке с другого края земли. - запятая; повтор однокоренных; газетный штамп - "сопровождаемые оживлёнными комментариями"; вместо "зазвучали щелчки" лучше "защелкали".
...усердствует свирепый Борей - используя определения того времени, незачем давать рядом современный вариант - Вот и сейчас северо-восточный ветер...
Твоя мать не очень жаловала Понт. Называла его едва ли не окраиной Ойкумены... - сомневаюсь, что Таврида была окраиной Ойкумены Геродота.
Я всего один раз была в её некрополе... - можно ли сказать: "на её кладбище"?
Ирана, продолжая поглаживать свой живот, чуть поёжилась, толи от ветра, толи от чего-то еще... - то ли
Таис умерла незадолго до прибытия в город спешившей к ней Ираны... и дальше: Ирана смотрела на море... - не уловил логическую связь между предложениями.
Дальше по сюжету:
Не обнаружил конфликта. В рассказе нет антагониста. Недостаточно детализированы портреты персонажей. Неживые диалоги. Особенно фальшиво звучит финальный диалог античных героев. Ламах, раненный стрелой в шею, умирающий, разговаривает, как притомившийся на диване муж. Явно проигрышный отрывок в рассказе.
Не совсем понятна связь современных эпизодов с эпизодами античными. Имена: Ирана и Ира, допустим, созвучны. Хотя имеют разные значения. Ирина - "мир, покой". Ирана - "из страны ариев" (дочь Таис от Птолемея звали Эйрене). А какая связь между Андреем и Ламахом? Появление последнего в повествовании вообще выглядит немного анекдотичным: появился - поговорил - умер.
Упоминание в финале северного сияния смутило. Контраст с тёплым югом?
Слово, выведенное в заголовок рассказа, никак по сюжету не обыгрывается. В финале "састер" - свободой не воспринимается.
Эпизоды внутри одного временного плана мало связаны между собой, а значение некоторых непонятно совершенно. В чём, например, смысл эпизода торговца и рабыни? Как он (эпизод) двигает сюжет? Заставляет героиню что-то менять в себе, в мире?
Зачем упоминается в финале город материковой Греции - Уранополис?
Итог:
Не рассказ - зарисовка.
И главный вопрос: какова же идея? Я не смог сформулировать. А вы сможете: коротко и прозрачно?