Ну, не получилось мне скинуть анонсом на главную страницу "Прозы ру" ни своей последней повести в 7 главах, ни отдельно 7 главы (это оба мои материала в данном профиле на этом сайте), решил тогда этот материал разместить там 4 мая 2017 года:
Сборник бесед и рассказов "Страницы из далёкого прошлого и настоящего"
Предисловие
В сборник бесед и рассказов "Страницы из далёкого прошлого и настоящего" вошли отрывки из книги "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу" (автор 19 века неизвестен), сказка Одоевского В.Ф."Необойдённый дом" (уже по времени написания она принадлежит всем людям, как частичка мировой литературы), рассказы Моисеева С.В. "Спасёт ли меня Господь?" и "Мороженное" (мой друг, харьковский писатель Сергей Моисеев разрешил мне использовать свои произведения в сборнике этом).
Перед рассказами, я, Мельник Юрий Адамович, как составитель этого сборника, позволил себе небольшие размышления на духовные темы.
Если такие размышления раздражают некоторых читателей, и они воспринимают их, как скучное морализаторство, могут тогда их не читать, а рассматривать этот сборник лишь, как сборник рассказов XIX и XXI веков.
Двадцатый век опустим.
Хотел я включить в данный сборник свои Спаскую и Рождественские сказки "Свет Добра" (Рождественская написана в 1993 году), которые выносил анонсом на главную страницу сайта "Проза ру" перед Спасом 2015 года, 18 августа:
http://www.proza.ru/2015/08/18/369
и свой исторический рассказ "Записки квартиранта", короткую версию:
http://www.proza.ru/2015/02/28/1646
который также написан в 1993 году (сюжет и Рождественской сказки, и этот рассказ реально приснились мне тогда), как произведения сборника XX века (сказочки эти являются моим писательским брендом, которые читаются людьми уже по всей планете), но потом подумал, что в этом случае сборник получится слишком объёмным.
Просто я издал самиздатом около 200 экземпляров и этот сборник, и Рождественскую сказку, и исторический рассказ этот "Записки квартиранта", и обычно людям дарил вместе все эти три книжки.
Но уже раздарил я практически все книжки самиздата, сборника у меня даже ни одного экземпляра не осталось.
Сказка и рассказ - по одному экземпляру остались.
Поэтому, и решил сбросить этот сборник бесед и рассказов на литсайты России, и анонсом на главную страницу "Прозы ру", чтобы самому было где читать его и людям по смартфону читать с материала той же "Прозы ру", "Избы Читальни", или библиотеки самиздата Мошкова.
Даже хорошо, получается, что два мои последние материала "Прозы ру" не подошли для размещения анонсом на главной странице этого сайта.
Спасибо модераторам "Прозы ру" за возвращение мне баллов, на которые я могу этот сборник бесед и рассказов разместить анонсом на главной странице сайта.
***
Немало людей испытывают потребность читать духовную литературу.
Однако не все готовы к изучению богословских трудов.
Но в христианской литературе есть книги и для широкой аудитории.
К ним и относятся "Откровенные рассказы странника духовному своему отцу".
Излагаются они простым народным языком, и описывают путешествия неизвестного странника по бескрайним дорогам Руси. Книга эта издавалась не только у нас, но и в других странах.
Автор её, инвалид с детства (он не владел правой рукой) вынужден был взять мешок с сухарями, и бродить по святым местам, питаясь подаянием добрых людей.
"Откровенные рассказы" создают яркую картину жизни народа Руси в XIX веке.
Много доброго из того времени нами забыто, заброшено, и хотелось бы это хорошее возродить в жизни общества, хотя бы в его сознании.
Вспомним богобоязненность русича, его светлую спокойную веру в Бога, которая способствовала сохранению духовного здоровья в народе.
Давайте полистаем страницы этой книги, а также вспомним прекрасную сказку-притчу В.Ф.Одоевского "Необойдённый дом" и познакомимся с двумя рассказами нашего современника Сергея Моисеева, с его рассказами, написанными уже в этом, XXI веке
Да простит меня читатель за то, что перед отрывками из "Откровенных рассказов" и этими рассказами позволил себе немного поразмышлять на духовные темы.
Юрий Мельник
Содержание:
1. Целебное действие Евангелия - 4 стр
2. Праведность в семейной жизни - 8 стр
3. Очищающая сила Покаяния - 15 стр
4. Прощайте, и прощены будете - 20 стр
5. Необойдённый дом - Древнее сказание о калике перехожей и о некоем старце 22 стр
6. Итак будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд - рассказ "Спасёт ли меня Господь" - 32 стр
7. Рассказ "Мороженное" - 39 стр
1. Целебное действие Евангелия
Единственным богатством странника были книги: Библия и Добротолюбие, которые он носил в своей сумке. Но вот приключилась беда - на него напали грабители, забрали книги, а самого избили.
Очнувшись от побоев, странник продолжил свой путь, и вскоре Бог вернул ему утерянные книги: грабители были пленены и шли по дороге под охраной конвоя.
Начальник конвоя, капитан, возвращая страннику Библию, увидел, что из глаз того от радости льются слёзы.
- Видно ты любишь Библию?- спросил капитан.
Странник от радости не мог на это ничего ответить, только плакал.3
Капитан же продолжал:
- Я сам, брат, аккуратно читаю каждый день Евангелие,- при этом расстегнул мундир и достал маленькое Евангелие киевской печати, в серебряной оправе.
- Сядь-ка, я тебе расскажу, что меня к этому привело.
Они сели за стол, и капитан начал рассказывать:
- Я смолоду служил в армии, а не в гарнизоне. Знал службу и любим был начальством, как исправный прапорщик. Но годы были молодые, приятели тоже, и я, по несчастью, пристрастился пить, да так, что открылась и запойная болезнь. Когда не пью, то исправный офицер, а как запью, то недель на шесть влёжку.
Долго терпели меня. Наконец, за грубость старшему, когда был в пьяном виде, разжаловали меня в солдаты на три года, с перемещением в гарнизон. А если не исправлюсь и не брошу пить, то грозили и более строгим наказанием.
В таком несчастном состоянии я, сколько ни старался воздерживаться и сколько от этого ни лечился, никак не мог оставить свою страсть.
А потому и хотели уже отправить меня в арестантские роты. Услышав такое, не знал я, что с собой делать.
Однажды я в раздумье сидел в казарме, когда туда вошёл какой-то монах с кружкой для сбора на церковь. Кто что мог- подал. Он, дойдя до меня, спросил:
- Что ты такой печальный?
Я, разговорившись с ним, поведал о своём горе. Монах, сочувствуя моему положению, вспомнил, что точно то же было с его родным братом. И вот что ему помогло: его духовный отец дал ему Евангелие да, и крепко приказал, чтобы брат, когда захочет вина, то, нимало не медля, прочёл бы главу из Евангелия. Если и опять захочет, то и опять читал бы следующую главу. Брат стал так поступать и, через непродолжительное время, страсть к пьянству в нём исчезла.
И теперь вот уже пятнадцать лет капли хмельного не берёт в рот. Монах посоветовал и мне так поступать, уверив, что будет польза.
- У меня есть Евангелие,- сказал он.- Пожалуй, я принесу тебе.
Выслушав его, я возразил:
- Где же помочь твоему Евангелию, когда никакие старания мои, ни лекарственные пособия не помогали удержаться мне? (Я сказал так потому, что никогда не читывал Евангелие.)
- Не говори этого,- возразил монах.- Уверяю тебя, что будет польза.
На другой день, действительно, монах принёс мне вот это Евангелие. Я раскрыл его, посмотрел, почитал, да и говорю:
4 стр
- Не возьму я его; тут ничего не поймёшь; да и печать церковную читать я не привык.
Монах убеждал меня:
- В самих словах Евангелия есть благодатная сила, ведь написано в нём то, что сам Бог говорил. Нужды нет, что не понимаешь, только читай прилежно. Один Святой сказал: если ты Слова Божьего не понимаешь, так духи зла понимают, что ты читаешь и трепещут. А ведь страсть пьянственная непременно по возбуждению их. Да вот тебе ещё скажу: Иоанн Златоуст пишет, что даже та самая книга, в которой находится Евангелие, устрашает духов тьмы и защищает людей от их козней.
Я что-то дал монаху, взял у него это Евангелие, да и положил его в сундучок к прочим моим вещам, и не вспоминал о нём.
Спустя некоторое время почувствовал: смерть захотелось вина, и я к сундучку, чтобы достать деньги и бежать в корчму.
Первым попалось мне на глаза Евангелие, и я вспомнил живо всё то, что говорил мне монах, развернул и начал читать первую главу Матфея. Прочитавши её до конца, действительно, ничего не понял, да и вспомнил, что монах говорил: "Нужды нет, что не понимаешь, только читай прилежно". Дай, думаю, прочту другую главу; прочёл, стало понятнее. Дай же и третью. Как только её начал, вдруг звонок в казарме: к местам на койки. Следовательно, уже идти за ворота было нельзя; так я и остался.
Вставши поутру, и расположившись идти за вином, подумал: прочту главу из Евангелия,- что будет? Прочёл, и не пошёл.
Как-то опять захотелось вина; я ещё стал читать, и сделалось легче. Это меня ободрило; и при каждом побуждении к вину я стал читать по главе из Евангелия.
Чем дальше, тем становилось легче. Наконец, как только прочитал всехЕвангелистов, то и страсть к пьянству совершенно прошла, и сделалось к ней омерзение.
И вот, ровно двадцать лет, я совершенно не употребляю никакого хмельного напитка.
Все удивлялись такой во мне перемене: через три года опять возвели меня в офицерский чин, а потом- в следующие чины, и, наконец, сделали меня командиром.
Я женился, жена попалась добрая, нажили состояние и теперь, слава Богу, живём да бедным помогаем, по силе мочи, странников принимаем.
Уже и сын у меня офицер, и человек хороший. Слушай же, с тех пор, как я исцелился от запоя, дал себе клятву: каждый день в продолжение всей моей жизни читать Евангелие. По целому Евангелисту в сутки, не взирая ни на какие препятствия. Так теперь и поступаю.
5 стр
Если бывает слишком много дел по должности и утомлюсь очень сильно, то вечером прошу прочесть надо мною целого Евангелиста жену мою, или сына моего. И так неукоснительно исполняю это моё правило. В благодарность и во славу Божью я это Евангелие оправил в чистое серебро и ношу всегда на груди моей.
С радостью выслушал странник эти речи капитана, да и сказал ему:
- Такой же пример видел и я: в нашем селе на фабрике один мастеровой был очень искусный в своём деле, добрый мастер. Но, по несчастью, тоже запивал, да и часто. Один богобоязненный человек посоветовал ему, чтобы он, когда захочется ему вина, проговаривал по 33 Иисусовых молитвы: "Господи! помилуй меня, грешного!", в честь Пресвятой Троицы, и по числу 33-х летней земной жизни Иисуса Христа. Мастеровой послушался, стал это исполнять, и вскоре совершенно кинул пить.Главное - стремление к добру
Иногда люди, не понимая, что главным в учении Христа является стремление к добру- к Божьей Любви, начинают без такой ориентации своей души истязать себя голодовками и другими лишениями; из боязни адских мук, бросают выполнение земного долга. Это может завести на ошибочный путь.
Далеко не всем людям подходит монашеский образ жизни. Для основной массы людей больше подходит совет Иоанна Лествичника одному мужчине, который сомневался: можно ли жить по Божьему закону, имея у себя жену и обязавшись общественными заботами.
- Что только можешь делать доброго, делай,- говорит ему Иоанн,- никого не оскорбляй; ни у кого не кради; ни на кого не лги; ни перед кем не превозносись; ни к кому не имей ненависти; не уклоняйся от церковных собраний; будь сострадательным к нуждающимся; никого не соблазняй; будь верен жене своей. Если так станешь поступать, то недалеко будешь от Царства Небесного.
Да, каждому человеку, независимо от того, кем он является в земной жизни, надо помнить, что любой человек- это дитя Бога. Именно по нашему отношению к окружающим людям, определяется наше отношение к Богу- Источнику Вечной Жизни, Добра и Справедливости.
6 стр
Надо стараться быть достойным Небесного Отца, очищать себя от плохих качеств и воспитывать в себе, с Божьей помощью, те качества, которые открывают разумной душе дверь в Высшую Жизнь Царства Небесного: милосердие, скромность, терпимое и доброе отношение ко всем без исключения людям, умение прощать, чистоту сердца от пошлости и разврата, честность, веру в Бога. А для этого совсем не обязательно отрекаться от всего земного.
В "Откровенных рассказах странника духовному своему отцу" есть место, которое доказывает, что отречение от обычной земной жизни- не обязательное условие для спасения души и может породить даже разочарование и неверие в Бога.
Автор Рассказов в лесу встретил мужчину, уже 10 лет бросившего свой дом и промысел. Наслушавшись описаний адских мук, он из-за страха перед ними, решил истязать себя голодом и лишениями. Но в итоге чуть вовсе не разуверился в Боге. Впрочем, вот как это описывает сам странник:
- Я был в деревне своей не последний человек,- начал рассказывать свою историю мужик,- имел мастерство, жил в довольстве, хотя и не без греха: обманывал по торговле, божился понапрасну; ругался матом, напивался и дрался.
Был в нашем селе дьячок, у которого имелась старинная книжка о страшном суде. Он бывало ходит по православным да и читает, хаживал и ко мне. Вот я, бывало, и слушаю, сидя за работой, а он читает, какие нам будут муки в аду.
В одно время, когда я слушал это, мне стало страшно. Я подумал: уж муки мне не миновать! Постой, начну душу спасать, может быть, и отмолю мои грехи.
Подумал- подумал да и бросил мой промысел, избу продал и, как был одинок, пошёл в лесничие с тем, чтобы мир давал мне хлеб, одежду, да восковые свечи на богомолье.
Вот так и живу здесь более 10 лет. Ем только по разу в день, и то один хлеб с водою. Каждое утро встаю с первыми петухами и до рассвета кладу земные поклоны... Днём же, когда обхаживаю лес, ношу вериги в два пуда на голом теле. Матом не бранюсь, вина и пива не пью, не дерусь ни с кем, баб и девок от роду не знаю.
Сначала мне так жить было в радость, а в последнее время нападают на меня неотступные мысли. Бог знает, грехи-то отмолишь ли, а жизнь-то трудная. Да и правда ли в книжке-то написана? Где, кажется, воскреснуть человеку? Иной уже умер лет сто или более, его уже и праху-то нет. Да и кто знает, будет ли ад, нет ли? Ведь никто с того света не приходил. Кажется, как человек умрёт да сгниёт, то так и пропадёт без вести.
7 стр
Может быть, книжку-то написали попы да начальники сами, чтоб устрашить нас, дураков, чтобы мы жили поскромнее. И так на земле-то живёшь в трудах и ничем не утешишься, и на том свете ничего не будет, так что же из этого? Не лучше ли хоть на земле-то пожить попрохладнее и повеселее?
Слушая это, странник огорчался за мужика, и думал сам себе: говорят, что одни только учёные и умные ничему не верят. Но вот и наша братия- простые мужики, какие замышляют неверия! Видно, тёмному миру попущено ко всем иметь доступ, а на простых-то, может быть, он нападает и поудобнее. Надо сколько можно укрепляться против врага душевного Словом Божьим.
Самому же мужику странник сказал:
- Сколько ни изнуряй себя, какие хочешь проходи телесные труды и подвиги, но если не будешь иметь всегда Бога в уме, да молитвы в сердце, то никогда не успокоишься от помыслов, и всегда будешь склонен к греху, при малейших даже случаях. Начни-ка, брат, творить молитву, ведь тебе это можно и удобно в этом уединении, ты скоро увидишь пользу. Не будут и помыслы безбожные приходить, откроется тебе и вера, и страшный суд покажется тебе так, как истинно он будет. А в сердце-то будет такая лёгкость и радость от молитвы, что ты удивишься, и не будешь уже скучать, да смущаться спасительным житьём твоим.
Святые отцы говорят, что уход человека от земных дел из-за боязни адских мук есть путь раба, а уход человека от земных дел из-за желания награды в Царстве Небесном- есть путь наёмника.
А Бог хочет, чтоб мы шли к Нему путём сыновьим, то есть, из любви и усердия к Нему вели себя честно и по-доброму, наслаждались бы спасительным соединением с Ним в душе и в сердце.
2. Праведность в семейной жизни
Размышления
Долгое время в нашем обществе формировалось мнение, что в прошлом люди делились на плохих- богатых, и на хороших- бедных.
Такой примитивный взгляд на жизнь находится ниже всякой критики. В земном мире неизбежно деление людей на более богатых и более бедных. Жадность- слишком распространённый порок среди земных людей, как среди богатых, так и среди бедных, чтобы дело обстояло иным образом.
8 стр
И любая попытка насилием, жестокостью и воинствующим безбожием построить светлое будущее без богатых и бедных, с полной социальной справедливостью, ничего, кроме братоубийственного кровопролития и страданий не принесёт обществу и, в конечном итоге, приведёт к полному краху такой затеи. Лишь в Раю не будет деления людей на богатых и бедных.
Для грешных же земных людей, идеальное общество без богатых и бедных является недостижимой мечтой. И хотя бы немного приблизиться к этой мечте, сделать и здесь, на земле, жизнь людей более спокойной и счастливой, можно лишь увеличивая общую праведность в обществе, когда люди всё больше стараются жить по Божьему закону, а не по закону леса- по закону эгоизма и злой борьбы любой ценой за личные выгоды.
Одни люди в земном мире управляют обществом, другие- защищают его от внешней агрессии и от преступников, третьи- организуют деловую жизнь и производство материальных благ, четвертые- воспитывают и обучают детей, пятые- лечат телесные и душевные болезни, шестые- лечат души людей добрым словом и музыкой, седьмые- занимаются физическим трудом. Но при этом все люди являются родными братьями и сёстрами в Боге, ибо все они- Божьи дети, и равны перед Богом.
В прошлом, богатые люди Руси, да и не очень богатые, нередко занимались благотворительностью, показывая пример того, как можно праведно распоряжаться данными судьбою, то есть Богом, средствами.
Давайте посмотрим, как это описывается в "Откровенных рассказах странника духовному своему отцу":
"Во время странствования моего по Тобольской губернии, случилось мне проходить через уездный город. Сухарей оставалось у меня очень мало, а потому я и вошёл в один дом, чтобы испросить хлеба на дорогу. Хозяин сказал мне: "Слава Богу, ты пришёл ко времени, только что жена моя вынула хлебы из печи. Вот тебе теплый каравай, молись за нас Богу".
Я, поблагодаривши, стал укладывать хлеб в сумку, а хозяйка, увидев мой мешок, сказала: "Какой мешок-то худой, весь истёрся, я переменю тебе".
И дала мне хороший, плотный мешок.
От души поблагодарив их, я пошёл дальше. На выходе из города, в мелочной лавочке попросил немного соли, и лавочник насыпал мне небольшой мешочек. Радовался я духом и благодарил Бога, что Он указывает мне, недостойному, таких добрых людей. "Вот,- думал я,- теперь неделю без заботы о пище, буду спать и доволен. Благодари, душа моя, Господа!"
9 стр
Отойдя от этого города верст пять, увидел я на своей дороге небогатое село и небогатую деревянную церковь, но хорошо украшенную снаружи, и расписанную. Проходя мимо, я пожелал воздать поклонение храму Божьему, войдя на паперть церковную, помолился.
Сбоку церкви на лужайке играли двое малюток лет по пяти- шести. Я подумал, что это поповы дети, хотя они и были очень хорошо одеты. Итак, помолившись, пошёл дальше.
Не успел отойти шагов десять от церкви, как услышал за собою крик: "Нищенький! Нищенький! Постой!" Это кричали и бежали ко мне виденные мною малютки: мальчик и девочка. Я остановился, а они, подбежав, схватили меня за руку: "Пойдём к маменьке, она нищих любит".
- Я не нищий,- говорю им,- а прохожий человек.
- А как же у тебя мешок?
- Это мой дорожный хлеб.
- Нет, пойдём непременно, маменька даст тебе денег на дорогу.
- Да где же ваша маменька?- спросил я.
- Вон, за церковью, за этой рощицей.
Они повели меня в прекрасный сад, посредине которого я увидел большой господский дом. Мы вошли в самые палаты. Какая там чистота и убранство! Вот вышла к нам барыня:
- Милости прошу! Милости прошу! Откуда тебя Бог послал к нам? Садись, садись, любезный!
Сама сняла с меня сумку, положила на стол, а меня посадила на мягкий стул.
- Не хочешь ли покушать? Или чайку? И нет ли каких нужд у тебя?
- Всенижайше благодарю вас,- отвечал я.- Кушанья у меня целый мешок. Чаю же я хоть и пью, но по нашему мужицкому быту привычки к нему не имею. Усердие ваше и ласковое обхождение дороже для меня угощения. Буду молить Бога, чтобы Он благословил вас за такое евангельское страннолюбие... Прошу прощения, матушка, мне пора идти. Да будет Господь Иисус Христос с вами, и с любезными вашими деточками.
- А, нет! Боже тебя сохрани уходить, не пущу тебя. Вот к вечеру муж мой приедет из города, он там служит по выборам судьёю, в уездном суде. Как он обрадуется, увидевши тебя! Он каждого странника почитает за посланника Божьего. А если ты уйдёшь, то он очень опечалится, не увидевши тебя.
К тому же завтра- воскресенье, ты помолишься с нами у обедни, и, что Бог послал, откушаешь вместе. У нас каждый праздник бывает гостей до тридцати нищих, Христовых братьев.
10 стр
Да что же ты ничего и не сказал мне про себя, откуда ты, и куда шествуешь! Поговори со мною, я люблю слушать духовные беседы людей богоугодных. Дети! Возьмите сумочку странника, и отнесите в образную комнату, там он будет почивать.
Слыша эти слова её, я удивлялся да и подумал:
- С человеком ли я беседую или какое мне привидение?
Итак, я остался дожидаться барина. Рассказал вкратце о моём путешествии, что направляюсь в Иркутск.
- Вот и кстати,- сказала барыня.- Ты непременно пойдёшь через Тобольск, а у меня там родная мать монахиней в женском монастыре, теперь и схимница. Мы дадим тебе письмо, она тебя примет. К ней многие приходят за духовными советами. Да вот также кстати отнесёшь ей книжку Иоанна Лествичника, которую мы выписали для неё из Москвы, по просьбе её.
После обеда мы с барыней отправились пройтись по саду.
Я поклонился барыне в ноги, да и сказал:
- Прошу вас, матушка, во имя Божье, скажите мне, давно ли вы ведёте такую богоугодную жизнь, и каким образом достигли такого благочестия?
- Пожалуй, я тебе всё расскажу. Видишь ли, мать моя- правнучка святителя Иоасафа, которого мощи на вскрытии почивают в Белгороде. В городе у нас был большой дом, флигель которого снимал небогатый дворянин. Когда он умер, жена его осталась беременною, родила, а сама умерла после родов. Рождённый остался круглым сиротою. Моя маменька из жалости взяла его к себе на воспитание.
Через год родилась и я. Мы вместе росли, и вместе учились у одних учителей, и так сроднились, будто брат с сестрой.
Через некоторое время скончался мой родитель, а матушка, оставив городскую жизнь, переехала с нами вот в это своё село на житьё. Когда мы пришли в возраст, маменька выдала меня за своего воспитанника, отдала нам это своё село, а сама, построив себе келью, определилась в монастырь. Давши нам своё родительское благословение, она сделала нам такое завещание, чтобы мы жили по-христиански, молились усердно Богу и, более всего, старались исполнять главнейшую заповедь Божью, то есть любовь к ближним. Питали и помогали нищим, Христовым братьям, в простоте и смирении, в страхе Божьем детей воспитывали, и с рабами обходились как с братьями.
Вот так мы и живём здесь уединённо уже десять лет, стараясь, сколько возможно, исполнять завещание нашей матушки. У нас есть и нищеприёмная, в которой и теперь живут более десяти человек увечных и больных. Пожалуй, завтра сходим к ним.
11 стр
Скоро вернулся и барин. Увидевши меня, он любезно обнял, и мы братски, по-христиански, расцеловались. Затем повёл в свою комнату, говоря:
- Пойдём, любезный брат, в мой кабинет, благослови мою келью. Я думаю, что она (указал на барыню) тебе надоела. Жена, как увидит странника или странницу, или какого больного, то рада и день, и ночь не отходить от них. Во всём их роде исстари такое обыкновение.
Мы вошли в кабинет, где оказалось множество книг, прекрасные иконы, Животворящий крест во весь рост и при нём поставлено Евангелие. Я помолился и говорю:
- У вас, батюшка, здесь Рай Божий. Вот сам Господь Иисус Христос, Пречистая Его Матерь и Святые Его угодники, а это,- указывая на книги,- их божественные, живые и неумолкаемые слова и наставления. Я думаю, вы часто наслаждаетесь небесною беседою с ними.
- Да, признаюсь,- ответил барин,- я охотник читать.
- Какие же у вас здесь книги?- спросил я.
- У меня много и духовных,- ответил барин.
- Нет ли у вас,- спросил я,- какого-либо писателя о молитве? Я очень люблю о молитве читать.
- Есть самая новейшая книга о молитве, сочинение одного петербургского священника.
Барин достал толкование молитвы Господней: "Отче наш", и мы с удовольствием начали читать. Немного погодя, пришла к нам и барыня. Барин взял у меня книжку, подал барыне, да и говорит:
- Вот мы её попросим читать, она прекрасно читает.
Барыня начала читать, а мы- слушать.
Когда барыня прочла всю книжку, барин спрашивает:
- Понравилось ли тебе это сочинение?
- Очень нравится,- ответил я,- да и молитва Господня "Отче наш" есть выше и драгоценнее всех написанных молитв, какие мы, христиане, имеем. Ибо её преподаёт сам Господь Иисус Христос, и прочтённое толкование её очень хорошо. Только всё направлено большей частью к деятельности христианской, а мне случалось читывать у Святых отцов и умозрительное, таинственное изъяснение её.
- У каких же отцов ты это читал?
- Да вот, например, у Максима Исповедника, да в Добротолюбии у Петра Дамаскина.
- Пожалуйста, не припомнишь ли что, скажи нам!
12 стр
- Извольте. Начало молитвы "Отче наш, сущий на небесах"; в прочтенной книжке толкуется, что под этими словами должно разуметь внушение братской любви к ближним, как детям Единого Отца Небесного.
Это очень справедливо, но у Святых отцов и ещё далее это разъясняется. Именно они говорят, что в этом изречении должно возводить ум на Небо, к Небесному Отцу, и вспоминать обязанность нашу ежеминутно поставлять себя в присутствие Божье и ходить перед Богом.
Слова: "Да святится имя Твоё", объясняет книжка старанием, чтобы не произносить имя Божье без благоволения или в несправедливой клятве, словом, чтобы Святое имя Божье произносить свято и не употреблять его в суете. А таинственные толкователи видят здесь прямое прошение о внутренней сердечной молитве, то есть, чтобы святейшее имя Божье запечатлевалось внутрь сердца и освящало все чувства, и силы душевные.
Слова: "Да придёт Царство Твоё" таинственные толкователи изъясняют так: да придёт в сердца наши внутренний мир, спокойствие и радость духовная.
В книжке толкуется, что под словами: "Хлеб наш насущный дай нам на этот день" должно разуметь прошение о потребностях, необходимых для телесной жизни, не излишних, но только нужных и для помощи ближним достаточных.
А Максим Исповедник под именем насущного хлеба разумеет питание души хлебом Небесным, то есть Словом Божьим, и соединение души с Богом, богомыслием, и внутреннею молитвою сердца.
- Ах! Это великое дело, и почти невозможное для жителей мира, чтобы достигнуть внутренней молитвы,- воскликнул барин.- Хотя бы и наружную помог Господь отправлять без лени.
- Не думайте, батюшка, так. Если бы это было невозможно и непреодолимо трудно, то Бог не заповедал бы его всем. Сила Его совершается и в немощи, а опытные Святые отцы предлагают к этому способы, облегчающие путь к достижению сердечной молитвы. Конечно, для отшельников мира они указывают средства особенные, но и для мирян также предписывают удобные, и верно ведущие средства к достижению внутренней молитвы.
- Нигде мне не случалось читать об этом подробно,- сказал барин.
- Извольте, если угодно, я прочту вам в книге "Добротолюбие".
Я принёс моё "Добротолюбие", отыскал статью Петра Дамаскина и начал читать следующее:
13 стр
"Нужно научиться призыванию имени Божьего более, нежели дыханию, во всяком времени и месте, и деле.
Апостол говорит: "Непрестанно молитесь, то есть он учит, чтобы помнить о Боге во всякое время, на каждом месте, и при всякой вещи. Если ты что-либо делаешь, должен иметь в памяти Творца вещей. Если видишь свет, помни Даровавшего тебе его. Если видишь небо, землю, море и всё находящееся в них, удивляйся и прославляй Создавшего их. Если надеваешь на себя одежду, вспомни, чей это дар, и благодари Промышляющего о твоей жизни. Кратко сказать, всякое движение да будет тебе причиною к памятованию и прославлению Бога. От этого всегда будет радоваться душа твоя".
Вот извольте видеть, как этот способ к непрестанной молитве удобен, лёгок и доступен для каждого, кто только имеет сколько-нибудь человеческих чувств.
Это им чрезвычайно понравилось. Барин с восхищением обнял меня, благодарил, посмотрел моё "Добротолюбие" да и говорит:
- Непременно куплю себе такую книгу, а сейчас, для памяти, я спишу эту страницу, которую ты прочёл,- сказывай мне.
Переписав её, он воскликнул:
- Боже мой! Ведь у меня есть и икона святого Дамаскина. Он взял рамку, вставил под стекло написанный лист, да и повесил под иконою, сказав: "Вот живое слово угодника Божьего под его изображением будет часто напоминать мне, чтобы исполнять этот спасительный совет в его деятельности".
Поужинавши, мы все, взрослые и дети, молились. Меня попросили читать акафист Иисусу Сладчайшему. По окончании, служители их пошли на покой, а мы втроём остались в комнате. Барыня принесла мне белую рубашку и чулки. Я поклонился в ноги да и говорю:
- Не возьму я, матушка, чулок, я их от роду не нашивал, мы привыкли всегда ходить в онучах.
Она побежала опять, и принесла свой старый кафтан, тонкого жёлтого сукна, да и разрезала на две онучи, а барин, сказавши: "У него, бедного, и обувь- то почти развалилась",- принёс новые свои башмаки большие, которые он сверху сапог надевает, потом и говорит мне:
- Пойди в ту комнату, там никого нет, да перемени с себя бельё.
Я пошёл, переоделся и вышел к ним. Они посадили меня на стул и начали обувать: барин стал обёртывать онучами мне ноги, а барыня- надевать башмаки.
14 стр
Я сперва этому сопротивлялся, но они приказали мне сидеть, говоря:
- Сиди и молчи, Христос велел намсо всеми людьми обходиться, как с братьями.
Мне нечего было делать, и я начал плакать, заплакали и они.