В октябре 1992 года по утрам я писал эту фантастическую повесть. Бог знает: может быть, мне что-то снилось, и по утрам я пытался восстановить увиденное во сне. Ведь подавляющее количество своих снов мы не помним. А, может быть, это просто фантазия.
У каждого человека, любящего творчество Владимира Высоцкого, своё понимание его. Одним людям больше нравятся его песни про войну, другим- шуточные, третьим- про походы по горам.
Мне больше по душе его песни с глубоким содержанием, которые помогают человеку понять: зачем он живёт на земле.
Можно относиться к этой книге, как к сказке для взрослых.
Самыми великими пророками сегодняшней человеческой цивилизации, учения которых во многом определили развитие её, являются: на Западе- Иисус Христос, пророк Мухаммед, Сократ; на Востоке- Будда, Конфуций, Чайтанья, Шанкарачарья.
Эта сказка-притча позволит читателю в виде фантастического рассказа вспомнить учения этих пророков.
Один человек, прочтя эту книгу, сказал: "Главное, что я понял после прочтения её- это то, что Бог один для всех людей".
Я соглашусь с ним: общечеловеческие ценности, при ориентации на которые человек приближается к Божьему свету, одни и для европейца, и для араба, и для индуса, и для китайца, и для человека любой национальности.
Бог один для всех людей, а поэтому сущность учения всех пророков одна: как земному человеку из человека с маленькой буквы стать Человеком с большой буквы- человеком живой совести, дитём Божьим.
Для христианина посредником между ним и Богом является Иисус Христос; для мусульманина- пророк Мухаммед; для индуса- Чайтанья; для китайца- Конфуций; для японца- Будда; для западного философа- Сократ; для восточного- Шанкарачарья.
Но при всём этом Бог- наш Небесный Отец, Создатель, Первоисточник Вечной Жизни,всего Доброго и Светлого- Один.
25 января (день рождения В. Высоцкого) 2004 года (год памяти Владимира Высоцкого)
Примечание
Разрешается издание этой книги целиком или отдельных глав в любых изданиях без выплаты авторских гонораров
Предисловие
Летом 1993 года я пытался опубликовать в харьковской прессе эту фантазию о посещении душой Высоцкого Земли через 12 лет после его смерти.
Тогда рассказ не увидел света. Сейчас же у вас есть возможность познакомиться с ним.
***
"Упрямо я стремлюсь ко дну:
дыханье рвётся, давит уши...
Зачем иду на глубину-
чем плохо было мне на суше?
Там, на земле,- и стол, и дом.
Там- я и пел, и надрывался...
Я плавал всё же- хоть с трудом,
но на поверхности держался...
Линяют страстипод луной
в обыденной воздушной жиже,
а я вплываю в мир иной:
тем невозвратнее- чем ниже.
Я потерял ориентир-
но вспомнил сказки, сны и мифы:
я открываю новый мир,
пройдя коралловые рифы.
Я снял с острогой карабин,
но камень взял (не обессудьте),
чтобы добраться до глубин,
до тех пластов- до самой сути.
Я бросил нож- не нужен он:
Там нет врагов, там все мы- люди,
Там каждый, кто вооружён,-
нелеп и глуп, как вошь на блюде...
Меня сомненья- чёрт возьми!-
давно буравами сверлили:
зачем мы сделались людьми?
Зачем потом заговорили?
Зачем, живя на четырёх,
мы встали, распрямивши спины?
Затем- и это видит Бог-
чтоб взять каменья и дубины!
Мы умудрились много знать,
повсюду мест наделать лобных,
и предавать, и распинать,
и брать на крюк себе подобных!
И я намеренно тону,
ору: "Спасите наши души!"
И если я недотяну,-
друзья мои, бегите с суши!
Назад- не к горю и беде,
Назад и вглубь- но не ко гробу,
Назад- к прибежищу, к воде,
Назад- в извечную утробу!..
Сомкните стройные ряды,
покрепче закупорьте уши:
ушёл один- в том нет беды,-
но я приду по ваши души!"
В. Высоцкий
***
В конце октября 1992 года я бродил по Григоровскому бору Харькова. Вдруг навстречу мне из-за дерева шагнул старик в чёрном плаще. От неожиданности я даже слегка испугался.
- Здравствуй, мил человек,- сказал он мне.
- Здравствуйте,- ответил я.
- Гуляешь?- спросил старик.
- Дышу сосновым воздухом, он просветляет мозги,- пошутил я.
- Да, это тебе нужно, а то уже столько бумаги испортил и ничего толкового не написал.
А подумал о том, откуда старику было знать, что уже два года пытаюсь "писать".
- Да ты, старик, наверное, экстрасенс,- сказал я,- Вон их сколько развелось сейчас, как грибов после дождя.
- Экстрасенс не экстрасенс, а кое-что знаю,- ответил он.- Как ты относишься к предсказаниям мистиков, что через год, в ноябре 93-го будет конец света?
- Глупости всё это,- ответил я.- Мне больше по душе слова Высоцкого:
"Кто не верил в дурные пророчества,
в снег не лёг ни на миг отдохнуть,
тем наградою за одиночество
должен встретиться кто-нибудь"
и добавил:
- Я не верю ни в какие предсказания и даты о конце света. Христос ясно сказал, что "о дне том не знают ни Ангелы на Небесах, ни сам Божий Сын, но Один только Небесный Отец". Конец света для каждого человека свой. Это- конец его земной жизни, когда он предстанет перед Богом и станет ясно, насколько он очистил своё сердце от зла и что он доброго оставил после себя на Земле.
- Значит, по-твоему, судьба и отдельного человека, и человечества в целом в их же руках?- спросил старик.
- Конечно,- ответил я,- свою судьбу человек может создавать сам по Божьему вразумлению.
- А почему же тогда предсказания нередко сбываются?- спросил мой собеседник.
- А потому что многие люди являются рабами внешних обстоятельств. Подобно животным, они всегда идут по пути наименьшего сопротивления туда, куда их толкает личная выгода, способны из-за неё на зло и обман, не обращая внимания на голос Бога в их сердце- голос совести. В этой ситуации они теряют способность проявлять свою волю и их жизнь,действительно, часто идёт в узком коридоре красных флажков рока, точно как бег волков в известной песне Высоцкого.
- Значит, для человека нет неотвратимого рока?- спросил старик.
- Полноценный человек живёт по Высшему Закону Бога- по закону совести,- повторил я.- Личная выгода не является для него главным руководством поступков и не заставит его делать другим зло. Вот почему свою судьбу он создаёт сам по Божьему вразумлению.
- Значит, Высоцкого уважаешь, если два раза его вспомнил?
- Уважаю,- ответил я.- Искренний был человек.
- Почему же был?! Душа ведь вечная. Вот у меня и письмо от него к вам есть,- мой собеседник достал из своей сумки увесистую стопку листиков.
- Да ты, папаша, видать и сам на мистике помешался!- грубо ответил я.
Старик оставил без внимания мою грубость.
- Вам всем нужна сегодня помощь,- произнёс он.- Человечествосейчас находится в очень опасном положении. Оно засоряется пороками, которых нет даже у животных: бесцельной жестокостью, кровной мстительностью, ненасытной жадностью.
Животные не получают удовольствия от вида чужих страданий.
А многие люди любят смотреть сцены насилия, безумные фильмы ужасов.
Животные имеют чувство меры. А люди часто, даже имея всё необходимое для жизни, готовы из-за денег на любые преступления, крайне безрассудно уничтожают природу планеты.
Ни один хищник не станет в отместку за обиду загрызать самку и детёнышей обидчика.
Алюди в безумии кровной мести часто готовы убивать ни в чём неповинных женщин, детей, стариков.
Животные столь умны, что не убивают себя ядами, а среди людей распространено уничтожение себя спиртным и наркотиками.
Неужели ты думаешь, что человечество долго протянет, если на этом безумии и дальше будут воспитываться ваши дети?!
- Ну вот, ещё один предсказатель выискался,- буркнул я.- И ты начинаешь предрекать человечеству скорую гибель.
- Я не называю точных дат конца света,- вздохнул старик.- Он для вас уже давно начался, свидетельством чему является лавинообразное увеличение смертельных болезней, таких, как рак или СПИД. То, что многие дети сейчас имеют психические отклонения.
Но всё в ваших руках: ещё не поздно повернуть своё лицо к Свету. Если людей, обративших свои сердца к Божьему добру и милосердию, будет много, то человечество, как духовная цивилизация, выживет.
- Так что ты лично мне предлагаешь?- удивился я.
- Опубликуй, пожалуйста, этот дневник Высоцкого.
- Не морочь мне головы, папаша!- я начал терять терпение.- Говорю тебе, что мистику не люблю.
- Грубить ты умеешь,- огорчился старик.- Ровно сто лет назад я уже был на Земле, но в мире снов и разговаривал с одним твоим земляком. Он был повежливее.
- Сколько же тебе лет, старик, что ты в то время с кем-то разговаривал? И с кем это ты общался, как говоришь, в мире снов?
С известным вашим писателем. Всем вы похожи. Только он возвышенная натура, а ты...извини...- И старик неопределённо пожал плечами.
- Чем же это мы похожи?- поинтересовался я.
- Родились вы на Земле почти в один и тот же день января; и он, и ты- русскоязычные украинцы. Ты, как и Чехов, стал самостоятельным врачом в 24 года.
-Подумаешь,- усмехнулся я,- простые совпадения.
- Конечно,- добавил мой собеседник,- тебе очень далеко до гения Чехова, но благодаря этим совпадениям я могу вступить с тобой в контакт и передать эту рукопись. Антон Чехов после беседы со мной во сне написал своего "Чёрного монаха". Может быть, и ты уважишь мою просьбу?
- А какое отношение я имею к Высоцкому?- поинтересовался я.
- К Высоцкому- никакого, если не считать того, что ты- одногодок его младшего сына.
- Не морочь мне головы, старик,- повторил я.- Прощай.
- Постой минутку,- остановил меня обладатель чёрного плаща.- На вашей планете я задержусь всего на один день. Возьми вот эту рукопись и постарайся опубликовать её.Сам ты навряд ли что-то толковое напишешь.
- Это мы ещё посмотрим, напишу я что-то толковое или нет,- обиделся я.- Если хочешь, старик, то сам отнеси рукопись в какую-нибудь редакцию.
- Но я же тебе говорю, что на вашей планете буду лишь один день. И этот день уже заканчивается. Очень тебя прошу: возьми рукопись.
Пришлось взять её у этого странного типа, чтобы как-то закончить наше общение и распрощаться с ним.
Придя домой, я услышал бодрый голос диктора телевидения:
- Намечавшийся на сегодня, 28 октября 1992 года, конец света не состоялся. Что ж, будем жить дальше.
Я вспомнил, что уже несколько раз слышал по телевизору или читал о каком-то провидце, кажется, из Латинской Америки, который предсказывал на сегодня конец света.
Определённо: мир сошёл с ума от всех этих предсказателей.
Переданные стариком листы оказались обычным фантастическим рассказом. Полгода не вспоминал о них, а потом стала мучить совесть: всё-таки обещал отнести рукопись в какую-то редакцию.
Отдал в один из харьковских еженедельников, но там её так и не напечатали.
Первые главы Дневника рассказывают о некой планете материальной Вселенной- родине трёх героев рассказа.
Высоцкий становится действующим лицом только в четвёртой главе, хотя в начале и конце всех глав- его песни и фамилия.
Как хочешь, дорогой читатель, так к этой рукописи и относись. Меня же она заставила перечитать чеховского "Чёрного монаха", точнее легенду о монахе, которой я и заканчиваю предисловие.
1993 год
***
"...Меня сегодня с самого утра занимает одна легенда. Не помню, вычитал ли я её откуда или слышал, но легенда какая-то странная, ни с чем не сообразная. Начать с того, что она не отличается ясностью. Тысячу лет тому назад какой-то монах, одетый в чёрное, шёл по пустыне где-то в Сирии или Аравии...
За несколько миль от того места, где он шёл, рыбаки видели другого монаха, который медленно двигался по поверхности озера. Этот второй монах был мираж.
Теперь забудьте все законы оптики, которых легенда, кажется, не признаёт, и слушайте дальше.
От миража получилсядругой мираж, от другого третий, так что образ чёрного монаха стал без конца передаваться из одного слоя атмосферы в другой.
Его видели то в Африке, то в Испании, то в Индии, то на дальнем Севере. Наконец, он вышел из пределов земной атмосферы и теперь блуждает по всей Вселенной, всё никак не попадая в те условия, при которых он мог бы померкнуть.
Быть может, его видят теперь где-нибудь на Марсе или на какой-нибудь звезде Южного Креста.
Но, милая моя, самая суть, самый гвоздь легенды заключается в том, что ровно через тысячу лет после того, как монах шёл по пустыне, мираж опять попадает в земную атмосферу и покажется людям. И будто бы эта тысяча лет уже на исходе...
По смыслу легенды, чёрного монаха мы должны ждать не сегодня- завтра..."
А.П.Чехов 1893 год
I глава
"Мы говорим не "штормы" а "шторма"-
слова выходят коротки и смачны.
"Ветра"- не "ветры"- сводят нас с ума,
из палуб выкорчёвывая мачты.
Мы на приметы наложили вето,
мы чтим чутьё компасов и носов.
Упругие тугие мышцы ветра
натягивают кожу парусов...
Нам кажется, мы слышим чей-то зов-
таинственные чёткие сигналы...
Не жажда славы, гонок и призов
бросает нас на гребни и на скалы.
Изведать то, чего не ведал сроду,-
глазами, ртом и кожей пить простор!..
Кто в океане видит только воду,
тот на земле не замечает гор."
В.Высоцкий
***
Серго-Ян, высокий и сильный юноша местного племени, сидел на каменистом выступе у водопада и был погружён в размышление. Соплеменники считали его потерявшим рассудок собратом. Ведь, несмотря на большую физическую силу, Серго-Ян не участвовал в нападениях на соседние племена, считая плохим делом убивать и грабить других людей.
Да что там говорить об убийстве людей, если даже животного Серго-Ян не желал убивать. Все жители племени с сочувствием относились к его матери и отцу. Как же!!! Единственный сын, опора их в старости, и сошёл с ума! Ни как воин- участник выгодных набегов на соседние племена,- ни как охотник никуда не годится. Но рыбу он ловил, потому что не замечал у рыб такого проявления чувств, как у людей.
Юноша отказывался нападать на соседние племена, но защищал женщин и детей своего племени от нападения грабителей и убийц.
Сила и мужество его были таковы, что часто все мужчины спокойно уходили на охоту, оставляя племя под охраной одного Серго-Яна.
Несколько раз грабители соседних племён при этом пытались совершить набег на их поселение, но юноше всегда удавалось отбить нападение. Уже давно никто не рисковал вступить с ним в бой.
Но какая выгода от этого его родителям? Ведь от защиты других не разбогатеешь! В обыденной жизни Серго-Яна загружали хозяйственными делами, которыми обычно занимались женщины.
Жителей племени часто раздражала излишняя доброта юноши, и они нередко насмехались над ним за это. При этом Серго-Ян не злился на них за оскорбления и насмешки, а лишь печалился от жестосердечия своих соплеменников.
Мать Серго-Яна говорила о том, что сын стал таким странным оттого, что в детстве много разговаривал с покойным Ада-Инем, которого окружающие считали не совсем нормальным. Старик и впечатлительного юношу свёл с ума своими никому не нужными разговорами о добре.
- Если бы знала, то никогда бы не пустила сына к нему!- часто с горечью говорила мать.- На что такой помощник годится: не ограбит другого племени, ни добудет пропитания на охоте.
Часто Серго-Ян, как и в этот раз, садился где-нибудь в одиночестве и размышлял о природе, о людях, о своей жизни и вообще о жизни людей.
Сейчас он очень печалился, что недавно умер Ада-Инь.И теперь нет человека, с которым можно было поговорить о том, как надо жить, чтобы не нарушать Закона Бога и не навлечь на себя беды похуже, чем обычные жизненныенеприятности.
Были, конечно, и в его племени добрые люди, но и они не понимали юноши, которому больше всего по душе были разговоры о Боге, о необходимости всегда держаться доброты и милосердия.
Ада-Инь рассказывал о том, что когда-то все племена окрестных гор и лесов жили в дружбе и не убивали друг друга. Такая дружба между ними установилась после того, как много лет назад один из жителей племениКит-зыначал учить людей, что существует Высшая Сила Добра и Правды- Бог и Ему подчинён весь мир. Бог помогает людям в их добрых делах и наказывает за зло.
Этому человеку не верили ни в его племени, ни в других. Люди продолжали враждоватьдруг с другом, и доходило даже до людоедства- победители поедали побеждённых (при мысли об этом Серго-Яну стало не по себе от отвращения и стыда за людей).
Люди поклонялись идолам, приносили им жертвы, не желая слушать о Едином Боге- Источнике Жизни, Добра, Справедливости. Добром каждый считал лишь то, что было выгодно ему, даже если от этого страдали другие люди.
Но Бог дал возможность жителю племени Кит-Зы,имя которого уже стёрлось из памяти людей, доказать всем, что он излагает истину о Высшей Силе Добра и Правды, Котораязаботится о всех, но и обеспечивает порядок везде- справедливый возврат каждому человеку его добра или зла.
...За полгода не выпало ни капли дождя, выгорела трава на лугах, погибали деревья, животные ушли из этих мест, птицы покинули эти края.Начался страшный голод.
Люди убивали и поедали друг друга, как шакалы во время голода поедают раненных и слабых сородичей. Но положение становилось всё хуже и безнадёжнее.
Тогда вожди всех племён собрались вместе и пошли к жителю племени Кит-Зы.
- Если Бог, о котором ты говоришь, заботится о людях, то почему Он не даёт нам пищи?- спросили они.
- Весь порядок кругом поддерживается Справедливостью Бога,- ответил тот.- Неразумные животные не несут ответственности за своё зло, но разумные люди несут полную ответственность за свои дела. Законом вашей жизни стали зло и неправда, жестокость, жадность, мстительность. В своём падении вы дошли до того, что убиваете друг друга и поедаете, как это делают голодные шакалы. Как же Бог может помочь вам, если вы обратили свои сердца ко тьме?
От услышанных слов вожди пришли в ярость и решилиубить смельчака, но он не испугался, заявив:
- Вы, конечно, можете убить моё тело и этим добыть немного пищи для себя. Но я могу подсказать вам, как можно добиться любви Бога и получить от Него настоящую помощь.
- Говори,- скрепя зубами от злости, прорычали вожди.
- Для этого вам всем надо договориться, чтобы племена не воевали друг с другом, чтобы люди не убивали других людей и не ели их, как это делают хищники.Нельзя убивать никого, даже преступников, потому что это - несчастные, одержимые злыми духами. Преступников надо обезопасить, изолировав от других людей, и давать им пищу, воду иодежду.
- Ещё чего не хватало- кормить убийц и воров!- возмутились вожди.
- Я же вам говорю: самое страшное зло перед Богом- убийство человека, даже преступника, если он уже никому не угрожает. Конечно, если он с оружием нападает на других и нет другой возможности обезопасить его, тогда- другое дело.
Если же преступник сдался на милость людей, то убить его- такое же преступление перед Богом, как и обычное убийство. Дети не рождаются преступниками. Ими становятся от неправильного воспитания.
- А почему убийство человека- самый страшный грех перед Богом?- спросили вожди.
- Потому что каждый разумный человек имеет в себе маленькую частичку Всевышнего- Высшего Разумного Начала Мироздания. Каждый человек - грешное дитя Бога и лишь Бог может определять: пришло время человеку покинуть материальный мир или нет.
- Ладно, что ещё надо сделать?- спросили вожди.
- Надо один раз в семь дней по утрам собираться всему племени и молиться Богу, прославляя Создателя и просить Его, чтобы Он изгонял из людей семь злых духов. Тогда Бог проявит вам Свою Любовь и вашим бедам придёт конец.
- Хорошо,- согласились вожди, потому что положение племён было безвыходным.- Завтра мы сделаем это. Но берегись, если племена не получат пищи.
- А о каких это семи злых духах ты говоришь, которые мы должны изгнать из себя?- спросил один из вождей.
- Это- злые силы, слуги тьмы. Они вселяются в сердца людей и толкают их ко злу, порабощают волю человека.
- Расскажи нам о них, чтобы мы знали своих врагов,- попросили вожди.
- Первый злой дух,- начал пояснять житель племени Кит-Зы,- это злой дух отравления себя опьяняющими дурманами.
Вожди согласились с этим, что пьянство- глупая и вредная болезнь, которая недавно погубила целое племя людей. Рабство перед алкоголем и другими дурманами приводит к тому, что люди нередкосовершают преступления в состоянии опьянения, перестают заботиться о своих семьях, мужчины становятся плохими воинами, а женщины- отвратительными матерями. Рабы алкоголя и других дурманов часто сходят с ума или умирают молодыми, у них рождаются слабые и больные дети.
Вторым злым духом оказалась жадность. Одержимые ею люди стремятся накопить у себя много богатств.
При этом они теряют сострадание к сиротам, больным и увечным, отказываются помочь нуждающимся в помощи голодным, раздетым и бездомным. Жадность часто приводит к зависти, воровству, даже к войнам и грабежу с оружием в руках. Проявляется жадность и в обжорстве, когда человек становится рабом своего желудка.
Вожди согласились со своим собеседником, пообещав обязатьсостоятельных жителей племени помогать тем, кто не имеет самого необходимого для жизни.
Третьим злым духом оказался разврат, когда человек одержим нездоровым интересом к чужим жёнам.В этом случае он опускается до уровня неразумных животных. Потому что для разумных людей, детей Божьих, главным в отношениях между мужчиной и женщиной является духовная близость. Телесное соединение лишь подкрепляет душевную любовь.
Крайней степенью разврата является половая тяга к представителям своего же пола, к животным. В этом случае разумная душа человека становится на край гибели.
Вожди согласились со своим собеседником, пообещав способствовать укреплению семей, окружив разврат всеобщим презрением.
- Четвёртый злой дух- это злой дух жестокости,- продолжал житель племени Кит-Зы.- Иногда вы в виде забавы заставляете взятых в плен людей драться между собой, издеваетесь над ними сами и над животными, стравливая злых собак и петухов.
Жестокость, получение удовольствия от вида чужого страдания особо противны Богу. Одержимые этим попадают после окончания телесной жизни в очень мрачные места, где их жестокость оборачивается против них самих.
Особо легко становятся жертвами злого духа жестокости дети, молодежь, превращаясь из-за этих безумных зрелищ впоследствии в жестоких убийц.
- А ведь он прав,- согласился вождь племени На-Силы.- У нас приняты подобные развлечения с издевательством над людьми и животными. Но и у нас же убийств внутри самого племени больше, чем в других племенах.
- Ты убедил нас,- сказали вожди.- Впредь мы запретим подобное.- Но расскажи нам о пятом злом духе.
- Пятый злой дух- дух мстительности,- ответил собеседник вождей.- Про него я уже говорил вам, что нельзя из-за мести убивать даже преступников, если они уже не опасны для людей. В злом безумии кровной мести рабы её могут оправдывать даже убийство родственников своего врага: женщин, детей, стариков.
Это также особо противно Богу и такие тёмные души тоже попадают в очень мрачные места.
- Но это трудно- отказаться от мести своему обидчику и врагу,- возразил кто-то из вождей.
- Долг воинов- защищать племя от нападения убийц играбителей, пресекать преступления внутри племени. Но мстить неопасному уже и побеждённому врагу- недостойное разумного человека дело. Если вы избавитесь от власти злого духа мести, то и Бог простит вам ваши прошлые грехи. Закон Бога- закон Правды, Добра и Прощения.
Никто не хочет, чтобы ему мстили. Поэтому надо научиться и самому прощать других людей. Для преступников есть суд старейшин в племенах. Пусть он решает их судьбу. Но пусть и он будет свободен от безумия кровной мести- отвечать убийством на убийство. Лишь Бог даёт человеку жизнь. И лишь Он один вправе решать, когда она закончится в материальном мире.
- Расскажи нам и о шестом злом духе?- попросили вожди.
- Рабство перед шестым и седьмым злыми духами касается в большей степени вас- руководителей племён. Это- злые духи властолюбия и тщеславия. Всегда вождь племени должен думать прежде всего об интересах людей, а не о захвате власти и прославлении самого себя. Руководители должны всем остальным людям подавать пример скромности, чистоты своего сердца от гордыни.
- Мы согласны с твоими словами,- произнёс вождь племени Кит-Зы.- Они разумны. Да, эти семь злых духов являются врагами людей, потому что приносят вред племени, мешают мужчинам быть защитниками и кормильцами своих семей, превращают детей в преступников, мешают женщинам быть хорошими хозяйками семейного очага. Но непонятно: изгоним мы из себя с помощью Бога злых духов и что- станем пустыми?
- Мир не терпит пустоты,- ответил их собеседник.- Если ничем, вместо злых качеств, не заполнять душу, то те вскоре вернутся к людям. Вместо жестокости, души людей надо заполнить добрым отношением ко всем. Пьянству и разврату на смену- радость доброго общения людей, красивые песни и танцы, игры.