"И сказал Бог: да будет свет. И стал свет" (Быт.I: 3)
Последующее уплотнение Духовных Умов Господства российского этнического Разума образует материальную форму своих Духовных Умов, называемые Престолы.
Горящими Престолами и излиянием Мудрости называются эти небесные Умы потому, что имена сии выражают Богоподобные их свойства. Наименование высочайших и превыспренних Престолов означает то, что они совершенно изъяты от всякой низкой привязанности земной. Что они, постоянно возвышаясь над всем дольним, премирно стремятся в горние, и всеми силами неподвижно и твердо прилеплены к Существу истинно Высочайшему, принимая Божественное Его внушение во всяком бесстрастии и невещественности; означает также то, что они носят Бога, и раболепно выполняют Божественные Его повеления.
Этот план Духовных Умов еще и потому называют Престолами, что на нем, перед Престолами Божьими предстают все дела, какие должны будут совершаться во время всего Акта Творения (в данном случае, в период с 837 по 2997 гг.).
"И сказал Бог: да будет свет. И стал свет" (Быт.I: 3) - так описывает Священное Писание исполнительность Престолов, повествую о третьей ступени творения.
Именно на третьей ступени основная идея всего акта творения имеет свое видимое, материальное воплощение. Этот Свет и является фундаментом всей цивилизации, ее духовной основой.
Таким Светом для России стало, несомненно, крещение Руси, объединение ее по единой вере.
* * *
Напомню, что сакральная задача I ступени Акта Творения Российской цивилизации состояла в накоплении внутреннего энергетического потенциала, которая завершилась образованием крепкой структуры государственного аппарата. Также I ступень показывала, что именно должно произойти в течении Акта Творения (837-2997 гг.) и в какой последовательности.
Сакральная задача II ступени состояла в углубленном познании окружающего мира, в накоплении информационного потенциала. Эта задача реализовывалась в результате сравнения духовного христианского учения и земного языческого. В результате этого процесса происходило установление дипломатических отношений со своими ближайшими соседями, в первую очередь с Византией.
Сакральная задача III ступени состояла уже в закреплении конкретными делами полученного ранее энергоинформационного потенциала, а также обретение новых знаний в процессе практической деятельности. Для чего объединение всех сил Руси под единым духовным началом, охват единым энергоинформационным потенциалом являлся обязательным элементом в решении задач III ступени, чего не скажешь о I и II ступенях Акта Творения.
К III ступени Акта Творения Российской цивилизации вершиной энергоинформационного потенциала, сформировавшегося на предыдущих двух ступенях Российской цивилизации, его объединяющим центром, стало христианство греческого образца. Именно оно, преобразовавшись со временем в Русское Православие, и является тем Светом, который будет освещать собой духовное основание всей Российской цивилизации до самого конца IV Российской цивилизации, до 2 марта 2997 года.
Само же объединение проходило под знаменем крещения всей Руси и утверждения единой для всех христианской церкви.
1 СТУПЕНЬКА - со 2 марта 981 года по 26 июля 983-го - время закладки первого камня в основание всего акта творения.
Свое правление Русью Владимир начал с укрепления границ Руси на запад и на восток, о чем сообщает "Повесть временных лет".
"В год 6489 (981). Пошел Владимир на поляков и захватил города их, Перемышль, Червен и другие города, которые и доныне под Русью. В том же году победил Владимир и вятичей и возложил на них дань - с каждого плуга, как и отец его брал."
Немного истории Польши.
Около 960 года Мешко I стал князем небольшого польского княжества Великая Польша с центром в Гнезно. Уже в начале правления ему удалось присоединить территории Куявии, Мазовии и Восточного Поморья. К его правлению относится первое упоминание польского государства в европейских хрониках.
В 963 Мешко совершил набег на лютичей, представлявших союз западнославянских племён, так называемых, полабских славян - исконного славянского населения современной северной, северо-западной и восточной Германии. Мешко I также пытался подчинить себе и Западное Поморье, однако был разбит соседними немецкими князьями. Это вынудило Мешко пойти на союз с императором Священной Римской империи Оттоном I.
Одновременно начинается польско-чешское сближение: в 966 г. польский князь женился на чешской принцессе Дубравке. Эта женитьба послужила поводом для Мешко I и польской знати принять христианство по западнохристианскому образцу, что стало важнейшей предпосылкой включения польского княжества в культурно-политическую общность Европы. В 968 г. было основано первое польское епископство в г. Познань. Таким образом, в 966 году началась история IV Польской цивилизации.
Сближение с империей позволило Мешко I в 967 г. присоединить Западное Поморье.
Усиление польского государства спровоцировало его конфликт с соседними немецкими княжествами. В 973 г. Мешко I был вызван на имперский рейхстаг в Кведлинбурге, где он был вынужден согласиться на уплату дани императору за Западное Поморье и отдать в заложники своего сына Болеслава Храброго. Напряженность в польско-германских отношениях сохранялась до 980-ых гг.
На съезде князей в 973 г. в Кведлинбурге присутствовали также и послы от Руси (см. II ступень Российской цивилизации 909-981 гг.), так что Владимир не мог не знать о беззащитном положении Польши, чем он, собственно, и воспользовался, захватив часть польских земель на востоке Польши. Таким образом, он создал, своего рода, буферную зону, защищавшую Русь с Запада, поскольку стал опасаться усиления интереса к Руси, как Польши, так и Оттона II.
Что касается вятичей, то Владимир на правах нового князя возложил на них дань, такую же, какую и отец его брал.
При этом он поставил у вятичей своих кумиров: Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь, чтобы окончательно утвердить свою власть над вятичами, и обязал их совершать соответствующие языческие обряды, какие и сам исполнял.
Сей факт явственно говорит о том, что мысль об объединении всех народов Киевской Руси для их большего сплочения, волновала Владимира с первых дней начала III ступени Российской цивилизации. Хотя, надо полагать, Владимир меньше всего думал о сакральной задаче III ступени, его в тот момент больше всего занимали вопросы защищенности Руси, а также удобства управления единым народом.
Но в 982 году вятичи восстали, поскольку языческое верование вятичей, особенно обряды, сопровождавшие их верование, существенно отличались от того верования и обрядов, исполнять которые обязал их Владимир. В основном все языческие обряды и у вятичей, и у полян так или иначе были связаны с душами предков и погребальными обрядами.
Так, например, над мертвыми вятичи совершали тризну, а затем кремировали, возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи. Ритуал погребения у полян также состоял из трупосожжения, но они над прахом своих умерших не возводили курган, а погребали прах в ямах. Также и кумиры у вятичей несколько отличались от идолов полян, соответственно и отношения к ним были другие, исходящие из особенностей жизни этой этнической группы.
Расхождение в богах и обрядах, собственно, и явилось причиной открытого выступления вятичей против порядков, навязанных им Киевским князем.
* * *
На 1-ой ступеньке только рождается сама мысль об объединении Руси. Подобно этому, и на I ступени Российской цивилизации (837-909 гг.) Рюрик с Олегом делали только первые шаги к объединению Руси.
2 СТУПЕНЬКА - с 26 июля 983 года по 20 декабря 985-го - время, когда осуществляется попытка реставрации порядка существовавшего на предыдущем акте творения.
Следующий отрывок "Повести временных лет", судя по дате и характеру описываемых событий, относится уже ко 2-ой ступеньке.
"В год 6491 (983). Пошел Владимир против ятвягов, и победил ятвягов, и завоевал их землю"
Ятвяги (ятвезь, судовы, йотвинги) - балтоязычное племя, этнически близкое к пруссам и литовцам, с V века до н. э. по конец XIII века населявшее междуречье Немана и Нарева, так называемую, Судовию. Установив контроль над Судовией, Владимир тем самым открывал себе путь к Балтике.
Слова: "и завоевал их землю", говорят о том, что и в Судовии у ятвягов Владимир установил своих идолов, обязав ятвягов исполнять языческие обряды по его правилам.
Далее в отрывке, относящимся по своему характеру ко 2-ой ступеньке, говорится, что придя в Киев, Владимир попытался принудить и христиан, проживавших в Киеве, исполнять языческие обряды, но наткнулся на жесткое сопротивление христиан и категоричное неприятие ими язычества. Владимир, конечно, утопил их сопротивление в крови, но, при этом, немало подивился стойкости христиан и силе их веры, какой не встретил у тех же ятвягов.
"Повесть временных лет" описывает гонения христиан при Владимире на примере первых христианских мучеников Руси Федора и сына его Иоанна.
В следующем году, сообщает "Повесть временных лет", Владимир покорил радимичей.
"В год 6492 (984). Пошел Владимир на радимичей. Был у него воевода Волчий Хвост; и послал Владимир Волчьего Хвоста вперед себя, и встретил тот радимичей на реке Пищане, и победил радимичей Волчий Хвост. Оттого и дразнят русские радимичей, говоря: "Пищанцы от волчьего хвоста бегают". Были же радимичи от рода ляхов, пришли и поселились тут и платят дань Руси, повоз везут и доныне."
Радимичи - союз племен западнославянского происхождения ("от рода ляхов", как гласит летопись ПВЛ), поселившихся в междуречье верхнего Днепра и реки Сож (Гомельская и Брянская область), родственны вятичам. На севере граничили с землями кривичей. Название происходит от имени Радима, во главе с которым радимичи пришли с пропольских (ляшских) земель.
Крепкий союз с радимичеми был необходим Владимиру, чтобы объединить северные и южные регионы Руси.
Наверняка, Владимир и радимичам пытался навязать свое понимание языческих обрядов, но, стоит отметить, что погребальный обряд у радимичей так же отличался от аналогичного обряда у полян, соответственно и другие обряды тоже. Хотя обряд погребения и у них состоял из трупосожжения, но при сжигании тело усопшего клали в подкурганной яме в центр "огненного круга".
В результате радимичи выразили свое недовольство, поэтому Владимиру их пришлось покорять. Но такого сильного противления изменению обряда, какое оказывали христиане, Владимир опять же не увидел ни у вятичей, ни у ятвягов, ни у радимичей. И сей факт так же заставил задуматься Владимира о крепости и надежности языческого верования.
Далее "Повесть временных лет" описывает поход Владимира на болгар.
"В год 6493 (985). Пошел Владимир на болгар в ладьях с дядею своим Добрынею, а торков привел берегом на конях; и победил болгар. Сказал Добрыня Владимиру: "Осмотрел пленных колодников: все они в сапогах. Этим дани нам не давать - пойдем, поищем себе лапотников". И заключил Владимир мир с болгарами, и клятву дали друг другу, и сказали болгары: "Тогда не будет между нами мира, когда камень станет плавать, а хмель - тонуть". И вернулся Владимир в Киев."
В данном случае, здесь речь идет о волжских болгарах, союз с которыми Владимиру был необходим для прохода его торговых судов по Волге. Указание на то, что Владимир заключил союз именно с волжскими болгарами, есть в других летописях, которые точно указывают на волжских болгар, называя их "серебряными", то есть волжскими болгарами. Вдобавок ко всему, Владимир в своем "Волжском" походе не ограничился только болгарами, а прошелся в том же 985 г. до устья Волги, обложив данью Хазарию. Таким образом, Владимир создал все условия для прохода своих торговых судов по Волге.
* * *
В целом, ведя разговор о периоде 2-ой ступеньки, периоде, предшествовавшем крещению Руси, "Повесть временных лет" описывает познание Владимиром духовного мира христиан и рационально-приземленного понимания тонкого плана язычниками, через трудности, с которыми он столкнулся в своей попытке объединить всю Русь по единой вере. Само же осознание единства Руси по вере пришло к Владимиру еще на 1-ой ступеньке, поэтому на 2-ой ступеньке он уже отлично понимал, что только единая вера способна объединить разные народы Руси.
Но Владимир ошибочно полагал, что только язычество, которое исповедовало большинство народов Руси способно их всех объединить, стоит только установить единые для всех языческие обряды. Поэтому период 2-ой ступеньки отмечен всплеском язычества на Руси, выразившимся, в гонениях на всех, кто противился принять единые для всех обряды языческой веры.
В первую очередь это касалось христиан, как самых ярых противников идолопоклонства. Но во время гонений, Владимир смог по достоинству оценить стойкость, а главное, объединяющую силу христианской веры, язычество на фоне христианства выглядело намного бледнее и малопривлекательнее в плане силы, способной объединить народы Руси.
3 СТУПЕНЬКА - с 20 декабря 985 года по 14 мая 988-го - время образования основы акта творения, проявления света его основной идеи.
Далее "Повесть временных лет" говорит о том, что Владимир, разочаровавшись в язычестве, стал досконально знакомиться с духовными учениями, существовавшими в то время, чтобы отобрать из них ту единственную веру, которая смогла бы стать для Руси надежным оплотом, опорой и защитой на века.
Именно слабость язычества, ритуалы которого лишь отображали земные чувствования людей, легко меняющиеся в зависимости от сложившихся обстоятельств, оттолкнула Владимира от себя. Он понял, что язычество по силе своей еще может объединить небольшое племя родичей, но для объединения большого разноплеменного государства необходима уже вера с более глубоким духовным содержанием.
Третий этап обретения веры всегда выражается в детальном изучении основ веры. Так и Владимир на 3-ей ступеньке начал с подробного изучения основ различных духовных учений.
Летописец пишет:
"В год 6494 (986). Пришли болгары магометанской веры, говоря: "Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету". И спросил Владимир: "Какова же вера ваша?"
Магометане рассказали Владимиру о том, что они верят в Бога, а их пророк Магомет учит их совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина и до конца дней творить блуд с женами.
"Владимир же слушал их, так как и сам любил жен и всякий блуд; потому и слушал их всласть. Но вот что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье, напротив, сказал он: "Руси есть веселие пить: не можем без того быть"
И отверг, таким образом, магометанскую веру.
Не принял Владимир и христианство по Римскому образцу, расспросив у посланцев папы Римского об их вере, поскольку почувствовал лукавство в их отношении к Богу.
"Владимир же спросил их: "В чем заповедь ваша?". И ответили они: "Пост по силе: "если кто пьет или ест, то все это во славу Божию", - как сказал учитель наш Павел". Сказал же Владимир немцам: "Идите, откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого"
После чего приходили иудеи.
"Услышав об этом, пришли хазарские жиды и сказали: "Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраама, Исаака и Иакова". И спросил Владимир: "Что у вас за закон?". Они же ответили: "Обрезаться, не есть свинины и заячины, соблюдать субботу". Он же спросил: "А где земля ваша?". Они же сказали: "В Иерусалиме". А он спросил: "Точно ли она там?". И ответили: "Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам". Сказал на это Владимир: "Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?"
И наконец, к Владимиру прибыл философ-богослов из Греции, который просветил его в основах греческого христианства. Впрочем, у Владимира христианство по греческому образцу было перед глазами, практически, с пеленок, да и на Руси крещеные люди в разных ее землях исповедовали греческое христианство, поэтому выбор веры напрашивался сам собой. Вот и "Повесть временных лет" пишет:
"Владимиру же запало это в сердце, и сказал он: "Подожду еще немного", желая разузнать о всех верах. И дал ему Владимир многие дары и отпустил его с честию великою."
Далее летописец сообщает, что отослал Владимир гонцов и к магометанским болгарам, и к немцам, и в Грецию, чтобы те посмотрели, как они Бога чтят.
"Они же сказали: "Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать". Сказали же бояре: "Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей". И спросил Владимир: "Где примем крещение?". Они же сказали: "Где тебе любо"."
Казалось бы, и Владимир, и бояре выбрали христианство по греческому образцу, и этот выбор был ими тщательно продуман, можно сказать, выстрадан. Но следующий стих говорит о том, что Владимир, вдруг, ни с того ни с сего, пошел войной на греков и окружил с войском греческий город Корсунь (ныне Херсон). Там он потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра выходила за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну с попами. Там же в Корсуни, Владимир с многими дружинниками принял крещение от епископа корсунского, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев. Получается, что Владимира креститься вынудили обстоятельства его женитьбы на Анне, а не осознанное решение обрести веру в Бога Единого.
Полную картину крещения Владимира дают другие, причем, незаинтересованные источники. Например, сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский излагает историю крещения следующим образом.
В Византии с 976 года правил молодой император Василий II, который с самого начала правления столкнулся с разгромом своего войска болгарами и мятежом военачальников. Сначала восстал командующий восточными армиями империи Варда Склир. Для борьбы с ним направили в 978 бывшего мятежника Варду Фоку, популярного в войсках. Однако тот, одержав победу над Вардой Склиром, в 987 провозгласил себя императором. В начале 988 мятежные войска подошли к византийской столице Константинополю, от которого их отделял только пролив Босфор. Одновременно, по словам Яхъя Антиохийского, болгары опустошали владения Византии на западе.
Василий II отчаянно нуждался в военной помощи, когда узнал о желании киевского князя Владимира принять крещение. Яхъя Антиохийский, обычно точно отражающий хронологию событий, так рассказал о русско-византийском союзе:
"Был им (Варда Фокой) озабочен царь Василий по причине силы его войск и победы его над ним. И истощились его богатства, и побудила его нужда послать к царю русов - а они его враги - чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве, и женился царь русов на сестре царя Василия (Анне), после того, как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий. И не причисляли себя русы тогда ни к какому закону и не признавали никакой веры. И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов, и они окрестили царя и всех, кого обнимали его земли, и отправил к нему сестру свою, и она построила многие церкви в стране русов. И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей, в Хрисополь. И победили они Фоку..."
По Яхъю соединённые силы русов и греков разгромили войска Фоки под Хрисополем в конце 988 года, а в апреле 989 года союзники в сражении под Абидосом покончили с Вардой Фокой.
Арабский историк начала XIII века Ибн аль-Асир также сообщил о крещении русов в версии, близкой к Яхъю Антиохийскому, отнеся событие к 986 году, причём царь русов в его изложении сначала крестился, потом женился и тогда пошёл воевать с Вардой Фокой.
Закон Акта Творения также указывает на то, что крещение Владимира должно было произойти в маре-мае 986 года, поскольку это время максимального проявления характера 3-й ступеньки, которая, в свою очередь, является периодом максимального проявления характера всей III ступени Акта Творения Российской цивилизации. Именно с марта по май 986 г., то есть на 3-й - 5-ой подступеньке, 3-й ступеньки, III ступени Акта Творения Российской цивилизации должно было произойти окончательное провозглашение духовной основы Российской цивилизации - христианства по греческому образцу, выразившееся в виде обряда крещения Владимира, бояр и его дружины. Само крещение, скорее всего, произошло на этот раз в Киеве, а не в Константинополе, иначе оно обязательно было бы отражено в византийских хрониках.
В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени.
Что касается Корсуни, то его падение отражено лишь в древнерусских источниках, за исключением единственного упоминания об этом событии современником, византийским историком Львом Диаконом.
Причины и дата похода князя Владимира на греческий город Корсунь в Крыму остаются неясными, но есть предположение, что там могли засесть недобитые сторонники Варды Фоки. Повесть временных лет датирует поход весной-летом 988 года, что в целом не противоречит восточным свидетельствам о заключении русско-византийского союза.
Однако византийский историк Лев Диакон, единственный из греков упомянув о захвате Херсона (Корсуни) "тавроскифами", приурочил это событие к комете, наблюдаемой в июле-августе 989 года.
"Житие" монаха Иакова сообщает: "На другое лето по крещении к порогам ходил, на третье лето Корсунь город взял". То есть, и по монаху Иакову получается, что крещение самого князя Владимира произошло в 986 году, а через три года, в 989 г. произошло взятие Корсуни.
Детали хронологии - на каком этапе описываемых событий Владимир принял крещение, произошло ли это в Киеве, в городе Василиве или Корсуне - были утеряны в Руси в начале XII века, во времена составления "Повести временных лет", о чём летописец прямо сообщает. Датой Крещения Руси традиционно считается летописный 988 год, хотя исторические свидетельства указывают на 986 как год крещения самого князя Владимира и 989 как на год Крещения Руси.
Брак же Владимира с Анной можно рассматривать как династический, родная сестра византийского императора Василия II была отправлена в жёны князю Владимиру, чтобы выполнить условия соглашения о русской военной помощи Византии.
Хотя, летописец в "Повести временных лет" явно рассматривал этот брак, как символ, в котором читается обретение Русью Греческой Церкви - вечный брак, сотворенный Богом на Небе.
Анна была единственной сестрой правящего императора Василия II (правил 976-1025) и его брата-соправителя Константина VIII (976-1028). Родилась она всего за 2 дня до смерти своего отца, императора Романа II, что отметил византийский историк Иоанн Скилица, и благодаря чему стала известна дата её рождения: 13 марта 963 года.
Анну в летописи именовали не как обычно - княгиней, но царицей, сохраняя за ней достоинство члена императорской семьи. Царицы, в современном понимании этого титула для жены царя, появились на Руси при Иване Грозном, а в Киевской Руси Анна носила официальный титул княгини. Летописи ничего не сообщают о её детях, перечисляя подробно сыновей Владимира и их матерей. Возможно, у неё была дочь, но точные свидетельства отсутствуют.
Анна скончалась в году 6519 по византийскому календарю от сотворения мира, что соответствует 1011/1012 году (новый год на Руси, после утверждения митрополии, стали отмечать по греческому календарю с 1 сентября), за 4 года до смерти князя Владимира. Как сообщил Титмар Мерзебургский, её гробница стояла в церкви Пресвятой Богородицы в Киеве рядом с гробницей Владимира Крестителя.
Багрянородная Анна оставила добрую память на Руси распространением христианского учения.
К этому времени, отмечает "Повесть временных лет", у Владимира уже было 12 сыновей от его бывших жен, с которыми, после женитьбы на Анне он связи больше не имел.
"И просветился Владимир сам, и сыновья его, и земля его. Было же у него 12 сыновей: Вышеслав, Изяслав, Ярослав, Святополк, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис, Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав."
Владимир был до крещения известен как "великий распутник" (лат. fornicator maximus, по словам немецкого хрониста Титмара Мерзебургского), имевший несколько сот наложниц в Киеве и в загородной резиденции Берестове. Помимо этого он состоял в нескольких официальных языческих браках, в частности, с уже упоминавшейся Рогнедой, с "чехиней" и "болгарыней" из волжских болгар (Владимир получил ее в жены во время своего волжского похода при заключении союза с волжскими болгарами), от которой родились Борис и Глеб. Кроме того, Владимир сделал наложницей вдову своего брата Ярополка, греческую монахиню, похищенную Святославом во время одного из походов. Вскоре она родила сына Святополка, который считался "от двух отцов"; Владимир рассматривал его как своего законного наследника, в то время как сам Святополк, по косвенным данным, считал себя сыном Ярополка, а Владимира - узурпатором.
После крещения Владимир состоял предположительно в двух последовательных христианских браках - с византийской царевной Анной и, после её смерти в 1011, с неизвестной "мачехой Ярослава", попавшей в плен к Святополку в 1018 году.
Дети (всего 12 сыновей и не менее 10 дочерей):
От "чехини" - варяжки Оловы: Вышеслав (978 - 1010), князь новгородский, старший сын Владимира. Умер до смерти отца.
От гречанки (по Татищеву Юлии), вдовы Ярополка Святославича: Святополк Окаянный (979 - 1019), князь туровский, затем киевский.
От Рогнеды, дочери полоцкого князя Рогволода:
Изяслав (979 - 1010), князь полоцкий. Летопись содержит красочный рассказ о том, как маленький Изяслав вступился за мать, покусившуюся на жизнь Владимира, и был отправлен с ней на удел в Полоцк. Умер также при жизни отца, молодым, в 1001 году. Родоначальник полоцкой ветви Рюриковичей.
Мстислав (980 - ?); если он упоминается в некоторых версиях списка сыновей Владимира не по ошибке (имя Мстислава повторено дважды, см. ниже), то, скорее всего, умер в младенчестве.
Ярослав Мудрый (981 - 1052), князь ростовский, после смерти Вышеслава - новгородский, после победы над Святополком - киевский.
Всеволод (983 - 1013), иногда отождествляется с "Виссивальдом, конунгом из Гардарики", погибшим в Швеции в 993 году.
Предслава, считается, что она стала наложницей польского князя Болеслава I Храброго в 1018 г.
Премислава (ум. 1015), с 1002 г. жена венгерского принца Владислава (Ласло) Лысого (ум. 1029).
Мстислава, среди других дочерей Владимира считается, что так же была захвачена польским князем Болеславом I Храбрым в 1018 г.
От Адельи (по поздним, не вполне надёжным данным): Мстислав Тмутараканский (983 - 1036), князь тмутараканский и черниговский, после успешной войны с Ярославом правитель половины Руси; умер в 1036, не оставив наследников.
Станислав (984 - 1015), князь смоленский (сведения об уделе Станислава не вполне надёжны).
Судислав (985 - 1063), князь псковский, в 1024-1059 гг. находился в заточении, умер в 1063, пережив всех братьев.
От Мальфриды (по поздним данным): Святослав, (ум. 1015), князь древлянский.
От "болгарыни":
Борис (985 - 1015), князь ростовский.
Глеб (986 - 1015), князь муромский.
Неизвестно, от какой жены: Позвизд (до 986 - ?), судя по языческому имени родился до крещения Владимира. По Густинской летописи имел владение на Волыни. Время смерти неизвестно.
Добронега-Мария (ум. 1087) (скорее всего она была дочерью от второго христианского брака) - стала женой короля Польши, Казимира I Восстановителя.
Кроме того, у Владимира было ещё несколько дочерей, неизвестных по имени. Всего дочерей Владимира на 1018 г. было в живых не менее девяти. Точная судьба всех их неизвестна.
* * *
Позже, при рассмотрении других ступеней Акта Творения Российской цивилизации, можно убедиться, что именно на 3-й ступеньке всегда происходит провозглашение Основного Закона для данной ступени. В данном случае на III ступени произошло провозглашение Духовного Основания всей цивилизации, им стало христианство по греческому образцу, которое позже преобразуется в Русское Православие со своим независимым институтом - Русской Православной Церковью.
4 СТУПЕНЬКА - с 14 мая 988 года по 8 октября 990-го - время разделения света основного замысла на отдельные составляющие его части, проявление ими своей индивидуальности. Время первого религиозного переживания.
Следующим этапом объединения Руси проходило через утверждение провозглашенной духовной основы на местах.
"Повесть временных лет" так описывает этот период:
"В год 6497 (989). После этого жил Владимир в христианском законе, и задумал создать церковь пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами, и поручил ее Анастасу Корсунянину, и поставил служить в ней корсунских священников, дав ей все, что взял перед этим в Корсуни: иконы, сосуды и кресты."
Покончив с делами греческими, Владимир принялся осуществлять свои мечты, а именно объединять Русь по единой вере.
Те шесть епископов, которых послал патриарх Константинопольский Николай II Хрисоверг в Русь, и множество священников и других клириков, которые и организовали первую русскую митрополию, прибыли в Киев еще в 986 г. для крещения Владимира. Они были возглавляемы епископом Феофилактом, который и стал первым митрополитом Киевским (подробнее о нем будет сказано чуть позже).
Хотя, согласно закрепившейся в XVI в. традиции, первым Киевским митрополитом ошибочно считается некий Михаил, которому наследовал Леон (Леонтий). Источником этой традиции стал, так называемый, церковный устав Владимира I, который восходит к XII-XIII вв..
Согласно этому памятнику, Михаил современник Владимира и одновременно Константинопольского патриарха Фотия (858-867), что, в свою очередь, породило мнение, что Михаил являлся тем анонимным епископом, который был послан Фотием на Русь в 867 г.
Появление имени Михаила в церковном уставе объясняется тем, что в Повести временных лет под 988 годом находится наставление о вере, якобы преподанное новокрещеному Владимиру. Оно представляет собой не что иное, как сокращенный перевод символа веры, составленного в первой половине IX в. Михаилом Синкеллом. Составители церковного устава восприняли это "наставление" как написанное ради Владимира и, таким образом, заключили, что автор символа веры был и первым русским митрополитом.
Греческое духовенство привезло с собой множество икон, мощей, книг и церковной утвари. Таким образом, в 988 году была учреждена Киевская митрополия Константинопольского патриархата. Видимо, поэтому РПЦ считает этот год началом отсчета христианства на Руси и, в целом, началом истории земли русской.
Сначала святитель Феофилакт крестил княжеское семейство (имеется в виду многочисленных жен Владимира и его детей), а потом весь народ, собравшийся для этого на Днепре. Сначала была сказана проповедь. Потом святитель благословил князя создать в Киеве Десятинный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, в котором Владимир и был похоронен в 1015 г. Было это в 989 г. В 990 и 991 гг. святитель Феофилакт посетил с проповедью главные города русские - Новгород и Ростов.
В целом, крещение народа прошло сравнительно мирно, поскольку язычникам было легко изменить свое рационально-чувственное понимание духовного мира, наполнив его более глубоким духовным содержанием, какое несло в себе христианство.
Исключение составляли лишь Новгород, желавший, не без активного влияния осевших там варягов, сохранить свою автономию, поскольку варяги, исповедовавшие каноны христианства римской церкви, не желали быть зависимы от церкви греческой, а главное, платить еще и ей церковную десятину. Новгородцы же, в основном купцы и бояре, были зависимы от варягов экономически, потому как торговали, в основном через них, с Западной Европой. Они-то и подбивали народ ко всякого рода неповиновениям.
Так же крещение проходило с трудом в Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости от Киева определённую автономию. Христиане там оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество сохранялось у вятичей).
Но, тем не менее, в 988 году в Новгороде был освящен первый камень храма во имя Софии, Премудрости Божией.
Также 989 год считается началом создания Церковного Устава Владимира - источника церковного права государственного происхождения. Составление Устава приписывается князю Владимиру Святославичу. Устав впервые на Руси разграничил подведомственность дел между светскими и церковными судами, а так же устанавливал уплату десятины со всех княжеских доходов в пользу церкви.
* * *
В данном случае 4-ая ступенька III ступени показывает то, что IV ступень Акта Творения Российской цивилизации (1053-1125 гг.) станет для всей Руси временем первого, по-настоящему ощутимого религиозного переживания. Также на IV ступени будет наблюдаться тенденция к обособлению, которая будет касаться не только князей, но и всех структур государства.
5 СТУПЕНЬКА - с 8 октября 990 года по 2 марта 993-го - время обретения своего статуса каждой разрозненной частью. Время передела территории и сфер влияния, а, соответственно, и время зарождения будущего лидера.
На 5-ой ступеньке происходит завершающий этап крещения Руси, выражающийся в закреплении христианства на местах. И "Повесть временных лет" образно так характеризует этот период:
"В год 6499 (991). Владимир заложил город Белгород, и набрал для него людей из иных городов, и свел в него много людей, ибо любил город тот."
В этот период на Руси учреждаются епархии, которые, в свою очередь, отражали и административное деление государства.
Считается, что первое разделение Русской церкви на епархии было произведено в 992 году митрополитом Киевским Леонтием, назначенным на место почившего митрополита Киевского Михаила. Это тоже не совсем так, поскольку такого митрополита в то время на Руси тоже не было.
Хотя в качестве второго или даже первого русского митрополита в конце X в. и называли Льва (Леонтия), имевшего кафедру якобы в Переяславле. Поводом к возникновению этой легенды, окончательно оформившейся в XVI в., стала также одна из редакций XIII в. церковного устава Владимира, в которой Лев выступает современником патриарха Фотия. Само имя Льва как одного из двух претендентов на звание "первого" митрополита Руси было почерпнуто из заглавия трактата об опресноках "Льва, митрополита Переяславля в Ρωσία". Однако этот трактат не мог возникнуть прежде 1054 г., а его автором был Лев, титулярный митрополит переяславский в 1060-1070-х годах (Переяславская епископия была в те годы временно титулярной митрополией, то есть, отделенной от Киева).
В 992 г. действительно были основаны епархии в Новгороде, Полоцке, Турове, Тмутаракани, Чернигове, Ростове, Владимире-Волынском и Белгороде (в настоящее время местечко Белгородка под Киевом) только не мифическим Леонтием, а митрополитом Феофилактом. Сама же митрополичья кафедра в 991 г. была перенесена на время в Переяславль, пока в Киеве строился Софийский собор и митрополичий двор.
Митрополит Феофилакт - первый засвидетельствованный источниками киевский митрополит, был переведен на митрополию Rosia из Севастии в византийской провинции "Армения Вторая" при императоре Василии II (985-1025). В высшей степени вероятно, что указанного Феофилакта следует отождествить с анонимным митрополитом Севасты, который, будучи сторонником Василия II, был вынужден оставить свою митрополию во время гражданской войны в начале 986 г. Если это так, то можно предположить, что осенью 986 г. Феофилакт по поручению императора отправился в Киев, где содействовал заключению договора с князем Владимиром. Тем самым была создана и предпосылка для христианизации Руси, а Феофилакт возглавил новую Русскую митрополию, поначалу состоявшую из четырех епископий: Белгородской, Новгородской, Черниговской и Полоцкой. Он вступил на кафедру, вероятно, в 988 г. и пребывал на ней неопределенное время, но перестал ее занимать до 1018 г.
Всех епархий, устроенных в 992 г., летопись перечисляет 6: в Киеве, Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимире Волынском и в Белгороде, но прибавляет к этому перечню, что тогда же поставлены были епископы и в другие города - в Тмуторакань, Туров и Полоцк.
Об одном из епископов того времени, возглавившим одну из епархий, о Св. Иоакиме, и о его просветительской деятельности, сохранились сведения и до сего дня, поскольку он за свой духовный подвиг канонизирован РПЦ и его благие дела записаны в Житие святых земли Русской.
В 992 г. в Новгород из Киева прибыл первый епископ Иоаким, возглавивший Новгородскую епархию.
Святой Иоаким был одним из священников, прибывшим в Киев вместе с митрополитом Феофилактом. Он ревностно заботился о распространении христианства в Новгороде, но встретил сопротивление со стороны язычества, тогда еще сильного в Новгороде. Между тем великий князь Владимир, узнав о сопротивлении новгородцев принятию христианской веры по греческому образцу, решил принять против них суровые меры. Он послал в Новгород воевод с дружиной Добрыню и Путяту, поскольку понимал, что сопротивление новгородцев исходило не из их религиозных убеждений, а больше касался вопросов внутренней экономической политики новгородцев.
Великим ревнителем показал себя Иоаким в духовном просвещении новгородцев, заботливо устраивая школы и назначая туда наставниками своих ближайших учеников. Преследуя ту же задачу, духовное просвещение, Иоаким строил и украшал храмы Божии. Так, например, он построил храм Софии, Вечной Премудрости, Сына Божия. При кафедральной церкви им был устроен монастырь, названный Софийским и Десятинным.
Почил он в мире, в 1030 году. Мощи его были впоследствии перенесены в каменный Софийский собор Новгорода, где почивают и доселе.
Одновременно с учреждением епархий, Владимир, чтобы окончательно утвердить свою власть в этих городах, в 992 г. сажает в них князьями своих сыновей.
Старшего, Вышеслава, которому в 992 г. было всего 14 лет, Владимир посадил князем в Новгороде, поскольку его мать и дед, конунг Олав, в новгородских землях пользовались авторитетом и могли оказать значительную помощь Вышеславу в укреплении княжеской власти.
Изяслава, своего второго сына, которому было в 992 г. 13 лет, Владимир посадил князем в Полоцке по тому же принципу, поскольку его мать Рогнеда была родом из Полоцка, а значит, Изяслав мог там рассчитывать на поддержку половчан, да и мать его еще была жива.
Святополку, сыну вдовы Ярополка, которому тоже в 992 г. было только 13 лет, достался богатый город Туров. Туров был столицей дреговичей. Город был основан на месте слияния рек Язды и Струмени, имевшими сообщение с Балтийским морем, притоками Припяти, которая в свою очередь впадает в Днепр, ведущий к Чёрному морю. Этот речной путь был известен ещё викингам, использовавшим его для активной торговли с Константинополем, поэтому Туров являлся важным торговым центром Киевской Руси.
Ярослав, которому было 11 лет, Владимир посадил князем в Ростове (Ростов Великий, не путать с Ростовом на Дону), город в то время малопривлекательный, но именно он воспитает будущего вождя Руси - Ярослава Мудрого.
Святослава в Древлянской земле, Всеволода во Владимире, Мстислава в Тмутаракани.
* * *
На V ступени Акта Творения (1125-1197 гг.) каждое княжество окончательно закрепиться за каким-нибудь одним семейством рода Рюриковичей.
* * *
На этом завершился первый этап формирования духовного основания России, который можно озаглавить как "Зачатие". День первый Акта Творения III ступени Российской цивилизации.
6 СТУПЕНЬКА - со 2 марта 993 года по 26 июля 995-го - время определения приемлемой формы взаимоотношений друг с другом, с соседями и с Богом.
С 6-ой ступеньки начинается второй этап формирования духовного основания России, который можно озаглавить как "Рождение".
В этот период, отмечает "Повесть временных лет", Руси доставляли большое беспокойство частые набеги печенегов.
"В год 6500 (992). Пошел Владимир на хорватов. Когда же возвратился он с хорватской войны, пришли печенеги по той стороне Днепра от Сулы; Владимир же выступил против них и встретил их на Трубеже у брода, где ныне Переяславль. И стал Владимир на этой стороне, а печенеги на той, и не решались наши перейти на ту сторону, ни те на эту. И подъехал князь печенежский к реке, вызвал Владимира и сказал ему: "Выпусти ты своего мужа, а я своего - пусть борются."