"Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою." (Быт.I: 2)
Скручиваясь и уплотняясь далее, Духовные Умы Господства российского этнического Разума приступили к образованию материальной формы своих следующих Духовных Умов, называемые Херувимы.
Духовные Умы Херувимов - это обилие познания, или излияние мудрости. Наименование же Херувимов означает их силу - знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении, мудрое их искусство - преподавать и сообщать обильно другим дарованную Богом мудрость.
В период действия Духовных Умов Херувимов всегда происходит познание мира окружающего человека. А также познание Бога через мир видимый, и определение роли человека, и его возможностей в этом мире.
* * *
На своем II этапе развития, читаем мы о внутриутробном развитии, зародыш возвращается к своим корням. В это время устанавливается непосредственный контакт между ворсинками формирующихся оболочек зародыша и сосудами матери. В результате чего, питание и снабжение зародыша кислородом начинает осуществляться непосредственно из крови матери, поскольку к этому моменту запас питательных веществ в яйцеклетке истощен. Образование пуповины и плаценты - детского места, которое все девять месяцев будет обеспечивать ребенка кислородом и питанием, начинается несколько позже.
Подобно этому и во время второй ступени любого акта творения происходит возвращение к основной идее предшествующей данному акту творения, происходит частичная реставрация предыдущего строя, или режима, в основе которого лежали прежние духовные ценности. С таким положением мы будем сталкиваться на каждой 2-ой ступеньке каждой ступени. Для примера: думаю, еще свежи в памяти события, связанные с попыткой переворота ГКЧП 19 августа 1991 года, и штурм Белого Дома в октябре 1993-го - все эти события как раз приходятся на 2-ю ступеньку XVII ступени Акта Творения Российской цивилизации (с 26 июля 1991 года по 20 декабря 1993-го).
Также, в целом, и любая цивилизация, как самостоятельный Акт Творения подчиняется его Закону, поэтому на II ступени любой цивилизации происходит частичная реставрация порядка, существовавшего на предыдущей цивилизации. Достаточно беглого взгляда на вторую ступень, чтобы увидеть, что, практически, на протяжении всей второй ступени, за редким исключением Киевом всегда начинали править князья-язычники, точно так же, как это было на I ступени. А куда же подевались христиане? - спросите вы. Да никуда они не делись, они, как жили в Киеве, так и остались жить вместе с митрополией, причем против них никаких репрессий никто никогда не проводил. Более того, даже в дружине князей были крещеные, вот только сами князья крестились, в основном, исходя из политических соображений, а не по велению сердца. За исключением княгини Ольги, которая к вере пришла сознательно, по духу, во спасение своей души, а не только, согласуясь с требованиями внешней политики.
На первый взгляд мы видим, что нарушается маломальский здравый смысл развития. Казалось бы, после крещения Киевского князя, создание в Киеве митрополии самое время развивать христианство и дальше, и тут вдруг на долгое время это развитие замерло. Дело в том, что в природе вообще не существует какого-либо линейного развития, потому что такое развитие противоречит самой логике развития, самому принципу творения, основным и обязательным элементом которого является разотождествление с созданным образом. Для чего? Для того чтобы иметь возможность, во-первых, самому творящему лучше разглядеть дела рук своих, как бы со стороны отстраненным, беспристрастным взглядом. Потому что пока творец и создаваемый им образ составляют единое целое, у творца такой возможности нет. Так как в это время он свое творение совсем не видит и воспринимает, как себя самого, то есть объективно совсем не видит, или видит в нем только все его лучшие стороны, подчас совсем не замечая изъяны и недоработки, вот поэтому в своем отечестве пророков никогда нет и быть, не может.
Во-вторых, именно при таком отстраненном взгляде происходит наиполнейшее духовное насыщение, и переход на новый уровень сознания. Благодаря чему начинается следующий, совершенно новый акт творения, отличный от предыдущего. Поэтому пуповина всегда отрезается, плод отделяется от дерева, дети уходят от родителей претворять в жизнь свои замыслы совсем не такие, какие были у их родителей и совсем другими методами. Да и Бог, сотворив Мир, отстранился от него, уйдя на покой, позволив, тем самым, в дальнейшем развиваться Миру самостоятельно. В противном случае, новорожденный, при не отрезанной пуповине, умер бы вместе с матерью. Плод сгнил бы, вися на ветке, да и сама ветка, отдав все свои соки не оторвавшемуся плоду, засохла бы. Дети, оставшиеся со стареющими родителями, состарились бы вместе с ними, так и не посадив своего дерева, не построив свой дом, не написав свою книгу, одним словом, род прекратил бы на таких детях свое существование. Творение Бога, не отделись Он от него, тоже потеряло бы всякий смысл, так как не имело бы своего развития. По этой же причине и Адам с Евой были удалены из Эдема на вольные хлеба.
Вот и в данном случае происходит обязательное разотождествление с ранее созданным образом, и срабатывает механизм отражения, эффект зеркала. Почему-то принято подразумевать под эффектом зеркала то положение, когда в разных местах происходят одни и те же события. Для меня эффект зеркала - это прежде всего принцип перевернутого изображения, когда там, где было справа, при отражении становится слева, где было чёрно, стало бело, где был верх - стал низ, и тому подобные видоизменения переворачивающие все с ног на голову. А следующее отражение будет уже перевертышем с этого слепка, и снова получится нечто новое и так далее. Поэтому одна ступень всегда будет отличаться от другой и по своим задачам, и по целям и по методам их достижения. Неизменной останется лишь последовательность обязательных этапов творения. Что же касается линейности развития в природе, то она наблюдается лишь в равномерном движении при спускании Духа в материю и обратно, при Его высвобождении из нее, а так же прослеживается в логике основной идеи данной цивилизации, логике поступенчатого следования к конечной цели акта творения.
Подобное разотождествление так же наблюдается и в том, что нарождающееся новое всегда отрицает все, отработавшее свой век, старое. Поэтому во все времена, пришедшие к власти правители, начинали свое правление с критики, осуждения и неприятия, а то и физического уничтожения всего того, что было связано с их предшественниками, поэтому уничтожалась культура и накопленные знания предшествующих цивилизаций, стиралась из памяти и искажалась история. Незыблемыми оставались лишь истинные знания, над которыми время оказалось не властно.
Правило зеркального отражения справедливо и в отношении ступеней акта творения, если учесть, что и они, в свою очередь, так же являются самостоятельными актами творения. Эффект зеркала всегда происходит на втором этапе любого акта творения, поскольку на первом этапе создается основа всего акта творения, его матрица. Но созданной на первом этапе основе всегда не хватает знаний и опыта, поэтому происходит разотождествление, чтобы основа смогла напитать себя необходимой энергетической информацией, которая позволит ей развиваться дальше.
Поэтому вторая ступень являет собой частичный возврат к старому.
1 СТУПЕНЬКА - со 2 марта 909 года по 26 июля 911-го - время закладки первого камня в основание всего акта творения.
"Повесть временных лет" заканчивает описание I ступени Акта Творения Российской цивилизации словами: "Явилась на западе большая звезда в виде копья".
Следующий пронумерованный отрывок уже относится к истории II ступени Акта Творения Российской цивилизации, и начинается он словами:
"В год 6420 (912). Послал Олег мужей своих заключить мир и установить договор между греками и русскими, говоря так: "Список с договора, заключенного при тех же царях Льве и Александре."
Если учесть, что император Византии Лев VI, о котором идет речь, умер в мае 912 года, а судоходная навигация у руссов начиналась, по заверению сына Льва VI, Константина VII Багрянородного, в конце апреля, то вряд ли посольство Олега в Константинополь могло быть в 912 году. Удобнее предположить, что оно совершилось годом раньше, перед началом торговой навигации, а может быть вместе с первыми русскими купцами в мая 911 года.
Александр - брат Льва, был его соправителем. Он станет императором только в мае 912 года.
В целом, посольство, посланное Олегом в Царьград, в 911 году подтвердило и закрепило положение договора с Византией, заключенного ранее Олегом. Кроме того, в него были внесены и дополнительные статьи, касающиеся не только торговых операций. Договор рассматривал следующие вопросы:
1) судопроизводство по гражданским и уголовным делам;
2) преступления против жизни и телесной неприкосновенности;
3) преступления имущественные: кража с поличным и грабеж;
4) помощь в случае несчастья на море, выкуп пленных, наем воинов;
По сути это был первый полновесный международный правовой документ, заключенный Русью. Позже на его основе будет составляться "Русская правда".
* * *
Тот факт, что такой подробный договор был подписан на 1-ой ступеньке II ступени Акта Творения Российской цивилизации, говорит о том, что по своему характеру вся II ступень будет состоять из детального познания русичами своих соседей и заключения с ними договоров о мире и сотрудничестве.
Второй этап Акта Творения всегда носит характер спокойного, созерцательного познания окружающего мира.
2 СТУПЕНЬКА - с 26 июля 911 года по 20 декабря 913-го - время, когда осуществляется попытка реставрации порядка существовавшего на предыдущем акте творения.
Следующие два отрывка "Повести временных лет", рассказывающие о смерти Олега и начале княжения Игоря Рюриковича, судя по событиям, в них описанным относятся по времени ко 2-ой ступеньке.
Вот так описана смерть Олега.
"И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: "От чего я умру?". И сказал ему один кудесник: "Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, - от него тебе и умереть?". Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: "Никогда не сяду на него и не увижу его больше". И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, - на пятый год помянул он своего коня, от которого волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: "Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?". Тот же ответил: "Умер". Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: "Неверно говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив". И приказал оседлать себе коня: "Да увижу кости его". И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: "От этого ли черепа смерть мне принять?". И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер."
И следующий за ним отрывок.
"В год 6421 (913). После Олега стал княжить Игорь. В это же время стал царствовать Константин, сын Леона. И затворились от Игоря древляне по смерти Олега."
О точной дате смерти Олега можно судить по словам: "В это же время стал царствовать Константин, сын Леона". То есть здесь речь идет о начале формального царствования 7-летнего сына императора Византии Льва VI, Константина VII Багрянородного, в 912 году, при фактическом правителе Александре, брате Льва.
Из этого можно заключить, что смерть Олега можно смело датировать осенью 912 года, если только, осень не взята летописцем в качестве поэтического образа, говорящего о закате дней Олега. Но в любом случае, год смерти Олега и начала княжения Игоря должен быть 912.
Олегу, когда он умер, должно было быть около 60-ти лет, Игорю - около сорока.
Есть предание, что перед смертью Олег ходил на север, в Новгород и Ладогу; в этом предании нет ничего невероятного, оно же прибавляет, что Олег и похоронен в Ладоге. Это лишь указывает на то, что в то время север и юг составляли единое государство. Север хотел иметь у себя могилу вещего преемника Рюрикова, юг - у себя: по южному преданию, Олег похоронен в Киеве, на горе Щековице.
Думается, что летописец, описывая смерть Олега, как завершение одного и начало нового этапа истории Руси, не случайно волхвов-язычников сделал одними из главных действующих лиц, а в поединке крещеного князя со смертью, змею, как символ языческого чародейства, вывел победительницей. Этим летописец хотел лишь показать, что крещеного князя сменил князь язычник. Видимо Игорю, все время находившемуся в тени Олега, не представилось особого повода для крещения, поэтому летописец так образно дал понять о приходе к власти некрещеного князя.
О том, что Игорь был язычником, говорят и эти слова: "И затворились от Игоря древляне по смерти Олега". Здесь говорится о том, что древляне, которых крестил еще Олег, не захотели иметь сношений с язычником Игорем.
Даже став самостоятельным князем, Игорь продолжал находиться в тени своего предшественника Олега. В отношениях с греками он руководствовался договором, подписанный Олегом, также и соседним племенам он не старался навязать свою волю, а руководствовался тем порядком, который установил в отношении их еще Олег. Даже летописец отметил это положение, заключив срок княжения Игоря в 33 года, такой же, как и у Олега. Олег, согласно "Повести временных лет" княжил 33 года - 879-912 гг., хотя фактически он правил 39 лет - 873-912. Игорь так же, фактически, правил не 33 года, а всего только 22-23 года - 912-935 (максимум).
Собственно, сей факт тоже можно отнести к характерной особенности II этапа Акта Творения, а именно, его предрасположенности к возврату прежнего порядка.
Невольно возникает вопрос, а мог ли знать монах Нестор характер ступеней Акта Творения? Получается, что мог. Вот только вопрос - сия премудрость передалась ему, как наследие пращуров Руси, или ее ему передали греческие монахи с Афона, прибывшие в Киев, чтобы помочь обустроить монастыри на Руси, или все-таки он почерпнул ее из Библии. И чем больше углубляешься в изучение "Повести временных лет", тем отчетливей перед глазами встает монументальный философско-религиозный труд, повествующий историю Руси не как документальную хронику, а как духовный трактат, описывающий сотворение Руси, как творение Божие, творимое по образу Божьему, отраженному в Законе Акта Творения.
3 СТУПЕНЬКА - с 20 декабря 913 года по 14 мая 916-го - время образования основы данного акта творения, проявления света его основного замысла.
Следующий отрывок говорит о том, что князь-язычник Игорь на 3-ей ступеньке заключил торговый договор со своими ближайшими соседями - древлянами.
"В год 6422 (914). Пошел Игорь на древлян и, победив их, возложил на них дань больше Олеговой. В тот же год пришел Симеон Болгарский на Царьград и, заключив мир, вернулся восвояси."
Словами: "возложил на них дань больше Олеговой", летописец лишь подчеркнул, что крещеным древлянам в духовном аспекте было намного тяжелее подчиниться условиям язычника. Но они вынуждены были пойти на это, поскольку язычника Игоря, охранявшего их границы и скупавшего у них на взаимовыгодных условиях товары, им заменить было неким.
В подтверждение того, что с древлянами Игорь заключил именно мирный договор, приводится аналогия с царем Болгарии Симеоном I Великий (893-927), который так же в это время заключил мирный договор с греками.
4 СТУПЕНЬКА - с 14 мая 916 года по 8 октября 918-го - время разделения света основного замысла на отдельные составляющие его части, проявление ими своей индивидуальности. Время первого религиозного переживания.
В следующем отрывке, относящемуся уже к 4-ой ступеньке, впервые появляются печенеги.
В письменных источниках печенеги впервые упоминаются в IX веке, как жители Заволжских степей, в междуречьи Волги и Эмбы - река в Казахстане, отделяющая Европейскую и Азиатскую части страны. Во второй половине IX века хазары и союзные им огузы вытеснили большинство печенег за Волгу, где разгромив и вытеснив венгров, они захватили земли между Днестром и Доном. Став на следующие полтора века хозяевами причерноморских степей.
Из Причерноморья печенеги нередко совершали набеги на соседей - Киевскую Русь, Болгарию, Венгрию и Византию. Кроме этого печенеги иногда вступали в военные союзы с Русью, а также активно торговали с ней. В конце XI века основная часть печенегов была вытеснена торками на левый берег Нижнего Дуная, откуда они массово переселялись в Византию. Другая часть печенегов осталась в Причерноморье и была ассимилирована торками и половцами. Кроме этого группа печенегов поселилась на южных границах Киевского княжества в качестве конфедератов киевских князей. Потомками печенегов иногда считаются современные гагаузы.
В данном отрывке "Повесть временных лет" описывает один из случаев заключения мира Руси с печенегами.
"В год 6423 (915). Пришли впервые печенеги на Русскую землю и, заключив мир с Игорем, пошли к Дунаю. В те же времена пришел Симеон, попленяя Фракию; греки же послали за печенегами. Когда же печенеги пришли и собрались уже выступить на Симеона, греческие воеводы рассорились. Печенеги, увидев, что они сами между собою ссорятся, ушли восвояси, а болгары сразились с греками, и перебиты были греки. Симеон же захватил город Адрианополь, который первоначально назывался городом Ореста - сына Агамемнона: ибо Орест когда-то купался в трех реках и избавился тут от своей болезни - оттого и назвал город своим именем. Впоследствии же его обновил цезарь Адриан и назвал в свое имя Адрианом, мы же зовем его Адрианом-градом."
Болгарский царь Симеон I Великий всю жизнь стремился покорить Константинополь и сражался с византийскими войсками в 894, 896, 904, 913 и в 920-924. Во время его правления Первое болгарское царство достигло апогея своего политического и территориального могущества. После блестящей победы над византийцами у реки Ахелой (917 г.). Симеон расширил свое влияние до полуострова Галиполи в Греции, захватил Македонию и, используя в качестве союзника Сербию, принял ее под свое покровительство и управление.
В 917 году, победив византийские войска в битве на реке Ахелой, Симеон провозгласил себя "царем болгар и ромеев".
Из этого отрывка видно, что печенегов вынудило принять мир с Русью ослабление греков, вызванное внутренней несогласованностью. Не желая находиться между двух огней - Русью и Болгарией, они заключили мир с Русью.
Вероятно, эта аналогия с покорением Симеона Болгарского греков, должна указывать на то, что князь Игорь, воспользовавшись несогласованностью племен, окружавших его смог подчинить их своему влиянию. В первую очередь, это должно было касаться южных соседей Игоря - уличей и тиверцев.
5 СТУПЕНЬКА - с 8 октября 918 года по 2 марта 921-го - время обретения сил каждой разрозненной частью и обретения ею своего статуса. Время передела территории и сфер влияния, а, соответственно, и время зарождения будущего лидера.
Следующий отрывок, который говорит о зарождении новых взаимоотношений Игоря с Византией, открывает очередной этап развития Руси.
"В год 6428 (920). У греков поставлен царь Роман. Игорь же воевал против печенегов."
В 911 г. Лев VI короновал Константина и обеспечил ему трон, однако в 912 г. император умер и власть принял его брат Александр. Но и он умер через год, оставив 7-летнего Константина под опекой регентов. В 920 г. власть узурпировал Роман I Лакапин, провозглашенный соправителем.
В 920 году у греков появился новый управитель, и Игорь для греков был новый русский князь, поэтому их встреча просто обязана была состояться. Если раньше Игорь не мог засвидетельствовать Греции свое почтение с тем, чтобы подтвердить договор о мире, заключенный еще Олегом, из-за того, что власть в Греции была в руках многочисленных регентов Константина, которые не могли найти согласия между собой, то уж с Романом, единолично взявшим власть в Греции в свои руки, Игорю сам Бог велел познакомиться поближе.
К этому также подгоняли и дела торговли с Грецией, которые, по всей видимости, отсутствовала уже не один год, или были на уровне самодеятельности, от которой ни в греческую, ни в киевскую казну ничего не поступало. О том, что Игорь желал заключить с Романом торговый договор можно судить по тому, что устье Днепра было перекрыто печенегами, с которыми Игорю пришлось воевать в 920 году, чтобы очистить от них Днепровский проход в Черное море.
* * *
На 5-ой ступеньке заканчивается первый этап II ступени Акта Творения по аналогии с первым днем сотворения мира, который можно озаглавить, как "Зачатие", и начинается второй этап, который можно назвать "Рождение".
6 СТУПЕНЬКА - со 2 марта 921 года по 26 июля 923-го - время определения приемлемой формы взаимоотношений друг с другом, с соседями и с Богом.
Следующий отрывок "Повести временных лет", рассказывает о том, что Роман заключил мир с уграми, признав их силу.
"В год 6442 (934). Впервые пришли на Царьград угры и попленили всю Фракию, Роман заключил мир с уграми."
Возможно, этим летописец намекает на то, что Игорь в этот период тоже пытался наладить отношения с Романом, но тот не пожелал с ним разговаривать, как с язычником, а своих сил у Игоря, как у угров, не хватило, чтобы настоять на своем. Точнее, Игорь не пытался завоевать расположение Романа силой.
* * *
Здесь можно наблюдать первое серьезное расхождение между датой фактической и летописной. Этот существенный изъян в хронологии летописец уберет на 8-ой ступеньке.
7 СТУПЕНЬКА - с 26 июля 923 года по 20 декабря 925-го - время мирного благоустройства, время отделения Божественного от земного.
Из следующего отрывка "Повести временных лет" узнаем следующее:
"В год 6449 (941). Пошел Игорь на греков. И послали болгары весть царю, что идут русские на Царьград: десять тысяч кораблей. И пришли, и подплыли, и стали воевать страну Вифинскую, и попленили землю по Понтийскому морю до Ираклии и до Пафлагонской земли, и всю страну Никомидийскую попленили, и Суд весь пожгли. А кого захватили - одних распинали, в других же, перед собой их ставя, стреляли, хватали, связывали назад руки и вбивали железные гвозди в головы. Много же и святых церквей предали огню, монастыри и села пожгли и по обоим берегам Суда захватили немало богатств. Когда же пришли с востока воины - Панфир-деместик с сорока тысячами, Фока-патриций с македонянами, Федор-стратилат с фракийцами, с ними же и сановные бояре, то окружили русь. Русские же, посовещавшись, вышли против греков с оружием, и в жестоком сражении едва одолели греки. Русские же к вечеру возвратились к дружине своей и ночью, сев в ладьи, отплыли. Феофан же встретил их в ладьях с огнем и стал трубами пускать огонь на ладьи русских. И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламя, бросились в воду морскую, стремясь спастись, и так оставшиеся возвратились домой. И, придя в землю свою, поведали - каждый своим - о происшедшем и о ладейном огне. "Будто молнию небесную, - говорили они, - имеют у себя греки и, пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их". Игорь же, вернувшись, начал собирать множество воинов и послал за море к варягам, приглашая их на греков, снова собираясь идти на них походом."
Из этого отрывка становится очевидным посещение Игорем Константинополя в 924 или 925 гг., а не в 941 г., как принято считать историками до сих пор. Доказательство этого я приведу чуть позже, пока же разберем сам текст.
Само описание русского посольства с князем Игорем во главе к василеопатору Роману попало к русским летописцам из византийских хроник, которые описывали языческое посольство исходя из соображений, в первую очередь, отношения христианства к язычникам, а уж, во вторую очередь, греков волновала историческая действительность. Поэтому Игорь и его посольство изображено греками грубыми варварами.
Первое, что смущает - численность посольства Игоря - "десять тысяч кораблей". Если учесть, что корабль вмещал от 100 до 500 человек, то численность войска Игоря должна была быть от 1 млн. до 5 млн. воинов, что весьма и весьма сомнительно.
Во второй части мы читаем о том, кто именно противостоял армаде язычника Игорю - это Панфир-деместик (деместиком или доместиком в Греции называли церковного певчего, хориста) с сорока тысячами. Далее следуют "Фока-патриций с македонянами" и "Федор-стратилат с фракийцами". Если о первых двух, о Панфире-деместике и Фоке-патриции, о первых христианских святых, канонизированных Греческой христианской церковью я знаю мало, то о Святом Великомученнике Федоре-стрателите, почитаемом и Руской Православной Церковью я знаю гораздо больше. Я знаю, что он принял мученическую смерть за христианскую веру во времена императора Ликиния (307 - 324 гг.).
Из этого я могу судить, что греки во время переговоров с Игорем призвали в помощь своих святых, и Игорь соблазнился принять христианство, о чем гласят заключительные слова, описывающие эту духовную битву: "и в жестоком сражении едва одолели греки".
Далее описывается сам обряд крещения:
"Феофан же встретил их в ладьях с огнем и стал трубами пускать огонь на ладьи русских. И было видно страшное чудо. Русские же, увидев пламя, бросились в воду морскую, стремясь спастись, и так оставшиеся возвратились домой."
И по сей день принято считать, что здесь речь идет о, так называемом, "греческом огне" - некой разновидности напалма. Тогда получается, что Преподобный Феофан Исповедник, живший в IX веке, как святой почитаемый и Русской Православной Церковью, которому приписывается дар чудотворения, исцеление болезней и изгнание бесов, пожег напалмом русские корабли. Еще смущает то, что об этом столь эффективном оружии, даже в наше время, в истории нигде больше не упоминается. Это, если рассматривать этот текст с позиции материализма. Но если отбросить материалистическое всезнайство и его феноменальную способность объяснить всё и вся, то получается, что здесь речь идет не о напалме, а о неопалимом огне Духа Святого и воде - обязательных элементах при обряде крещения.
Таким образом, Игорь вернулся в 924 или 925 году в Киев уже крещенным, о чем можно судить по этим строкам:
"И, придя в землю свою, поведали - каждый своим - о происшедшем и о ладейном огне. "Будто молнию небесную, - говорили они, - имеют у себя греки и, пуская ее, пожгли нас; оттого и не одолели их".
Заканчивается этот отрывок словами:
"Игорь же, вернувшись, начал собирать множество воинов и послал за море к варягам, приглашая их на греков, снова собираясь идти на них походом".
Здесь уже говорится о том, что Игорь, приняв крещение, восстановил, таким образом, контакт с Грецией не только одного Киева, а всего торгового пути "из варяг в греки", включая и северные районы Руси, и зарубежных торговых партнеров из Дании и Швеции.
8 СТУПЕНЬКА - с 20 декабря 925 года по 14 мая 928-го - время рождения лидера и установления межличностных отношений. Время генеральной уборки. На этой ступеньке происходит своеобразная чистка, время избавления от всех накопившихся негативов во взаимоотношениях с лидером, которые мешают дальнейшему развитию.
Следующий отрывок "Повести временных лет" рассказывая о смерти Симеона I, помогает сориентироваться в датах событий произошедших накануне его смерти и после нее.
"В год 6430 (942). Симеон ходил на хорватов, и победили его хорваты, и умер, оставив Петра, своего сына, князем над болгарами."
Этот отрывок, относящийся к периоду 8-ой ступеньки, подтверждает мысль о том, что первый поход Игоря в Византию был не 941 году, а в промежуток между 923-925 гг, поскольку царь Болгарии Симеон I Великий умер в 927 году, а не в 942, как сообщает "Повесть временных лет".
Следующий отрывок "Повести временных лет" повествует о рождении взаимовыгодных торговых отношений между Византией и Русью, зародившиеся на 5-ой ступеньке.
"В год 6452 (944). Игорь же собрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и словен, и кривичей, и тиверцев, - и нанял печенегов, и заложников у них взял, - и пошел на греков в ладьях и на конях, стремясь отомстить за себя. Услышав об этом, корсунцы послали к Роману со словами: "Вот идут русские, без числа кораблей их, покрыли море корабли". Также и болгары послали весть, говоря: "Идут русские и наняли себе печенегов". Услышав об этом, царь прислал к Игорю лучших бояр с мольбою, говоря: "Не ходи, но возьми дань, какую брал Олег, прибавлю и еще к той дани". Также и к печенегам послал паволоки и много золота. Игорь же, дойдя до Дуная, созвал дружину, и стал с нею держать совет, и поведал ей речь цареву. Сказала же дружина Игорева: "Если так говорит царь, то чего нам еще нужно, - не бившись, взять золото, и серебро, и паволоки? Разве знает кто - кому одолеть: нам ли, им ли? Или с морем кто в союзе? Не по земле ведь ходим, но по глубине морской: всем общая смерть". Послушал их Игорь и повелел печенегам воевать Болгарскую землю, а сам, взяв у греков золото и паволоки на всех воинов, возвратился назад и пришел к Киеву восвояси.
Опять же речь здесь идет не о 944 годе, а о 927-м, поскольку, описываемые события, не могли произойти раньше упоминания о смерти болгарского царя Симеона в 927 году, а сама торговая компания не могла завершиться до 14 мая 928 года. Торговая навигация могла только начаться в это время, но это уже относится к событиям 9-ой ступеньки.
9 СТУПЕНЬКА - с 14 мая 928 года по 8 октября 930-го - время обретения сил для заявления о себе, как о полноправной части Вселенной.
В следующем отрывке "Повести временных лет" говорится об обмене Грецией и Русью дипломатическими представительствами.
Сей факт можно рассматривать, как своего рода, подведение итога развития отношений между Византией и Русью. Само же подписание подобных договоров характерно для 9-ой ступеньки.
"В год 6453 (945). Прислали Роман, и Константин, и Стефан послов к Игорю восстановить прежний мир, Игорь же говорил с ними о мире. И послал Игорь мужей своих к Роману. Роман же созвал бояр и сановников. И привели русских послов, и велели им говорить и записывать речи тех и других на хартию*."
*Записывать речи на хартию, значит на бумагу, то есть, документировать - от греч. chartes - бумага, грамота.
Далее идет текст договора, который уже не является точной копией договора с Олегом, а в правовом плане сделавшим значительный шаг вперед. Также он интересен тем, что в нем представлен весь род Игоря.
Начинается договор с перечисления рода Игоря, его бояр и купцов:
"Список с договора, заключенного при царях Романе, Константине и Стефане, христолюбивых владыках. Мы - от рода русского послы и купцы, Ивор, посол Игоря, великого князя русского, и общие послы: Вуефаст от Святослава, сына Игоря; Искусеви от княгини Ольги; Слуды от Игоря, племянника Игоря; Улеб от Володислава; Каницар от Предславы и т.д."
Из него выясняется, что Святослав, сын Игоря уже к 930 году, к моменту написания этого документа, уже существовал. Также выясняется, что у князя Игоря был племянник, которого тоже звали Игорь. Судя по тому, что у Игоря не было родных братьев, только двоюродный брат Олег, то получается, что этот Игорь был сыном Олега, который, похоже, так и не стал Киевским князем, очевидно, рано умер.
Следующий абзац договора, говорящий о заключении союза любви Игоря и его бояр с царями греческими, со всем боярством и со всеми людьми греческими на все годы, подтверждает крещение Игоря в 925 г., ибо там прямым текстом сказано:
"А кто с русской стороны замыслит разрушить эту любовь, то пусть те из них, которые приняли крещение, получат возмездие от Бога вседержителя, осуждение на погибель в загробной жизни, а те из них, которые не крещены, да не имеют помощи ни от Бога, ни от Перуна, да не защитятся они собственными щитами, и да погибнут они от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами во всю свою загробную жизнь."
Из этого отрывка видно, что, как и прежде, крещение не было обязательным для бояр (почему, собственно, и сам Игорь так долго был не крещен), но было обязательно для князя. Поскольку греки сами верили в возмездие Бога Вседержителя, то и подпись крещеного князя для них имела действительную силу. А за теми боярами, что оставались язычниками, приглядывать уже должен был крещеный князь, во исполнение своих обязательств, которому греки, как единоверцу доверяли, подписывая сей документ. Именно на единой вере основывался этот важный международный документ, поэтому крещение Игоря в 924 или 925 было обязательным условием развития отношения с греками.
Следующий пункт договора говорит об ужесточении "визового режима" для кораблей, прибывающих с обеих сторон, чего раньше не было.
"Раньше приносили послы золотые печати, а купцы серебряные; ныне же повелел князь ваш посылать грамоты к нам, царям; те послы и гости, которые будут посылаться ими, пусть приносят грамоту, так написав ее: послал столько-то кораблей, чтобы из этих грамот мы узнали, что пришли они с миром. Если же придут без грамоты и окажутся в руках наших, то мы будем содержать их под надзором, пока не возвестим князю вашему."
И далее:
"Да входят они в город через одни только ворота в сопровождении царева мужа без оружия, человек по пятьдесят, и торгуют сколько им нужно, и выходят назад; муж же наш царский да охраняет их, так что если кто из русских или греков сотворит неправо, то пусть рассудит то дело"
Также, в отличие от договора с Олегом, этот договор точно фиксировал цены на товары и на рабов.
В остальном же он полностью повторял, с небольшими уточнениями, договор греков с Олегом.
* * *
Подписанием этого договора завершается второй этап II ступени Акта Творения по аналогии со вторым днем сотворения мира, который можно озаглавить, как "Рождение".
10 СТУПЕНЬКА - с 8 октября 930 года по 2 марта 933-го - время рождения основной идеи данного акта творения, время обожествления, и возвеличивания земного статуса. Эта идея потом будет питать собой земные умы, при их формировании и одухотворении на данном акте творения.
С 10-ой ступеньки всегда начинается новый этап развития, который можно озаглавить, как "Становление", и "Повесть временных лет" так комментирует этот момент.
"Игорь же начал княжить в Киеве, мир имея ко всем странам. И пришла осень, и стал он замышлять пойти на древлян, желая взять с них еще больше дани."
Очевидно, здесь речь идет о том, что Игорь на 10-ой ступеньке замыслил полностью завладеть древлянской землей.
Такие мысли характерны для десятого этапа Акта Творения, в этот период всегда рождаются самые грандиозные планы.
11 СТУПЕНЬКА - со 2 марта 933 года по 26 июля 935-го - время появления неформального лидера, появление своего мировоззрения, своего уклада жизни, его внутренней духовной и идеологической подоплеки.
Следующий отрывок "Повести временных лет" рассказывает о втором этапе овладения Киевом древлянской землей, который имеет форму борьбы за неформальное лидерство, лидерства на уровне статуса.
Борьба за неформальное лидерство, "за место в рейтинге", как сказали бы сейчас, наиболее обостряется именно на 11-ом этапе Акта Творения. Вот и летописец начинает свой рассказ о завоевании древлянской земли с того, что дружинники князя Игоря почувствовали себя униженными, по сравнению с дружинниками воеводы князя.
В год 6453 (945). В тот год сказала дружина Игорю: "Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам...".
Далее следует рассказ о том, как Игорь с дружиной собрал дань с древлян, но ему этого показалось мало и он, отправив большую часть дружины с данью домой, с малой дружиной решил собрать сверх того. За это древляне его убили.
Наиболее подробные сведения о русах и устройстве их государства оставил в своём сочинении "Об управлении империей", написанном около 950 года, византийский император Константин Багрянородный.
"...Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь, их князья выходят со всеми россами из Киева и отправляются в полюдье, то есть круговой обход, а именно - в славянские земли древлян, дреговичей, кривичей, северян и остальных славян, платящих дань росам. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда растает лёд на Днепре, возвращаются в Киев, собирают и оснащают свои корабли и отправляются в Византию."
Из этого описания становится ясно, что подобный поход Игоря к древлянам за данью было для обеих сторон, и для Игоря с дружиной, и для древлян, обычной практикой.
Но закон 11-ой ступеньки совсем не предполагает какого-либо подчинения и соглашательства, напротив, это всегда период неповиновения, период взрыва устоявшихся порядков изнутри, попытка навязать всем собственное представление о миропорядке. Поэтому, надо полагать, древляне в ноябре 933 года отказались платить Игорю дань. Игорь попытался подчинить их силой своей немногочисленной дружины, но силы были не равны, поскольку основные силы Киевского княжества были не с Игорем, а с его воеводой Свенельдом. В результате этого короткого боя Игорь Был убит.
Невольно возникает вопрос: а на что, собственно, рассчитывали древляне, убивая Игоря, неужели они не подумали о возмездии, со стороны его жены Ольги?
Следующий абзац "Повести временных лет" объясняет их поступок тем, что они как раз и рассчитывали на то, что молодая вдова Ольга (ей в 933 году, судя по рождению Святослава, самое позднее в 930 году, должно было быть около 20-ти лет) примет их сторону, и выйдет замуж за их князя Мала, не особенно жалея утрату старого Игоря (ему в то время должно было быть около 60-ти лет). Таким образом, древляне сами рассчитывали подчинить себе Киевское княжество.
12 СТУПЕНЬКА - с 26 июля 935 года по 20 декабря 937-го - период структуризации, время переосмысления мироустройства на всех уровнях - на бытовом, идеологическом и духовном, и приведение его к объективному, с точки зрения данного плана рассудка, рационально-утилитарному пониманию. Время жертвоприношения I степени, когда приносится в жертву то, что не жалко.
Следующий отрывок "Повести временных лет" рассказывает о том, как княгиня Ольга расправилась с древлянами.
Причина же того, почему она так поступила, а не пошла на соглашение с древлянами, не вышла замуж за князя древлян Мала, раскрывается в первых строчках этого отрывка.
"Ольга же была в Киеве с сыном своим, ребенком Святославом, и кормилец его был Асмуд, а воевода Свенельд - отец Мстиши. Сказали же древляне: "Вот убили мы князя русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим"
То есть в этом вопросе Ольгу, в первую очередь, волновала безопасность ее сына - Святослава, которого древляне обязательно убили бы - "и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим" - как прямого наследника Игоря. Поэтому она не стал жертвовать собственным сыном, Святославом, а пожертвовала древлянами ради благополучия Киевской Руси.
Заканчивается этот эпизод словами:
"Начало княжения Святослава, сына Игорева"
Устранив угрозу наследнику Игоря, Святославу, Ольга провозгласила его полноправным Киевским князем (видимо к тому времени племянник Игоря уже почил). Правда, Святославу в ту пору было около семи лет, поэтому за него Киевом правила его мать, Ольга.