Аннотация: История деревни, официально влившейся в г.Орел еще в 1957г., но до сих пор так и не ставшей его полноценной частью.
Остров Лужки.
Этот небольшой микрорайон хорошо знаком большинству орловчан. Но мало кто задумывается, что именно Лужки воплощают в себе странности местной географии. Город Лужки или пригород - трудно сказать даже его постоянным жителям. За Лужками, успевшими побывать и деревней, и частью пригородной слободы, закрепилась репутация оторванного от "орловского архипелага" острова, замкнутого на себе анклава. Даже в наши дни Лужки связывает с городом тонкая нить вечно загруженной Городской улицы, переходящей в пыльный Лужковский мост и улицу Поселковую. Стоит только ее прервать - путь до Лужков становится испытанием; ведь дорога эта почти безальтернативна. Прежний, исторический путь - в объезд по частному сектору бывшей Черкасской, Пятницкой слобод, и деревни Половец - запутан и извилист.
Изначально Лужками называли небольшую пригородную деревню на правом берегу Оки. Первое упоминание о ней относится в середине XIX века, но очевидно, поселение в этих местах существовало и раньше, в составе большой Пятницкой слободы. Слободу заселяли свободные люди - однодворцы, составляющие особую "касту" в России XVI-XVIII веков. Позднее однодворцы стали государственными крестьянами, но сохранили относительную для людей своего сословия свободу. В XVIII-XIX веках большинство жителей Лужков, занимались выработкой известняка в пещерах на берегу Оки, вели подсобное хозяйство или нанималась на работу в город. О том, что Лужки издавна были тесно связаны с Орлом, и особенно с близлежащими слободами (Черкасской, Стрелецкой и Покровской), свидетельствует тот факт, что их население было приписано к приходу орловской Преображенской церкви (стояла близ современного ЦУМа, разрушена в 1965 году), а умерших хоронили преимущественно на городском Крестительскоем кладбище.
После 1917 года в Лужки хлынули нескончаемые потоки выходцев из села. Облюбовали эти места и военные. В 1922-39 годы на безлесных лугах, возле нынешних Половца и Лужков, располагался летний лагерь 6-й Орловской дивизии. Был там и учебный полигон, о чем напоминает улица Полигонная (с 1955 по 1968 годы - 1-я Полигонная). Деревня стремительно превращалась в типичный рабочий пригород, жители которого в большинстве своем трудились на предприятиях Орла. Но несмотря на все это, очень долго Лужки обходили стороной все блага цивилизации - электричество, водоснабжение, мосты, дороги... До середины XX века жителям по-старинке приходилось жечь керосиновые лампы и ходить по воду к Оке. Не было в Лужках и школы: до 1946 года местная детвора ходила в городские школы, добираясь туда пешком, через Половец. Когда же, наконец, в Лужках построили школьное здание, выяснилось, что его нечем отапливать. Учителя объявили дежурства и зимой школьники везли с собой на занятия на санках вязанки хвороста, поленья дров и мешки, набитые подсолнечной шелухой с маслобойного завода у Кромской платформы.
Сейчас уже забылось, что первый мост через Оку, соединивший Лужки с Орлом - был временный, понтонный и каждое сильное половодье сносило его. Поэтому прийти в Лужки поздней зимой и ранней весной было затруднительно. Жители Лужков вынуждены были обзаводиться собственной лодкой или идти пешком через Пятницкую слободу и Половец. Но и эта дорога таила опасность; как раз в весеннюю распутицу талые воды превращали узенькие ручьи Половецкого оврага в мутное холодное море. Неопасные на первый взгляд промоины и озерца, чуть прикрытые тонкой ледяной коркой, коварно поджидали пешеходов. Да и без половодья пройти в Лужки понтонным мостом решался не всякий, уж больно он казался хлипким, ненадёжным.
Присоединили Лужки к Орлу в 1957 году специальным указом Президиума Верховного Совета. С этого момента ведется уже их городская история - с многоэтажными домами, крупными предприятиями, автобусами 9 и 16 маршрута, садоводческим товариществом и популярными местами отдыха... Казалось, что темнота, бездорожье и ледяные ловушки - давно в прошлом, что Лужки быстро станут полноценной частью Орла, стоит лишь расширить Городскую улицу, модернизировать Лужковский мост и обустроить дорогу из Пятницкой слободы. Но если бы эту острую проблему благополучно разрешили полвека назад, мне было б незачем о ней даже вспоминать. Увы, и по сей день лужковцам приходится ехать по запруженному пробками мосту в редких, набитых битком маршрутках. А ведь все могло быть иначе: ветераны орловского транспорта рассказывали, что еще в 1970-е годы собирались удлинить линию трамвая No4 с 1-й Курской улицы через Пятницкую слободу и Половец - до железнодорожной станции Лужки-Орловские. И в самом деле, к этому времени Лужки обрастают промышленными объектами, под которые создается железнодорожная инфраструктура. Строится новая ветка Орёл-Михайловский рудник, проходящая через Лужки. Скромная станция Лужки-Орловские становится одновременно и товарной и дополнительным пассажирским вокзалом. Недавняя пригородная деревня превратилась в важный транспортный узел. Планы намечались действительно грандиозные, поэтому лужковский трамвай (и даже троллейбус) не казались фантастикой. Но, как это часто бывает, все благие начинания так осталось на бумаге. Не стал спасением для Лужков еще один мост через Оку на Ботанике. Им пользуются в основном местные дачники и любители пляжного отдыха на озере Светлая Жизнь.
В 1990-е пустующие участки бывших предприятий щедро отдавались под новое индивидуальное строительство. Осваивались и самые дальние территории Лужков, но про инфраструктуру власти опять "запамятовали". Растущий микрорайон продолжал оставаться "островом" отрезанным от орловского "материка", без нормальных дорог, собственной поликлиники, мест для проведения досуга... Разумеется, сейчас жителям Лужков не нужно держать в прихожей лодку-плоскодонку или коротать вечера под тусклым светом керосиновых ламп. За последние годы тут появились новые жилые кварталы; действуют современные предприятия по производству керамической плитки и прохладительных напитков. Железнодорожной станции Лужкам-Орловским уже давно тесно в тупике между домами и торговыми павильонами. Кажется, будто товарные составы несутся прямо на проезжую часть улицы 6-й Орловской дивизии. Но в то же время в двух шагах от типичных городских многоэтажек, как и сотни лет назад простираются бескрайние луга заросшие пижмой и полевой клубникой. И даже в XXI веке из-за нерешенных транспортных проблем этот микрорайон продолжает оставаться "островом Лужки", а его жители чувствуют себя ущемленными "островитянами"...