Если мы посмотрим на то, что читают россияне то нужно отметить, что очень большой популярностью пользуются исторические детективы. Их великое множество. Почему так происходит? Ответ, на мой взгляд, очевиден. Налицо кризис современного российского детектива. В чем причина кризиса? В том, что российская детективная литература не смогла на сегодняшний день дать читателям новых героев в роли сыщиков, которые бы отвечали на современные вызовы и которым наш читатель бы стал сопереживать. К примеру. Эраст Петрович Фандорин, сыщик из произведений Бориса Акунина. Он бесспорно способен защитить вас от любого зла, но нам к нему за защитой нужно переноситься в 19 или начало 20 века. И мы туда с радостью мысленно и отправляемся, потому что основной целью любого детектива является торжество справедливости. Разум побеждает зло - вот девиз детектива. И если мы можем поверить в существование сыщика добившегося своим разумом справедливости в 19 веке, то сегодня с верой в сыщиков, добивающихся торжества справедливости у нас как-то стало совсем плохо.
Кризис современного отечественного детективного жанра тем более странен, что в России детектив можно писать с истории любого мало-мальски известного почившего в бозе человека. То знаменитый сатирик умер, а родственники делят наследство, то певица, то киноактёр странным образом ушли из жизни. То якобы совершенно случайно российский богач с 21 этажа выпал, то другой богач в бассейне утонул. А еще один миллиардер застрелился, словно несчастный влюбленный юноша. А еще один миллиардер отравился в самолёте. Странных смертей богатых людей более чем достаточно в наши дни. Пиши - не хочу. К примеру, история гибели скандально известного миллиардера Пригожина. Чем не тема для детектива? Давайте посмотрим на эту историю, как на возможный сюжет для детективного романа. И так, что мы имеем?
В Тверской области вечером 23 августа 2023 года потерпел крушение самолет Embraer Legacy 600 с бортовым номером RA-02795. По данным Росавиации, в числе пассажиров был и Евгений Пригожин. Рассматриваются несколько версий произошедшего, в том числе ошибка пилотов, неисправность самолета, ПВО и теракт. Жертвы этого политического убийства и пассажиры Embraer Legacy 600 с бортовым номером RA-02795: Евгений Пригожин. Олигарх, хорошо знаком с президентом В.В. Путиным, медийное лицо ЧВК "Вагнер". Дмитрий Уткин - основатель и командир ЧВК "Вагнер". Ранее служил офицером спецназа ГРУ, имел звание подполковника. Валерий Чекалов - заместитель Пригожина в ЧВК "Вагнер". Евгений Макарян - боец ЧВК "Вагнер", охранник Пригожина. Сергей Пропустин - боец ЧВК "Вагнер", охранник Пригожина. Александр Тотмин - боец ЧВК "Вагнер", охранник Пригожина. Николай Матусеев - боец ЧВК "Вагнер", бывший боец штурмового подразделения, воевавшего в Сирии. Экипаж: Алексей Левшин - командир воздушного судна. Рустам Каримов - второй пилот. Кристина Распопова - бортпроводница.
На сегодняшний день выдвигаются три основные версии.
1. Самолет Пригожина уничтожили спецслужбы РФ.
2. Самолет Пригожина уничтожили конкуренты из высшей элиты, поставив президента перед фактом.
3. Самолет Пригожина уничтожили представители иностранной агентуры.
Предположений о том, что самолет мог разбиться из-за ошибки пилота или из-за технических неисправностей самолета почти никто не высказывает из экспертов. Пилоты были опытные, а самолет, бразильский бизнес-джет отвечает всем современным требованиям бизнес авиации. Основные преимущества самолета бизнес авиации - Legacy 600 это: дальность полета, высокая степень безопасности, просторный и комфортабельный пассажирский салон. Благодаря использованию композитных материалов, делающих конструкцию самолета более легкой и прочной, авиаконструкторам удалось добиться существенной экономии топлива при повышении надежности и летных характеристик.
Теперь посмотрим на то, что пишут о том, как был устроен взрыв на борту самолета. Самые популярные версии - взрыв на борту самолета и обстрел зенитной ракетой с земли. Каждая из них имеет свои аргументы за и против. Главным аргументом в пользу этих версий является тот факт, что бизнес-джет, очевидно, стал разваливаться в воздухе - некоторые его фрагменты были обнаружены далеко от фюзеляжа. Однако однозначного ответа на вопрос, что произошло с самолетом Пригожина, пока никто не дал.
На мой взгляд, писателя и автора детективов, в этой истории с гибелью Пригожина существуют три странности. Первая. Всё руководство ЧВК плюс охранники, которые знали всё о передвижениях и встречах Пригожина в последние дни перед катастрофой сели в один самолет, что является нарушением правил безопасности. Вторая странность - это отключение телефонов охранников перед взлетом. Раньше якобы охранники никогда телефоны не отключали в полетах с Пригожиным. Третья странность - это как послали сигнал активировать мину на борту? Ведь на высоте около 9 тысяч метров связь практически не работает. Мина же теперь вроде бы считается основной версией, так как использование ПВО поставлено под сомнение из-за технических проблем.
Подведем небольшие итоги. Все что нужно для создания крутого современного детектива в истории гибели Пригожина имеется. Так что можно начинать детективный роман об элитах РФ.
Итак, миллиардер Павел Жогин, владелец наемный армии, погибает в самолете. Власти делают все, чтобы не допустить никакой утечки информации об этом деле. Убирают дерн в окружности пары верст вокруг места падения самолета. Засекречивают всю информации. К расследованию не допускают МАК и производителя самолета и т.д. и т.п. И это все описание можно растянуть страниц на сорок. Дальше нам нужен герой романа. Нам нужен сыщик. К счастью у нас тут есть явный кандидат в сыщики. Прокурор, брат бортпроводницы. Назовем его Роман Протопопов. Вот он берет отпуск и приезжает в Москву и начинает собственное расследование.
Понятное дело, что Роман в ходе своего расследования сталкивается с целой кучей проблем. Его пытаются поставить под контроль спецслужбы и за ним начинают охотиться наемники. Но Роман все время уходит из ловушек. И продолжает свое расследование. Тут ему помогает старый военный прокурор, который служил еще при Сталине и до того, как стать прокурором был сотрудником ГРУ. Сначала сыщик пытается попасть в часть ПВО. Благодаря помощи коллег старого военного прокурора ему все же удается проникнуть туда. В части Роман окончательно убеждается в том, что вариант использования ПВО нужно исключить. Потом постепенно Роман понимает, что хоть, безусловно, есть способы инициации взрывного устройства заложенного в самолет совершенные в техническом отношении, и мину можно было активировать в самолете находящемся на высоте 9 тысяч метров, но основная проблема применения мины в том, что Жогин мог не сесть на рейс. Взрывать без него самолет, смысла не было. А не взрывать, так потом при осмотре мина была бы обнаружена. В любом случае мину нужно было поставить незадолго до вылета. То есть использовать мину, причем не заморачиваясь на особо совершенные способы инициации взрыва на борту самолета, могли только те люди, которые знали точно, что именно этот самолет с Жогиным поднимется в небо, и знали, во сколько это произойдет. Таких людей у нас немного. Даже очень немного. Фактически это один человек. Сам Жогин. И теперь главный подозреваемый для Романа это сам миллиардер и его компаньон. Если убрать их из списка, то останется одна лишь обслуга, которая занималась обеспечением передвижения Жогина и Гусева. То есть исчезли те люди, которые знали, где был в последнее время миллиардер и с кем встречался. Теперь оба персонажа могут спокойно исчезнуть с радаров на продолжительное время. Но как они сами могли спастись?
Далее в ходе расследования сыщик понимает, что Жогин и его правая рука Гусев все же на самолет сели, это засекли камеры наружного наблюдения. Там они забрали телефоны у охранников, и через некоторое время покинули борт, а перед выходом с него поставили мину в хвостовом отсеке. Чай Гусеву героя не за исполнение комических куплетов дали, так что должен был справиться с быстрой установкой мины. Камеры слежения аэропорта зафиксировали момент их посадки в самолет, а вот проследить за самолетом весь период времени до его взлета они могли и не смочь. Мог самолет приостановиться в каком-то месте, являющимся мертвым пятном для камер и Жогин с Гусевым в это время могли покинуть борт самолета. И поняв это, Протопопов ищет, куда могли деться миллиардер и его компаньон в аэропорту, если они покинули самолет. Постепенно сыщик смог найти следы, оставленные миллиардером и его компаньоном в аэропорту.
Но как тогда появились трупы миллиардера и его компаньона возле потерпевшего крушение самолета? Протопопов никак не может это понять. Тогда старый прокурор рассказывает Роману о том, что зная маршрут самолета и время взрыва можно с определенной точностью определить место предполагаемого его падения. В практике старика во время работы на ГРУ такие операции проводились. В самолет закладывалась мина, и он падал в определенном заранее месте, и боевики успевали или забрать из него нечто ценное до приезда представителей властей или же наоборот подложить нечто ценное. Узнав об этом у старика, Роман Протопопов продолжает свои поиски. Он раскапывает могилу недавно умершего родственника Жогина и убеждается в том, что она пуста. Потом сыщик находит одного из боевиков, которые привезли два недостающих трупа к месту крушения самолета и подбросили их в огонь. Боевик сам чудом выжил после того, что сделал, за ним идет постоянная охота. С собранными материалами Роман Протопопов идет на прием к генеральному прокурору. Генпрокурор внимательно читает материалы, а потом приказывает сыщику возвращаться в провинцию. В провинции все, так же как и было прежде. А потом приходит приказ перевести Романа в Москву в распоряжение СК.
По-моему получился бы неплохой детектив. Но в нынешних условиях никто, и я в том числе, тратить свое время на написание такого детектива не станет. Лучше и интересней продолжать писать о делах старины глубокой. И главная проблема тут в том, что никто не заплатит за такую работу. Потому что никому это не нужно.