Меннибаев Маис Харисович : другие произведения.

Ломаты

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.59*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Наличие свободного времени и возможностей побудили меня взяться за изучение истории села Ломаты и родословной семьи. Все что пока удалось мне добыть, будет здесь изложено.


Детям, внукам, правнукам
и всем интересующимся родословной своим родственникам на п
амять.

ЛОМАТЫ

ВВЕДЕНИЕ

   С годами интеллектуал невольно начинает интересоваться историей: мировой, религиозной, своей страны, своего города или села, родословной. Не миновала "чаша сия" и меня.
   Кто мы? Булгары, буртасы, татары? Кто такие татары? Притеснители Руси или его благодетели? Когда и как принимали христианство на Руси и ислам в Волжской Булгарии? Кто правители Булгарии и Руси? Синхронологическая таблица правления монархов, исторических событий, научных открытий жизни известных личностей и т.д.
   1992 году начал издаваться журнал "Мирас" ("Наследие"). Почти в каждом номере печатались истории того или иного села, родословные известных личностей, неизвестные страницы истории Волжской Булгарии и Казанского Ханства. Наличие свободного времени и возможностей побудили меня взяться за изучение истории села Ломаты и родословной семьи. Все что пока удалось мне добыть, будет здесь изложено.
   Поиски продолжатся. Алла бирс? (бог даст), г?мер булса, возможно будет и второе издание. Дополненное и исправленное. И так в путь!

* * *

   Село Ломаты, малая родина семьи Меннибаевых, находится в Дубенском районе, на северо-востоке Мордовии в приграничье с Ульяновской областью. Село расположено по обоим берегам речки Ломатка, при впадении ее в более водную реку Штырма, которая в свою очередь впдает в реку Сура около села Стрельники Корсунского района Ульяновской области.
   Есть водопровод, электричество, газ. Добротные дома, часть улиц даже асфальтирована. Есть сельский Совет, средняя школа, дом культуры, медпункт. В общем обычный для Российского Запада XXI века населенный пункт.
   Село Ломаты привлекает внимание, как своим названием, так и тем, что в бывшем Ардатовском уезде Мордовии, единственное село с татарским населением, как впрочем и в настоящее время.
   Самые ближайшие к Ломатам татарские селения расположены в Корсунском районе Ульяновской области на правом берегу реки Сура. Более отдаленные татарские села расположены в западных районах Мордовии, Горьковской области, еще далее -- в Пензенской и Саратовской областях.
   Ломатские татары отличаются от них своим говором и отсутствием с ними родственных связей.
  
   В энциклопедическом справочнике "Все о Мордовии" изданном в Саранске в 1997 году о Ломатах сказано: село Ломаты родина И.А.Аширова - кандидата философских наук и Р.З.Аширова - министра здравоохранения Республики Мордовия. И все.
   Из историко-экономического справочника "Города и села Мордовии" узнаем, что село Ломаты основано в XVII веке, а Мачказерские Выселки основаны в 1926 году переселенцами из с.Ломаты. Весьма скудная информация. Не удалось найти сколько-нибудь существенную информацию и от современных жителей села.
  
      -- НАЗВАНИЕ СЕЛА.
   В детстве слышал от стариков легенду о происхождении названия села Ломаты. Дескать, ехали переселенцы куда-то, и на этом месте у них сломалась телега. Татары стали спрашивать помощи в соседних деревнях мол, ломат, арба ломат, помогите. Конечно, никто татар не понял и помощи не оказал, но слово Ломат запомнили и закрепили за селом, вынужденных остаться здесь татар. На первый взгляд здесь есть реальная основа.
   Русская колонизация "дикой степи" началось уже с XV века с усиления централизации Московского государства, а к началу XVII века среднее Поволжье уже считалось территорией Российского государства.
   В связи с засухами 1601 - 1603 годов, а так же спасаясь от жестокой эксплуатации своих помещиков в "дикую степь" бежали крестьяне из центральных районов России. Из истории мы помним, как Российские власти боролись с беженцами, разыскивали их и возвращали старым хозяевам.
   Правительство продолжала раздавать новоприсоединенные земли в собственность боярам, монастырям, заслуженным служивым людям и т.д. Таким образом, к середине ХУП века земли Нижегородских, Мордовских краев вплоть до будущей Самары были достаточно заселены.
   Есть и такая версия: на мордовском мокшанском языке "ломать" означает человек, люди. В километре от Неклюдова вверх по Штырме. на его высоком левом берегу когда-то была деревня. Люди ушли, а места захоронений "МАЗАРКИ" остались. Потом "мазарки" распахали, остались они только в памяти народной. Может деревня эта была мокшанской или буртасов. Но они жили на реке Штырма, а вновь объявившиеся татары у слияния Ломатки в Штырму. Были просто "люди" - ломаты, а река соответственно стала Ломаткою, т.е. река на которой живут люди. И это тоже возможная версия.
   Вот и Дубенки же стали пристанищем беглых крестьян Нижегородской губернии "на нагайской пуще" в одном из 3-х покинутых буртасских деревень.
   Свою версию названию Ломаты дают авторы справочника "Города и села Мордовии"-... Название- термин, характеристика: в говорах Поволжия ЛОМ пойменный луг с кочкарником, покрытым мелким лесом. Лом употребляется и в мордовском языке в значении пойма.
   Упоминаются Ломаты и в книге Льва Сазонова "Родное слово на карте".
   ...-"лемзерке, лем-чувта, лемзерина - черемуха. В родственных языках коми "льем", удмурдском "льомну", марийском "ломба", манси "лам", мокшанском "лайме". В мордовском встречается в топонимах: Лом-урч-лей, Ломаты, Кузлома и т. д.
   Но вот ломатцы - кто они: беглые крестьяне, переселенцы или служилые люди. Если беглые, то откуда, если переселенцы - то чьи? Сколько их было изначально и когда это было? Легенда о сломанной телеге не выдерживает критики. Все соседние поселения происходили позже. Например Дубенки в 1668 года, Кочкурово 1696 года, Неклюдово ломатцы называют "новое село". А Голодяевка (Чкалово), Соловьевка, Пашевка эти вообще поздние владельческие переселенцы. Ломатцы заселились здесь значительно раньше остальных, к их приходу на всем протяжении реки Ломатки поселений не было. Так что ломатцам не у кого было спрашивать помощи.
  
   Наиболее вероятное происхождение Ломат, связано с появлением в этих краях "засечной черты". Слабые сторожевые посты на линии Алатырь - Курмыш - Арзамас не могли стать серьезной защитой Новгородской земли от постоянных, непредвиденных набегов степняков. Для усиления охраны своей восточной границы Московское правительство начало возводить укрепленную черту в районе Средней Волги.
   В 1647 году царский воевода Богдан Хитрово начал строить Корсунскую засечную черту, состоящую из земляного вала, засек и крепостец, расположенных друг от друга на определенном расстоянии. Строятся города Корсун, Инсар, Симбирск. Одновременно с проведением Корсунской засечной линии было начато, на основании указа царя Алексея Михайловича от 10 февраля 1648 года строительство "Симбирской черты", шедшей на Тагай - Корсун - Сурск - Саранск - Инсар - Нижний и Верхний Ломов, от которых началась линия укреплений на Томбов и далее до Воронежского уезда. Строительство этой черты продолжалось в течении 1648 - 1654 годов. Часть его от Симбирска до Уреня называлось "Симбирскою", а от Уреня до Суры - "Корсунскою"; за Сурой, черты носили название Саранской, Инсарской, Потишской и прочие. Укрепление этой линии продолжалось и при воеводстве в Симбирской губернии Ивана Дашкова в 60-х годах ХУП века. Сохранились интересные материалы по строительству этой черты.
   А.Н.Зерцалов собрал и опубликовал письма, приказы, грамоты и др. материалы, относящиеся к Симбирской губернии XVII - XVIII веков. В его сборнике есть Указ от "царя и великого князя Алексея Михайловича всея России на Курмыш Воеводе нашему Сергею Ивановичу Чеглакову"... В указе говориться, что на реке Барыш в 1647 году "для бережения от татарских приходов" поставлен город Корсунь и "учинил новую Корсунскую засеку на пятидесяти на трех верстах". По засеке должны были устроены "два города да четыре острога жилые", а служилых людей в тех в новых городах и в острогах велено устроить на вечное житье 2600 человек". Служилых людей набирать предписывалось с Курмышеского уезда, где по перепеси арзамазца Семена Анненкова объявилось в Курмышевском уезде "неписменных людей", "курмышевских татар, детей их и братии и племянников, и захребетников, бобылей, третчиков и половинщиков всего 435 человек".
   Засека Симбирск - Корсунь - Саранск - Инсар строилась шириной "от сорока до 80 сажень". Деревья подрубали на высоте человеческого роста и не отделяя от пня, валили в сторону неприятеля. Эти лесные участки считались заповедными, в них запрещалось рубить лес, прокладывать новые дороги и тропы, заниматься охотой, сбором грибов и ягод, заниматься бортничеством. Население могло проходить через засеки только в определенных местах - засечных воротах. По другому указу "Государеву Цареву и Великого князя Алексея Михайловича" было велено стольнику и воеводе Богдану Хитрово "для того засечного дела взять с помещиковых и с вотчинниковых с сел и с деревень и с починков, которыя земли напередь сего были Курмышеского уезда, а ныне преписаны к Нижегородскому уезду, с крестьянских и с бобыльских дворов деловцов подымных людей... с 5-ти дворов по человеку с топоры и с киркою, и с заступами и с лопаты, а также по лошади с телегой и упряжью".
   Хотя все строилось исключительно вручную, видимо, строили основательно. Исторический обозреватель Симбирской губернии в XIX веке пишет... "Остатки ея еще и ныне довольно значительны, хотя вал и ров остаются без исправлений уже 150 лет. Прежние укрепленные остроги существуют теперь под именем пригородов и сел: Юшанск, Тагай, Корсун, Малый Корсун, Аргаш, Сурский Острог, и др. В этих местах помещался гарнизон, состоящий из стрельцов и казаков; кроме того, служилые люди поселены были вблизи "черты" в разных слободах, большая часть которых, как села и деревни, остались на своих местах до настоящего времени".
   В примечаниях поясняются:
   Засека - лес, поваленный вершинами в сторону противника.
   Острог - поселение, огороженное остро отточенными бревнами.
   Служилые люди - общее название лиц, состоящих на службе государства в XI - XVII веках. Большинству служилых людей за заслуги в несении службы выделялись земельные наделы.
   Все эти поселения - города, пригороды, крепостцы, остроги и т.п. строились в тылу, за чертой, а в самой черте делались "ломатки". Вперед выдвигался дозорный пункт, который при обнаружении противника быстро перебегал за черту, и засека закрывалась.
   В.И.Даль в словаре живого великорусского языка поясняет:
   Ломовое (с ударением на последнем "о") - ср. поперечное, в противоположность к становому.
   Тактика выдвижения вперед сторожевых постов применялось по всей линии. Особенно много их в нижегородском крае, где наиболее часто происходили набеги степняков. Об этом же говорят сохранившиеся и поныне названия - Ломы, Ломский, Ломское, Ломовка, Ломино, Ломакино и т.д.
   Село Ломаты тоже должно быть из этого разряда, изначально как дозорный пункт на черте Симбирск - Саранск. Засека проходила, видимо, в районе современного села Шейн - Майдан. Здесь берет начало река Ломатка, которая являлось удобным проходом в засеке. Если в будущих Ломатах располагался дозорный пункт, то острогом в тылу черты вероятнее всего было Атяшево. Только не надо путать село Атяшево с рабочим поселком, который образовался только при постройке железной дороги Москва - Казань, сданной в эксплуатацию в 1896 году.
   В пользу такой версии говорит и факт устойчивой связи Ломат с Атяшевым по сей день. Между этими селами сначала была проселочная дорога, затем стала шоссейная, и до последнего времени каждый из ломатцев, прибывающий поездом или на "перекладных" имеет в Атяшеве "квартиру" для ночевки и отдыха.
   В 1708 году Петр I ликвидировал систему сторожевых постов в пользу регулярной армии. Засечные черты потеряли свое оборонное значение. Заповедные до сих пор земли передаются в собственность "знатным" людям. Один из потомков сподвижника Петра I Шеина Алексея Семеновича получил во владение участок заповедной земли у села Атяшево и основал здесь село Шеин-Майдан для производства поташа. Богатые лесом, водой и дешевой рабочей силой мордовские края стали удобным местом для развития бутного производства (производства смолы, дегтя, поташа, селитры). Майданом обычно назывались места производства поташа, а остатки бутного производства назывались гартом. Около наших Ломат есть села Сосновый Гарт, Соколов Гарт.
   Теперь понятно. Дозорный пункт располагался на голом холме, защищенном с юго-запада слиянием рек Ломатка и Штырма, с юго-востока широким оврагом, спускающимся к реке Ломатке. Жизнеобеспечение осуществляется в деревеньке Ломаты в одном километре от поста вверх по реке. Да и сам пост стоит в одном конском переходе от засечной черты. Понятна и схема. С обнаружением противника пост дает сигнал деревне, и в короткий срок собравшись все скачут к черте.
   Из имеющихся сведений можно предположить, что строительство Ломат, как села, началось не ранее 1685 года. В связи с завершением строительства (1683-84 гг) Сызраньской засечной черты, Симбирская черта теряет свое оборонное значение, а сторожевые посты и военные поселения превращаются в земледельческие хозяйства.
   Первые печатные упоминания о Ломатах может быть в Ревизской Сказке, проведенной при жизни Петра I в 1719 году. Материалы этой Ревизской Сказки находятся в Москве в Архиве Древних актов (ЦГАДА).
  
      -- РАЗВИТИЕ СЕЛА ЛОМАТЫ.
   В связи с распадом единой, сильной Ногайской Орды в конце XVII века и усилением Московского государства, опасность на юго-восточных границах ослабла. Необходимость в сторожевых постах, как таковых, тоже отпала. Засечная линия потеряла свою значимость, и к 1708 году ликвидировалась, а с созданием постоянной регулярной армии отпало и понятие служилые люди.
   В армии создавались рейтерские (кавалерийские) полки, а из поселений бывших служилых татар ежегодно набирались рекруты по одному из 50-ти дворов.
   Так по "ревизской сказке" 1850 года из села Ломаты сданы в рекруты в 1841г. Рахметулла сын Ханимурзы Кадерметова и Мустафа сын Надея Юсюпова, а в 1848г. Миннибай сын Тулубая Бикбаева.
   Большинство освобожденных от воинских повинностей служилых татар Нижегородского края становятся "лошманами", т.е. заготовителями леса для строительства судов. Ломатские татары переводятся в разряд посошных государственных крестьян удельного ведомства.
   Удобное место для ведения наблюдений, которое раньше использовалось на засечной черте, теперь становится местом постоянного поселения.
   По сложившейся тогда практике дозором командовал служилый татарский мурза. Он и стал первым зачинателем села. Дома ставились вдоль наезженной тропы огородами к реке Ломатке. После застройки до брода через реку, стали застраивать верхнюю сторону улицы.
   Прибывшая новая партия татар стала селиться на пути в направлении к Корсуни. Селение получает название "Т?б?к", что по-татарски означает отдельное поселение (район, край, сторона, участок, местность).
   Прежнее поселение получает название "Морза очы", т.е. конец где живет мурза.
   Правый берег Ломатки начал застраивать Аблай (может быть тоже мурза) и улица получает название "Аблаевка". Об основателе этой улицы у нас сведений нет. Но в истории известен Казахский хан Аблай (умер в 1781 году), и сохранились записки капитана стрелецких войск г.Лилигрейна о поездке к хану Аблаю с посольскими целями в 1779 году. Аблай в 1740 году принял русское подданство и способствовал развитию торговли с Россией.
   Улица Аблаевка довольно быстро застраивается и соединяется с сельцом Ломаты на реке Ломатка, т.е. с первоначальным поселением, и этот конец получает название "Чыкыр очы" (Овражный конец).
   В списках населенных мест Симбирской губернии за 1863 год "Ломаты при речке Ломатке" значатся, а за 1870 год уже нет. Кстати, при образовании поселенческих деревень Пашевка, Соловьевка, Неклюдово за первоначальный ориентир бралась именно деревня Ломаты.
   Поселок "Мачказерские выселки" вероятно организовали вернувшиеся с войны 1812 года казаки, получившие новые земельные наделы. Село перестало существовать в 80-х годах ХХ-ого столетия как неперспективное.
   Постепенно, разбогатевшие на коновальстве мужики, основали улицу "Симпалат", т.е. видимо - "семьпалат", семь добротных домов (палат). Эта улица, разрастаясь, выходит за реку Штырма, как отдельный поселок.
   Последним застраивается конец улицы "Зур урам" на дороге к с.Дубенки и получает название "Капказ очы", вероятно намекая на Кавказские горы.
   В годы НЭПа в советское время в центре села появляются базар и улица "Сы?ар канат", что означает "односторонняя улица". Тут же и сельский совет, и правление колхоза.
   Есть статистические данные роста числа дворов по годам. Так в 1850 году в Ломатах было 96 дворов; 1868 г. - 195; 1880 г. - 219; 1897 г. - 271. По переписи 1910-11 гг. - 366; 1913 г. - 389; 1924 г. - 420. В 1927 году в Ломатах было 495 дворов с числом жителей 2408 человек, в том числе мужчин 1094, женщин 1314 человек.
   Основное занятие Ломатских татар было пашенное земледелие. В 1911 году из 366 крестьянских хозяйств 342 имели землю надельную и купчую, а 24 ничего не имели. 139 хозяйств не имели лошадей, 107 не имели коров, а 88 дворов (24% - одна четверть села) не имели ни коров, ни лошадей. Всего 62 хозяйства имели по 2 лошади, три двора по 3 и более, т.е. по-настоящему богатых в селе не было. Лошади в основном все были рабочие. По размерам посевных площадей составляли: мелких (до 4-х десятин) - 158 хозяйств; средних (от 4-х до 10-ти десятин) - 142; крупных (свыше 10-ти десятин) - 12 хозяйств.
   Сеяли рожь, пшеницу, овес, гречиху, коноплю и небольшое количество других культур. Средняя урожайность с десятины составляла: рожь - 7,5 центнеров, овес - 7 центнеров или по тогдашнему "сам четыре". Низкая урожайность культур объясняется крайне низким состоянием сельскохозяйственной техники и примитивными методами обработки почвы.
   Главным пахотным орудием была соха, лишь 33 хозяйства имели по одному плугу. На все село была одна молотилка. Сеяли из лукошка вручную, заделывали семена деревянными боронами, жали вручную серпами, молотили хлеб на токах цепами.
   Садоводством в селе совсем не занимались. Под огороды выделялся клочок земли за скотным двором. Сеяли лук, репу, морковь, тыкву, табак. Огурцы, помидоры появились только в Советское время.
   Пчеловодство тоже было в зачаточном состоянии. В 1913 году пчел держали в 7-ми хозяйствах, в которых насчитывалось всего 18 ульев.
   Подсобными промыслами Ломатцы никогда не занимались. В селе даже перед революцией была лишь одна кузница для подковки лошадей и ремонта сельхозинвентаря и несколько торговых заведений.
   Для обеспечения прожиточного минимума и уплаты податей практически все взрослое трудоспособное мужское население (438 из 456) после окончания полевых работ уходили коновальствовать. Работали в основном в Симбирской, Нижегородской и Самарской губерниях.
  
      -- О НАСЕЛЕНИИ СЕЛА.
   Теперь кто же эти ломатцы и откуда они пришли?
   Это были служилые татары Нижегородского края. Косвенное доказательство этого находим в книге А.Н.Зерцалова "Материалы по истории Симбирского края XVII - XVIII веков" и в книге С.Б.Сентюкина "История татар Нижегородского края с XVI по XX веков".
   В исторических материалах много подробных сведений о выходцах служилых татар из Золотой Орды к князьям Московской Руси. Эти честные, мужественные люди, "кадровые" военные использовались как в междоусобных разборках русских князей, так и при внешних войнах. Активно использовались они и при защите южных границ Московского государства, в частности Нижегородского края.
   Из книги Сентюкина - "Вначале они сторожили полевые дороги и лесные засеки к югу от Арзамаса. Думается, что службу они несли исправно и четко: после 1571 года степняки так и не решились вторгнуться в Арзамасский уезд с юга через полевые дороги или лесные проходы. Служилые татары воевали в Ливонской Компании в 1579 году, удачно дрались в 1593 - 1594 годах против ногайских и азовских степняков, вторгшихся в Алатырьский уезд, за что были пожалованы новыми землями".
   В справочнике "Города и села Мордовии" читаем: - "Село Енгалычево" основано в конце XVII века как "вотчина Яклыча Тоушева, служилого татарина на Корсунской засечной черте Российского государства". Село Енгалычево всего в 20-ти км от Ломат по дороге в Корсунь.
   В материалах А.Н.Зерцалова также есть выписка с Отдельных Книг о выделении сорока служивым татарам на владение земель и других угодий в Симбирском уезде. В выше названном Указе царя Алексея Михайловича воеводе Курмышеского уезда Чеглакову почти прямо указано на Ломатских татар:
   "Для бережения от татарских приходов учинены засечные крепости да подле тех же засечных крепостей по реке Барыш поставлен новый город Корсунь, да подле всех засечных крепостей поставлены города и остроги, а в тех городах и в острогах по нашему указу велено устроить в службу на вечное житье их курмышеских татар детей и братью и племянников и соседей и захребетников, потому что они в нашу службу поспели, а нашего денежного жалования для новых селидьбы велено иметь по шти (сто) рублев человеку, а дворовыми месты (местами) и огородами и пашею и сенными покосы и всякими угодьи велено их устроить в тех во всех городах и в острогах от засечных крепостей в ближних местах, а на пашню земли велено им дать по 15 и по 20 четьи в поле, а в дву потому же, смотря по людям, кому сколько мочно пахать".
  
   Если Ломаты - дозорный пункт при засеке, а Атяшево - острог при ней с населением служилых татар, то почему же в Атяшеве население русское? Потому что в острогах и крепостях заселялись и русские служилые - "боярские дети" и "инородцы" заслуживающие доверия, и в дальнейшем, в силу разных причин село обрусело.
   При строительстве засечные черты делились на множество звеньев, и почти каждое звено имело проходы в сторону "дикого поля", но не все они назывались "Ломатками". Потому, что не все они проходили по неизвестным речушкам, одни - хоть и по реке, но с названием, другие - недалеко от имеющихся поселений с именами. На картах Московской засечной черты, приведенной А.Яковлевым, некоторые проходы обозначены как "стежка", "прорухъ", а в дальнейшем поселения при них получали названия с корнем "лом".
   Все вышеизложенные факты из надежных источников, дают основания предполагать, что сельцо Ломаты на реке Ломатке был местом жительства семей дозорных, служивших на засечной черте. А Ломатские татары исходят от Нижегородских мишар, потомков населения Золотой Орды.
  
      -- ЖИЗНЬ СЕЛА ДО РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА.
   Территория современной Мордовии, при организации губерний императором Петром I, была отнесена к Нижегородской губернии, а при образовании Симбирской губернии в 1796 году Ломаты отнесены к Ардатскому уезду Симбирской губернии.
   В материалах фондов Государственного Архива Ульяновской области находятся сведения о Ломатах лишь в разделах происшествий, годовых Обзорах губернии и в "Ревизской сказке" за 1850 год.
   Вобщем Ломатцы вели мирный, довольно обыденный образ жизни. В восстаниях Степана Разина, Емельяна Пугачева, в других бунтах участия не принимали. Так же не принимали участия на ярмарках, конных скачках или благотворительных акциях. Были аполитичны и верно служили петербургским властям. Зато власти их постоянно притесняли, урезали земли, передавая их помещикам.
   Так некий оберполицмейстер Дурасов в 1834 году подал жалобу в Симбирскую Казенную палату, в том, что при Генеральном землеразмежевании от него Ломатцам не законно передано "лесу дровяного и частью годного на разные изделия 362 десятин 133 сажени". Однако "служилые и неслужилые татары и г.г. помещики помянутой деревни" предъявили комиссии доказательный документ, выданный 9-ого сентября 1821 года, на право владения лесом 350 десятин 1653 сажени, а гг. помещики на 11 десятин с лишним. Видимо не один Дурасов притязал на этот лес. По-этому лесная комиссия делает официальный запрос в хозяйственное отделение Симбирской казенной палаты - "утверждена ли поземельной высочайшем правительстве формальная подача сей деревни окружная межа, в каком количестве десятин и сажень, и когда последовала выдача на оную владельцам плана с межевого книгою". 19 января 1833 года - "хозяйственное отделение Симбирской казенной палаты сим уведомляет, что подаче Ардатского уезда сельца Ломат общего владения казенных крестьян с гг. помещиками оформленная окружная межа высочайше правительством утверждена в 18-й февраля 1826 года землемером коллежским секретарем Прояниным, на которую и выдача владельцам плана с межевою книгою последовала; и с оных приделах Симбирской казенной палаты имеются копии, из которых видно: что выдача сей по-настоящему исчислению и межованного состояния земли пашенной 2002 десятин 1071 сажень, сенную полосу 104 десятин 1214 сажень, лесу дровяного 287 десятин 753 сажень, под поселением, огородами, гуменником и конопляниками 40 десятин 1359 сажени, под проселочными дорогами 11 десятин 240 сажени, под речками, оврагами, прудом, истоками и водозаборами 9 десятин 1700 сажень, под болотами 4 десятин 2216 сажень, а всего по всей окружной меже удобной и не удобной земли 2460 десятин 1353 сажень, а за исключением неудобной одной удобной земли 2434 десятин 1997 сажень".
   По подворной переписи 1910-1911 гг. в землепользовании Ломатских крестьян было надельной пашни 1160,3 десятин, усадеб 153,7 десятин, покосов непоемных 102,2 десятин, леса 30,0 десятин, выгон и прочее 25,3 десятин. Купчей земли - пашни 1341,4; покосов 24,7 десятин. На одно хозяйство надельной и купчей пашни приходилось 6,82 десятин, а всей удобной 7,8 десятин.
   Таким образом, во владении ломатских крестьян от земли отмежованной в 1826 году к 1910 году осталось пашни 58%, леса около 10%.
  
   Из хроники происшествий за эти годы.
   В календаре Симбирской губернии за 1877 год читаем такую запись: - "В южной части Ардатского уезда 11 июля сильный ливень продолжался 7,5 часов при сильном ветре. От дождя разлились реки и водой затопило низменные места, в селениях Паракине, Серленеях и Ломатах унесены водою пожарные инструменты и весь обоз. Заливные трубы деревни Ломат найдены за две версты от селений, остальные пожарные инструменты и обоз не отысканы".
   В 1876 году в деревне Ломаты, от неизвестной причины сгорел дом муллы. Убытка нанесено на 3100 рублей.
   В 1896 году 2 сентября в деревне Ломаты Ардатовского уезда, от шалости с огнем малолетних крестьянских детей, сгорел 31 крестьянский дом с надворными постройками и имуществом. Убытку причинено на 6890 рублей.
  
   Из книги "Симбирск и его прошлое".
   Про разбойника Шарюка.
   Шарюк был татарин. Родился он в Алатырьском уезде Симбирской губернии, в селе Ломаты, и разбойничал верст на 70 кругом, избегая нападать на соседние села. Он боялся мордвы и условился не трогать их. В 20-ти верстах от Ломат был большой лес (Николаевский бор), продолжение огромных сурских лесов. Шарюк обладал необыкновенною силой и умел выскользать из рук; он бегал несколько раз из острога и каторги. Это его прославило. Окрестное население боялись его, как огня. В Ломатах у него была своя изба. В базарный день он ходил по селу, и никто не смел его тронуть. Шарюк заходил в окрестные кабаки и спрашивал при всех вина. Посетители расступались и пропускали его к стойке. Расплачивался он щедро: давал втрое и больше, чем следовало; до рубля не брал сдачи. Выходя из кабака, он делал пять-шесть выстрелов из револьвера. (Это было всего лет 15 назад). У него было их два, и один двенадцатизарядный. Шайка Шарюка состояла из 30-ти человек, все больше татары, но были и русские. Не любил Шарюк богатых, чем либо теснивших народ; попов тоже не любил. Священник села Дубенок (верст 12 от Ломат) не из трусливых, а все-таки побаивался Шрюка и держал при себе всегда заряженный пистолет и два ружья. Когда прослышал про Шарюка, то даже сына на охоту не пускал. Кроме того, он дал такой приказ караульщику:
   - Если в поповском дому выстрелят, беги на выстрел или бей в набат.
   К церкви он приставил 4-ех караульных. В Промзине тоже сильно побаивались Шарюка; говорили, что он дорогой почту ограбил да верст за 60 от того места попа обобрал. Переходы Шарюк делал необыкновенно быстрые.
   Вез раз мужик бочку с дегтем, встретил его Шарюк со своею шайкой и заставил вылить деготь на дорогу. Время было жаркое.
   - Ну-ка поваляйся! - Скомандовал Шарюк. Мужик, боясь ослушаться, начал кататься в пыли и в дегте. После этого Шарюк дал ему за бочку вдвое.
   Полиция не могла поспеть за Шарюком, и в народе говорили даже, что губернатор послал на Шарюка войско. Татарам из шайки Шарюка, попадавшимся в воровстве, мордва начала грозить, и раз жестоко наказала одного вора за кражу пшеницы из амбара; ему пудовою гирей расплющили пальцы об стену; и вдруг Шарюк затих. Никто не знал, куда он делся, куда исчез. Молва о нем и прежде затихала иногда, но не на такое долгое время. Обыкновенно после некоторого перерыва он начинал еще смелее разбойничать. Все ждали, что вот-вот Шарюк опять появится. Говорили, будто его убили сами ломатские татары, потому что многие из его шайки грабили в непоказанных местах. Вдобавок прошла молва, что из окрестных сел в рабочую пору выгонят народ ловить Шарюка, и исправник грозился ломатским татарам, что если они не поймают разбойника, то село у них сроют, а их расселят по окружным селам. Мордва говорила, что просто запалит Ломаты с четырех сторон и шабаш. Все это сильно вооружило татар против Шарюка, они его поймали, убили и похоронили под корнем дерева в лесу.
  
   ОБРАЗОВАНИЕ
   До революции 1917 года обучение татарского населения России велось исключительно при мечетях. В русской литературе эти учебные заведения именуются как училище, мектебе, медресе.
   По сведениям за 1859 год в Ломатах числилась одна мечеть, за 1913 год 3 мечети и 2 школы.
   По подворной переписи за 1910 - 1911 гг. из 366 проживающих в Ломатах семей 37 считались грамотными; в них 43 мужчин и 9 женщин, это 2,3% из общего числа населения 2218 человек.
   Что из себя представляли школы при мечетях можно узнать из следующих материалов архивных источников.
  

Календарь Симбирской губернии на 1879 год.
Татарские училища.

   Кроме инородческих татарских училищ, состоящих во владении Министерства Народного Просвещения, все остальные татарские училища в губернии имеют чисто религиозный характер. Цель этих училищ та, чтобы ознакомить учащихся с исламом; для этого здесь обращено особое внимание на изучение арабского языка, на котором находится вся богословная литература мусульман; на нем написан коръан, на нем говорятся проповеди и читаются молитвы. Что изучение арабского языка составляет главный предмет занятий в татарских школах видно из того, что даже в селах можно встретить не только мальчиков, но и девочек лет 11 - 12 хорошо читающих коръан, с пониманием текста. Эти училища разделяются на низшия и высшия.
   В низших училищах, которые обыкновенно называются мектебе и находятся преимущественно в деревнях, населенными татарами. Там учат читать и писать по татарский и арабский, проходят арабскую грамматику, изучают алькоръан, который при этом объясняется муллами словестно, знакомят учеников с преданиями, обрядами мусульман и наизусть изучают молитвенник.
   Кроме того муллы рассказывают своим слушателям разные священные истории и повести, а также нравоучительные басни. Из низших школ ученики переходят в высшие медресе, а из высших, для занятия места имама, отправляются в Бухару или в Персию, а иногда даже в Египет.
   В Ардатовском уезде существовало в 1877 году одно татарское училище в деревне Ломаты, в котором обучались 14 человек мужского пола.
   Училище помещался в общественном доме и преподавателем состоял крестьянин, собственник деревни Ломаты.
   Здесь сначала преподавание происходит на татарском языке, а потом уже переходит к русскому. Эти училища так же, как и чувашские, содержатся на средства Министерства Народного Просвещения с некоторым пособием от местных, сельских общин.
  

Памятная книжка Симбирской губернии на 1869 год.

   Кроме 7 сельских училищ в Ардатовском уезде есть училище в деревне Ломаты для обучения русской грамоте татарских детей. Местный мулла, выстроив в 1839 году особый дом, стал в нем обучать детей татарской грамоте и магометанскому закону и тем положил начало к основанию училища, которое в 1844 году было преобразовано в училище с программою сельских училищ, при чем был определен штат учащихся в 12 человек. В училище обучались чтению и письму по русский, чтению и письму по татарский, магометанскому закону и 4-ем действиям арифметики. Тогда же удельным начальством был определен учителем из русских Федор Ляшков для обучения татарских детей русской грамоте, письму и 4-ем действиям арифметики. Местный мулла обязан был обучать чтению и письму по татарский и магометанскому закону. В 1949 году на место из русских, был определен для обучения русской грамоте, татарин Хабибулла Бикмурзин, знающий читать и писать по русский. Вместо его с 1855 г. По 1857 год учителем был русский Степан Ротов. Который своими поступками и нетрезвой жизнью у местного народонаселения оставил по себе такую дурную память, что татары до сих пор не могут вспомнить его без отвращения. С 1857 по 1852 г. Опять тот же учитель Бикмурзин, а с марта 1862 года татарин Хаким Узбяков, умеющий хорошо читать и говорить по русски, а также и писать; почему уездный училищный Совет и утвердил его, в занимаемой им должности.
   Что расходовалось в первое время на содержание училища, неизвестно. Содержание училища становится известным с 1861 года. По ведомости, утвержденной Председателем Департамента Уделов 4 февраля 1861 года определено в год жалования учителю 60 рублей, на книги 3 рубля 12 коп., на прочие учебные пособия 5 руб.40 коп., на отопление 12 руб., на ремонт 5 руб., и на уплату страховых премий 2 руб.; всего 87 руб.52 коп. Сначала училище содержалось на общем основании приказных училищ Ардатовского уезда, а с 1866 года на душевой сбор с крестьян - татар деревень Ломаты и Мачказерские выселки, имеющих народонаселения 655 душ мужского пола.
  
   Сведения о числе учащихся Ломатского училища.

Годы

Число учащихся

Из того числа выбыло

Вновь
поступило

Число душ мужского пола

Общее отношение числа учащихся к числу жителей

Окончив
курс

Не окончив
курс

1860

12

5

-

5

663

   1 уч на
55 душ

1861

12

4

1

5

665

  

1862

12

2

1

3

665

   1 уч на
54 душ

1863

12

4

1

5

665

  

1864

12

4

1

5

665

  
  
   Здесь показано учащихся штатное число, но в действительности учащихся по словам учителя Узбякова, всегда было более 12. Так при осмотре училища в феврале 1867 г. учащихся было 15 человек, в том числе 2 сына иностранца Ниц.
   Кроме воскресных и табельных дней обучение в сельских училищах продолжалось ежедневно по 5 часов, из которых 4 назначались для классных занятий и были до обеда, а один 5-ый час дневного занятия, после обеда, в котором ученики повторяли и приготовляли заданные уроки.
  

Письмо Ардатовского уездного исправника
направленное 9 октября 1892 года
в ответ на запрос Директора Народных уч
илищ
Симбирской губернии.

   Господину Директору Народных училищ Симбирской губернии.
   На отношение от 7 августа N1596 имею честь уведомить Вас, Милостивый Государь, что в Ардатовском уезде имеется одно частное татарское училище в д.Ломатах Неклюдовской волости открытое сельским обществом по предложению местного указного муллы Атауллы Абдул Халикова, в принадлежащем обществу помещении. Учителем состоит означенный мулла, который обучает детей чтению и письму на татарском диалекте, по татарской азбуке и коръану. До 15 апреля состояло учащиеся до 6-ти крестьянских мальчиков из местных жителей, но будут ли вновь производиться учение неизвестно, т.к. по отзыву указанного муллы желающих учиться в настоящее время в виду не имеется. Учащиеся содержатся на счет своих родителей.
  
      -- ЛОМАТЫ ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА.

Из записок учителя Рахматуллова Фарита.
(стиль и орфография автора сохранены).

   В 1839 году в Ломатах открыта школа местным муллой для обучения детей татарской грамоте и магометанским законам. Земская же школа была открыта в 1900г., т.е. через 60 лет. Первые учителя села Насыров Исхак Сенятуллович и Гилтрова Зулейха. С 1927 года школа 1 - ступени (четырехлетка) была размещена в мечети, отобранной у верующих. Особенно быстрый рост населения произойдет вначале ХХ века с 195 дворов 1911 года и 495 дворов в 1927 году за счет активного строительства разделенных семей, работы кустового базара и развитии торговли. Итак в селе Ломаты на 1 января 1927 г.значилось 495 домохозяев, из них 12 домохозяев русских, 1 чувашин и 482 татар с населением 2408 человек. В Мачказеровских выселках с мая 1927 года проживало 75 домохозяев, из них 1 русский, 74 татарских домохозяев с общим населением 353 человека. В каждом селении было по школе 1-ой ступени, а в Ломатах почтовое отделение и базар.
   С 18 июля 1928 г. оба селения вошли в состав Дубенско - Поводимовского района (население мордовское и русское) а годом раньше в соседнем русском селе Неклюдово (ныне отделение совхоза Ломатский) было организовано товарищество по совместной обработке земли. Из 10 крестьянских семей переселенных из Неклюдова на Лашу, что в 6-ти километрах от села. Председателем ТОЗа был Яков Тимофеевич Кисилев. В 1930 году в связи с образованием совхоза "Дубенский" земли общества отошли к нему, а тозовцы переселились в село.
   Ломатцы живут в преддверии коллективизации: их посланцы несколько раз побывают в Неклюдовском ТОЗе, молодых колхозах поселков Красные Луга и Новая мода. А когда "нагрянула" срочная команда по организации колхозов они воочию кое-что представляли. Было это новое прогрессивное дело, но затем такая спешка, тем более несколько самых богатых семей срочно покинули село. Вместе со сладкой идиологией коллективного общего труда в село надвигалась командная система коллективизации. С большим недоверием и тревогой ломатцы встречают уполномоченных из района, требующих создание колхозов. Напрасно упрашивают их ломатцы обождать с организацией, чтобы все продумать, взвесить, посмотреть у людей. О, как они не знали, того, что в плане у районного начальства уже к концу года стояли цифры 70-90% коллективных хозяйств, а селянам осталось только для формирования провести собрание и дать имя новому колхозу. А этим временем из села темными ночами увозились в неизвестном направлении семьи середняков и бедняков, (настоящие 7 богатых семей села давно отсюда уехали). Дорога ведущая на Дубенки становилась в полном смысле кроваво - красным. Уже хуже этого не будет, приходили к выводу селяне, еще до организации колхозов.
   Сначала был организован колхоз в селе Неклюдово 4 февраля 1930 года. Его председателем избрали Ивана Степановича Катина, а сам колхоз "Борьба", затем имени Кирова. Когда в колхозе стало более 40 домохозяев и их семьи, был избран более грамотный председатель Михаил Иванович Сомов. Колхозники построили животноводческие фермы, а любитель-пчеловод стал заведовать пасекой.
   В Ломатах в 1930 году был организован колхоз "Кызыл Юл" (красная дорога) из жителей самой большой улицы, а заявление о вступлении в колхоз был собран с 2-ух улиц села и Мачказеровских выселок. Колхоз был громадный. Организаторами колхоза были рядовые труженики - Вялитов Ахметша Исхакович. Бикбаев Сабиржан Калимуллович, Аксенов Зиннур Явлетдинович. Вскоре произошло разукрупнение созданного колхоза. Мачказеровцы сделают свой колхоз самостоятельным и дали ему название "Кызыл бригада", а жители по реке Штырма. Назвали колхоз по имени реки, а затем переименуют в колхоз имени 18-ого партсъезда. Работали в колхозе старательно. Дабы с первых дней на организации был неплохой учет. Появились первые стахановцы, но хотелось некоторым лентяям и завистникам получать поровну. Они пишут на своих сельчан докладные в НКВД, которые без проверок выселяют из села, как это случилось с жителями Облаевки, когда по распоряжению районных властей у жителей отобрали на заготскот дойное стадо, а на другой день отобрали до последнего фунта хлеба. Эта акция носила характер запугивания, разжигания межнациональных розни, мести сельских писак на своих сородичей. Студент Казанского института права Исмаил Аширов будучи на каникулах в родном селе не мог стерпеть этого. По просьбе и на средства селян поехал он с жалобой в Москву, где его приняла М.И. Ульянова. Справедливость была восстановлена, но этого ему не могло простить районное начальство, по чьему прямому наущению Исмаил Аширов был обвинен подпольной адвокатуре и упрятан на 3 года лишения свободы и 2 года лагерей. Запуганные селяне не могли противопоставить беззаконию свой протест. Но подобных притеснений после осуждения Аширова районные власти к татарскому селу не проводили так рьяно и открыто. А что касается И.Аширова, то он после лагерей окончил Узбекский Университет, с оружием в руках защищал нашу Родину от фашистских захватчиков, защитил звание кандидата философских наук.
   В 1933 году на базе начальной школы открывается 7-летняя школа и в первый же год выпуска (1938г) ее закончил 31 ученик. Школа в том же году была преобразована в среднюю, первый выпуск 1941 году. Учителя школы того времени Айзатуллов Заки Сабирович, Салимов Идрис Хайруллович, Янков Сабиржан Хайруллович и другие. Между школой и колхозниками, а в дальнейшем совхозами "Дубенский" и "Ломатский" устанавливаются хорошие отношения. Все жители села Ломаты и Неклюдова пройдут в ее стенах воспитание к труду, любовь к знаниям и своей Родине.
   Много добрых дел внесут в трудовую биографию колхозов, будущую совхоза "Ломатский" -первый тракторист села Ломаты Янков Вялиулла Хайруллович, руководители колхозов: Н.М. Курносов, Б.Х. Хайрутдинов, И.А. Хусаинов, И.Е. Аседуллов, колхозники Маштакова Ш.С., Мегдеева БШ, Маняпова З.И., и другие.
   В 1934 году в селе Ломаты силами колхозов "Кызыл Юл" и "Штырма" из двух мечетей был построен клуб, из зданий раскулаченных ранее хозяйств были построены в райцентре районные службы: райсовет, райком партии. Незаконно раскулаченные богатеи села С.М. Бикбаев, Я.Р. Мустафин, Т.А. Мусинов, Р.М. Курбангалиеев, И.А. Яфунеев и другие отбывали наказание в сталинских лагерях. Все выше перечисленные "кулаки" были реабилитированы в 1989 году, а вот дела на остальных 28 человек ждут своего решения. Годы Великой Отечественной войны, годы тяжелых испытаний, мужества, непосильного труда. Мужчины сел Ломаты, Мачказеровские выселки, Неклюдово были на фронтах войны, мужественно сражались с врагом. Среди них были командир расчета Насыров Абдулкадир Рахматуллович, Салимов Идрис Сатретдинович, Аширов И.А., Жалилов Алям Исмагилович, Хабибуллов Атаулла Калимуллович, Небайкин А.И., Удрасов В.Г., Жиратков Н.Ф., Сорокин З.А., Воеводин А.С.
   Конец предвоенных лет и до июля 1950 года избирался председателем Ломатского сельсовета Салимов Идрис Сатретдинович, ветеран войны и труда. В годы войны колхозы "Кызыл Юл", "Кызыл бригада", имени 18-ого партсъезда, им.Кирова всегда значились в среднячках, о них мало писали в районной газете "Сталинская трибуна", как хорошего так и плохого. Но люди работали очень старательно и прилежно. Нелегкие военные годы более 300 уроженцев сел Ломаты, Неклюдово, Мачказеровские выселки погибло на военной брани. Во время ВОВ председатели местных колхозов часто менялись. Дольше других руководил колхозом Алеев Исхак Калимуллович, Хусаинов Ибрагим, Хабибуллов Умяр, Воеводин Александр Степанович. Здесь нисколько подробнее хочется остановиться на истории колхоза им. Кирова. В 1937 году за высокие урожаи овощей, в течении предыдущих лет за счет примитивного ручного труда и орошения, был удостоен участия на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве, овощевод колхоза Херулнов Василий Васильевич, уроженец с.Неклюдово, звеневой по выращиванию овощей. Овощеводство в военные годы в колхозе оставалось одной из важнейших отраслей. В 1950 году три колхоза "Кызыл Юл", "Кызыл бригада" и им. 18 партсъезда объединились в один колхоз "Кызыл Юл". Председателем был избран Забиров Исмаил Идрисович, бывший председателем в колхозе "Кызыл бригада". После объединения в колхозе стало крепнуть животноводство и зерноводство. Замечательных итогов добивается коноплеводческие звенья, возглавляемое Абубакеровым Касимом Хайрулловичем, Маняковой Зугрой Ибрагимовной, Вялитовой Менирей Салахутдиновной, Воеводиным Н.А.. В марте 1958 года последовало новое укрупнение хозяйств. На базе трех сравнительно крупных колхозов -"Кызыл Юл", ми. Кирова (с.Неклюдово) и им. Чкалова (с.Чкалово), деревни Соловьевка, Пашевка был создан объединенный колхоз "Дружба" (председатель Михаил Васильевич Герасимов) - бывший сов. Работник райкома. Председателем Ломатского сельсовета работал Комаров С.И. - уроженец с. Пашевки. В 1960 году покорно подчиняясь указаниям сверху было проведено объединение в совхоз Дубенский, колхозов с. Ломаты, Неклюдово, Чкалово, Кочкурово в единый совхоз "Дубенский" занявшую треть района. Директором совхоза оставался бывший директор совхоза "Дубенский" Петр Павлович Аникин, но эта ноша оказалось ему не под силу и его вынуждены были освободить. На его место назначили молодого инженера Руим Абрамович Коваленко. И он много не мог сделать, т.к. надежного руководства исвязи с центром у отделении не было. Хотя руководство и старалось улучшить этого, но путь был избран однобокий и не правильный. Ставка делалось на развитие центрального отделения совхоза, его поселка, строительства, единых ремонтных мастерских, возведение всех культпросвет объектов. В результате чего у рабочих отделений зимой не было работы. Мужики стали роптать, а когда и это не помогало, жители поселка стали семьями покидать некогда обжитые места. Жителям Мачказеревских выселок запретили вести новое жилищное строительство, как не переспиктивная деревня. Села стали таять на глазах.
   Председатель сельсовета Николай Фролович Жиратков из тружеников совхоза Ломатского отделения в это время можно отметить Аширова Исмаила Сафиулловича, Мангулова Барии Сатдаровича, Амирова Мубарякшу Бурханоича, Абдулмянова Алляма Атаулловича, Ишмуратову Альфию Исмаиловну, Абдряхимову Асьму Рахимовну, Маштакову Сафию Калимулловну.
   Много и плодотворно трудились в эти годы управляющие Ломатским отделением Стенкин Иван Петрович, Жалилов Айся Исмаилович, директора совхоза "Дубенский" - Захаров В.Ф., Булавкин П.А., Бурлаков П.И.. В феврале 1991 года опять новые реорганизации в жизни Ломат и Неклюдово, на базе 2-ух отделений с земельными угодьями 4863 гектара, в том числе 3919 гектаров пашни.
  
  
  
  
  
  
  
  
  

- 26 -

  
  
  
Оценка: 6.59*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"