|
|
||
С днем рождения, Эммануэль!
Трудно поверить, но 28 сентября 2002 года Сильвии Кристель, вечно молодой, вечно эротически опьяненной и известной всему миру своими ролями в фильмах про Эммануэль, исполнилось 50 лет! Ее ненавидят и обожают, для одних она дьявольское искушение во плоти, для других - незабываемое и сладкое воспоминание о юности.
Для миллионов зрителей Кристель стала зримым символом и наставницей сексуальных игр: в лицо (и не только в лицо) ее знали все. А потом пришли новые идолы, и раскрепощенную голландку стали забывать . Пишут, что сейчас актриса тяжело больна. Но в день пятидесятилетия ее вспомнили во всех уголках мира.
. . .
По-настоящему всемирная сексуальная революция пришлась не на бурные 60-е (когда только разрешили показывать ЭТО и призвали делать ЭТО в полный рост), а на ползучие 70-е.
Весь мир стал задумываться: а с чего, собственно, мы так яростно снимали табу?
Вопросов было много.
Преодолима ли ревность?
Почему одна женщина возбуждает до звона в ушах, а рядом с другой можно проспать всю ночь, не испытав никаких желаний, кроме единственного: чтобы подвинулась?
Наконец, почему эта сторона любви, о которой столько говорено ханжами и пуританами, вытаскивает вдруг из человека нечто звериное, заставляет его кусать, царапать и связывать то самое существо, за которое он жизнь готов отдать?
Рефлексией на тему секса кинематограф вплотную занялся году этак в 1972-м, когда на экраны одновременно вышли "Последнее танго в Париже" Бертолуччи и "Эммануэль" Жекина.
Предел, за которым начиналась порнография, обозначил великий фильм Осимы "Империя чувств".
Можно сказать, что в 70-х мировое кино экранизировало по большому счету одного Фрейда.
Кризис темы наступил в "Основном инстинкте" - американцы, как всегда, прибежали последними и сделали из проблемы свой "фаст-фуд".
"Эммануэль" была картиной, вполне вписанной в контекст европейского кино. Те же Брасс и Боровчик - серьезные мастера, хотя "Калигулу" и "Аморальные истории" у нас регулярно причисляли к жесткой порнухе не только компетентные органы (которые реагируют на порно однозначным возбуждением), но и кинокритики.
Это не изученная до сих пор российская трагедия, что для нас "Эммануэль" была запретным удовольствием.
В России разговоры о природе любви всегда были запретными. Не потому ли и происходило столько убийств, столько маньяков бороздило просторы страны в электричках и бродило по лесополосам, столько браков распадалось без видимых причин?
На Западе "Эммануэль" никем не воспринималась как чистая эротика.
Главные вопросы первых серий: что произойдет с женщиной, если она начнет заниматься любовью всерьез, сведя к минимуму все остальные занятия? Можно ли жить только этим и можно ли при таком подходе к реальности ограничиться одним партнером?
Рожденная для любви
Так появилась среди звезд мирового кино Сильвия Кристель, со светлым образом которой потеряли невинность (в помыслах, в помыслах!) подростки 70-80-х гг.
Даже сейчас, когда к услугам подрастающего поколения огромное количество виртуальных красоток в Интернете, а рынок мирового порно пополнился жесточайшими фильмами с натуральными порками, крутым садо-мазо и т.д., Эммануэль, в исполнении Сильвии Кристель, остается одной из самых желанных женщин. Во-первых, эти фильмы хорошо сняты. Во-вторых, Кристель идеально годится на роль нимфоманки, поскольку ничем, кроме любви, никогда в жизни серьезно не интересовалась.
28 сентября она отметила свой, как писали в газете "Правда", полувековой юбилей. Разумеется, ей нельзя дать этих лет. Пошли слухи о том, что она больна раком, потом утешительные сообщения: опухоль у нее на шее излечима. Кристель даже не ложилась в больницу, а посещала ее два раза в неделю.
Едва ли стоит, впрочем, ждать ее новых киноработ: она сыграла, конечно, и в "Игре с огнем" Алена Роб-Грийе, и в нескольких эротических мелодрамах вроде очередного "Казановы" или "Вдовы Дракулы", но появлялась там уже как знаковая фигура.
Все знают, что актриса она никакая, но не в этом дело.
Она идеально попала в типаж, поскольку за долгую и бурную жизнь перепробовала множество занятий, но по-настоящему занималась только одним. Ее дело - стонать, стискивать зубы, томно закатывать глаза, гладить, сжимать, обнимать, желать...
Ни с одним мужчиной у нее не вышло долгой связи, жизнь семейная, творческая, хозяйственная так же недоступна ей, как игра по системе Станиславского. Она влюблялась, вспыхивала, остывала, сбегала, возвращалась. Иногда ее романы длились сутками, иногда - годами. С отцом ее ребенка, литератором Хуго Клауссом, они сходились и расходились, но в целом очень неплохо проводили время. Клаусс выучил ее всяким научным словам, обозначающим странности любви.
То, что в России называлось "легкостью на передок", в Европе 70-х годов (да и в мире московской богемы тоже) сходило за напряженные поиски смысла жизни.
Кристель была секретаршей (плохой, как сама она признавалась в интервью), медсестрой и даже работала на бензоколонке. Наверное, шланг в ее руках смотрелся очень эротично, а может, даже твердел.
К восемнадцати годам за плечами у нее (хотя за плечами обычно бывает трудовой путь, а здесь, ну, скажем, позади у нее) уже был бурный роман с французским продюсером Шаком Шарье - он поматросил ее и бросил, а она потом встретилась с ним, сделавшись звездой, уже вся такая знаменитая. Это была маленькая месть.
Вообще Кристель вспоминает о себе как о девушке чрезвычайно влюбчивой - и на роль Эммануэли она годилась идеально.
Как заметили многие критики, ее героиня появляется на экране в двух ипостасях: либо как застенчивая и угловатая дебютантка, либо как повзрослевшая и властная львица с плавными движениями и ненасытными завидущими глазами. Увидела самца (хоть в салоне самолета), сказала: "Хочу!" - и получила свое.
Кристель была успешной моделью и даже выиграла всеголландский конкурс "Мисс Телевидение-72".
У нее есть все данные, чтобы соответствовать идеалу почти любого мужчины: длинные ноги, отличный рост, небольшая грудь исключительно нежных очертаний, пухлая нижняя губа с продольной ложбинкой, большие глаза сине-серо-зеленого оттенка (то есть практически на любой вкус) и глубокий вибрирующий голос, который называют виолончельным.
Создатели "Эммануэль-1" взяли за основу роман Эммануэль Арсан (псевдоним, естественно): довольно скучные псевдомемуары жены европейского посла в экзотической стране. Там она приобщается ко всяким запретным удовольствиям, поскольку муж, некоторое время пожив среди экзотики, захотел видеть жену более раскрепощенной.
Молодая европеянка входит во вкус и понимает, что ограничиваться мужем, как минимум, нелепо.
Пройдя через соблазны, окончив школу утонченных азиатских наслаждений и убедившись, что партнеров и экзотических островов на ее век хватит, Эммануэль из робкой ученицы превращается в учительницу, распорядительницу и привередницу.
В первой картине как будто торжествовала старая мораль: оба супруга понимали, что рискованные эксперименты неизбежно убьют их чувство.
Однако в следующей серии Эммануэль уже не могла остановиться, и муж отодвигался на второй план.
В третьей появились лесбийские мотивы, в четвертой героиня добивалась целомудренного скульптора, не желавшего ее любить, хоть ты тресни (от остальных претендентов, как всегда оно и бывает, на фиг ненужных, у Эммануэль отбою не было).
Короче, после шестого выпуска, грозно названного "Прощай, Эммануэль!", Кристель в эпопее не снималась. Однако пиратские продолжения, в которых Эммануэль была уже совершенно на себя не похожа, сыпались горохом. Чудесные превращения объясняли зрителю бесхитростно - сделала, мол, пластическую операцию и начала новую жизнь. Говорят, существуют негритянская и китайская Эммануэль. Не знаю, не видел.
Чем она маялась-то?
В 70-80-х всех этих проблем, волновавших праздных европейцев, для нас не существовало.
Советский дипломат, директор магазина или перестроечный подросток (именно эти три категории населения были самыми преданными поклонниками фильмов про "Эммануэль": два первых обладали редкими тогда видеомагнитофонами, а третий ходил в видеосалон) находились в плену отечественных стереотипов: дала - хорошо, не дала - сама дура. Чего тут терзаться - непонятно. Если мужчина спит с двумя - он молодец, а если женщина - она понятно кто.
Страшно сказать, но даже зрителей вполне серьезного фильма "Последнее танго в Париже" больше всего занимал вопрос о роли сливочного масла в той знаменитой сцене, когда Брандо Марию Шнайдер сзади на полу. Я и сам от этой картины ждал крутой эротики, а не найдя ее (откровенных сцен в фильме раз-два и обчелся), позорным образом заснул в разгар всех этих разговоров среди осенних городских пейзажей. Наверное, это великое кино. По-моему, ужасно занудное. Впрочем, нет никакой гарантии, что сегодня я не заснул бы посреди "Эммануэли".
Идеалом советского мужчины была женщина, которая сама хочет и хочет только с ним. Сформулирован этот вообще-то быдляцкий идеал был в одном документе конца 20-х годов: некий комсомолец написал для беззаветно влюбленной в него фабричной работницы кодекс поведения: "Желать одного меня, всеми силами стараться сделать мне приятное, всячески доказывать, что я есть самый любимый, лучший, желанный мужчина ." То есть, чтобы и шлюха, и рабыня, и все в одном лице.
Эммануэль устраивала зрителя тем, что начинала стонать, когда объект ее желания еще только поднимался по лестнице. И не устраивала тем, что хотела всех сразу: пресытившись страстью, тут же искала разнообразия. Отношение к фильму было соответствующее: завлекательно, но гнило .
Помню, как "Эммануэль" пересказывалась на журфаковских лекциях счастливыми обладателями видаков - и пересказывалась некрасиво, грязно, так, что хотелось въехать пересказчикам в рожу.
Помню и то, как смотрелась эта картина в пресловутых видеосалонах. Ни сальных шуточек, ни идиотского смеха (как во время "Греческой смоковницы" - непритязательной комедии тех лет). Все были здорово возбуждены и... не на шутку растроганы.
Нужно, вероятно, согласиться с Марком Рудинштейном: самая красивая эротика в мире - это именно "Эммануэль". И самая мягкая, что вполне соответствует определению "мягкое порно".
Эммануэль выигрывает у красавиц мирового кино благодаря искренности. Она действительно занята напряженными поисками: кто она - робкая ученица или властная учительница? Гордая жрица любви - или обычная шлюха? Разумеется, шлюхой Эммануэль не была: шлюхе безразличен процесс, шлюха - деньги зарабатывает.
Эммануэль - жрица любви: жить с нею нельзя, обладать ею немыслимо, ею можно насладиться один раз и потом всю жизнь тосковать об утраченном. Есть и такой тип женщин. Многие под него косили, но с этим надо родиться.
Не путайте Эммануэль с "фамм фаталь": роковая женщина любит только себя. Эммануэль любит всех.
Длинные ноги - второе счастье
Песенка "Мелоди д'амур шанте ле кер д'Эммануэль", так бархатно исполняемая Адамо, осталась одним из символов 70-х. А фильм с Сильвией Кристель в главной роли - недосягаемым образцом.
Длинная женщина с длинным именем Эммануэль - то лежащая в пене океанского прибоя, то раскинувшаяся на циновке среди тропической жары, то с жадностью глядящая в ночном гонконгском ресторанчике, как местная жрица любви курит, вставив сигаретку известно куда, - всегда будет самой желанной. С нее началось знакомство большинства наших мужчин с эротическим искусством. Сколько бы ни было потом других, для нас она - первая. Страшно сказать, сколько народу представляло ее на месте жены - и сколько красивых длинноногих детей получилось от этого.
У Кристель было еще несколько неплохих ролей: Мата Хари в фильме 1985 года, она недурно сыграла в "Любовнике леди Чаттерлей", прогремела в "Обнажающей бомбе". Но все это - вариации на тему. Такой же вариацией на тему оказалась и ее собственная жизнь. Правда, в реальности у нее есть прекрасный сын Артур. Тоже очень длинноногий.
Пусть она будет здорова. Пусть живет еще столько и еще раз столько. И пусть всемирная зрительская любовь - не совсем чистая, зато бесконечно пылкая - охраняет ее от всех бед.
Конечно, с такими бабами намаешься, но без них жизнь вообще не стоила бы ломаного гроша.
Про это по-советски
Откровенных сцен в советском кино было много, но эротической нагрузки они не несли.
Обнаженная героиня довженковской "Земли" (1930), которая бьется о стены хаты в припадке скорби по своему Василю, или голая Наталья Аринбасарова, купающаяся в арыке в "Первом учителе" (1963), - все это красиво, но совершенно не эротично.
Собственно же сексуальные эпизоды в фильмах 70-х годов "Табор уходит в небо" или "Экипаж" были краткими и дозволялись цензурой потому, что картина либо предназначалась на экспорт в качестве русской экзотики (как "Табор"), либо, наоборот, служила посильным заменителем импорта (как "Экипаж", где Леонид Филатов с Александрой Яковлевой занялись любовью "сквозь рыбку": на первом плане стоял круглый аквариум).
Первым фильмом в СССР, где рассматривалась физическая сторона адюльтера, стала "Осень" Андрея Смирнова. И ему это не простили: фильм пустили "третьим экраном", по сути, положили на полку. "Голой бабой в наше время никого не удивишь", - мрачно сказал тогда Сергей Герасимов. Дело было, конечно, в том, что темой советской картины впервые стало бессилие человека перед лицом страсти.
Нечего и напоминать зрителю (если ему больше тридцати) о "Маленькой Вере". Сцена, в которой Негода сидит на Соколове, побила все рекорды откровенности - даже голая Друбич в "Ассе" (со спины) не могла с ней конкурировать. Справедливость, однако, требует признать, что впервые Наталья Негода разделась в дипломном фильме Юрия Кары "Завтра была война". Жаль, что эта блестящая актриса, сыграв во втором фильме Пичула "В городе Сочи темные ночи" сугубо целомудренную роль, не появилась больше на нашем экране.
До и после Эммануэль
Секс-символом 30-х годов по праву считается Грета Гарбо. Хотя отдельные снобы и называли ее "мусором", это беспокоило ее очень мало. Она создала образ женщины, принципиально отличающейся от оптимистичной, веселой и крепенькой героини 20-х.
Естественная реакция на бури века - женщина, уставшая от всего. Сама томность, тонкость и таинственность.
Веселые певуньи вроде нашей Орловой или американки Дины Дурбин такой женщине проигрывали: попеть с ними еще можно, а все остальное - никак. Проиграла и Марлен Дитрих: ей недоставало уязвимости. Именно Гарбо открыла миру, что женщина должна быть слабой и хрупкой - такую желаешь особенно пылко.
В 40-е годы миру было не до секс-символов. Правда, у нас появилась трофейная Марика Рокк в чудовищно пошлой и довольно смелой по тем временам "Девушке моей мечты".
Европа и Америка были поголовно влюблены в Вивьен Ли (она сыграла в "Унесенных ветром" еще в 1938 году). Но подлинная сексуальная революция началась с триумфа Мэрилин Монро, "женщины для мужчины", очаровательной блондинки, которая всегда всем довольна. В ней было истинное сладострастие, но без надлома и надрыва: что мужчинка ни сделает - все хорошо. Комплексов по поводу смены партнеров ее героиня не знала. В личной жизни Мэрилин, увы, все было хуже: податливость оборачивалась трагедией, влюбчивость - слезами. В кино она почти всегда играла счастливую любовь. В реальности страдала от беспрерывных депрессий и одиночества. Она плохо пела, посредственно играла, откровенных сцен, увы, имела на счету не так много, но улыбалась так и фигуру имела такую, что мир до сих пор сходит по ней с ума.
60-е (точнее, конец 50-х) - время триумфа великолепной троицы: итальянок Лоллобриджиды и Лорен и француженки Бардо. Это первенство Бардо выиграла за явным преимуществом - ее героиня была самой доступной. Итальянок надо было долго, уныло добиваться; Бардо раскрывала объятия любимому с такой же радостью и легкостью, с какой встречала рассвет. Женщиной и звездой ее сделал французский режиссер русского происхождения Роже Вадим: она так ждала первой брачной ночи, что уговорила священника обвенчать их, когда ей было всего семнадцать лет. На съемках фильма "И Бог создал женщину" (самый знаменитый эротический кадр конца 50-х: Бардо распахивает на себе простыню и принимает любимого в объятия) она влюбилась в главного героя, впоследствии заводила романы на каждых новых съемках, и уже три года спустя от жизни такой пыталась перерезать себе вены. По счастью, не преуспела.
В 60-70-е самой желанной женщиной в мире становится француженка Мишель Мерсье, сыгравшая Анжелику; более правильная, но холодноватая красота Катрин Денев не может с ней конкурировать.
Что интересно, Мерсье ни разу не обнажилась полностью в фильмах по романам Голонов, но это и послужило основой ее привлекательности.
Капризная блондинка (точнее, рыжая) с чувственным лицом, курносая, щекастая, Мерсье воплощала идеал женщины, одновременно чувственной и недоступной. На публику, для которой "Эммануэль" была слишком откровенна, это действовало неотразимо, даром что зритель видел только ее спину.
В 80-е свет сходится клином на Софи Марсо, нимфетке, в пятнадцать лет снявшейся в молодежных комедиях "Бум" и "Бум-2".
Важная черта секс-символа: он должен и в жизни приковывать к себе внимание нестандартностью поступков.
Бурная любовная жизнь Гарбо, Бардо, Монро - тому подтверждение. (Или это получается только у тех, чьи фамилии кончаются на "о"?) Марсо тоже в юности попыталась покончить с собой: ей казалось, что всем нужно от нее только одно. Ей хотелось большего . К счастью, большее нашлось. Марсо влюбилась в экстравагантного поляка Андрея Жулавского, снялась у него в рискованной картине "Мои ночи прекраснее ваших дней", и вот уже двадцать лет они живут в худом мире, который все же лучше доброй ссоры: у них по-прежнему случаются прекрасные ночи и бурные разрывы, всегда неокончательные.
В 90-е на роль секс-символа с равным правом претендовали Кейт Уинслет, Анджелина Джоли, Патрисия Аркетт и много кто еще. Но измельчание всего на свете коснулось и кино: чтобы женщина стала секс-символом, она должна чем-то рисковать. Вы, нынешние, ну-тка!
Дмитрий Быков
Что говорят:
Павел Екимов: Дмитрий, огромное Вам спасибо за статью. Пожалуй, самое в ней приятное что по характеру она добрая. Ведь все то самое разнообразное, чем мы дорожим, за что мы благодарны женщинам - отразилось в тех женщинах-мифах, о которых Вы рассказали. Особое спасибо за слова - Пусть она будет здорова. Пусть живет еще столько и еще раз столько. И пусть всемирная зрительская любовь - не совсем чистая, зато бесконечно пылкая - охраняет ее от всех бед...
Сильвия Кристель
(28.09.1952 года)
Нидерланды
Краткая биография
Сильвия Кристель родилась 28 сентября 1952 года в Голландии, в Утрехте. Свою карьеру начинала в 70-х годах в качестве модели, а в 1973 году дебютировала в кино ("Naakt over de schutting") и в том же году завоевала титул "Мисс телевидение Европы". За титулом последовало мировое турне, во время которого Кристель заметил голландский режиссер Ж.Жекин и предложил ей роль в первой своей крупной картине "Эммануэль" (1974). Фильм имел огромный успех по всему миру, породив впоследствии 6 официальных (с Кристель в главной роли) и множество "одноименных" продолжений, а также телешоу на кабельном телевидении, и принес актрисе бешеную популярность.
В 1979 году Сильвия Кристель снимается в двух голливудских картинах: "Аэропорт 79" и "Обнажающая бомба".
Среди других известных киноработ актрисы фильмы "Любовник леди Чаттерлей" (1981), "Частные уроки" (1981), "Мата Хари" (1985).
Актерские работы:
1. Племянница фрау О - 1968 (Эротическая мелодрамма)
2. Франк и Ева - 1973 ()
3. Из-за кошек - 1973 (Криминальная драма)
4. У савана нет карманов - 1974 ()
5. Дорогой человек - 1974 ()
6. Эммануэль - 1974 (Эротика)
7. Эммануэль 2 - 1975 (Эротика) .Эммануэль
8. Эммануэль 2: Антидевственница - 1975 (Эротика)
9. Игра с огнем - 1975 (Эротика)
10. Эммануэль 77 - 1976 (Эротическая мелодрамма)
11. Верная жена - 1976 ()
12. Рене-Жердь - 1976 (Мелодрама)
13. Алиса, или последнее бегство - 1976 ()
14. Волшебное зеркало - 1977 (Сериал)
15. Прощай, Эммануэль - 1977 (Эротика)
16. Пастораль 1943 - 1978 (Драма)
17. Тайны - 1978 (Детектив)
18. Безумные постели - 1979 (Комедия)
19. За железной маской - 1979 (Приключения)
20. Любовь в вагоне первого класса - 1979 (Комедия)
21. Аэропорт 79: "Конкорд" - 1979 (Боевик)
22. Обнаженная бомба - 1980 (Комедия)
23. Лицо на миллион долларов - 1981 ()
24. Любовник леди Чаттерлей - 1981 (Эротическая мелодрамма)
25. Частные уроки - 1981 (Комедия)
26. Частная школа - 1983 (Эротическая комедия)
27. Эммануэль 4 - 1984 (Эротика)
28. Мата Хари - 1985 (Эротическая мелодрамма)
29. Большое пари - 1985 (Комедия)
30. Высокомерная - 1987 ()
31. Казанова - 1987 (Эротическая мелодрамма) .Магдалена
32. Вдова Дракулы - 1989 (Триллер)
33. В тени Сандкастла - 1990 (Криминальная драма)
34. Моя Ривьера - 1990 (Сериал)
35. Горячая кровь - 1991 ()
36. Месть Эммануэль - 1992 (Эротика)
37. Аромат Эммануэль - 1992 (Эротика)
38. Очарование Эммануэль - 1992 (Эротика)
39. Молчание тела - 1992 ()
40. Школа красоты - 1993 (Эротика)
41. Эммануэль навсегда - 1993 (Эротика)
42. Любовь Эммануэль - 1993 (Эротика)
43. Эммануэль и седьмое небо - 1993 (Эротика)
44. Война Гастона - 1997 (Драма)
45. Амстердамская сказка - 1998 ()
46. Гарри снимает комнату - 1998 ()
47. Фильм 1 - 1999 (Драма)
48. Жесткий взгляд - 2000 (Документальное видео)
49. Забудь меня - 2001 ()
50. Сексуальные парни - 2001 (Комедия)
51. Дружба - 2001 ()
E M M A N U E L L E Pierre BACHELET
Intro: SIm Refrain: SIm MIm
MIm MIm Refrain: L'amour à coeur SIm MIm FA# SIm SIm MIm FA# SIm Tu es si belle Refrain: SIm MIm FA# SIm
|