/14.12.2017/
В тот вечер профессор Клосак собрал друзей и коллег в своей лаборатории, чтобы продемонстрировать некий результат своих последних исследований. И вот мы: я один из друзей учёного, "писака" из регионального научно-обозревательского издания плюс ещё десятка полтора человек, многих из которых я видел впервые, остальных же знал лишь по именам расположились в тесной комнатушке-кабинете посреди столов, стеллажей, компьютеров, бумаг и различного мудрёного оборудования кто на стульях, кто на притащенных из других помещений института офисных креслах, а большинство на приспособленных тумбочках и других предметах интерьера. Все с нетерпением наблюдали за возившимся с приборами профессором, ожидая когда же он начнёт свой рассказ.
Наконец этот момент наступил:
Ни для кого не секрет, начал Клосак без лишних приветствий что объективная реальность, которая нас окружает, состоит не только из материальных явлений. Число Пи, например, теорема Пифагора, тождество Эйлера это потрясающее по красоте соотношение фундаментальных математических констант да и сами эти константы... И все остальные открытия абстрактных, или, по Шопенгауэру, "чистых" наук всё это СУЩЕСТВУЕТ РЕАЛЬНО (профессор сделал явный акцент на этих словах), хотя и не имея при этом материального носителя. Действительно, разве можно полагать, что значение Пи высечено на каком-то камне где-то в сердце Вселенной, и все округлые предметы мира обращаются к этому камню, дабы согласовать свои радиус и длину? Нет, такого камня нет. Но число Пи существует. Существует объективно. Так, если человеческая цивилизация исчезнет с лица Земли, исчезнет, не оставив после себя ни единого следа, ни малейшей крупицы информации о сделанных за тысячелетия открытиях, а затем, спустя века, на смену ей придёт новая разумная жизнь разве сможет она "уклониться" от этого базового свойста, обойтись без числа Пи в своём развитии? Уверен, они неизбежно пройдут через это и многие другие открытия, сделанные и людьми...
Упомянутые понятия относятся к элементарным, наиболее базовым "кирпичикам" этой нематериальной части действительности, продолжил профессор но можно пойти и дальше, ведь есть гораздо более высокоуровневые феномены: ощущения и чувства, присущие живой материи, психика, мышление, сознание всё это реально, и всё это мы не можем "потрогать". Попробуйте, например, представить как материальный объект вкус соли. Мы можем подробно разобрать процессы, связанные с ощущением его в живых организмах, всю цепочку реакций и передачи сигналов но само это ощущение ускользнёт от нас, останется невидимым за формулами. И ощущение солёности, и все остальные ощущения вкусовые, слуховые, зрительные какие угодно не подвластны материальному анализу. А как насчёт таких "материй" как самоосознание? Можем мы его отождествить с какой-либо субстанцией? Положительный ответ означал бы лишь введение дополнительного уровня-посредника, который бы ничего не объяснил. Таким образом, мы имеем дело с существованием явлений нематериальной, нетелесной природы. Этот мир я называю Идейным уровнем бытия, поскольку его составляющие существуют как идеи, но эти идеи не привязаны к "автору" им не нужен субъект для своего существования, не нужен некто, кто "прокручивал" бы их в своей голове.
На этом наш уважаемый расказчик сделал небольшую паузу, видимо готовясь перейти к главной части повествования, и заодно давая возможность и слушателям подготовиться, осмыслив сказанное. Но вот рассказ возобновился:
Занимаясь подобными рассуждениями, я задался вопросами: а можно ли отделить материальное от нематериального? И в частности, отделить человека от идейной составляющей его внутреннего содержания. Или же самому человеку отделиться от своего материального перейти на идеальный уровень. Казалось бы, ничего нового нет в подобных вопросах мистики и люди религии уже давно занимаются вопросом природы духа человека. Но мне представляется, что подобные учения склонны неявно "материализовать" идеальное, вводя понятие души и придавая ей физические свойства, такие, как, например, движение и энергия. Я же попытался решить эту проблему, оставляя идеальное чисто идеальным. И мои исследования не ограничились исключительно теоретико-филосовским направлением, но и имеют практическое воплощение: сейчас я продемонстрирую вам прибор для перемещения на Идейный уровень бытия, сокращённо ППнаИУБ.
С этими словами профессор решительно повернулся и шагнул в сторону похожего на душевую кабинку контейнера, находившегося всё это время у него за спиной.
Но постойте... попытался кто-то возразить, однако Клосак, то ли не услышал, то ли не пожелал пускаться в дискуссию вместо ответа он открыл дверцу кабинки и шагнул внутрь. Затем плотно закрыл контейнер и, повернувшись к публике лицом, с улыбкой нажал на пусковой рычажок...
Как и положено в таких случаях, в этот момент яркая вспышка света заполнила всё пространство контейнера, и присутствующие были тотчас ослеплены ей. Когда же способность видеть вернулась, мы обнаружили контейнер пустым. Некоторое время стояла тишина. Затем кто-то предположил, что это розыгрыш, что Клосак, воспользовавшись световым эффектом, незаметно покинул лабораторию через потайную дверь в задней части "душевой кабины". Самые ретивые метнулись к контейнеру и тщательно обследовали его. Естественно, они ничего не нашли. Другие наведались в смежное помещение проверить возможность выхода с другой стороны там их встретила глухая стена.
... Что бы это значило? Старик действительно перешёл в свою "идейную" реальность? Или он ошибся в расчётах и просто самоуничтожился, распался на поток фотонов? Но тогда должна была выделиться энергия, которая уничтожила бы всё на километры вокруг!
Никто не знал, что делать. Продолжать поиски? Ждать? Чего? Возвращения экспериментатора? А кто сказал, что его прибор действует в обратную сторону? А может, просто уйти, будто и не было ничего? И что потом? Всю жизнь молчать о произошедшем, а то угодишь в психушку или хуже того? Но и если держать эту тайну в себе, всё равно есть риск туда попасть.
Некоторые скептики остановились на том, что это всё же розыгрыш и ушли. У пары человек сдали нервы, и они решили "закрыть глаза" и удалиться от проблемы и последовали за первыми. Оставшиеся пытались выдвигать объяснения случившемуся и варианты дальнейших действий всё в пустую. Наконец кто-то вызвал полицию, и это обернулось кошмарной ночью и последующими месяцами для всех очевидцев опыта: допросы, подозрения, обвинения... В конце концов и полиция сдалась, и профессора признали пропавшим без вести "при невыясненных обстоятельствах".
На этом можно было бы считать приключения закончившимися, но до сих пор меня время от времени одолевают мысли об этом случае, и неизбежно встаёт вопрос: где же Вы, профессор Клосак?
|