Аннотация: Онтологическая работа как элемент технологии проектирования
образовательных практик, ориентированных на развитие личности.
Мезенцев Евгений Леонидович, 12.01.97
Онтологическая работа как элемент технологии проектирования
образовательных практик, ориентированных на развитие личности.
1. Онтологическая работа.
Онтологическая работа есть построение определенного изображения
объекта, являющегося объектом либо практической, либо
конструктивно-технической, либо теоретической деятельности. В нашем
случае мы говорим об образовательных практиках, ориентированных на
человека, поэтому необходим определенный способ представления
человека, с целью использования этих представлений для проектирования
образовательных практик.
2. Краткий анализ социокультурной ситуации.
Мир современного человека представляет собой очень сложные
человеко-машинные системы деятельности, обладающие огромной инерцией,
и требующие от человека машиноподобности. Это порождает проблему
отчуждения человека от результатов своего труда, проблему смысла
жизни (экзистенционализм как филосовское и литературное движение,
молодежные контр-культуры: хиппи, панки и т. д., распространение
фанатичных религиозных сект). Отдельный человек не может изменять
сложные системы, но и они, как только человек перестает вкладывать
свои силы в поддержание функционирования этих машин, просто
разваливаются (яркий пример - Советский Союз). Индустриальное
общество (основаное на человеко-машинных системах деятельности) зашло
в тупик. И многие философы обсуждают постиндустриальное общество как
следующую ступень развития человечества (в частности Ф. Т. Михайлов
говорит о переходе от техногенной к антропогенной фазе развития).
3. Основной принцип онтологии человека.
Человек есть собственная возможность. Онтология человека должна
строиться как система возможностей (система мест или топика).
4. Топика (онтология) человека.
Мы полагаем что онтология человека может рассматриваться как
совокупность трех функциональных пространств (мест) реализующихся на
биологическом материале (теле).
4.1. Субъектность.
В этом месте находятся способности человека быть субъектом каких-либо
деятельностей (в том числе и коллективных). Каждого человека можно
мыслить как способного к некоторому набору деятельностей.
4.2. Личность.
Это пространство собственности человека. Мы под собственностью
понимаем нечто принадлежащее исключительно данному человеку и никому
другому. Одним из важнейших типов собственности является ценность.
Непосредственно изменять что-то в личности другого человека
невозможно (это главный этический принцип следующий из описываемой
онтологии личности). Появление новых типов собственности есть
развитие личности. Механизм этого развития есть самоопределение в
разных типах деятельности (рефлексия оснований выбора порождает новый
тип собственности). Узнать что-либо о личности можно лишь в
ситуациях самоопределения. Личность в человеке отвечает за
ответственность, самостоятельность.
4.3. Индивидуальность.
Это место личной истории. Линии развития личности здесь укладываются
в истории. Про развитие личности можно говорить лишь при наличии
этого исторического пространства. Рефлексия пространства
собственности порождает историю личности или индивидуальность.
Наличие места для личной истории определяет возможность
самопроектирования человеком собственного будущего, то есть человек
может управлять своей историей.
5. Топика образовательного пространства.
Мы полагаем, что образовательное пространство в котором развивается
человек должно быть адекватно топике человека (пункт 4). Это
положение соответствует известному положению Л. С. Выготского об
интериоризации как механизме формирования высших психических функций.
Итак, мы имеем три принципа организации образовательного
пространства.
5.1. Принцип деятельности.
В образовательном пространстве реализуются условия необходимые для
овладевания деятельностью (или некоторого набора) необходимой для
существования в социуме.
5.2. Принцип самоопределения.
Для формирования личности необходимы условия в которых происходит
самоопределение в типах деятельности, то есть необходимо многообразие
типов деятельности и условия для свободного выбора и рефлексии его
оснований.
5.3. Принцип истории.
Необходимы специальные средства (места) в которых "накапливаются"
истории, то есть фиксируются события жизни любых организованностей.
Именно фиксация историй и событий являются условиями обеспечивающие
рефлексию оснований выбора и тем самым развитие личности.