Аннотация: Попытка создания школьной программы по философии. Содержит основные принципы.
28.05.1997 Евгений Мезенцев
Образовательная программа "философия"
*0 Предварительный
1. Ситуация (малая)
Данный текст создается в качестве средства управления образовательной практикой в системе дополнительного образования ориентированной на старший школьный возраст с предварительным названием "философия".
2. Ситуация (большая)
Современная ситуация в России, в общем-то, достаточно понятна - кризис. В сфере образования это более всего заметно. И дело не в том, что мало денег, а в том, что - нечему учить. Можно сказать что современная средняя школа есть скорее институт занятости детей, чем их образования. В этих условиях активно развиваются разнообразные дополнительные образовательные "места", причем не обязательно осознающие себя таковыми. Дискотека и телевизор - самые "мощные" по эффекту. В последнее время начинают распространяться игровые практики (как индивидуальные, так и коллективные). И продолжают иметь место традиционные - спорт, искусство и религия. Можно заметить что мы употребляем термин "образование" в его содержательно-функциональном смысле - "образующие" человека типы деятельности. Кризис образования в том, что разрушились те идеалы человека, которые были ориентирами еще лет 10 назад и образование, сознающее себя таковым, фактически исчезло (массовые деятели образования по инерции воспроизводят то, что было раньше).
Идеалы человека или, на более техническом языке, его проекты - есть продукт прежде всего философской работы, то есть в человеческой культуре есть специфическое нечто, что занимается выработкой фундаментальных (онтологических на философском языке) представлений и способов мышления. Мы еще раз обращаем внимание на то, что это определение философии функционально - философия есть то, что отвечает за наличие фундаментальных способов мыслечувствия мира или как говорили раньше - мировоззрения.
Кризис мировоззрения есть самый главный кризис в современной российской ситуации (мы понимаем, что эта позиция есть позиция деятеля образования). Собственно, данная программа и есть способ нашего самоопределения в этой ситуации.
3. Принципы программирования
Принцип содержательности (или культуросообразности). Этот принцип требует адекватности содержания образования той проблеме которая эту программу формирует. В нашем случае это адекватность проблемы идеала человека и философии как культурного материала, привлекаемого для ее анализа.
Принцип сознания (или рефлексивной организации работ). Может рассматриваться как содержательное следствие предыдущего, так как философия построена на рефлексии, которая трактуется нами как сознание происходящего и делаемого (то есть при организации и проведении работ мы стараемся постоянно осознавать что мы делаем, что чувствуем и что вообще происходит). Собственно философский акт это и есть акт сознания чего-либо, а затем взятие предельных интенций этого содержания с непрекращающимся сознанием происходящего. И именно этот принцип является и содержательным (и нормативным). Мы считаем, что последовательная реализация и практика этого принципа и является тем искомым идеалом (проектом) человека. Поэтому он является главным и единственным. А первый принцип есть только способ выхода на принцип сознания (его введения). Итак, мы приходим к тому, что практика управляемая данной программой есть практика сознания.
Принцип деятельности. Мы рассматриваем сознание именно как акт, то есть действие сознающего существа с одной стороны, а основными структурами сознания - деятельность (а точнее жизнедеятельность) сознающего существа. Деятельность есть основная структура сознания, а основной формой жизни человека является деятельность по осуществлению самого себя. Данное обстоятельство рассматривается нами двояко: один раз как предельное (онтологическое) представление о форме существования человеческого, а второй раз как средство философского анализа содержаний сознания. Таким образом мы определяем предельную рамку ограничивающую содержание образовательной деятельности: образование есть самодеятельность по реализации собственных проектов и проектов самого себя (отсюда педагогическая установка - опосредованное нормирование этой деятельности и новый образ учителя - посредника между всей мощью человеческого как социокультурного и индивидуальной образовательной траекторией ученика трактуемой как деятельность направленная на самого себя). Мы осознаем, что деятельность есть самая мощная на настоящий момент категория организующая содержание жизни человека (хотя есть ряд неясностей, связанных скорее с чувствами и эти неясности есть проблемное содержание которое будет разрабатываться в ходе данной программы). Собственно, деятельность по организации собственной жизни и полагается нами как основной предмет совместных размышлений и источник проблем, определяющих тематическое содержание программы.
Принцип неизвестности (или, более поэтически, принцип тайны). Этот принцип даже и не является принципом. Этот тезис фиксирует недостаточность любого рационального анализа и пытается ухватить нечто, что даже с трудом можно отнести к собственно философскому культурно-фиксированному содержанию. То, что мы пытаемся здесь фиксировать, есть граница понятийного (и в этом смысле философского). Есть две сферы культурного содержания углубляющего данный принцип: первая - религиозно-мистическая, вторая - сфера искусства. Хотя если трактовать интуицию данного принципа философски, то можно сказать следующее: принцип тайны фиксирует границу философского подхода. Мы, со своей стороны, честно признаемся, что трактуем этот принцип лишь нашу собственную ограниченность, то есть мы не понимаем что с этим можно делать и как это можно мыслить. Последняя фраза свидетельствует о том, что основной методологической категорией для нас является категория мыследеятельности, что нами вполне осознается. Этот принцип фиксирует также постоянную готовность к проблематизации нашего подхода и даже к самопроблематизации (поэтому этот принцип можно назвать принципом скептицизма и антидогматизма) и мы совершенно честно говорим, что не знаем, что находится за этой границей (в отличии от мистиков), во всяком случае это не является каким-либо содержанием (поэтому религия и мистика считаются нами не имеющими действительного содержания). Мы допускаем, что это наша ошибка.