Аннотация: Написано для журнала "Мальтийский вестник".
Написано для журнала "Мальтийский вестник".
Среди деятелей российской культуры, вынужденных оставить свое Отечество и разбросанных по разным странам Европы горькой первой волной эмиграции в начале 1920-х гг., бытовало выражение: "Мы здесь не в изгнании, мы в послании". И действительно, ученые, литераторы, художники из России оставили тогда заметный след в культуре многих европейских стран, и Мальта здесь не исключение!
Сейчас иные времена, но многие люди искусства из числа русских общин за рубежом остаются верны этим славным традициям и продолжают миссию посланников великой русской культуры, внося свой вклад в культурную жизнь разных стран и континентов, щедро делясь своими талантами и, в свою очередь, умножая их местными традициями. Не теряют они и творческих связей с Родиной, всегда с особенным чувством представляя в России свои работы.
Художник Александр Телин - фигура весьма известная в кругах служителей муз на Мальте. Его самобытные и интересные картины стали частью культурного пространства сегодняшней Мальты и не раз достойно представляли ее в различных экспозициях изобразительного искусства. Впервые приехав на Мальту в качестве художника-постановщика фильма "Иуда" режиссера Андрея Богатырева, он совместно со своей супругой Марией Эль создал на острове художественную студию и галерею, где проводятся неизменно вызывающие интерес культурные мероприятия.
Биографическая справка: Александр Телин родился в семье народного художника России Владимира Телина, работы которого хранятся в Третьяковке и петербургском Государственном Русском музее. Помимо живописи, Александр занимается кинематографом - он был художником-постановщиком фильмов "Иуда", "Артефакт", "Неваляшка" и "Тариф новогодний". (lenta.ru)
Александр Телин, создавший уникальное творческое пространство, объединившее Мальту и Росси и нашедший в эмоциональном фоне наших стран общие мотивы, образы и краски, 13 июня выступил как художественный посланник Мальты в Москве, где открылась выставка его работ. Экспозиция, на которой его живописные полотна представлены совместно с работами скульптора Игоря Яворского, открыла двери для посетителей в выставочном зале Товарищества живописцев Московского союза художников, расположенного в самом сердце российской столицы, на Тверской-Ямской улице.
"Игорь Яворский и Александр Телин знакомы давно, еще со студенческих лет. Они друзья и, вместе с тем, мастера яркой творческой индивидуальности", - рассказала автор идеи выставки Мария Эль. Интересно, что четверть века назад, на заре своего творческого пути, оба мастера уже проводили совместную выставку, и теперь вернулись к опыту своей юности уже как зрелые состоявшиеся художники.
Выставка, при входе на которую публику встречает оригинальная художественно-скульптурная композиция, вызывающая ассоциации с изобразительным искусством Средиземноморской античности, носит оригинальное название "СолнцеМяч". Так называется одна из наиболее известных картин Александра Телина, на которой изображена группа юных атлетов, на морском берегу играющих с солнечным шаром, словно с мячом. Учитывая, что на слуху у всех проходящий в эти дни в России Чемпионат мира по футболу - 2018, сложно не усмотреть в названии аналогии, так сказать, со спортивной повесткой дня!
А.Телин. СОЛНЦЕМЯЧ.
Представленные в экспозиции работы Александра Телина охватывают практически весь период его творческого пути, с 1980-х гг. до сегодняшнего дня, и, перемещаясь по залам, можно проследить, как сложился его очень самобытный творческий стиль - яркая и очень контрастная манера письма, некоторая подчеркнутая декоративность образов и интересная палитра цветов, от выразительно затемненных московских урбанистических мотивов до нарядного средиземноморского многоцветия цикла "Дети и море".
А.Телин. Рыба.
На некоторых особенностях творчества Александра Телина хотелось бы остановиться подробнее. Во-первых, его картины глубоко человечны. Даже там, где человек не является частью авторского сюжета (например, триптих "Луна" 2018 г., "Плач" из цикла "Горгульи" 2017 г. и др.) человеческие эмоции и чувства присутствуют в качестве призмы, через которую воспринимается и раскрывается идея художника.
Во-вторых, работы Александра Телина создают впечатление определенного романтического мифологизма. Преломляя житейские, зачастую бытовые сюжеты, художник создает свой мир образов и настроений, свою сказку о жизни. В особенности это относится к его урбанистическим мотивам. В ряде картин - "Московские окна" (2015), "Ночь из окна мастерской" (2010), "Теплый Стан" (1999), "Крыши на Фрунзенской" (2002), "Ночь контрабасиста" (2011) - московские пейзажи создают романтическое и тревожное закатное настроение, которое очень близко знаменитым строчкам молодого Маяковского:
Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зелёный бросали горстями дукаты,
а чёрным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие жёлтые карты.
А.Телин Московские окна.
А.Телин. Ночь контрабасиста.
Москва выступает самостоятельным персонажем, живым и глубоко созвучным переживаниям нашего современника.
Мальта Александра Телина зачастую вплетена в житейские или фантасмагорические сюжеты в качестве богатого и выразительного городского фона (особенно любит художник величественные очертания куполов Валетты над водами Гранд Харбор). Картины "Купание мальтийских коней" (2017), "Ночь свечей. Биргу" (2013), диптих "День и ночь" (2015), "Мать и сын" (2013), "Парашют" (2013) проникнуты особым неповторимым колоритом Мальты, где тесно переплетены легенды прошлого и настоящее, фантазия художника и вечный дух острова.
А.Телин. Купание мальтийских коней.
"Мальтийский архипелаг открылся мне как сбалансированный и тонко настроенный Мир. Поэтому неудивительно, что многие мальтийские темы стали сюжетами моих картин, - рассказал сам Александр Телин. - Для меня как для художника это неисчерпаемая кладовая образов и художественных смыслов".
А вот цикл "Горгульи" - "Предостережение" (2014), "Северный король" (2018) - рисует очень нетрадиционный, средневековый, мистический и даже несколько пугающий образ еще одного города - Кельна, с фронтонов старинного собора которого пришли на полотна художника эти образы.
А.Телин. Предостережение.
А.Телин. Северный король.
Очень интересна портретная живопись Александра Телина. Цикл его детских портретов ("Оскар Уайлд", "Терракотовый Восток. Лиза", "Где-то в далекой галактике", "Маши и медведь", "Ловец бабочек. Сережа", "Маленький гусар. Роман" и др.) создает серию очень рельефных характеров. Маленькие персонажи художника смотрят с полотен на мир очень серьезными и задумчивыми глазами, словно пытаясь с детской мудростью постичь суть открывающейся перед ними жизни. Быть может потому они и "примеряют" на себя совершенно взрослые амплуа из настоящего и даже прошлого - летчика-космонавта, модного литератора, экстравагантной дамы, кавалерийского офицера...