Михайлова Наталья : другие произведения.

Истинный пес и его стая

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
  • Аннотация:
    О киниках: Антисфене, Диогене, Кратете.

  

ИСТИННЫЙ ПЕС И ЕГО СТАЯ

  
   Истину надо учить смеяться.
   Умберто Эко
  
   "Перечеканивай монету!"
  
   Никогда шут и философ так гармонично не сливались в одном лице, как в античных киниках. Вот он, самый знаменитый киник, Божественный Пес Диоген из Синопа. Сын фальшивомонетчика, бродяга и одно время раб, клянусь Гераклом!
   Гераклом киники клялись оттого, что считали его своим покровителем. Геракл провел свою жизнь в странствиях, бродя по дорогам в плаще из львиной шкуры, с дорожной сумой и дубиной. Точно так же одет и киник: посох и плащ на голое тело, и сума. И цели киников те же, что у Геракла, - очистить мир от чудовищ.
   Что это за чудовища, на которых покушается киник? По преданию, когда Диоген обратился к Оракулу с вопросом: "Чем мне лучше всего заняться?", Оракул ответил: "Перечеканивай монету". Вот, наверное, вытаращил глаза сын осужденного фальшивомонетчика! Но вскоре он сумеет верно истолковать слова Оракула и тогда займется переоценкой ходячих ценностей, борьбой со штампом. Именно поэтому, сознавая свою жизнь как борьбу, киники называли себя атлетами.
   Чудовища киника - это общественное мнение, официальная мораль, незыблемые авторитеты. В этом философствующие псы сближаются с образами скоморохов, как пишет о них Д.С.Лихачев: "Они честны, правдивы, смелы. Они веселы, как веселы люди, ничего не имеющие. Они не принимают никаких условностей. Они правдолюбцы, почти святые, но только... "наизнанку" ("Смех как мировоззрение").
   Средством выражения своей философии для киника нередко было уличное действо. Они, правда, записывали свои постулаты, в частности Антисфен, ученик ритора Горгия, не был чужд и риторики. Однако кинизм более всех философий далек от чисто бумажного выражения. Даже в текстах их много примеров. А в целом проповедью учения киников была их открытая уличная жизнь.
  
   В гимнасии Белой Собаки
  
   Основателем кинической школы стал Антисфен. Школа называлась Киносарг (Белая Собака). По преданию, неизвестно откуда взявшаяся белая собака однажды показала Истинному Псу, как он себя называл, рощу, в которой была потом основана школа.
   Многие поучения Антисфена были построены на балагурстве. На русском языке нельзя передать игру слов, которую использовал первый киник. Он отвечал на вопросы в рифму, составлял остроумные каламбуры. "Хронос" у него превращался в "онос" (бог в осла), "коракес" (вороны) в "колакес" (льстецов). Остроты и парадоксы философа становились известны всем Афинам.
   Юноша, приехавший с Понта, обещал наградить его, как только прибудет его корабль с соленой рыбой. Антисфен, взяв его с собой и прихватив пустой мешок, отправился к торговке хлебом, набил мешок зерном и пошел прочь; а когда та стала требовать денег, сказал: "Вот этот юноша заплатит, когда придет его корабль с соленой рыбой!"
   Диоген Лаэрций писал о нем:
   В жизни свой, Антисфен, ты был псом недоброго нрава,
   Речью ты сердце кусать лучше, чем пастью, умел.
   Антисфен учил: "Не пренебрегай мнением врагов: они первые видят твои недостатки!"
   А также: "Все хорошие люди - друзья".
   И еще: "Лучше сражаться среди немногих хороших людей против множества дурных, чем среди множества дурных против немногих хороших".
   Но известен и такой случай. Антисфен умирал от чахотки, и мучения его были нестерпимы. Принцип аскезы, распространенный во многих этических течениях античности, заставлял Антисфена мужественно покончить с собой, если уж он не в силах с твердостью выносить муки. Когда к нему пришел его ученик Диоген, Антисфен в отчаянии воскликнул: "Ах, кто избавит меня от страданий!" "Вот кто!" - отвечал Диоген, подавая учителю кинжал. "Я сказал - от страданий, а не от жизни", - поправил учитель.
   Этот последний случай показателен для философа, который стал на путь переоценки ценностей. Ведь добродетель киника - способность не стыдиться уронить себя в глазах окружающих. Впрочем, может быть, Антисфен имел в виду лицемерие учения о смерти-избавительнице...
  
   Безумствующий Сократ
  
   Наследником Истинного Пса стал киник Диоген.
   Антисфен не жаловал учеников. Увидев новичка из Синопа, Антисфен стал гнать его прочь. Диоген подал ему палку: "Бей меня, но ты не найдешь такой крепкой палки, чтобы выгнать меня совсем". С этих пор он и стал учеником Антисфена, а потом чумой и гордостью Афин, знаменитым философом, жившим в бочке, нищим шутом, которого при жизни называли Божественным.
   Из киников Диоген был более всех комедиантом. Еще Антисфен предпочел дать понтийскому юноше, который одаривал его на словах, наглядный урок и для этого отвел его к торговке. Диоген превратил в театр всю свою жизнь, верней, в балаган, где он зло высмеивал и одновременно смешил толпу. Выходки его были оскорбительны, какими бывают шутки клоуна-эксцентрика. Все знают, как днем он обыскивал многолюдные Афины с фонарем в руке, приговаривая: "Ищу Человека!" На улице он звал: "Эй, люди!" Когда на его крик собрался народ, он рассердился: "Что вы пришли?! Я звал людей, а не мерзавцев!" Как-то Диоген рассуждал о важных предметах, но никто его не слушал. Тогда он принялся верещать по-птичьи. Сразу сбежалась толпа. Диоген зло пристыдил людей за то, что их занимают всякие глупости, разумные же речи никому неинтересны.
   Пес из Синопа был далек от всякой благообразности и лицемерия и многими своими поступками высмеивал и облик, и поведение почтенных людей. Спрошенный, едят ли философы пироги, он отвечал: "Едят все, что и остальные люди", на вопрос же, какое предпочитает вино, сказал: "Чужое".
   Впрочем, чаще всего псу Диогену приходилось довольствоваться чечевичной похлебкой. С ней связан еще один эксцентрический скетч, который представил публике божественный шут.
   На базаре Диоген учил о фатализме, в то время как рядом с ним стояла миска с чечевицей. Желая подшутить над ним, один из слушателей потихоньку съел похлебку. Зная, что философу не на что купить себе новый обед, он сказал: "Утешься, Диоген: видно, это судьба судила тебе сегодня остаться голодным". На что Диоген отвечал, надевая ремни для кулачного боя: "И ты утешься, потому что судьба судила тебе сегодня быть битым".
   Наибольшую славу синопскому псу принес его ответ Александру Македонскому. Император сказал Диогену: "Проси у меня, чего хочешь!" На это Диоген отвечал: "Отойди, не заслоняй мне солнца".
   Слава Диогена поистине была скандальной. Пса-философа сопровождали уличные мальчишки, которые с криками дразнили его: "Берегись: он кусается!" В самом деле, еще больше своего учителя Антисфена Диоген был собакой с недобрым нравом и умел "кусать речью".
   Так, он просил милостыню у статуй, и когда его спрашивали, зачем он это делает, он отвечал: "Чтобы приучить себя к отказам".
   От Диогена доставалось и богам. В Самофракии была пещера, посвященная Гекате, куда приносили свои дары люди, чудом спасшиеся от смертельной опасности. Диоген сказал: "Даров было бы гораздо больше, если бы их приносили не спасенные, а погибшие".
   Кроме того, изгнанник Синопа, Диоген первым из философов объявил себя гражданином мира. Глубину этого понятия можно постичь только тогда, когда вспомнишь, что у мира нет правителя и мир - не государство. Диоген ставил себя не вне идеи родины, а вне идеи власти и государственного строя.
   "Кем ты считаешь Диогена?" - спросили у аристократа Платона, его знаменитого современника, которому немало и самому доставалось от шуток уличного пса. Платон ответил: "Диоген - это безумствующий Сократ". Стоит вспомнить, как важен был для Платона образ Сократа, его учителя и впоследствии героя многочисленных диалогов.
   О смерти философа, прозванного за свою безумную мудрость псом-небожителем, имеются противоречивые свидетельства. По словам одних, он умер от бешенства... вот уж судьба! По словам других, Диоген использовал распространенный в античности и уважаемый способ самоубийства: задержал дыхание.
  
   Кратет Взломщик
  
   После Диогена звезда кинизма уже никогда не вспыхивала так ярко. Но без обаятельной фигуры Кратета из Фив все же нельзя считать полным рассказ об этих уличных мудрецах.
   Взломщиком Кратет был прозван как раз за свое обаяние. Не было двери, которая не распахнулась бы перед ним. Он умел утешить, выслушать или дать совет, как никто другой. Смех его был лишен того гневного сарказма, которым славился его учитель Диоген, и смеялся кроткий Кратет больше всего над самом собой. Вот, например, как описывал этот нищий свои владения:
   Некий есть город Сума посреди виноцветного моря,
   Город прекрасный, прегрязный, цветущий, гроша не имущий...
   Между тем Кратет происходил из богатой семьи. Антисфен упоминает интересный факт. На принятие Кратетом кинизма повлияла одна пьеса, в которой раненый в бою царь Телеф в жалком виде нищего через всю Грецию пробирается к своему целителю. Образ этого нищего царя с сумой и подвиг будто бы самого Кратета взять в руки киническую суму и посох.
   Ясный, легкий, проповедник независимости и беззаботной мудрости, смеясь над собой, он роздал своим согражданам 200 талантов и ушел бродить по дорогам и отворять запертые двери. Ему принадлежит изречение: "Собирай плоды и моллюсков", то есть довольствуйся малым. Философия его научила
   Жевать бобы и не знавать забот.
   "Родина моя, - говорил он, - это Бесчестье и Бедность, неподвластные никакой Удаче, и земляк мой - недоступный для зависти Диоген". И с Александром Македонским он говорил в духе все той же свой беспечной мудрости. "Хочешь, я восстановлю твой город?" - спросил захвативший Фивы Александр. "Не стоит, - сказал Кратет. - Какой-нибудь новый Александр возьмет и разрушит его опять".
   Заниматься философией, говорил он, надо до тех пор, пока не поймешь, что нет никакой разницы между вождем войск и погонщиком ослов.
   Но очевидней всего чудесное обаяние Кратета проявилось в истории с Гиппархией. Философ был принят в богатом доме ее родителей. Гиппархия, послушав речи кроткого Взломщика, полюбила его так, что не обращала больше внимания ни на знатность, ни на богатство, ни на красоту других женихов. Следует вспомнить, что сам Кратет был хромым, но и это не охладило любви Гиппархи. Аристократка ушла с любимым и стала его женой.
   Это была необыкновенная пара уже потому, что Гиппархия сама стала философом-киником, а не просто женой философа. К сожалению, из ее сочинений, равно как из сочинений Кратета, до нас почти ничего не дошло.
  
   Все псы попадают в рай
  
   Киническое учение - прежде всего учение об образе жизни. Только теоретизировать и быть при этом киником невозможно. Кинизм - это особое поведение и особый облик. Поведение псов-философов гротескно. Они нарочно делают то, что не принято (носят плащ на голое тело, без хитона, едят при людях), выходки их характеризуется особенной алогичной логикой (днем с фонарем искать человека; звать людей, а потом прогонять их). Речь киников - балагурство, игра омонимами, рифмами, сознательное восприятие прямого смысла вместо переносного и наоборот. В принципе, можно говорить даже о применении киниками бутафории в своих уличных сценках. Кратет, к примеру, чтобы излечить будущего основателя стоической школы Зенона, своего ученика, от излишней застенчивости, заставил его носить за собой по городу горшок чечевицы (которая резко пахнет). Подобные же штуки выкидывали и Антисфен, и Диоген.
   Бродяга-киник всю жизнь живет на людях, и поэтому он философствует каждым своим поступком: даже когда спит, если спит в бочке. Эстетика его поведения много вобрала в себя из уличной смеховой культуры. Киник одновременно и мудрец, и пародия на мудреца.
   Киник воинствен. Его усилия направлены на то, чтобы переделать мир, вот почему Диоген не удовлетворяется тем, что сам живет, как должно, но еще и постоянно конфликтует с афинянами, называет их мерзавцами, зло разыгрывает, выставляет дураками. Как-то раз выведенные из терпения горожане разбили за это его бочку. Но они, как видно, признавали в глубине души правоту своего буйного философа, поэтому вскоре раскаялись и исправили свой проступок воистину в киническом духе: новая бочка была подарена городом Диогену!
   Дон-Кихот был безумен, но стал для людей неким символом веры в добро. Если предположить, что Дон-Кихот облачился в ржавые доспехи не в безумии, а в назидание другим, то мы бы получили киническую схему поведения. Каждый шаг пса-философа должен был будоражить умы. Диоген шел в театр, когда люди выходили оттуда навстречу ему. На вопрос, почему он идет в противоположную сторону, чем все остальные, он отвечал: "Потому что именно это я и делаю всю жизнь".
   Киник скитался по свету не с рыцарским копьем, но с его античным прообразом: геракловой палицей. Философским смехом и шутовской выходкой он вступал в бой с гидрами предрассудков. Когда Диогена спросили, что есть самого лучшего у людей, он сказал: "Свобода слова". Но во имя чего вели свои сражения с обыденностью уличные псы Афин? Эти непредсказуемые эксцентрики, шутники и задиры? Ни для кого не секрет, что философия киников является эвдемонистической и этической, а проще говоря, высшая цель человеческого существования складывалась для них из самых азбучных истин: разума, добродетели и счастья людей.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"