Михеев Дмитрий Тимофеевич : другие произведения.

В тени безумия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.00*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Данная статья является очередным возвращением к проблеме маньяков убийц.


   Во мраке безумия

"Может быть, это точка безумия,

Может быть, это совесть твоя -

Узел жизни, в котором мы узнаны

И развязаны для бытия ..."

Осип Мандельштам

   Данная статья является очередным возвращением к проблеме маньяков убийц. Об этой теме написано вполне достаточно, и я не могу сказать наперёд, будет ли в нижеизложенном что-то новое или сколько-нибудь ценное для общества и науки, скорее всего, нет. Однако, не будет лишним сформулировать моё индивидуальное понимание проблемы. Должен признаться, что не имею никакого специального образования и не являюсь специалистом в психологии, так что не могу претендовать на научность своих предположений, однако, буду искренне рад, если кто-нибудь примёт во внимание мои сугубо субъективные взгляды на проблему общественного явления, известного под понятием маньяки-убийцы. Ещё раз должен подчеркнуть, что все предположения основаны на личных представлениях и самоанализе, и не имеют под собой основы в виде исследований или других работ.
   Во-первых, следует ограничить и определить рассматриваемую проблему - прежде всего, в данном случае меня интересует феномен преднамеренных серийных убийств, которые не мотивированы материальной выгодой. Это особый круг преступников, которыми двигают совершенно особые мотивы, и к осознанию причин, по которым совершаются подобные жестокие убийства, нужно подходить осторожно, используя не только логику, но и пытаясь понять глубинные процессы этого явления.
   Я глубоко убеждён, что понять смысл, причины и природу жестоких поступков этих людей совершенно невозможно, если рассматривать проблему с точки зрения общества. В данном случае необходимо попытаться проникнуть во внутренний мир убийцы, взглянуть на ситуацию его глазами, тогда, вероятно станут доступными для понимания и поступки этих людей, а также то, что подвигло их на эти самые поступки.
  
   Рассуждая о маньяках убийцах в целом, как об общественном явлении, следует понимать, что это очень неоднородное явление, или, скорее, целый комплекс похожих явлений. Все серийные убийцы очень разные по своей сути, по движимым ими мотивам. Глупо думать, что все серийные убийцы похожи по своим мотивам и природе их преступлений, практически каждый из них - это индивидуальность, и поэтому, всяческие исследования необходимо проводить с индивидуальным подходом в каждом конкретном случае. Я бы разделил всех серийных убийц на несколько больших групп, разделённых по природе их преступлений и мотивации:
  -- Психически ненормальные люди - субъекты, с каким-нибудь тяжёлым нарушением психики, вроде шизофрении, параноидальных навязчивых идей или что-либо тому подобное. Мотивы таких убийств лежат далеко за пределами реального мира, и пытаться понять причины убийств можно только с точки зрения психиатрии. Это чисто невменяемые люди, по крайней мере, в момент убийства. В общем и целом, с этой группой всё ясно, и особого интереса для анализа она не представляет.
  -- Люди с глубокой психологической травмой - пожалуй, самая большая из групп. Полагаю, что в неё входит большая часть известных маньяков. В отличие от первой группы, такие люди с точки зрения психиатрии практически здоровы. Люди из данной категории когда-то в прошлом получили очень глубокую психологическую травму, последствия которой и превратились в нечто похожее на навязчивую идею убийства, но не являющееся при этом чистым психическим расстройством. Это чем-то похоже на своеобразный посттравматический синдром. Жертвы маньяков из этой группы - это, как правило, узкая группа людей, которые как-то связаны с прошлой травмой, или чем-то напоминают убийце события прошлого.***
  -- Феномен парадоксальной жестокости - это совершенно особая и очень необычная группа, её представители - это совершенно нормальные люди, в какой-то момент совершившие жестокие убийства для удовольствия. Такие убийцы, на самом деле не являются маньяками как таковыми, в прямом смысле этого слова - психически, они совершенно здоровы. Движущей силой в таких случаях является странная особенность человеческой психики, по моим представлениям, присущая у всех мужчин. Парадокс в том, что в каждом мужчине, и возможно, что такое можно встретить и у некоторых женщин, есть особая черта психики, своеобразная странная особенность - способность получать удовольствие от чужих страданий, а если конкретнее - от страданий и физической боли потенциального полового партнёра. Как правило, это врождённое, или каким-то образом приобретённое целым обществом, влечение к насилию успешно подавляется психологическими и социальными барьерами, а также воспитанием. В тех случаях, когда такие барьеры ослаблены, либо, если влечение так сильно, что их ломает вместе с воспитанием, мы получаем убийц, которые просто получают удовольствие от убийства. Иногда может доходить до того, что муки жертвы полностью замещают половой акт. Более подробно об этом феномене читайте в более ранней статье --> "Дыхание зверя".[Author:п"]
  -- Тяжёлое психосексуальное расстройство - по своей сути, представители этой группы, практически то же, что и представители группы феномена парадоксальной жестокости. Однако, тут есть тонкая грань - люди с тяжёлым психосексуальным расстройством - более явно выражены, их тяга к убийству с точки зрения медицины может быть названа болезнью, или, скорее, половым извращением, а в свою очередь в случаях парадоксальной жестокости констатировать такое психическое нарушение либо представляется очень трудным, либо абсолютно невозможным, такие люди, говоря прямо, и не больны. Но в общем и целом, эти две группы имеют общие мотивы, и их разделение является по сути, спорным. В современной научной медицине нельзя поставить строгие грани между психической патологией и психическим здоровьем, и нельзя сказать, где начинается безумие, и где кончается рассудок. Грубо говоря, единственным критерием разделения этих двух условных групп, является степень интенсивности искажённого полового влечения и влечения к насилию.
   Вероятно, в большинстве случаев представители этой группы также могут проявлять симптомы психического расстройства, как в первой группе, к примеру, шизофрения и её разновидности.
   В предложенной мною классификации природы и причин явления маньяков-убийц есть одна важная черта, может недостаток, а может, и преимущество. Дело в том, что это скорее даже и не классификация, которую можно было бы применять для определения типа маньяка и движущих им сил, это, по сути, только перечисление тех возможных природных причин, которые превращают людей в чудовищ. На самом деле, я убеждён, не существует таких маньяков, которые являлись бы чистыми представителями какой-либо из групп, у каждого убийцы своя судьба и своя история, своя тайна, которая скрывает глубинные причины их кошмарных деяний. Скорее всего, в каждом конкретном случае имеет место целая комбинация тех причин появления убийцы, о которых я говорю, и в каждом случае эта комбинация отлична от другой, в каждом случае упомянутые причины проявляются в большей или меньшей степени. В довершении всего, этот букет причин появления маньяка-убийцы может быть ещё и крайне запутанным уже сам по себе, ведь часто может происходить та, что один из факторов может быть причиной другого - так психологическая травма может стать психическим расстройством, или склонность к насилию может перерасти в психосексуальное расстройство, или же, само по себе психосексуальное расстройство может довести человека до безумия. Можно привести пример: представим себе маньяка, который страдает таким психическим расстройством, как социопатия - оно проявляется слабо, и может быть вообще незаметно для окружающих, если маньяк будет думать о последствиях своего поведения, этого, конечно, недостаточно для того, чтобы стать маньяком, но этого хватает, чтобы стать преступником, суть в том, что такие люди не принимают социальных норм и ограничений, они позволяют себе то, что непозволительно с точки зрения общества. Такой человек не считается ни с чем, добиваясь своих собственных потребностей и его не интересуют интересы остальных людей. Это напоминает лицемерие, перешедшее разумные границы. В дополнение к этому у рассматриваемого субъекта наблюдается склонность к насилию, то есть широко распространённый феномен парадоксальной жестокости из третьей группы. В добавок к этому, индивид страдает лёгким психосексуальным расстройством - садизмом, что тоже проявляется слабо, и само по себе не вызывает ситуации, когда человек превращается в маньяка. И наконец, у маньяка наблюдается слабовыраженное психическое расстройство - паранойя, спровоцированная глубокой душевной травмой, полученной в прошлом, скажем, принуждение к сексу с взрослой женщиной. Всё это вместе взятое и создаёт неповторимый случай, в котором маньяк имеет индивидуальность.
  
   Говоря перечисленных в начале статьи причин "рождения" маньяка нужно заметить, что все эти причины являются различными проявлениями человеческой природы и биологии, но кроме одной. Только группа "психологическая травма" является порождением общества, а не физиологии. И так как психические расстройства являются практически неизлечимыми, а феномен парадоксальной жестокости вообще является скорее всего каким-то проявлением тёмной стороны человеческой природы, разбуженной глобальными современными проблемами общества, то единственный фактор, на который мы в силах как-то повлиять, это результат психологической травмы. Такую травму, душевную рану можно если не вылечить, то по крайней мере облегчить страдания человека, не допустив рокового превращения его в монстра.
   Кроме того, этот фактор уникален ещё и тем, что само общество в какой-то мере виновато в появлении таких случаев. Было бы полезно посмотреть на ситуацию глазами самих представителей этой группы. Глубокие психологические травмы чаще всего являются результатом какого-то насилия или унижения в раннем возрасте. Это могут быть и домогательства старших, и жестокость родителей по отношению к ребёнку, или друг к другу, и многое другое. Но самое важное, что мужчины реагируют на такие травмы совсем не так как женщины, причиной этому могут быть и социальные роли, и особенности сексуального поведения мужчин, однако, в результате, подавляющее большинство маньяков - именно мужчины.
   Случается, что общество, или только какой-то представитель общества поступает с будущим маньяком несправедливо, но восстановить справедливость, как правило, невозможно, ведь большинство всегда право, и одному против всех практически устоять невозможно. И тогда чувство несправедливости и злобы, жажда отмщения силой загоняется обществом во внутрь личности человека, а с его стороны появляется противостояние, чувство отчаяния, и злоба на людей, или на какую-то узкую группу людей постоянно увеличивается, и когда наступает критический момент, выплёскивается за край рассудка маньяка.
   Люди предрасположенные к такому повороту событий, когда они становятся маньяками, чувствуют и реагируют глубже, и слегка по-другому в сравнении с большинством. То, что простого человека может просто ненадолго расстроить или обидеть, потенциальный маньяк может никогда не простить обществу. В современном обществе многие устои могут провоцировать психологические травмы, потенциальные причины превращения индивида в маньяка. Слегка странным может показаться поведение молодых девушек, которые стремятся одеваться и вести себя вызывающе, во всём поведении вводя эротический подтекст. Такое поведение призвано провоцировать всех мужчин на половой интерес к девушкам, но начинает казаться, что общественные течения в этом направлении переходят невидимые границы. Сексуальное желание может быть очень сильным, и когда мужчина вынужден соблюдать консервативные, по сравнению с поведением девушек, общественные рамки, или получает жестокие отказ, то это может быть крайне неприятным даже для полностью здорового и уравновешенного человека, а что же говорить о неустойчивых элементах?! Такая странная ситуация, когда молодая женщина с одной стороны заставляет индивида страстно желать её, но в то же время не позволяет приблизиться к себе, часто усугубляемая жестоким отношением к несчастному, или какими-либо моральными унижениями или издевательствами по отношению к нему могут вызвать непредсказуемые и очень опасные последствия. Именно это и может стать той роковой травмой.
   Таким же странным как и явлений серийных убийц может показаться желание женщины произвести впечатление и несознательно соблазнить даже тех, кто ей не нравится, и хотя эта черта присуща и мужчинам, и в принципе не является ненормальной, с точки зрения будущего маньяка может стать ужасной несправедливостью, и глядя его глазами, жертва и злодей меняются местами. Кто на самом деле является злодеем, если по существу моральное и сексуально насилие, несправедливость, жестокость терпит сначала будущий маньяк, а его действия являются лишь актами отчаяния и извращёнными попытками восстановить справедливость? Конечно, резонно заметить, что от рук маньяка страдают совершенно невинные люди, но ведь и сам маньяк когда-то был невинной жертвой жестокости и несправедливости. Ведь для маньяка общество является монстром, которому он пытается отомстить, в отчаянии пытаясь хоть как-то унять мучительную всесокрушающую душевную боль. Да и жертвы для него являются частью того самого монстра, и он не делит людей на виновных и невиновных, для него все они одинаковы.
   И те наказания, сначала моральные, а затем и физические, которым подвергается маньяк за свои отчаянные попытки восстановить справедливость, кажутся для него ещё большим злом. Такое положение приводит маньяка к его логическому формированию, как серийного убийцы, загнанный в тупик, тотально угнетённый, брошенный наедине со своими неразрешимыми проблемами, он озлобляется, теряет рассудок, отчаивается, ломается, или с ним происходит что-то ещё, что делает его чудовищем, эдаким творением Франкенштейна, хотя при этом маньяк может сохранить и самообладание и логическое мышление и интеллект, что позволяет ему оставаться долгое время на свободе. Он может и сам понимать весь ужас своего превращения, но для него больше нет выхода, его путь как члена общества навсегда обрывается, и превратившись в зверя ему уже не стать снова человеком.
   В итоге, этот фактор является на деле единственным, который общество может хоть как-то смягчать для уменьшения числа появления новых серийных убийц. Для этого необходимо создавать эффективные службы и организации психологической помощи, которые могли бы помогать людям с глубокими душевными травмами, находящимися на грани. Это могло бы спасти некоторое количество людей, предрасположенных к превращению в маньяков, от пробуждения кровавого монстра, кроме того, эти нехитрые меры также спасут множества жизней потенциальных жертв маньяков.
   Вообще, введение доступной психологической помощи должно снизить количество психиатрических болезней в обществе и предотвратить много проблем и бед, таких как тяжёлые депрессии, психосоматические расстройства, что также является последствием стресса, различные общественные конфликты, в том числе, по моему мнению, доступная психологическая помощь могла бы повлиять на рассматриваемое нами явление маньяков-убийц.
   Другой действенной мерой в профилактике появления серийных убийц могли бы стать ужесточения моральных норм поведения в обществе, это могло бы снизить количество провокаций многих неуравновешенных индивидуумов, которые могут сорваться и натворить множество бед.
   Говоря откровенно, даже самые кардинальные меры вряд ли помогут обществу справится с проблемой серийных убийств, как впрочем, и с проблемой преступности вообще. Всё это по своей сути является порождением общества, и уже очень давно стало неотъемлемой частью, чертой современного общества. Очевидный вывод только один - решить проблему серийных убийств отдельно от остальных проблем современного общества невозможно, для этого нам необходимо менять весь наш современный мир, придётся от многого отказаться, многое придётся создавать заново, и конечно, учиться на собственных ошибках.
   Это явление серийных убийств - это только вершина айсберга, только одно из проявлений глобальной проблемы, всечеловеческой болезни, которую необходимо лечить, иначе человечество может столкнуться с совершенно новой и смертельной угрозой его существованию. И вылечить эту страшную болезнь можно только полностью изменившись, тем более, что перерождение человечества уже давно напрашивается.
   А до тех пор, пока не пришёл новый мир, совершенный, лишённый человеческих пороков, до этих пор будут появляться всё новые, не похожие друг на друга монстры, своего рода палачи, ужасающе-безобразные ангелы смерти, карающие общество за пороки и несправедливость, добавляя реки свежей крови в безбрежное море насилия.

Вольный стрелок.

07.05.2002

   Эта статья была написана чуть ранее, но также посвящена теме маньяков, однако, внимание прежде всего заостряется на вероятном существовании некоего феномена парадоксальной жестокости, мало заметном, но очень широко распространённом.
  
  
  


Оценка: 6.00*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"