Михелев Леонид Ильич : другие произведения.

Евангелие (Библия в стихах), глава восемнадцатая

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Иисус прощает взятую в прелюбодеянии; "Я свет миру"; Отец и Сын; "Что Я слышал от Отца, то и говорю"; "Истина сделает вас свободными"; Семя Авраамово; "Кто от Бога, тот слушает слова Божии"; Обвинение иудеев; "Бес в Тебе"; Ответ Иисуса; "Прежде, нежели был Авраам, Я есмь" (Ин.гл.8).

  
  Усталый Иисус потом поднялся
  на гору Елеон.1
  А утром снова в храме оказался.
  И шёл к Нему народ со всех сторон.
  Тут книжники пришли и фарисеи
  и женщину с собою привели.
  Она дрожала, взглядом от земли
  не отрывалась, в ужасе немея,
  вся в прахе и пыли.
  
  "Вот женщина, - сказали фарисеи, -
  она уличена
  в неверности супругу-иудею.
  Прелюбодейка подлая она.
  Написано в законе Моисея,
  как следует с такими поступать -
  безжалостно камнями побивать,
  о жизни их ничтожной не жалея.
  Что можешь Ты сказать"?
  
  Они, Его спросив, переглянулись:
  "Что станет отвечать"?
  Удачно это дело подвернулось,
  чтобы Его прилюдно испытать,
  и обратить ответ Его правдивый
  против Него, публично осрамить,
  чтоб Он не смел здесь больше говорить
  и к покаянью прекратил призывы,
  и перестал учить.
  
  А Иисус, склонившись над землёю,
  совсем в Себя ушёл.
  Как будто и не видел пред Собою
  народ и тех других, кто в храм вошёл.
  Он пальцем на земле чертил узоры,
  но те Его пытали много раз:
  "Ответь, что нужно сделать с ней сейчас"?
  И голоса людей далёким морем
  гудели в этот час.
  
  Христос поднялся, глянул и ответил:
  "Пускай же тот из вас,
  кто вовсе без греха прожил на свете,
  возьмёт тяжёлый камень и сейчас
  недрогнувшей рукою первым бросит".
  И вновь, к земле склонившись, стал писать.
  А фарисеи стали исчезать:
  один, другой - как ветром их уносит.
  Подняв глаза опять,
  
  увидел Иисус: одни остались:
  Он, перед Ним она.
  Все остальные спешно разбежались,
  осталась только грешная жена.
  А Иисус спросил её: "Скажи Мне,
  где остальные, кто недавно был?
  Тебя никто из них не осудил"?
  "Никто о, Господи! Ты их Своими
  словами укротил"!
  
  "Ну что ж, и Я тебя не осуждаю.
  Иди и не греши, -
  сказал Христос. Не судит Он - спасает
  всем милосердием Своей души".2
  Позднее Он беседовал с народом.
  И говорил: " Я в мире этом свет.
  За Мной идущим, тьмы и мрака нет,
  но свет живой, как солнце небосвода,
  им до скончанья лет".3
  
  На это фарисеи возразили:
  "Ты говоришь так Сам.
  но двое этих слов не подтвердили,
  чтоб истиной они предстали нам".
  "О, Я и Сам Себе свидетель правый, -
  ответил Иисус, - ведь знаю Я
  откуда прибыл и куда Моя
  ведёт дорога. И дано Мне право
  открыто, не таясь
  
  учить людей, вести их словом к свету.
  Но не дано вам знать,
  и никогда не получить ответа:
  откуда Я пришёл, куда опять
  уйду, когда Моё настанет время.
  Вы судите по плоти обо всём,
  погрязли в книжном знании своём.4
  Но если Я суда приемлю бремя,
  то знаю обо всём.
  
  И суд мой истинен. В своих сужденьях
  Я вечно не один
  Отец, Меня пославший, без сомненья
  всегда со Мной, и судим вместе с Ним.
  Но, если двое, сказано в законе,
  свидетельствуют вместе об одном,
  то истина в свидетельстве таком
  бесспорна - не сгорит и не утонет -
  прочна, как Отчий дом".5
  
  "Но где же Твой Отец? - Ему сказали.
  И отвечал Христос:
  "Узнав Меня, вы и Отца бы знали,
  но Нас с Отцом узнать вам не пришлось".
  Так говорил Он в храмовом подворье,
  но не был ими схвачен в этот раз.
  И Он сказал: "Я покидаю вас
  и будете искать Меня вы вскоре,
   но даже смертный час
  
  вы встретите, в грехи свои погрязнув.
  А Я иду туда,
  куда никто в земных делах увязнув,
  дорогу не отыщет никогда".
  "Не хочет ли убить себя сей равви? -
  Ведь Он сказал, что нам дороги нет,
  туда, куда Он свой проложит след?
  Что ж, мы его задерживать не в праве.
  За всё - Его ответ"! 6
  
  Христос продолжил: "Вы отсюда, снизу.
  Я свыше. Этот мир
  страстями человечества пронизан,
  богат безмерно и безмерно сир.
  Но не от мира Я сего. Известно,
  что вы умрёте во грехах своих
  не сможете избавиться от них,
  покуда не уверуете честно
  в свидетельства Мои,
  
  покуда не поверите душою,
  что Сущий - это Я".7
  Тогда они спросили: "Что с Тобою,
  скажи нам прямо в чём же суть Твоя"?
  "Я То, что вам Я говорил с начала.
  О вас Я мог бы многое сказать,
  Я мог бы вас судить и порицать,
  но истинен Меня пославший. Дал Он,
  Мне правды благодать.
  
  Лишь только то, что от Него Я слышал,
  Я миру говорю".
  А фарисеи ненавистью пышут,
  как туча, что ползёт застить зарю.
  Они тогда ещё не понимали
  что об Отце Он с ними говорил.8
  А Он продолжил: "Час не наступил,
  но говорю вам истинно, чтоб знали:
  когда набравшись сил,
  
  Вы Сына Человеческого к Богу
  в небесные края
  пошлёте вам неведомой дорогой,
  тогда узнаете, что Сущий - Я!
  Я говорю и делаю на свете
  всё то, чему научен Я Отцом.
  Отец всегда со Мной. И пред концом
  смирит Мой дух Он, и с любовью встретит,
  и осенит венцом".
  
  И много иудеев той порою
  поверило Ему.
  И Он сказал им: "Если вы душою
  вполне верны ученью Моему,
  то вы ученики Мои отныне.
  С Моим ученьем истина придёт,
  она освобожденье принесёт,
  всё старое и ветхое отринув
  к свободе поведёт".9
  
  Слова сии задели иудеев.
  Обиделись они:
  "Мы не были рабами от рожденья!
  По духу не рабы и в наши дни.
  Потомки Авраама - мы свободны!
  Язычники нас могут полонить,
  но духа нашего им не сломить!
  Так о какой свободе всенародной
  здесь можно говорить"?
  
  Христос ответил: "Нет у вас свободы.
  Ведь вы рабы греха.
  Любой живущий - люди и народы
  лишён свободы духа на века.
  И только Сын, Отца творящий волю,
  поддержит вас, не даст во тьму сойти,
  всегда поможет истину найти,
  направит вас с заботой и любовью
  по верному пути.
  
  И знаю Я - вы семя Авраама -
  потомственная нить.
  Но что ж вы так настойчиво и прямо
  Меня давно желаете убить?
  Не потому ли, что Моё ученье
  вам непонятно, чуждо и темно?
  Но Мне оно Отцом Моим дано
  И знать должны вы точно, без сомненья,
  со Мной пришло оно.
  
  Никто не обличит Меня в неправде.
  Но если я правдив,
  Тогда вы от неверия избавьтесь,
  сомнения и страхи удалив.
  Вам слову правды не под силу верить:
  слова от Бога слушает лишь тот,
  кто Богу жизнь и совесть отдаёт,
  кто Божьим словом все поступки мерит,
  и к Господу идёт.
  
  Вы не от Бога. Моего ученья
  сейчас вам не принять.
  И дьявол сам наслал на вас сомненья,
  не дал вам Сына Божьего признать".
  Слова Христа пришедших возмутили:
  "Он Самарянин, бесом одержим
  унизил нас презрением Своим.
  Он зря желает, чтоб Его любили.
  Бес властвует над Ним"! 10
  
  Христос ответил: "Я не одержимый
  и беса нет во Мне.
  Я чту Отца. А вы неукротимо
  бесчестите Меня. Сомнений нет,
  что славы для Себя Я не желаю.
  Но Тот, Кто ищет славу для Меня,
  Он судит ночью и при свете дня.
  И вот сейчас Я всем вам заявляю,
  Свой взор к Нему подняв:
  
  кто следует за Мной, Моим ученьем,
  тот будет вечно жить"!
  "В нём точно бес, - сказали иудеи,
  Да сколько можно Господа гневить?
  Был смертен Авраам, ушли пророки,
  а Ты о вечной жизни говоришь?
  Своим ученьем чудеса творишь?
  Сулишь нам то, чего они не могут
  Да кем Себя Ты мнишь"? 11
  
  "Когда б Я Сам Себя пред вами славил
  тщеславием горя, -
  ответил Иисус, - хвалить заставил,
  то делал бы дела такие зря.
  Ведь Мой Отец всемерно восславляет
  Меня в миру, среди людских тревог,
  среди мирских исканий и дорог.
  Вы говорите - это каждый знает,
  что Мой Отец - ваш Бог.
  
  Но вы-то, никогда Его не знали,
  а Бога знаю Я.
  И, если б это скрыл от вас, едва ли
  была бы чистой правдой речь Моя.
  Но Бога Я, как Сын любимый знаю
  И воля Божья для Меня закон.
  И я учу тому, что дал Мне Он.
  Я слово Бога чту и соблюдаю,
  святыней озарён.
  
  Отец ваш Авраам был рад безмерно
  увидеть светлый день,
  когда приду Я к вам, на эту землю,
  и видел Мой приход в земную тень".
  Все изумились: "Видел Авраама!
  Тебе же нет пятидесяти лет,
  а он давным-давно покинул свет"!12
  Им Иисус тогда ответил прямо.
  Был прост Его ответ:
  
  
  "Я говорю вам истинно, поверьте,
  Я раньше был всего,
  до жизни Авраама и до смерти.
  Я - Сущий от явленья Своего". 13
  Такому богохульству возмутились
  все иудеи, кто услышать мог,
  что Иисус несёт Себя, как Бог.
  За камни в гневе все они схватились.
  Но тихо за порог
  
  ушел Христос. В густой толпе Он скрылся,
  Отцом своим храним.
  Он шёл грустя, и Дух Святой носился
  над Ним, был в Нём, не разлучался с Ним.
  
  ***************************************
  
  Примечания:
  1.После того, как народ разошелся по домам (7:53), Христос удалился, по обычаю Своему (ср. Лк 21:37), на гору Елеонскую, в дом кого-либо из друзей Своих, чтобы там переночевать (ср. Мф 21:1). Утром же на другой день Он снова явился во храме и, сидя, учил там народ;
  2.Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин.3:17);
  3.Слово "свет", как термин, обозначающий духовное просвещение, часто употребляется у пророков (Ис 9:1; 49:6; Мал 3:20). Но Христос, называя Себя светом, хочет сказать этим не только то, что Он есть носитель божественной спасительной истины, но и то, что Он, в силу Своего теснейшего единения с Отцом, есть первоисточник всякого света в мире, что от Него идет не только истинное Боговедение, но и зависит вся духовная жизнь человека, который иначе, без Христа, ходил бы в темноте (ср. 1:5). Чтобы выйти из этой темноты, нужно веровать во Христа, идти за Ним;
  4.Если фарисеи не в состоянии признать во Христе Сына Божия, то исключительно потому, что судят по плоти, т. е. по внешнему виду Христа (ср. 7:24). Со внешней же стороны - Христос простой равви;
  5.Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то, что Он свидетельствует о Мне. (Ин.5:32);
  6.Угроза Христа, однако, не произвела никакого впечатления на его слушателей. Только последнее Его слово, что они не могут за ним последовать туда, куда идет Он, занимает на минуту их внимание, и они с злобной насмешкою говорят: "уж не хочет ли Христос покончить с Собою самоубийством?" Самоубийство у иудеев считалось страшным грехом, и с самоубийцею слушатели Христа не желают подвергнуться одной участи;
  7.Выражение это соответствует еврейскому выражению ani hou во Втор 32:39 и в кн. Исаии Ис 43:10, коим Иегова обозначает Себя, как такого, при Котором не может быть допускаемо существование какого-либо другого Бога. Христос, повторяя о Себе это выражение, хочет сказать этим, что Он один есть жизнь, свет, путь, истина и т. д. В Нем вся сущность новозаветной веры (Мейер);
  8.Так как Христос в этот раз называл Бога только "пославшим Его", а не прямо "Отцом", то не удивительно, что фарисеи не хотели понять, что Христос говорил им о Своем Отце - Боге;
  9.Христос говорит здесь о свободе от гибельного влияния, какое оказывали на иудеев раввины-фарисеи. Такая свобода могла быть приобретена только через твердое и самостоятельное усвоение и через опытное исследование возвещенной Христом истины;
  10.Слова Христа, что Его настоящие, предстоящие перед Ним теперь, слушатели - "не от Бога", производят в них взрыв негодования против Христа. Они называют Его самарянином, так как самаряне известны были своею ненавистью к иудеям (ср. Мф 10:5). У Христа - хотят сказать иудеи - чисто самарянская злоба к нам, Его соплеменникам! Чтобы еще больше уязвить Христа, они называют Его бесоодержимым, потому что-де только под влиянием беса можно говорить такие оскорбления против богоизбранного иудейского народа;
  11.Христос только что обещал верующим в Него не только свободу, но и бессмертие. Для слушателей Христа такое обещание еще более подкрепляет ту уверенность в ненормальном состоянии Христа, какую они уже высказали. В самом деле, если уже Авраам умер, то как могут не умереть простые люди, хотя и соблюдающие слово Христа? Что же это за сила заключается в слове Христа? Выходит как будто, что Он ставит Себя выше праотца всего иудейского народа - кто же Он? Уж не сам ли Иегова?;
  12.Иудеи упорно не хотят понять смысла слов Христа и говорят, что Христос, очевидно, не в Себе: Он вообразил, что беседовал с Авраамом, хотя тот давно уже умер! - Тебе нет еще пятидесяти лет. Внешний вид у Христа, кажется, как можно заключать отсюда, был таков, что Христу давали больше лет, чем Ему было на самом деле. Не пророчествовал ли и пророк Исаия о Христе как о "муже скорбей и изведавшем болезни"? (Ис 53:3);
  13.Чтобы внушить иудеям более серьезное отношение к Своим словам, Христос заявляет, что Он существовал еще ранее Авраама. Притом Он говорит о Себе здесь: "есмь", т. е. имею вечное существование, в противоположность сменяющимся человеческим поколениям. Такое выражение, какое в Ветхом Завете употреблял о Себе только Иегова (Исх 3:14), показалось слушателям Христа прямым богохульством, и те люди, которые час назад, казалось, веровали в Христа, теперь берутся за камни, чтобы побить Его ими (ср. 10:31 и сл.).
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"