|
|
||
То есть МЫ что-то поймём и осознаем, а действовать начнёт ЭЛИТА? Но как же Элита догадается, что мы какую-то там истину уже осознали? И как элитарии нас "догонят", если мы уже на целую стадию их обгоняем? Пока Элита до четвёртой стадии дотянется, мы-то, наверное, уже на пятую стадию перейдём? Или мы на четвёртой стадии задержимся до прихода Элиты? А если я, к примеру, УЖЕ понимаю, что перерос Элиту - как мне себя вести? Такое понимание даёт мне право не платить элитариям налоги, либо элитным гвардейцам не подчиняться? Что оно вообще мне даёт? Ничего не понимаю! |
Мир, в котором живут власть имущие, кажется обычным людям загадочным. Не понятно, как он устроен - какие там ценности, какие правила? Кто может туда попасть и что надо делать, чтоб там закрепиться?
При помощи Анастасии Никольской, доцента кафедры психологии РГУ им. Косыгина, члена независимой исследовательской группы Белановского - мы попробовали заглянуть в мир нашей элиты, прекрасный и ужасный одновременно.
Система закрыта, а исследователей вроде нас, туда не очень-то пускают.
Нам удалось собрать всего 15 анкет людей, занимающих высокие государственные посты. Чтобы делать научно обоснованные выводы, этого мало.
- Миры управленческой элиты и обычных людей находятся не на разных планетах, а на разных ступенях морального развития. Общество стоит на одной ступени, элита - на другой. Кроме того, у нас разные картины мира и разные способы адаптации к окружающей среде.
Первая - самая низкая. Вся мораль основывается на наказании и послушании. Кто сильнее, тот и прав. Все решает сила.
На второй стадии в основе морали - взаимообмен. Я делаю то же самое, что делают мне. Око за око, зуб за зуб, ну а за добро я отвечаю добром.
На третьей стадии мораль определяется социальными нормами близкого окружения. Хорошо то, что хорошо моему окружению, поэтому я поступаю так, как будет лучше для него.
Четвертая стадия базируется на поддержании законного порядка: я поступаю так, потому что таков закон. На этой стадии в обществе возникает сильный запрос на то, чтоб закон исполнялся в суде, и чтоб власть соблюдала законы собственной страны.
На пятой стадии законы рассматриваются как продукты общественного договора, а не как жесткие указания. Если закон не способствует общему благосостоянию, он изменяется.
Ну и шестая стадия - это когда уже фактически нимб вокруг головы. Я делаю так, потому что существует высший нравственный принцип, а не потому, что мне так диктует закон, страх или желание извлечь выгоду.
Мы осознаем существование законов, понимаем для чего они нужны, видим в соблюдении законов возможность отстоять свои собственные права. Законы определяют, что правильно и что неправильно, поэтому мы должны соблюдать законы, и власть тоже должна соблюдать законы.
...У нас сложилось впечатление, что элита скорее на третьей стадии. Но пока это только гипотеза.
Ценности тоже стали меняться от здоровья и благополучия в сторону уважения, свободы выбора, мирной жизни. Да и своим поведением люди подтверждают, что на первое место выходят сейчас ценности именно такого порядка. Бесконечно повышающиеся налоги, растущие тарифы и даже пенсионная реформа не вызывают серьезных протестов. Серьезные протесты возникают, когда затронуты ценности экологии (мусорные полигоны и мусоросжигательные заводы) и свободы выбора - как, например, в Екатеринбурге, где люди протестовали против строительства в сквере храма, или сейчас в Хабаровске.
Государственная система в этом смысле отстает. Она предлагает обществу ценности начала XX века: единение вокруг флага, патриотизм, пособия, повышение зарплат.
Как объяснил один из тех, кого мы интервьюировали, они совсем не хотят, чтоб народ жил впроголодь. Просто находясь внутри построенной ими системы, они не понимают, как выглядит продукт этой системы извне. Считают, что любые проблемы людей из обычного мира можно залить деньгами. Если им поступает сигнал, что где-то что-то неблагополучно, выделяют деньги.
Но на каждой нижестоящей ступени эти деньги позволяют нижестоящим чиновникам решать те же проблемы, что у них - проблемы собственного выживания в этой системе. Поэтому до нас доходит немного. Но они не хотят понимать, что в самый низ пищевой цепочки мало что попадает, и мы им кажемся неблагодарными. Деньги-то они выделили, а мы все равно недовольны.
"Самый низ пищевой цепочки".
Элита - не негодяи.
У них нет идеи устроить геноцид народу.
Из их мира, где все решают деньги и связи, они пытаются нам помогать так же, как помогали бы людям из своего мира - ну вот деньгами, - не понимая, что мы-то в другом мире и у нас в нашем мире другие запросы.
И, наверняка, мы тоже кажемся им примитивными и ненасытными.
- Судя по тому, что вы рассказываете, во власть попадают далеко не самые блестящие личности, а, наоборот, довольно примитивные и безыдейные, которые стараются запихать в себя побольше жирных материальных кусков, а потом трясутся, как бы их не отняли.
Философ Томас Найджел написал замечательную статью "Что значит быть летучей мышью". Суть её в том, что как бы мы ни пытались понять сознание другого человека, мы никогда его не поймем, наблюдая за ним. Надо стать этим другим, чтобы понять, что он чувствует. Человек может представить, что он висит в темноте вниз головой, как летучая мышь. Но это будет только его человеческое представление. Здесь то же самое. Мы живем в разных мирах и адаптируемся к разной окружающей среде. В силу адаптационных задача у нас интеллект развивается по-разному. Они знают то, что мы не знаем и наоборот.
...Нам бы, конечно, хотелось, чтобы в массовом сознании возникло понимание того, что мы переросли элиту. Возможно, это заставит элиту подтягиваться - переходить с третьей стадии развития нравственности на четвертую и нас догонять.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"