В прошлом году увидело свет более 450 новых фантастических романов отечественных авторов... Кто слышал о "законе Старджона", представляет, что это за "продукция! Но всё равно перед прочтением первого романа начинающего автора хочется надеяться на что-то... Хотя в подавляющем большинстве случаев надежды не оправдываются.
Роман Бориса Миловзорова "Рок" (М.: Микорс, 2006) привлекает уже своим видом: толстенный том большого формата в твёрдом переплёте с интересной графикой Ирины Шейтман. Настораживает аннотация: "Роман относится к редкому жанру философской фантастики"... Неужто? Первые строки его: "Бенни Адамс стоял перед ослепительно сверкающей витриной супермаркета" на философические откровения не тянут... Но не будем торопиться...
Возвратившийся из первой (и последней) межзвёздной экспедиции на родную планету Ирия через 5000 лет капитан "Первого Звёздного" Барри Глетчер "прииривается" на "Свалке" невообразимых размеров (слой мусора на ней несколько сотен метров)... Барри "был вправе считать себя героем, а чувствовал виноватым": он не понимает всех изменений в обществе некогда родной планеты. По Свалке бродят почти "биороботы", вся информация - "жуткая ложь". Барри оказывается чужаком на Ирии... Можно было бы отправиться в новое космическое путешествие на "Первом Звездном", но прежде - закончить "дела на планете"!
В романе прослеживаются две линии - вернувшегося звездолётчика Глетчера и "мусорщика" Адамса (впоследствии адепта-"бегущего" Церкви Рока). Вот со второй книги романа что-то от "философской фантастики" начинает проглядывать. "Цели всех коррекций (от Бога, конечно) направлены к единому стратегическому замыслу: максимальному повышению эффективности закона отражения". Как изложено! Лекциям и конспектам, популяризирующим учение "Школы Рока", отданы множество страниц, и они не лишние! Вот лишь некоторые постулаты: "Господь - суть Добра, он его источник"... "Вторичный мир - детище Бога... А Антибог? Всемогущий неуязвим, Сатана, если и существует, то виртуально!"
Кроме споров о природе добра героям необходимо просто выживать! "Режим - он и есть режим". Когда "социолог" - это сотрудник "Социальной Безопасности Совета Федерации", от него надо удирать со всех ног...
Главные "действующие лица" не совсем понимают, что происходит "вокруг Духа и Церкви Рока", но знают - "у каждого есть свой Рок"... "Впереди снова была судьба". Лишь на 549-й странице Бенни Адамс наконец встречается с Барри Глетчером, что способствует исчезновению "Воронки Рока". "Путь Рока" заканчивается, начинаются новые дороги... Ведь так называемый Рок - ветвистое дерево, какой путь изберёт человек, это уж "судьба"...
Оканчивается роман с надеждой: "Свалку начали чистить". "Кто знает, продолжится ли история о людях, скрученных Роком в могучий жгут перемен?" Наверняка! И лучше бы в продолжении отойти от "описательного" стиля изложения, не вставлять невнятных "голограмм астрономического искателя", уменьшить поперечное сечение "Первого Звёздного". Как ни странно, аннотация оказалась почти точной: есть в книге и сюжет, и размышления о судьбах цивилизации. Насколько размышления глубоки - будет решать для себя каждый читатель романа!