Готовя статью про Украину, я пытался понять, почему некоторые страны, вернее политики и ведущие политические силы, иногда поступают вопреки отчётливо видимым интересам своих стран. Как пример, Украина, разрушающая промышленно-торговые связи с Россией, ведь это явный вред собственной экономики и благосостоянию народа.
И вот какие соображения возникли в этой связи.
Сначала разберём термины:
• Интересы страны. Логично предположить, что это всё, что работает над сохранением народа (читай - государства) и улучшением его жизни. Власть всеми силами должна избегать болезней и войн, увеличивать культуру и образование населения, уменьшать государственные долги и способствовать увеличению общего богатства, сохранять свои территории и границы неприкосновенными, обеспечивать сотрудничество и добрососедство с другими государствами, не допускать главенства несуверенных законов и правил. Заметьте, я намеренно не включаю сюда политическое устройство государств, личную свободу индивидуума и международное сотрудничество, так как они не имеют самостоятельной геополитической ценности.
• Суверенитет - внешняя и внутренняя независимость власти.
• Игрок геополитический - страна, формирующая международные события и правила их оценки.
• Объект геополитической игры - страна, реагирующая на международные события и подчиняющаяся международным правилам.
• Власть. Власть правителя или правящей силы может быть как суверенной, так и не суверенной. Всё определяется фактором совпадения интересов власти и государства. Очевидно, что стопроцентное совпадение вряд ли возможно, так как любой представитель власти это человек, но важно, чтобы приоритет государственных интересов был главнее личных. Помните цитату из "Гардемаринов"? Канцлер Бестужев устами Евгения Евстигнеева говорит: "Лесток высоко взлетел и видит себя новым Бироном, но я ему не позволю этого. Потому что он служит, прежде всего, себе, а я служу России, а потом себе".
• Религия. Религиозный аспект является объективным фактором формирования интересов власти и населения страны, но, в конечном счёте, сводится к фактору суверенитета.
• Цели Игроков. Главная цель геополитической игры - выигрыш или хотя бы ничья. Субъективные интересы объектов игры (несуверенных стран, то есть пешек и фигур) Игроков не интересуют, Игроки эти интересы формируют или корректируют в зависимости от собственных замыслов и целей.
Конечно же, в реальной жизни "чистых" категорий не существует, и даже Игроки зависят от обстоятельств. Но есть чёткий критерий, который отличает Игрока от объекта игры: наличие долговременных геополитических целей. Иногда кажется, что Игрок меняет свои геополитические решения, но чаще всего это уловка, хитрость, прикрытие. Геополитические цели меняются вместе с политическими элитами. Если политическая элита меняет геополитические цели, то проиграет, уступив власть другой элите.
В этой связи важен вопрос персонификации Игрока.
Свои страны на международной арене и во внутренней политике представляют конкретные люди. Идеального совпадения собственных интересов властителя с интересами государства ожидать трудно, всегда есть некие расхождения, но о приоритете общего над личным я упоминал выше.
Конечно, никто из политиков не расскажет о своих истинных целях, но их можно изучать, выстраивая событийный ряд в конкретном регионе. Чем больше событий и на большем временном лаге будет проанализировано, тем точнее будет результат. С перечисленным мною набором критериев, на мой взгляд, возможно анализировать, понимать политические события и вникать в конечную цель геополитических бенефициаров (Игроков). Учитывать при этом шелуху, типа политических лозунгов о всяческих идейных и социальных ценностях нужно очень осторожно и скептически, они лишь инструменты, но не цели.
Если коротко перечислить страны, которые я бы сегодня отнёс к Игрокам, то это США, Китай, Россия, Индия, Израиль, Иран, Северная Корея.
Данный список не является ни полным, ни окончательным. Некоторые другие страны можно отнести к "промежуточному" статусу. К нему можно отнести Европу и Японию, поскольку они хотя и не являются пока Игроками, но их статус и влияние столь весомы, что позволяют двигать "собственными" пешками. Впрочем, двигают фигуры на геополитической доске не они, а настоящие Игроки, а короли и ферзи покорно принимают их решения.