Мильченко Игорь Юрьевич : другие произведения.

Американская трагедия, или молитва за Джима Моррисона

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   - Американская трагедия, или молитва за Джима Моррисона -
  
  
   Трагедия заключается не в том, что Америка по настоящему не поняла, кем был для неё Джим Моррисон. И даже не в том, что Джим Моррисон понял, чем он стал для Америки. Трагедия состоит в том, что Джим не увидел для себя иной реализации, и его Двери, вместо того чтобы вести Америку к Неведомому, вывели его на Пер-Лашез.
   Ошибка поэта в способе достижения приоткрывшихся ему далей привела к тому, что его освобождение духа по методу Диониса завершилось в утилитарном обществе простым бизнесом на оргиях. Он не мог не видеть этого, и протестовавший в нём дух, протестовавший, может быть даже против самоё себя, требовал всё новые и новые галлоны виски. Просто всё из-за того, что никто не объяснил Поэту, что Свобода для физического мира всегда оборачивается Энтропией, а Дух жаждущий освобождения не может найти его нигде, кроме как в метафизическом, где, собственно говоря, и находится его царство, - Царство Духа.
   Не знаю, говорил ли Джим Моррисон на самом деле фразу: ''Я клоун с душой поэта. Боги сыграли со мной злую шутку'' ( фразу которую произносит Ван Килмер в роли Джима по ходу фильма ''Doors'' Оливера Стоуна). Я вполне допускаю, что он мог думать так. Вопрос не в этом. Вопрос в другом. А могут ли боги вообще ''сыграть злую шутку'' с душой? Наверное, могут, если считать душу порождением исторического опыта, как это считают современные психологи, или полагать душу рождающейся из земли и уходящей в землю, как полагал Освальд Шпенглер. Тогда - да, душа лишь игрушка в руках Ахура Мазды, Брахмы-Вишну-Шивы, Гора, Зевса, Диониса, Иеговы, и всех остальных из их сонма, а желание свободы для души, загнанной в каземат судьбы, неизбежно приводит к трагедии Эдипа, к Содому и Гоморре, к Вудстоку. Но разве уже не видно из такого примитивного фатализма, что допущение происхождения души от мира сего глубоко ошибочно. Душа жаждет свободы. И истинным освобождением для неё не может быть свобода в системе координат физического мира, но лишь свобода от этих координат как таковых. Любой, ищущий свободы в материальном мире, найдёт её в нём лишь как хаос. Душа, как и дух, жаждет освобождения, эта жажда священна, но следует понимать (или для поэта - чувствовать), что освободиться душа жаждет от оков материи. О! Я вовсе не хочу при этом быть певцом смерти. Однако, как ни крути, иного пути свободы для души нет.
   Тут и возникает задача для души, жаждущей освобождения: не искать путь к свободе, - он уже найден и неизбежен, а собрать в себе всё необходимое для этого пути, запастись тем, что потребуется душе, когда она, наконец, выйдет на свободу (''откинется со шконок'', как сказал бы Франсуа Виньон). И горе тогда той душе, которая покинет нашу общую тюрьму без определённого опыта и выводов из него, без запаса переживаний, идей и намерений, без пищи, которой и предстоит ей питать себя на том фантастически дивном, необъятно волшебном и исключительно грозном пути.
   Вот тогда, в этом до призрачности реальном, и до реальности призрачном полёте, истинная и настоящая свобода потребует от души нечто иное, чем то, что можно купить за деньги на путях мира сего. Возможно, Моррисон почувствовал это, что и заставило его покинуть Америку, страну, которая из ложных амбиций вообразила себя землёй, на которой возможна свобода - эта священнейшая категория, доступная лишь в трансцендентном.
   Когда-то Исикава Такубоку написал: ''В каждом человеке, в настоящем человеке, - узник стонет''. Лучше и не скажешь! Так что, если кто-нибудь вдруг объявит вам, что он совершенно свободен, - одно из трёх: либо он лукавит, либо он не человек, либо он мёртв.
   Ну и если вернуться к Джиму Моррисону, возникает вопрос - а в чём же собственно его трагедия? Ведь он же ТЕПЕРЬ свободен, как и хотел! Не знаю. Да и кто знает? Но ощущение трагедии при мысли о нём меня не покидает. Я могу лишь предположить характер этой трагедии. Она видится мне в ответе на вопрос - а что ты захватил с собой, Джим, в тот свободный путь, о котором ты так грезил? Видения пьяного угара? Ощущения оргий? Пронзительные мгновения безумств? Ненависть к серости бытия? Это, конечно, сильный опыт, хотя и довольно тривиальный. Но как этого ничтожно мало для Вечности, которая ожидает тебя! Как тебе, должно быть, сейчас холодно и голодно на твоём дальнем пути? И как ты жалеешь сейчас о том, мимо чего когда-то прошёл не заметив...
   Господи, не оставь душу Джима Моррисона в нужде и прости ему заблуждения его! Ибо он не ведал, что творил. Аминь...
  
  
  
   - Некоторые обоснования к американской трагедии, или молитве за Джима Моррисона -
  
  
   Являются ли дух и душа человека чем-то отличным от человека, или составляют неделимую субстанцию с его телом? Такой закономерный вопрос может задать любой, кто привык в серьёзных вещах не доверять чужим словесным абстракциям, и склонен всё проверять своим опытом, едва ль не наощупь. Ответ вряд ли стоит искать в старинных манускриптах схоластиков и богословов. Там - те же словесные конструкции, от которых вопрошающий стремится уйти. Единственная возможность уяснить себе верный ответ - это наблюдение за самим собой. Станет ли кто-нибудь возражать, что тело ищет и стремится занять то место в пространстве, где ему хорошо: сыто, тепло и безопасно. Если бы это было не так, то все мы давным-давно переселились бы в Антарктиду. Но кто не наблюдал за собой частые моменты томления, тревоги, а порой даже и тоски, когда наше сытое и чистое тело сидит в тепле дома и смотрит за окно на буйство сумасшедшего мира? В такие мгновения автономность души и проявляет себя. Она, душа, требует тело встать и искать место, где бы ей, душе, а не телу было лучше и комфортней. И тогда, если душа, дух, сильнее тела, человек встаёт и отправляется в путь, на котором весьма вероятно тело ожидает преждевременная гибель. Если душа слабее тела - человек остаётся дома и принимает антидепрессанты или пьёт водку в зависимости от вкуса. Другими словами - если душа есть функция тела, то человеческие порывы искания, самопожертвования, стремления к родственным душам - есть результат ошибки в вычислениях поведения этой функции и тело имеет право не обращать внимания на ложные позывы сумасбродной производной. Но поскольку в большинстве случаев тело не способно на подобное игнорирование, то значит права такого у него нет, и душа не есть простая функция тела. Есть ещё третий вариант, когда душе хорошо оставаться в том месте, где нашло себе удовлетворение тело. Это бывает в редких случаях философов-гедонистов, которые всё равно придут к осознанию автономности души заметив, что их тело частенько стремится уйти из того места, где душе вроде бы так стабильно комфортно. Словом, понаблюдав за собой, любой сможет обнаружить в себе наличие двух противостоящих субстанций, объединенных в один, но не монолитный, клубок. Таким образом, и будет доказано существование духа и души, как нечто отличного от тела. Дальше всё очевидно. Если бы душа рождалась в теле, после тела, из тела, то вряд ли бы мы наблюдали такое обилие конфликтов внутри себя и среди окружающих, по крайней мере, они бы не были столь драматичны, а порой и трагичны, какими видятся нам. При помощи подобных рефлексий или наблюдений очевидность разнородности тела и духа, и их независимого друг от друга происхождения не подлежит сомнению.
   Остаётся лишь выяснить возможность раздельного существования души и тела. Давайте и тут пощупаем руками. Если душа и тело нераздельны, живут лишь вместе и пребывают лишь одна с другим - то значит в обрезанных вами ваших ногтях, волосах, выдернутых цирюльником зубах, как в частях вашего тела, продолжает жить часть вашей души до тех пор, пока те ногти, зубы, волосы не превратятся в прах. А поскольку ткань, из которой состоят те, ваши, отделённые от вас фрагменты, весьма долговечна, то возможно за некоторый период времени собрать изрядную гору сего добра, гору в которой по допущению о неотделимости души от тела будет присутствовать изрядная же доля вашей души. Итак. Соберите за много лет в сундучке массу вашего тела (ногтей, волос, зубов) и попытайтесь установить душевный диалог с той частью вашей души, которая будет теперь жить и в ней. Думаю, после такой попытки ваши домашние вполне законно станут уговаривать вас посетить психиатра. Может не в каждом фрагменте тела живёт душа? Но где тогда граница, за которую душа в теле не кажет носу? Все затруднения, увиденные в ходе подобных наблюдений, разъясняются лишь одним только положением - душа неделима и до поры пребывает в теле на правах сожительницы или наложницы. А когда наступает день расставания - каждый идёт своим путём. Что это за пути? А это уже предмет совершенно других наблюдений и размышлений над ними.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"