Как и большинство советских школьников, а потом и студентов марксистско-ленинскую теорию а стал изучать ещё в школе, а потом в институте. Однако уже тогда у меня зародилось множество вопросов. Почему проклятый капитализм, который дозрел и перезрел, всё никак не сгниёт, а коммунизм, к торжеству которого мы идём всей страной уже какой десяток лет, всё никак не наступает? В чём же тут причина?
Затем к власти пришёл Горбачёв, а потом и Ельцин, коммунистический строй рухнул, Советский Союз прекратил своё существование, а руководство "Новой России" взяло курс на построение капитализма. Марксизм-ленинизм был объявлен несостоятельным и вредным, предан забвению. Вот только светлого капиталистического будущего не наступило.
Всё чаще вспоминаются победы и свершения Советского Союза (на фоне весьма скромных достижений нынешней власти), и вот уже портрет Сталина появляется на плакатах "Единой России". Идеи марксизма не чужды националистам, социалистам, анархистам.
А я уж было подумал, что марксизм-ленинизм в далёком прошлом. Сам-то я себя ни апологетом, ни уж тем более идеологом этого учения никогда не считал... Скорее наоборот...
И тут возникает другой вопрос: "А знают ли "штурманы будущей бури" с чем имеют дело, и не приведут ли их опрометчивые действия к ещё большим жертвам и разрушениям, чем во времена их отцов, дедов и прадедов?" Обращаю на это внимание не потому, что хочу оставить в России всё, как есть, а потому, что не желаю, чтобы разрушения были огромны, жертвы напрасны, а в итоге всё вновь пойдёт по новому витку спирали с тем же плачевным результатом. Чтобы потом кто-нибудь брякнул: "Ну-у, мы же хотели, как лучше, а получилось... как всегда."
Глава1.
Марксизм-ленинизм-наукаилирелигия?
Так что же за зверь такой, этот марксизм-ленинизм?
Приведём цитату:
"Марксизм-ленинизм - одна из левых, наиболее радикальных версий марксизма, разработка которой принадлежит в первую очередь В.И. Ленину. В Советском Союзе и в др. странах т.н. социалистического лагеря марксизм-ленинизм являлся ядром официальной коммунистической идеологии.
Марксизм-ленинизм не только существенно упростил и огрубил марксизм, но и ввел в него целый ряд принципиально новых идей. Важные шаги в постоянно нараставшем процессе "очищения" концепции К. Маркса от элементов "спекулятивной философии" сделал уже Ленин, никогда, впрочем, не признававшийся в том, что в чем-то существенном отступает от ведущих идей марксизма. Радикальному упрощению марксизм-ленинизм был подвергнут И.В. Сталиным, сведшим его к немногим, понятным для коммунистической элиты тезисам. Упрощение и идейное обеднение марксизма было вызвано объективными причинами: марксизм все более превращался из философской концепции в основу идеологии массового, энтузиастического коммунистического движения.
В итоге эволюции в марксизм-ленинизм вошли следующие основные элементы:
1. диалектический материализм, которым сам Маркс вообще не интересовался;
2. исторический материализм, включенный в кон. 1970-х гг. в диалектический материализм и истолкованный как распространение принципов последнего на область общественных явлений;
3. критический анализ капитализма, имевший целью приспособить старое описание капитализма к реалиям 20 в. и, вопреки фактам, отстоять старую идею, что общий кризис капитализма продолжает углубляться;
4. теория партии особого типа и связанного с партией революционного движения, развитая Лениным и не имеющая никакого отношения к ортодоксальному марксизму;
5. коммунистическое пророчество, то объявлявшее построение коммунизма делом ближайших десятилетий, то отодвигавшее его на "исторически обозримый период". (Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.)
Коллективными усилиями советских "философов", закреплявшимися решениями съездов коммунистической партии, марксизму-ленинизму была придана чрезвычайно простая, общедоступная форма. Исчезли многие темы, казавшиеся важными Марксу, в частности проблемы гуманизма, праксиса, отчуждения, гражданского общества, демократии, "всестороннего человека", "азиатской общественно-экономической формации" и др. При этом марксистская доктрина получила ортодоксальную форму, малейшее отступление от которой расценивалось как явный ревизионизм и сурово каралось."
Другими словами, при Марксе и Энгельсе их учение ещё оставалось наукой, то есть областью человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности, сбор фактов, их постоянное обновление и систематизацию, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний, обобщений, теорий и гипотез. Всё это предполагало обсуждение, научные споры, обмен мнениями и так далее.
По-другому всё обернулось, когда от слов потребовалось перейти к делу.
Превеликое множество исследователей, начиная с британского философа Бертрана Рассела, высказавшего своё мнение ещё в далеком 1920 году и до современных нам доктора экономических наук Е.Т. Гайдара и политолога Д.Б. Орешкина, к которым можно прибавить писателя Ф. Кафку, социолога Р. Арона, философа Н.А. Бердяева и множество других, отмечают в той или иной степени "религиозность" марксизма-ленинизма, находя в нём атрибуты "светской религии".
Однако со этим мнением категорически не согласны сторонники марксистско-ленинского учения.
Так в чём же дело? Кто из них прав, и как всё обстоит на самом деле?
Следует сразу оговориться, что выступая против марксизма-ленинизма, сравнивая его с вредоносной религией, противники этого учения выступают против вульгарного (простого, простонародного) марксизма-ленинизма - учения Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина, которое и было сформировано последним, как целостное мировоззрение, да не простое, а... как справедливо отмечали вышепоименованные критики... со своей красной библией (каноническим собранием текстов, считавшихся священными), святыми угодниками, пирамидой-усыпальницей и мумией солнцеподобного бога-фараона в ней. Не обошлось и без богомерзких еретиков-отступников, которые предавались анафеме, а то и просто уничтожались, и даже собственного Люцифера - Троцкого, которого демонизировали, как могли. На первый взгляд, всё это - самые настоящие религиозные атрибуты, хотя их наличие вполне объяснимо.
Стоило большевикам взяться за практику "коммунистического строительства", как обсуждение марксистских идей тут же переместилось из салонов и залов заседаний в цеха и окопы. Понадобились простые и понятные лозунги, вроде "Грабь награбленное!" и "Бей буржуев!".
Ещё сложнее пришлось Сталину, когда неграмотные ранее рабочие и крестьяне научились писать "Мы не рабы, рабы не мы", ведь следующим вопросом могло стать: "А кто ж тогда мы?", "Для чего отдаём свои жизни?" Написанная до этого многочисленная марксистская литература ясных ответов не давала, а то и вообще могла увести "не туда".
Оттого и понадобилось бывшему семинаристу Джугашвили-Сталину, срочно "слепить" из отдельных, зачастую разрозненных частей марксизма нечто простое и понятное, "удобоваримое", безжалостно отсекая при этом всё "лишнее", объявляя врагами, а то и физически уничтожая не только противников нового мировоззрения, но и просто сомневающихся, пытающихся разобраться в истоках происходящего, высказать своё мнение.
Так окончательно сформировалась безжалостная безбожная, антигуманная вера, сметающая всё на своём пути. Но была ли это религия?
"Религия (от лат. religio - "святыня", набожность, благочестие). Особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину)." (Елена Казарина, статья "Религия", энциклопедия "Кругосвет", http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/RELIGIYA.html)
Читая это определение, как и множество подобных... точного и однозначного мнения на этот счёт нет ни у философов, ни у теологов и представителей духовенства (служителей религиозного культа)... бросается в глаза, что с марксизмом-ленинизмом "что-то не так". Есть в нём "некая незавершённость", и до полноценной религии он "малость не дотягивает".
Я сперва тоже не смог чётко охарактеризовать марксо-энгельсо-ленино-сталинское учение, пока не натолкнулся на подзабытый термин "фетиш".
Фетиш (от франц. fetiche - талисман, амулет, идол) - тот или иной объект поклонения, наделенный, по мнению верующих, сверхъестественными свойствами.
Предполагается, что он непременно должен быть неким материальным предметом, а уж никак не идеей, а уж тем более не научной теорией, так как "фетиш" и "наука" взаимоисключающие понятия - либо одно, либо другое. Однако в научных кругах бытует мнение, что теория большого взрыва и общая теория относительности Эйнштейн как раз являются такими фетишами (доктор наук Стекачёв В.И., Пострелятивистская вневременная фундаментальная физическая и космологическая теория эволюционных галактических циклов Вселенной - единая теория мироздания, 2004, www.physical-congress.spb.ru/download/cong04(018).pdf)
Как мне представляется, в данном случае происходит смещение научных понятий: постулаты (утверждения, хотя и не доказанные, принимаемые на веру, ради неких целей) от чего-то стали считаться аксиомами (истинами, не нуждающимися в каких-либо доказательствах или обосновании в виду их очевидности), а теоремы (утверждения, требующие доказательств) превратились в постулаты.
Оттого и запредельная агрессивность "адептов" теории с поистине религиозной нетерпимостью ко всем, кто посмеет усомниться в их непогрешимой истинной вере:
"Ты что, не веришь в торжество идей марксизма-ленинизма?"
Слово "веришь" здесь ключевое, вот только на нём заканчивается всякая наука и наступает самое настоящее религиозное мракобесие.
По поводу чего?!.. А это уже не важно!
Кстати, "наиболее последовательные" либералы к своим "приватизации" и "свободному рынку" относятся с тем же пиететом, если не большим. Оттого и научные споры антагонистов тоже выходят какими-то светско-религиозными.
Одни считают, что с изначального марксизма достаточно удалить всё наносное, всю ленинско-сталинскую шелуху, чуть потереть о валенок, и он вновь засияет, как медный котелок. Другие в прошлом, радостно спихнув в овраг своей бэ-эм-вухой еле тащившуюся по дороге телегу "развитого социализма", через много лет почему-то возвращаются на место преступления, чтобы сделать пару контрольных выстрелов (Гайдар, Мау).
И тем и другим замечу: "Не там вы ищите причины краха социализма в России! Где? Наберитесь терпения и узнаете".
Глава 2.
Марксизм-ленинизм. Философия.
Прежде, чем говорить о философии, напомним её марксистско-ленинское определение:
"Марксизм-ленинизм представляет собой цельную и стройную систему философских, экономических и социально-политических взглядов. Философия марксизма-ленинизма - это диалектический и исторический материализм." (Марксистско-ленинская философия. Диалектический материализм, Издательство "Мысль", Москва, 1968 http://bse.uaio.ru/73/mlfil.htm)
Так рассмотрим же эти два материализма.
2.1. Диалектический материализм (он же - диамат).
"Диалектический материализм (диамат) - философское учение, утверждающее (гносеологическую) первичность материи и постулирующее три основных закона её движения и развития:
- Закон единства и борьбы противоположностей
- Закон перехода количественных изменений в качественные
- принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включающей в себя все проявления, все формы действительности от объективной действительности (материя) до субъективной действительности (мышление);
- принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание; ("Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание." - К. Маркс, "К критике политической экономии")
- принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что мерой его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является общественно-производственная практика;
- принцип развития, обобщающий исторический опыт человечества, достижения естественных, общественных и технических наук и на этой основе утверждающий, что все явления в мире и мир в целом находятся в непрерывном, постоянном, диалектическом развитии, источник которого - возникновение и разрешение внутренних противоречий, ведущие к отрицанию одних состояний и образованию принципиально новых качественных явлений и процессов;
- принцип преобразования мира, согласно которому историческая цель развития общества состоит в достижении свободы, обеспечивающей всестороннее гармоническое развитие каждой личности, в раскрытии всех ее творческих способностей на основе коренного преобразования общества и достижения социальной справедливости и равноправия членов общества;
- принцип партийности философии, устанавливающий наличие сложной объективной связи между философскими концепциями и мировоззрением человека, с одной стороны, и социальной структурой общества - с другой.
Не сводя все развитие философии исключительно лишь к борьбе идеализма и материализма, данный принцип требует чёткого определения философской позиции и глубокого понимания познавательного, методологического и социального смысла каждого философского учения, школы или направления." (http://www.psychologos.ru/articles/view/dialekticheskiy_materializm)
Как уже отмечалось, в этом "завершённом", "окончательном" виде диалектический материализм был сформирован И.В. Сталиным (О диалектическом и историческом материализме. Источник: Сталин И.В. Cочинения, Т. 14., М.: Издательство "Писатель", 1997. С. 253-282., http://grachev62.narod.ru/stalin/t14/t14_55.htm), поскольку "К. Маркс и Ф. Энгельс, создав, в общем и целом, принципиально новую философскую систему, сколько-нибудь детально её не разработали и нигде систематически её не изложили. У К. Маркса вообще нет ни одной специально философской работы, если не считать "Тезисов о Фейербахе", найденных и опубликованных Ф. Энгельсом уже после смерти великого мыслителя. У Ф. Энгельса были работы либо полностью философские ("Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии"), либо содержащие специальные философские разделы ("Анти-Дюринг"). Но ни одна из них не содержала систематического изложения марксистской философии...
Из последователей К. Маркса и Ф. Энгельса В.И. Ленин был почти что единственным человеком, который по настоящему понимал их философию. Но его замечательная книга "Материализм и эмпириокритицизм" тоже не содержит систематического изложения диалектического материализма," - утверждает в своей статье профессор Ю.И. Семёнов, отмечая, что в 20-е годы советскими философами "...были достигнуты определенные результаты, но затем марксистская философия в СССР была подвергнута жесточайшему разгрому. Такая участь постигла и марксизм в целом. Он, начиная с конца 20-х годов, был постепенно заменен псевдомарксизмом. В результате марксистская философия, вернее то, что выдавалось за марксистскую философию, в 30-50 годы представляла собой закоснелую сумму положений, которые нужно было заучить, в которые надо было веровать и которые надлежало бездумно повторять."
Впрочем, о возведении марксизма-ленинизма в культ уже упоминалось.
Рассмотрим несколько основных положений этого учения.
"Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию", - утверждает Ф. Энгельс в работе "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2, т. 21., с. 282, http://libelli.ru/marxism/me_ss2.htm).
Как же на него отвечают основоположники?
"Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще, - отмечает К. Маркс в предисловии "К критике политической экономии". - Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание." (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., изд. 2, т. 13., с. 5, http://libelli.ru/marxism/me_ss2.htm).
Тот же тезис развивают и его последователи - Ф. Энгельс, В.И. Ленин и И.В. Сталин.
Вроде бы всё ясно и понятно: "бытие определяет сознание" и точка!
Но не тут-то было. В других своих работах основоположники сами же себе и противоречат. Так В.И. Ленин, выступая с речью на 3-м Всероссийском съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи, произнёс следующее: "Союз молодежи и вся молодежь вообще, которая хочет перейти к коммунизму, должна учиться коммунизму... Перед вами задача строительства, и вы ее можете решить, только овладев всем современным знанием, умея превратить коммунизм из готовых заученных формул, советов, рецептов, предписаний, программ в то живое, что объединяет вашу непосредственную работу, превратить коммунизм в руководство для вашей практической работы... Вы должны воспитать из себя коммунистов." (Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 41, с. 301 - 308, http://uaio.ru/vil/41.htm#s298).
Не отстаёт от Ленина и Сталин:
"Чтобы строить, надо знать, надо овладеть наукой. А чтобы знать, надо учиться... Овладеть наукой, выковать новые кадры большевиков - специалистов по всем отраслям знаний, учиться, учиться, учиться упорнейшим образом, - такова теперь задача. Массовый поход революционной молодежи за науку - вот что нам нужно теперь, товарищи. (Бурные аплодисменты. Крики: "Ура!", "Браво!". Все встают.)" (Речь на VIII съезде ВЛКСМ 16 мая 1928 г., Сталин И.В. Cочинения. - Т. 11. - М.: ОГИЗ; Государственное издательство политической литературы, 1949. С. 66-77. http://grachev62.narod.ru/stalin/t11/t11_07.htm)
Выходит теперь, после победы так называемой социалистической революции всё изменилось? Уже не бытие определяет сознание, а пролетариат, овладев передовым марксистско-ленинским учением, может крушить всё вокруг направо и налево, перестраивая бытие согласно догматам новой веры? Что это, переход Ленина и Сталина в идеализм, ревизионизм, отказ от идей Маркса и Энгельса?
Да нет, и сами основоположники, порой, нет-нет да "проговариваются":
"Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой; но и теория становится материальной силой, как только она овладевает массами." (Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 422. http://libelli.ru/marxism/me_ss2.htm).
"Хотя материальные условия существования являются primum agens (первопричиной. - Ред.), это не исключает того, что идеологические области оказывают в свою очередь обратное, но вторичное воздействие на эти материальные условия." (Энгельс Ф. Письмо К. Шмидту, 5 августа 1890 г. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 37, с. 370. http://libelli.ru/marxism/me_ss2.htm)
Кто не верит на слово, может ознакомиться ещё с полудюжиной подобных высказываний (http://psylib.org.ua/books/maenl01/txt10.htm).
Так в чём же здесь дело? А вот тут следует обратиться к современной картине мира.
Рассуждая далее, следует определиться с понятиями, поскольку разные философы в одни и те же слова ухитряются вкладывать в него совершенно различный смысл. Оттого и такая путаница во взглядах на окружающую нас действительность.
Поэтому введём философское понятие "реальный мир". Соответствует оно понятию "бытие" - хорошо, нет? - ещё лучше! А то "бытие" в узком смысле слова, "бытие" в широком, "Бытие", глава первая, "Бытие", вторая... Так кто угодно может запутаться.
С материей, вроде, попроще. "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается в наших ощущениях, существуя независимо от них", - утверждает В.И. Ленин в книге "Материализм и эмпириокритицизм" (Полн. собр. соч., т. 18, с. 131, http://uaio.ru/vil/18.htm).
Однако, против этого категорически протестует доктор Б.Г. Коллендер:
"Материя - это реальность, представленная информацией о себе. А не ощущениями, как наивно полагал Ленин.
Следует отметить также и то, что информация о природных объектах добывается наукой. Именно наука, оснащённая специальными приборами, методами и теориями, позволяет узнавать истинную информацию о нашем мире." (Коллендер Б.Г., Заблуждения ленинского материализма, http://library-of-materialist.ru/misleading_materialism.htm).
В свою очередь, с подобными суждениями категорически не согласны профессоры В.Н. Романенко и Г.В. Никитина: "Понятие материи введено именно для того, чтобы всё, что объективно существует вне деятельности нашего сознания, называлось материей. Это аксиоматическое определение." (Ряд общих соображений по поводу материалов Бориса Коллендера и Романа Гута, http://www.elektron2000.com/roman_nikit_0222.html).
Однако, на самом деле понятие "материя" не такое "аксиоматическое", как хотелось бы этим авторам, поскольку имеются и другие его определения.
"Материя (matter) - философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу" (Оксфордский словарь, http://www.oxforddictionaries.com/definition/english/matter?q=matter)
или
"Материя (лат. materia - вещество) - философская категория, которая в материалистической традиции (см. Материализм) обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности)." (История философии: Энциклопедия. Мн., Интерпресссервис, Книжный Дом. 2002. Стр.604 - 605, http://velikanov.ru/philosophy/materija.asp).
Есть и ещё более категоричное:
"Материя - фундаментальная исходная категория философии, обозначает объективную реальность, единственную субстанцию со всеми ее свойствами, законами строения и функционирования, движения и развития. Материя самодостаточна и не нуждается в том, чтобы ее непременно кто-нибудь осознавал." (Злыгостев А. С. Материал для подготовки к экзамену по философии, http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st032.shtml).
В результате философы - диалектические материалисты договорились до того, что весь реальный мир - это сплошная материя, что в корне не верно. Есть ещё такие понятия, как "пространство" и "время".
"Категории "пространство" и "время" относятся к числу фундаментальных философских и общенаучных категорий. И естественно, они являются таковыми прежде всего потому, что отражают и выражают наиболее общее состояние бытия." (Философия (под ред. проф. В.Н. Лавриненко), Серия: Institutiones": Юристъ; 1998, http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php). "Пространство - означает структуру объекта и материи в целом, протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие и объемность объектов. Оно является формой бытия материи. При характеристике употребляют понятие бесконечность. Пространство является многомерным.
Время - форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развития систем, как длительность, последовательность смены состояний. Время делят на три категории: прошлое, настоящее, будущее. При характеристике времени употребляют понятие вечность." (Злыгостев А. С. Материал для подготовки к экзамену по философии, http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st032.shtml).
А что же говорили по этому поводу классики марксизма-ленинизма?
"Основные формы бытия - суть пространство и время; бытие вне времени есть такая же величайшая бессмыслица, как бытие вне пространства". (Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Отдел 1, Гл V. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 51., http://libelli.ru/marxism/me_ss2.htm).
Значит, существование материи без пространства и времени невозможно, а наоборот? Может ли существовать пространство и время без самого завалящегося "клочка" материи?
Мне казалось, что вполне может, только оно не имеет смысла, поскольку в нём ничего нет. Точно так же, как если бы существовала некая пустая комната, в которой никто никогда не жил, и в будущем тоже не будет. Что само по себе абсурдно - для чего же она тогда нужна?
Однако, как оказалось, подобное понятие используется физиками и носит гордое название "пространство Эйнштейна" (или "эйнштейновский вакуум") и используется для решений уравнений Эйнштейна в общей теории относительности для пустого, без материи, пространства-времени.
Но вернёмся пока от физиков в лирикам (то есть к философам):
"Вопрос о познавательном статусе категорий пространства и времени решался по-разному. Одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие - чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Были и философы, которые, признавая объективность пространства, приписывали чисто субъективный статус категории времени, и наоборот.
Но пространство и время являются столь же объективными характеристиками бытия, как его материальность и движение.
В истории философии существовали две точки зрения об отношении пространства и времени к материи. Первую из них можно условно назвать субстанциальной концепцией. В ней пространство и время трактовали как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.
Вторую концепцию можно именовать реляционной (от слова relatio - отношение). Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими...
В начале XX в. была создана теория относительности, которая заставила пересмотреть традиционные воззрения на пространство и время и отказаться от субстанциальной концепции. Теорию относительности можно рассматривать как концепцию, нацеленную на раскрытие диалектических связей в природе.
Теория относительности включает в себя две генетически связанные теории: специальную теорию относительности (СТО), основные идеи которой были сформулированы А.Эйнштейном в 1905 г., и общую теорию относительности (ОТО), работу над которой А. Эйнштейн закончил в 1916 г." (Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. - 608 с., http://www.countries.ru/library/philosophy/duo.htm)
Оставив пока в стороне обе теории относительности (и специальную, и общую), которые достаточно спорны (о чём будет сказано позднее), обратимся к другой философской категории - информации.
"Информация есть информация, а не материя и не энергия. Тот материализм, который не признает этого, не может быть жизнеспособным в настоящее время.", - утверждает основоположник кибернетики Норберт Винер (Кибернетика, или управление и связь в животном и машине, 2-е издание. - М.: Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1983., с. 208, http://scisne.net/a-1590?pg=3).
Ещё более категоричен Б.Г. Коллендер:
"Определение информации как нематериальной стороны материального мира закрывает все вопросы о невозможности дать однозначное определение понятию информации. Информация (природная) - нематериальная (идейная), объективная реальность. Точка. Все остальные определения информации - лишь следствия из этой основополагающей её сущности." (Коллендер Б.Г., Информация и сознание, http://old.computerra.ru/readitorial/394724/).
С ним не согласны В.Н. Романенко и Г.В. Никитина, которые утверждают: "Есть материя, и есть её свойства. К ним относится и информация. Именно по этой причине она материальна... Да, информация, в отличие от массы и энергии, имеет свойство копирования (отражения). Её можно увеличивать количественно и уничтожать. Можно ли это считать идеальностью или свидетельством дуальности информации? Из всего сказанного в работе Б. Коллендера это не вытекает." (Подробнее с разгоревшейся полемикой Б.Г. Коллендера с его оппонентами можно ознакомиться на сайте "Электронный Научный Семинар (ЭНС)", http://www.elektron2000.com/roman_nikit_0222.html).
Что тут можно сказать? Остаётся только удивляться, насколько расходятся в своих выводах учёные, говоря вроде бы об одном и том же. Всему виной, как я уже говорил, нечёткость определений в философии в целом, и в марксистско-ленинской в частности. Не математика, однако...
С моей точки зрения информация не материальна, но относится к реальному миру (то есть не идеальна)! Это - объективная реальность, которую нельзя ни ощутить, ни точно измерить.
Многие мне возразят: "Ну как же? Ведь есть понятия "количество информации", "объём информации"?" Всё верно, однако... каждый может это проверить... на тех же книжных сайтах, возьмите любой, одни и те же произведения в различных форматах (fb2, doc, rtf, html, txt) занимают разный объём.
И вообще, информация, как таковая, стала предметом пристального научного изучения сравнительно недавно, а кибернетика (наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество) и информатика (наука о способах получения, накопления, хранения, преобразования, передачи и использования информации) делают, вообще, лишь первые шаги. Определённый путь уже пройден, но сделать предстоит в миллионы раз больше. Работы здесь непочатый край.
Причём, если сравнивать информацию с электричеством, которое так же "разлито" в окружающем нас мире, то упомянутые выше науки изучают, так сказать, "инфо-динамику" (обработку и передачу информации), тогда как "вне игры" продолжают оставаться "инфо-статика" (информация "сама по себе" в "состоянии покоя"), а так же мир человеческих идей (поскольку, как определил Б.Г. Коллендер "Существует два принципиально разных вида информации. Это природная информация и информация, созданная человеком" (Коллендер Б., "Базовая концепция информации", Boris Kollender, All right reserved. Registration of Library of Congress, 2011, http://nounivers.narod.ru/pub/kb_bci.htm)).
"В последнее десятилетие информатика как фундаментальная наука становится ключевой составляющей всей системы научного познания и будет в значительной степени определять пути формирования глобального информационного общества, основанного на знаниях. В связи с этим вполне понятен тот повышенный интерес к проблеме уточнения места информатики в системе наук, а также к ее фундаментальным основам и историко-философским аспектам, который наблюдается сегодня как в сфере науки, так и в сфере образования. В то же время в системе образования и подготовки научных кадров высшей квалификации как в России, так в других странах, в том числе в США, все еще доминирует инструментально-технологический подход к изучению проблем информатики, а ее многие фундаментальные аспекты рассматриваются в качестве второстепенных", - заключает К.К. Колин, формулируя "некоторые научные положения, которые можно рассматривать в качестве философских основ информатики как фундаментальной науки об информации и процессах информационного взаимодействия в природе и обществе.
1. Информация в широком понимании этого термина представляет собой объективное свойство реальности, которое проявляется в неоднородности (асимметрии) распределения материи и энергии в пространстве и времени, в неравномерности протекания всех процессов, происходящих в мире живой и неживой природы, а также в человеческом обществе и сознании.
2. Информация пронизывает все уровни организации материи и энергии в окружающем нас мире, она является первопричиной движения материи и энергии и определяет направление этого движения в пространстве и времени.
3. Информация является решающим фактором эволюции, она определяет направление развития всех эволюционных процессов в природе и обществе.
4. Количество информации является мерой сложности организованных систем любой природы и позволяет получать количественные оценки уровня этой сложности.
5. Информация является многоплановым феноменом реальности, который специфическим образом проявляет себя в различных условиях протекания информационных процессов в разнообразных информационных средах живой и неживой природы: в естественной неживой природе, в технических объектах и системах искусственной природы, созданных человеком, в биологических системах, а также в человеческом обществе и сознании.
6. Можно предположить, что существуют некоторые фундаментальные закономерности проявления информации, которые являются общими для информационных процессов, реализующихся в объектах, процессах или явлениях любой природы. Изучение именно этих закономерностей и должно являться одной из важнейших задач информатики как фундаментальной науки. И в этом заключается ее междисциплинарная роль в системе научного познания." (Колин К.К., Философия информации и фундаментальные проблемы информатики, "Информационные Ресурсы России" N 1, 2010, http://www.aselibrary.ru/digital_resources/journal/irr/2010/number_1/number_1_5/number_1_51394/).
Вроде бы всё верно, однако я категорически не согласен с пунктом 3: "Информация является решающим фактором эволюции, она определяет направление развития всех эволюционных процессов в природе и обществе" и хочу обратить внимание на пункт 5: "Можно предположить, что существуют некоторые фундаментальные закономерности проявления информации, которые являются общими для информационных процессов, реализующихся в объектах, процессах или явлениях любой природы". Вообще-то эти "фундаментальные закономерности" давным-давно определены, как особая философская категория, и называются законами природы и общества.
Кстати, что характерно для марксизма-ленинизма, давая сплошь и рядом определения различных законов, "основоположники" ловко ухитряются обходить стороной место самих законов в системе мироздания - в знаменитых связках "материальное - идеальное", "бытие - сознание".
Наглядным примером может служить статья из "Большой советской энциклопедии":
"Закон, необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Закон выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи. Но не всякая связь есть закон. Связь может быть необходимой и случайной. Закон - это необходимая связь. Он выражает существенную связь между сосуществующими в пространстве вещами. Это закон функционирования. Так, например, закон всемирного тяготения гласит: все тела притягиваются друг к другу с силой, обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними. Наряду и в единстве с законом функционирования существуют законы развития, выражающие тенденцию, направленность или порядок следования событий во времени. Так, общество закономерно развивается от одной общественно-экономической формации к другой. "...Понятие закона есть одна из ступеней познания человеком единства и связи, взаимозависимости и цельности мирового процесса" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 135). В системе объективного идеализма закон трактуется как выражение мирового разума, воплощённого в природе и обществе. С точки зрения субъективного идеализма закон привносится познающим субъектом в реальный мир: разум даёт законы природе. Например, согласно неопозитивизму, закон - это чисто логический феномен; закону не присуща объективная необходимость; он обладает лишь логической необходимостью. Диалектический материализм исходит из того, что законы носят объективный характер, выражая реальные отношения вещей, а также их отражение в сознании. Законы могут быть менее общими, действующими в ограниченной области и изучаемыми отдельными конкретными науками - физикой, химией, биологией (например, закон естественного отбора); более общими (например, закон сохранения энергии, циркуляции информации), изучаемыми рядом областей знания, и всеобщими, универсальными (законы диалектики, например переход количественных изменений в качественные и др.), которые исследуются философией." (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. - Третье изд. - М. : Советская энциклопедия, 1969-1978., https://m.slovari.yandex.ru/article.xml?book=bse&title=%D0%97%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD+%28%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84.%29)
Очередное марксистско-ленинское словоблудие - сказать всё, не сказав ничего!
Подытожим то, что у нас получилось. Выходит, что "реальный мир" состоит из материи и нематерии. При этом и та и другая являются объективными реальностями, не зависящими ни от сознания человека, ни от его мировоззрения. Нравится ли людям или не нравится, мир существовал без них и просуществует ещё целую вечность. Насчёт "всемирного разума" или "абсолютного духа" так категорично не уверен, но об этом после. Итак:
1. Материя. "Вещество - это вид материи, состоящий из различных частиц и тел, которым присуща масса покоя и дискретность (прерывность). Это твердые, жидкие, газообразные, плазменные (Солнце) вещества, элементарные частицы, атомы, молекулы, ДНК, вирусы, белки, хромосомы. Вещество по своему значению близко понятию материя, но не равнозначно ему полностью. Поле - вид материи, который связывает тела между собой. Частицы поля не имеют массы покоя: свет не может покоиться. Поэтому поле непрерывно распределено в пространстве. Выделяются следующие поля: ядерное, электромагнитное, гравитационное. Физический вакуум - предполагаемый вид материи, "море Дирака". Современная физика утверждает, что возможна материя в безмассовом (бестелесном) виде." (Шпилькин Ю.И., Евразийский дискурс философии, Издательство "Академия Естествознания", 2014, http://www.rae.ru/monographs/259)
"Сегодня под материей понимают и вещества (с т.з. физики или химии), а также невещества как микрочастицы, поля и различные излучения", - добавляет Б.Г. Коллендер (Электронный Научный Семинар,
2. Нематерия. К ней, как мы установили, относятся:
2.1. Пространство,
2.2. Время,
2.3. Информация,
2.5. Законы природы и общества,
2.6. Температура. О ней я совсем было позабыл, но, думаю не стоит объяснять, что это такое.
2.6. Энергия. "Энергия - общая количественная мера движения и взаимодействия всех видов материи. Энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает; она только может переходить из одной формы в другую. Понятие "энергия" связывает воедино все явления природы." (Большая советская энциклопедия (БСЭ), http://gatchina3000.ru/great-soviet-encyclopedia/bse/126/640.htm).
Видимо, список можно было бы продолжить, включив в него и другие нематериальные реальности (например виртуальные частицы Квантовой теории поля), однако, вовсе не факт, что подобные объекты со временем не "материализуются".
Впрочем, и того, что есть, для осознания "истинной" картины мира вполне достаточно. Слово "истинная" я беру в кавычки, потому что наука никогда не стоит на месте, и на место одной теории со временем непременно приходит другая, более совершенная и соответственно более сложная.
Главное в том, что в "реальном мире" существуют материальные объекты, размеры и свойства которых, так же, как их взаимодействие между собой и происходящие с ними изменения и процессы можно описать и "зафиксировать" лишь благодаря "представителям" нематериальной реальности, которые и служат теми "шкалами", "угломерами" и "линейками", с помощью которых эти измерения проводятся.
Так как же всё это работает?
Окружающий нас "реальный мир" можно упрощённо представить, как "изделие" из своеобразного композитного материала.
"Композиционный материал (композит, КМ) - искусственно созданный неоднородный сплошной материал, состоящий из двух или более компонентов с четкой границей раздела между ними. В большинстве композитов (за исключением слоистых) компоненты можно разделить на матрицу и включенные в нее армирующие элементы. В композитах конструкционного назначения армирующие элементы обычно обеспечивают необходимые механические характеристики материала (прочность, жесткость и т.д.), а матрица (или связующее) обеспечивает совместную работу армирующих элементов и защиту их от механических повреждений и агрессивной химической среды." (Справочник по композиционным материалам / под ред. Дж. Любина, кн.1, - М.: Машиностроение, 1988. - 448с.)
И действительно, мир имеет определённый объём - трёхмерное измерение, движущееся во времени. То есть представляет собой уже четырёхмерное векторное пространство. Законы природы и общества в нём играют роль кристаллической решётки. На этой вполне реальной, хотя и невидимой глазу "конструкции" держится вся система мироздания. При желании в ней можно заметить сходство с канвой или сеткой.
Для наглядности обратимся к такому хорошо известному материалу, как чугун. (рисунок 1).
Не вдаваясь глубоко в подробности, чем отличается феррит от перлита, а аустенит от ледебурита (желающие легко могут найти соответствующую информацию), заострим внимание лишь на том, насколько большое многообразие даёт изменение соотношения всего лишь двух элементов в сплаве железа с углеродом - четыре вида материала с различными механическими и физическими свойствами (белый, серый, ковкий и высокопрочный чугуны), не говоря уже о стали (которой тоже насчитывается несколько видов).
Наверное, для наглядности нужно было взять настоящий композит (хотя бы ту же фанеру), но и этот пример показывает многообразие различных состояний объекта, причём переход из одного в другое происходит ступенчато и нелинейно, а результат его напоминают затейливую мозаику. Как же тогда выглядит мир в его многообразии? Такой калейдоскоп получается, что голова идёт кругом! Однако, попытаемся хоть немного с этим разобраться.
"Человек - великий мир в малом" - пишет святитель Григорий Богослов (Слово 45//Творения. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. Т.1. С. 665. и Стихотворение о смиренномудрии, целомудрии и воздержании//Там же. Т.2. С. 179. http://forum.teurgia.org/index.php?showtopic=999). Наверняка можно найти ещё немало подобных изречений, вроде: "Человек - это микрокосмос (микрокосм, вселенная)". Может, и не так уж неправы были древние мудрецы?
Если принять законы природы и общества за позвоночник, становой хребет мироздания, материальные тела за клетки различных типов, которые образуют ткани, а те, в свою очередь органы человека, тогда как информация - это нервная система, вернее, те сигналы, что она передаёт. Ну а энергия - это... энергия...
Впрочем, такая модель, естественно, весьма приблизительна, ведь человек - это живой организм, а окружающий нас реальный мир... Хотя, что значит "живое-неживое"? Ведь эта схема достаточно условна. И микрочастицы и целые галактики рождаются, живут и умирают, только у одних жизненный путь длится доли секунды, а у других - почти что вечность.
Но в чём бы не крылись отличия мироздания, человеческого тела или общества, каждое из них представляет собой систему.
Состоянием системы называется совокупность существенных свойств, которыми система обладает в каждый момент времени:
1. Эмерджентность - свойство систем, обусловливающее появление новых свойств и качеств, не присущих элементам, входящих в состав системы,
2. Целостность - означает, что каждый элемент системы вносит вклад в реализацию целевой функции системы,
3. Организованность - сложное свойство систем, заключающиеся в наличие структуры и функционирования (поведения),
4. Функциональность - проявление определенных свойств (функций) при взаимодействии с внешней средой; здесь же определяется цель (назначение системы) как желаемый конечный результат,
5. Структурность - упорядоченность системы, определенный набор и расположение элементов со связями между ними,
6. Наличие собственного поведения - действия, изменений, функционирования и т.д.; поведение системы связано с окружающей средой, т.е. с другими системами с которыми она входит в контакт или вступает в определенные взаимоотношения,
7. Свойство роста (развития),
8. Устойчивость (прочность, сбалансированность), т.е. способность системы противостоять внешним возмущающим воздействиям; от нее зависит продолжительность жизни системы,
9. Надёжность - свойство сохранения структуры систем, несмотря на гибель отдельных ее элементов с помощью их замены или дублирования, а живучесть - как активное подавление вредных качеств,
10. Адаптируемость - свойство изменять поведение или структуру с целью сохранения, улучшения или приобретение новых качеств в условиях изменения внешней среды; обязательным условием возможности адаптации является наличие обратных связей.
Соответствует ли им окружающий нас реальный мир?
Вполне, достаточно лишь рассмотреть нашу Солнечную систему.
"Солнечная система приводится в движение настолько регулярными ритмами, что они напоминают часовой механизм. Кажется невероятным, что такая хорошо отлаженная система могла появиться на свет спонтанно. Этот островок порядка, который мы называем нашей Солнечной системой, на самом деле - замечательный пример стройности и симметрии, возникающей в результате действия простых физических законов, которые управляют Вселенной." (http://legalsvit.com/porjadok-iz-haosa/zavodnaja-solnechnaja-sistema.html).