Мингажева Лилия Мирвалиевна : другие произведения.

Как ежик Афоня узнал о языковых нормах

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В сказках про ежика Афоню в доступной форме для детей говорится о нормах русского языка


Как ежик Афоня узнал о языковых нормах

   E-mail:liliya02071984@mail.ru Однажды теплым осенним вечером ежик Афоня прочитал следующее объявление: "Приглашаем всех на спектакль "Золотой ключик", который состоится сегодня на большой поляне после захода солнца". Афоня очень обрадовался, потому что в их лесу нечасто ставили такие масштабные представления. Он побежал к своему другу Пушистику. Зайчик тоже знал о предстоящем спектакле и уже причесал свое правое ухо и хвостик. Пушистик попросил занять место поближе к сцене, а сам остался дома, чтобы умыть свою мордочку и причесать свое левое ухо.
   Когда Афоня подошел к Большой поляне, солнце только начало садиться. Но на поляне уже сидели лисичка Фифи, филин Ухатыч, бельчонок Вихрастик со своей мамой и незнакомый медвежонок. Афоня поздоровался со всеми и уселся поближе к сцене. К нему подошла Фифи и спроила:
   - Можно сесть с тобой рядом?
   Афоня ответил:
   - Садись, конечно, но только справа. Я занял место для Пушистика, он скоро подойдет.
   - Так местов же много, найдет куда сесть, если не опоздает.
   Позади них сидели бельчонок Вихрастик и тетя Белли, которая поправила Фифи:
   - Фифи, нужно говорить "много мест", а не "много местов".
   Афоня начал смеяться над Фифи, она обиделась и отвернулась от него. Посидев так немного, лисичка обиженно пробурчала:
   - Аккуратней, Афоня, ты чуть не запачкал мое новое пальто.
   Афоня возмутился:
   - Я даже не дотрагивался до твоего пальто, ты только и думаешь о своем пальте, лучше бы русский язык учила.
   Фифи начала смеяться над Афоней:
   - Я хожу в школу, поэтому знаю, что слово "пальто" не изменяется по падежам. Хотя ты, наверное, не знаешь, что такое "падежи", ты ведь себя считаешь умным и поэтому не ходишь в школу.
   Подбежал Пушистик и уселся рядом с Афоней. Началось представление, и на два часа Афоня забыл обо всем на свете, он вместе с героями мысленно прошел все нелегкие испытания и нашел Золотой ключик. Когда закончился спектакль, все долго аплодировали. А Вихрастик прошептал Афоне:
   - А Мальвина-то красивЕе всех девочек в нашем лесу.
   А Фифи ехидно заметила:
   - Вообще-то говорят "красИвее", а не "красивЕе".
   Афоня пробурчал:
   - Тоже мне нашлась самая умнейшая!
   Но его одернула тетя Белли:
   - Не ругайтесь! Кстати, говорить "самая умнейшая" неверно, лучше сказать "самая умная" или "умнейшая".
   Возвращаясь домой, Афоня с Пушистиком обсуждали спектакль. Ежик спросил друга:
   - Кстати, почему нам все время указывали, как правильно говорить. Почему я должен верить словам тети Белли и говорить так, как она сказала?
   А Пушистик ответил:
   - Понимаешь, нам в школе объясняли, что существуют какие-то языковые нормы, которые нужно всем соблюдать при разговоре, на письме.
   А Афоня рассердился:
   - Все, настал предел терпения. Так правильно, так неправильно...
   Но Пушистик не дал ему договорить:
   - Правильно говорить "настал предел терпению", а "настал предел терпения" - это нарушение синтаксических норм.
   - Ого! Так этих норм еще и несколько, - удивился Афоня.
   - Конечно! Нормы, которые указывают, как ставить ударение - орфоэпические, а вот если ты, например, кому-то желаешь хороших успехов, ты нарушаешь лексические нормы (правильность выбора слова и уместность его употребления), потому что плохих успехов не бывает. Знаешь, следующий урок я пропустил, поэтому больше ничего тебе рассказать про языковые нормы не могу, знаю только, что есть еще морфологические, стилистические, орфографические и пунктуационные. Ну в этом ты сам разберись, ладно? Пока!
   - Послушай, а где эти нормы прописаны-то?
   - Ну в словарях каких-то, кажется, и в учебниках, какое-то пособие есть еще, что ли... Не морочь мне голову! В школе спроси! Спокойной ночи!
   - Спокойной ночи, Пушистик! - ответил Афоня. И тихонько добавил:
   - А в школу я не пойду, и без знания этих языковых норм мне как-то хорошо жилось, обойдусь. Зачем вообще придумывать какие-то правила, можно ведь говорить так, как хочется.
   Ночью Афоне приснился странный сон: как будто никто в лесу друг друга не понимает, каждый говорит и пишет так, как хочет, поэтому была полная неразбериха, и все между собой переругались.
   - Фу, - облегченно вздохнул Афоня, проснувшись, - это был сон. Наверное, эти языковые нормы не зря придумали, значит, их нужно знать, если хочешь, чтобы тебя понимали окружающие и не дразнили неучем. Вот! - и, успокоившись, лег обратно спать.
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Как ежик Афоня познакомился со специальными словами

   Ежик Афоня проснулся ранним из-за подозрительного шума: ему показалось, что кто-то постучал в окно. Но когда открыл дверь, никого возле дома не увидел. Только потом Афоня заметил записку, подложенную под коврик для обуви. В этой записке было написано следующее: "Китсишуп. Укчер елзов ябет удж". Афоня ни слова не понял из этого таинственного послания. "Нужно разобраться", - решил ежик и отправился к своим друзьям.
   Первой, кого он встретил на своем пути, была лисичка Фифи. Она тоже получила письмо непонятного содержания. Но она была уверена, что это зашифрованное признание в любви. А Афоне хотелось верить, что в записке, адресованной ему, находится ключ к сокровищам, например, к большой упаковке шоколада. Ежик и лисичка решили вместе разобраться в том, что же на самом деле написано в записках, поэтому отправились дальше.
   Возле речки они увидели зайчика Пушистика. У зайчика был очень задумчивый вид. Он периодически чесал за ухом карандашом, а затем делал какие-то записи на бумаге. Афоня с Фифи поздоровались с ним, но он не обратил на них внимания. Ежик с лисичкой решили не мешать своему другу и идти дальше, но вдруг заметили, что записки, подброшенные им и закорючки, которые выводил Пушистик в своем блокноте, удивительно похожи. Тогда Афоня спросил Пушистика:
   - Это ты подбросил нам записки поддверь?
   - Да, - ответил Пушистик.
   - Но мы ничего не поняли из того, что ты нам написал.
   - Конечно, ведь это секретный лесной язык.
   - А откуда ты его знаешь?
   - Ну я же его и придумал.
   - Но зачем?
   Тогда Пушистик рассказал, что на днях приезжал его старший брат, который учится в академии для лесных зверей.
   - Понимаете, он хвастался тем, что в своей речи использует так называемые студенческие жаргоны...
   - Чего - чего? - переспросила Фифи.
   - Как мой брат объяснил, студенческие жаргоны - это слова, которые используют в своей речи только студенты. Например, мой брат называет своих учителей преподами, а пучок морковки, который им выдают каждую неделю, то есть стипендию, стипухой.
   - А твой язык тоже относится к студенческому жаргону? - спросил Афоня.
   - Нет, мой язык является искусственным (я же его придумал!), строго засекреченным, и им могут пользоваться мои друзья, поэтому это арго.
   - А я тоже хочу что-нибудь такое придумать, - заявила Фифи.
   -А я хочу объясняться на всем понятным языке, чтобы я знал, что мне говорят, и окружающие не гадали, что я сболтнул,- объяснил Афоня.
   - Ну это же неинтересно: пользоваться общеупотребительными словами, которые понимают. Все ведь, например, знают, что такое театр, магазин, дом, семья, поэтому я и придумал свой язык, чтобы отличаться от всех, - сказал Пушистик.
   - Ты и дома со своими родителями будешь объясняться на своем языке? - спросила Фифи.
   - Да, - ответил Пушистик.
   - Но они ведь ни слова не поймут из того, что ты им скажешь! - удивился Афоня.
   - Ну и что! Мой папа ведь использует непонятные нам с мамой словечки, ну эти, термины и профессионализмы, - ответил Пушистик.
   -Твой папа эти слова сам и придумывает? - полюбопытствовал Афоня.
   - Нет. Мой папа работает в школьной лаборатории, поэтому иногда при разговоре использует какие-то мудреные слова, которые химики, наверное, только и понимают. Например, говорит, что дистиллированная аш два о (формула воды) не наносит вреда организму, валентность вещества можно узнать из какой-то таблицы, а лакмусовая бумажка - очень полезная вещь.
   - Да, интересная у вас семейка, - улыбнулась Фифи. - Один жаргонизмами изъясняется, другой термины и профессионализмы использует в речи, третий никому непонятный язык создал. Как же ваша мама вас еще понимает?
   - А мама у меня родом из другого леса, ну который за болотом. Там у них морковка называется хрумкой, а корзинка называется плетенкой, - вздохнул Пушистик.
   - Вот это да! И как же эти слова называются? - спросил Афоня.
   - Это диалектизмы, то есть слова, которые употребляют в речи только на определенной территории.
   - Кстати, что ты нам в своих записках написал? - вспомнила Фифи.
   - А вы прочитайте их задом наперед, тогда и поймете, - ответил Пушистик.
   Фифи прочитала в своей записке: "Ты самая красивая девочка в лесу". А Афоне Пушистик написал: "Жду тебя возле речки. Пушистик".
   - Спасибо, Пушистик! - поблагодарила Фифи за комплимент, - Я пойду домой и тоже придумаю секретный язык для красивеньких лисичек,
   Афоня тоже отправился домой. "Н-да, оказывается, слова бывают общеупотребительные и специальные. И как здорово, что при помощи жаргонизмов, диалектизмов, терминов и профессионализмов, арго можно как бы шифровать свою речь", - думал ежик.
   Тут он увидел возле лужи воробья и, напустив на себя пресерьезный вид, сказал:
   - Воробей, пей только дистиллированную воду. Побольше ешь хрумок и тогда сможешь поднимать плетенки с камнями!
   Воробей чуть не поперхнулся водой, а потом долго еще смотрел вслед Афоне, так и не поняв, что же сказал ему этот ежик с такой умной мордочкой.
  

Как ежик Афоня стал рыцарем

   Ежик Афоня плохо спал ночью. Ему приснилось, что он убегает от динозавра, потом падает в пропасть, и никто не спешит к нему на подмогу. Ежик проснулся от собственных криков. "Фу, это был сон, - облегченно вздохнул он, - хватит на ночь смотреть ужастики, так и с ума можно сойти".
   Афоня решил прогуляться по лесу, отвлечься от дурных мыслей. На поляне он увидел двух незнакомых ежиков, которые играли, кажется, в войну. Один из них отважно отбивался палкой, а другой уверенно наступал, тоже орудуя палкой как мечом.
   - Здравствуйте! - сказал им Афоня.
   Но ежики были настолько увлечены игрой, что не обратили на него внимания.
   - Здравствуйте! - погромче сказал Афоня.
   Тогда один из ежиков оглянулся, увидел Афоню и, улыбнувшись, сказал:
   - Ну, здравствуй!
   - А во что это вы играете? - поинтересовался Афоня.
   - В рыцарей, - ответил ежик, который был повыше.
   - А можно с вами поиграть? - спросил Афоня.
   - Конечно. Как тебя зовут?
   - Афоня.
   - А нас Мордастик и Колючка. А теперь слушай правила игры. Вначале ты должен дать клятву рыцаря. Согласен?
   - Конечно,- подтвердил Афоня.
   - Тогда повтори за нами эту клятву:
   Клянусь, что правил не нарушу,
   А захочу нарушить - не смогу:
   Я никогда не обману, не струшу,
   Не сдрейфлю, не совру и не солгу! (по стих-ю Б.Слуцкого)
   Афоня старательно повторил за Мордастиком это четверостишие, а потом осмелился спросить:
   - А что такое "не сдрейфлю"?
   - "Не сдрейфлю" - это, значит, не струшу, - объяснил Мордастик.
   - А почему нужно это непонятное слово, ведь в клятве уже говорится, что нельзя трусить?
   - Струсить и сдрейфить - это синонимы, то есть слова близкие по значение, - ответил Колючка.
   - А зачем вообще эти синонимы нужны? Разве нельзя обойтись одним словом, например, вместо "врать", "лгать" оставить в клятве только слово "обманывать"? - удивился Афоня.
   - Можно. Но мы ведь рыцари, а рыцари должны быть не только храбрыми, но и образованными. А если ты часто в разговоре используешь синонимы, то речь становится яркой, разнообразной, выразительной, следовательно, красивой. Например, если рыцарь объясняется в любви даме, то без синонимов никак не обойтись, - улыбнулся Мордастик.
   - Разве нельзя девочке сказать просто: "Ты очень красивая, я тебя люблю"? - спросил Афоня.
   - Можно конечно. Но если ты ей скажешь: "Ты самая удивительная, милая, необыкновенная, замечательная, потрясающая и обаятельная девочка на свете! Я в тебя влюбился, потерял голову...". Тогда и шансов завоевать ее сердце, наверное, будет больше, - рассудил Колючка.
   Потом ежики вместе играли в рыцарей. Афоня и Мордастик "спасали" даму (которую сделали из палки), захваченную в плен "злодеем" Колючкой.
   Немного поиграв, Мордастик объявил:
   - Небольшой перерыв, пить воды очень хочется. Афоня, ты не знаешь, где здесь поблизости ключ?
   - Ну, мой ключ от дома лежит под камнем, где-то метров сто, наверное, будет отсюда.
   - Да ты не понял: ключ - это родник, - объяснил Мордастик.
   Афоня решил блеснуть знаниями:
   - Родник - это второе значение слова "ключ"?
   - Нет,- помотал головой Колючка. - Это абсолютно разные по значению слова, просто они одинаковые по звучанию и написанию. Такие слова называются омонимами. Ну, например, ты знаешь, что такое "лук"?
   - Да, я его в суп кладу,- ответил Афоня.
   - А есть еще другое слово "лук" - оружие такое со стрелами, - объяснил Колючка.
   Вместе они пошли к роднику, который находился неподалеку. Ежики попили воды и решили передохнуть возле ручья.
   - Афоня, а ты знаешь, что такое антонимы?
   - Нет. А их обязательно знать?
   - Да, ты ведь рыцарь, ты должен все знать,- подтвердил мордастик.
   - Давай поиграем в игру, в которой ты, Афоня, должен подбирать антонимы к тем словам, которые я буду говорить. Антонимы - это противоположные по значению слова, например, добро - зло. Понял? - предложил Колючка.
   Афоне ничего не оставалось, как согласиться, ведь он очень хотел быть настоящим рыцарем - храбрым и образованным.
   Скажу я слово "высоко", а ты ответишь - "низко",
   Скажу я слово "далеко", а ты ответишь - "близко",
   Скажу тебе я слово "сытый", ответишь ты - "голодный",
   Скажу "горячий" я тебе, ответишь ты - "холодный",
   Скажу тебе я слово "лечь", ты мне ответишь - "встать",
   Скажу тебе потом "отец", ты мне ответишь - "мать",
   Скажу тебе я слово "грязный", ты мне ответишь - "чистый",
   Скажу я "медленный" тебе, ты мне ответишь - "быстрый",
   Скажу тебе я слово "трус", ответишь ты - "храбрец",
   Теперь "начало" я скажу, ты отвечай "конец".
   Домой Афоня возвращался в приподнятом настроении: ведь он стал рыцарем. Мордастик и Колючка дали ему задание на дом: из специальных книг и словарей обогатить свои знания относительно синонимов, антонимов и омонимов. "Ну, значит, придется сходить в библиотеку, иначе Мордастик и Колючка не захотят со мной больше играть в рыцарей", - думал ежик. "Ну чего только не сделаешь, даже в библиотеку сходишь, ведь я рыцарь, а рыцари трудности должны преодолевать!" - улыбнулся Афоня своему отражению в луже.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

Как ежик Афоня весело провел время, играя в слова

   В этот день ежик Афоня проснулся поздно (ночью он листал словарь русского языка, который дал ему дядя Ухатыч). Проснувшись, ежик понял, что голоден, пошарил в холодильнике - ничего. Тогда он решил сходить к кому-нибудь в гости, вспомнив, что так всегда делал Вини-пух из его любимого мультфильма.
   Афоня решил отнести словарь дяде Ухатычу ("Может, опять пригласит пообедать...", - понадеялся ежик). И, бережно положив книгу в пакет, отправился к филину. На двери дома Ухатыча висел замок и была прикреплена записка "До пятницы меня не беспокоить!". А так как сегодня было только воскресенье, Афоня решил сходить еще к кому-нибудь.
   Когда он проходил мимо большого дуба, в него, как и вчера, попала шишка. "Опять этот противный бельчонок", - подумал Афоня. Он поднял голову и увидел этого бельчонка.
   - Ты чего хулиганишь? - грозно спросил Афоня.
   - Я играю, - ответил бельчонок.
   - И во что же ты играешь?
   - Я играю в "Метателя шишек". А что у тебя в пакете?
   - Это словарь русского языка.
   - Фи, я думал, что конфеты, - поморщился бельчонок.
   - А как тебя зовут? - спросил Афоня.
   - Вихрастик. А тебя?
   - Афоня.
   Потом они вместе играли в "Метателя шишек" - игру, которую придумал сам бельчонок. Правила ее были просты: чем больше шишек попадет в соперника, тем больше очков ты и получаешь. Они бы так и заигрались до вечера, но мама бельчонка позвала их обедать. "А вот это кстати", - подумал Афоня. В доме бельчонка было очень уютно: красивые занавески, небольшой стол, мягкие стулья. И много - много орехов на обед. Тетя Белли, так звали мать бельчонка, спросила Афоню:
   - Ты ходишь в школу?
   Афоня смутился и не знал , что ответить (Ведь он даже порог школы никогда не переступал). Но вместо него ответил Вихрастик:
   - А он дома учится. Вот у него в пакете словарь русского языка, он его даже прочитал.
   - Молодец! Но в школу все-таки нужно ходить, - сказала тетя Белли.
   Тут в разговор вмешался Вихрастик:
   - Только зачем нужно знать столько слов?! Вот, например, орехи: чем больше ты их соберешь, тем больше и съешь. Или шишки: чем больше шишек соберешь, тем больше у тебя снарядов для игры в "Метателя шишек". А что слова? Ведь с ними даже играть невозможно.
   - Вот тут ты ошибаешься, - возразила ему мама.
   Она принесла несколько чистых тетрадных листов и карандаши.
   - Например, можно поиграть в следующую игру. Берем какое-нибудь длинное слово, например, простокваша, и из букв, его составляющих, придумываем новые слова. Даю вам пять минут, кто составит больше слов, тот и победит.
   Через пять минут тетя Белли собрала листочки с составленными словами. У Афони было написано: просто и каша. У Вихрастика красовалось только одно слово: ток. Тетя Белли покачала головой и сказала, что этого очень мало. А Афоня спросил:
   - А какие еще слова можно придумать из слова "простокваша"?
   Тетя Белли начала перечислять: рост, рот, прост, кот, сто, пост, вопрос, опрос и так далее.
   - Вот это да! - воскликнул Афоня.
   - Из одного слова столько слов можно составить, - подхватил бельчонок.
   Потом они поиграли еще в одну интересную игру со словами. Каждый из них загадал слово и переставил в нем буквы, а соперник должен был угадать это слово. Все загадали слова, состоящие из восьми букв. Быстрее всех, конечно, отгадала тетя Белли. Вихрастик написал ей "сельпина", и его мама сразу догадалась, что это "апельсин". Вихрастик угадал слово, загаданное Афоней: "нираднам" оказался "мандарином". Дольше всех разгадывал Афоня: слово "шарканда", загаданное тетей Белли, было "карандашом".
   Затем они "бросались словами": перебрасывая друг другу мячик за столом, произносили по очереди начальный слог, а ловящий заканчивал слово. Например, Афоня бросал мяч Вихрастику и говорил "ве", а бельчонок, поймав мячик, говорил "ник", и получалось слово "веник". Начальные слоги нельзя было повторять, и нельзя было затягивать с ответом или отвечать невпопад. Такие разные слова получались: мо-роз, кни-га, ко-вер, до-мик...
   Под вечер тетя Белли предложила им составить рассказ, в котором бы все слова начинались с одной буквы, и выбрали "с". Афоня долго - долго думал и сочинил следующее: "Сидели Саша с Соней, сильно скучали. Саша сушку сосал. Соня сказку смотрела". Вихрастик прочитал свое творение: "Селезень со свиньей слопали свекольный салат со сметаной". Тетя Белли послушала их и сказала: "У вас не хватает словарного запаса,чтобы сочинить большой рассказ. Вам нужно еще потренироваться. Напишите сказку на букву "в" и принесите мне его на проверку. Но так как сейчас поздно, это задание выполните завтра".
   Афоня вежливо поблагодарил их за гостеприимство и пошел домой. "Как же это удивительно, что можно так весело провести время, играя в слова", - думал ежик. Дома он съел орехи (Тетя Белли дала гостинцы) и перед сном начал сочинять сказку на букву "в". Когда все слова на "в", которые он знал, были использованы, Афоня решил придумать новые игры со словами. "А ведь можно отгадывать призы. Например, на букву "к" можно загадать книгу, конфеты, краски...Нужно предложить эту игру тете Белли. А кто отгадает, что было загадано, тому и достанется приз", - улыбнувшись, подумал Афоня.
   И всю ночь ему снились прекрасные сны: как он отгадал приз на букву "к", и это оказался, конечно кулек конфет, среди которых были и его любимые карамельки.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"