Фарбер Максим : другие произведения.

Муркок. Пристани легенд

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Если бы Вечный герой Элрик попытался искать себе места в 20 веке — нет гарантии, что он не выбрал бы крохотный халифат на краю пустыни, вдали от благ цивилизации. В дикой стране, где живут простые люди, не испорченные благами общества потребления и частной собственностью, взгляды на жизнь отличаются большей осмысленностью.

  
  
  Stock Photo []
  
  The White Pirate
  
  Отличный рассказ. Он и романтичен, и страшен, и готичен, и философичен… Всему тут нашлось место: приключениям в духе «Индианы Джонса» («Квелч винил в этом новомодном пристрастии дешевые книги с желто-бурыми корешками — например, Э. Майн Гулля и Пьера Лоти»), а также и незамысловатой романтике жизни в дремучей ориентальной глуши («Горожане следовали за ними, красочны и живописны ровно настолько, насколько может быть целая банда головорезов, затянутых в кружева, и их верных шлюх, украшавшая когда-либо пиратскую крепость») Прекрасная княжна Роза фон Бек и ее ироничные пикировки с горячо любимым на деле, неожиданно мягкосердечным старым пиратом, украшают рассказ (пожалуй, в «Мести Розы» мне именно таких отношений между ггероями и не хватало).
  «Влюбленные делились воспоминаниями и исследовали мечты друг друга, каждый стремясь познать — как в визуальном смысле, так и в духовном — своего собеседника. Таких ощущений они не ведали с юности, но сейчас, казалось, это опять достижимо. Им почти удалось; проснувшаяся память была, несмотря ни на что, сладкой наградой. Они отдавались элегическому настроению, для которого визуальная романтика — это порно. Они не стали унижаться до мелодраматичной «роковой любви», и — раз или два — всплакнули над утраченной идиллией, но в основном хорошо помнили свой возраст и общественное положение, а потому в запасе у них хватало иронии, чтобы напомнить им: эти отношения — всего лишь приятная заводь в экзотичном, бурном жизненном море».
  Главный герой рассказа (он же злодей — это как посмотреть), полу-распавшееся на куски чудовище, выбравшееся из гнилого гроба и пытающееся хоть как-то покончить со своей обреченностью на вечную недо-жизнь — одна из самых удачных придумок Муркока. Далеко Дракуле до графа Критского…
  Ну, а насмешки над иудеями, в частности, Агасфером — в этом варианте, кстати, его зовут иначе: Лазарус — прямо скажем, не портят картину. Мне, конечно, не симпатично вот это желание Муркока позубоскалить (тем более, сам-то еврей!) Но там этого в меру, и к тому же — умело затушевано.
  Читать всем поклонникам пиратской романтики, а также «Города в осенних звездах» (Манфред в этом рассказе, к удивлению читателя, совсем не такой, как мы его уже когда-то видели!) Тем, кто устал от Джека Воробья и Питера Пэна, и хочет почитать про НАСТОЯЩИХ морских разбойников.
  А также — тем, кто любит про прекрасных бравых авантюристок и амазонок, не сдающихся перед любой опасностью.
  
  5 из 5
  
  No ordinary Christian
  
  Трое сошлись в странном оазисе: обладатель красных глаз и Меча, — бесстрашный герой, мстящий развращенному деспоту Востока за убийство; робкий юноша-испанец, ищущий свою жену; и веселая авантюристка Поппи Бегг, не сразу, но все-таки научившаяся спать в седле.
  Снова Муркок порадовал меня — отличный рассказ. Здесь нашлось, как часто бывает у маэстро Майкла, место всему: «добрый» капитан Квелч (который во Втором Эфире был трансцедентной сущностью, воплощением Закона… ну а здесь, на Земле, это просто мудрый старый пират, не претендующий на особую славу), альбинос по имени Аль Рик (он же Ульрих) — «необычный христианин»…
  «Я вовсе не смелый человек, мисс Бегг. Думаю, я даже трус. И эту жизнь выбрал просто потому, что так мне — проще всего. Верю, что для людей, боящихся эмоциональной сложности и запутанности современного мира, стать ученым или путешественником — обычное дело. Да, я знаю, что избрал легкий путь! У меня способность к языкам, меня учили ездить верхом и стрелять. Ничего из этого мне не трудно. А в сердце своем я знаю, что на самом деле должен вернуться в Миренбург, и предоставить себя на волю судьбы. И в моральном смысле, и в том, что личных чувств касается… Но вместо этого я нашел жизнь и цивилизацию, приветствовавшую меня, уважающую мою любовь к уединению. Парочка верблюдов, да воды в достатке — и у меня нет других проблем. Долгие годы, даже не будучи счастлив, я по крайней мере имел приятное развлечение. ОТ-влечение от неотложных дел. Клянусь, я не хотел покидать Миренбург так надолго — но я нашел идеальный дом для себя, и остался»
  Вот так Муркок, в пределах одного абзаца, взял да и подвел черту под толстовским «бегством в опрощение», а также под современной модой на «дауншифтеров»… И впрямь: если бы «вечный герой» Элрик попытался искать себе места в 20 веке — нет гарантии, что он не выбрал бы крохотный халифат на краю пустыни, вдали от благ цивилизации ;)) Здесь какая-н. обычная верблюдица служит тем же знаком престижа, как в большом городе — Ламборджини…
  Ну и потом, в дикой стране, где живут простые люди, не испорченные благами общества потребления и частной собственностью, как-то сами взгляды на жизнь отличаются бОльшей осмысленностью.
  » — Есть боль куда страшнее, чем потерять свою собственную жизнь, — говорит местный базарный философ из Т’амуэнта, портной аль-Фезим, сидя за чашкой кофе с капитаном Беггом… — Это — боль от потери друга. Или кого-то одной крови с тобой. Вот почему меня удивляет такая ничтожная жертва вашего Пророка. Против того, к чему Бог готовил Авраама — сущий пустяк. Конечно, самопожертвование во имя веры может быть благородным, но, в сравнении с ним, потеря своего первенца — это воистину трагедия!»
  Итак, трое сошлись в странном оазисе (ситуация очень похожа на рассказ «Песнь белого волка», да и ггероя зовут так же — вот только итог другой!) Пока Аль Рик блуждал по диким землям в поисках свободной наемной армии, способной поддержать его борьбу против деспота, Поппи Бегг познавала самое себя через странные сны, а юноша-летчик понемногу начинал смиряться со своей скорбью, находя в самом факте трагедии — большое утешение. Словом, каждый из них выполнял свою миссию, играя роль в этом причудливом спектакле. Но даже после того, как мисс Бегг вернулась в Европу, ее еще долго мучили кошмары, связанные с необыкновенным альбиносом…
  Один из лучших «эфирных» рассказов; тут добавить нечего. От него так и веет первым романом («Кровью» — см. мою рецензию на этой же странице). От него так и веет самыми удачными вещами сборника — «Белым пиратом» (опять же, см. мой отзыв!) и «Клэпхемским Антихристом». Похоже, у Муркока таки б ы л план — связать весь запутанный, эклектичный «Эфир» в одно целое. Беда в том, что мы этот план, к сожалению, не потребляем ;)) И поэтому незримые связи, очевидные д\автора, д\нас не всегда и заметны…
  Читать, впрочем, обязательно. Даже (особенно!) если вы не элрикоман: Вас все равно должно «торкнуть». Причем глубоко.
  
  5 из 5
  
  The Enigma Windows
  
  
  Мир, с трудом очнувшийся от последствий очередного финансового кризиса. Мир, где людей из времен «до катастрофы» загружают и перезагружают в новую, жестокую реальность — примерно как мы загружаем цифровые данные. Мир, где (точь-в-точь по Беляеву!) воздух продают; платить за электричество и газ никто не в состоянии; телевидение — архаизм, по которому мало кто всерьез скучает… Мир, который иначе как «заглючившей Виндой«не назовешь [см. название рассказа].
  По этому-то миру мечется из стороны в сторону, не находя себе места, Джерри Корнелиус. Ему очень нужно знать, что с его сестрой и братом — пережили они катастрофу, или «стерты» из всех банков памяти. В рассказе, кстати, упоминается — мельком, как абсолютно не значимая подробность — что вражда Вечного Героя (Дж. К.) и его вечного антипода (Фрэнк) есть не что иное, как бесконечный цикл. Кем-то из них и запущенный… «Не первый раз ты, черт возьми, меня убиваешь, но это ни к чему не ведет». Театр абсурда — как он есть… Впрочем, а что на этом свете не абсурдно? Особенно в эпоху всеобщего потребления, обнищания и торжества медиа-технологий. (Кстати, рассказ написан в 1995-м).
  Ну, и финал у такой истории… вполне закономерный. Вечный Герой, одержав сомнительную («виртуальную») победу, уносится в некий аналог виртуального же «рая», и при этом — прекрасно знает, что не задержится там надолго. («Не было нужды волноваться о людях, которых ты оставляешь… Общество в спешном порядке деконструировалось. Все его будущие были уничтожены. Всё, что впереди, было нечетким и, вне сомнения, опасным: угроза смерти во множестве обличий, триумф энтропии, конец сознательной деятельности. Спланировать ход событий было невозможно… Он развалился на сиденье перед панелью управления, нажал «пуск» — и позволил событиям идти своим путем»).
  Конечно, внимательный читатель спросит: а стоило ли тогда писать целых две тетралогии о Корнелиусе, если вся суть его похождений уместилась в крохотный рассказ на 10 страниц? Но… вот за это я и люблю Муркока, чесговоря. Он способен одно и то же повторять по 10000 раз — а все-таки эти истории не оставляют равнодушным. Ну и потом: я уже говорил про абсурд и хаос?.. Майкл не был бы собой, если бы так щедро не воздавал им должное ;)
  
  4 из 5
  
  «London Flesh»
  
  Очень нетипичный для Муркока эксперимент в жанре «викторианской фэнтези». Эдакий своеобразный псевдо-паро-панк (можно сказать и «недо-паро-панк»; в данном случае это не недостаток. Это просто такой стиль). С одной стороны — газовые фонари, женщины, стесняющиеся в приличном обществе обнажать головы, (да и само ностальгическое упоение ландшафтами лондонских трущоб, честно говоря, больше ассоциируется с XVIII — XIX вв., чем с современностью). С другой — разбойники (благородные и не очень) в этом мире грабят не дилижансы, а трамваи. Ну и, если я верно понял мысль автора, что-то типа авиации на заднем плане тоже маячит.
  Короче, странный мир. Но «метатемпоральному сыщику», сэру Сеттону Беггу, и здесь комфортно. В антураж, знакомый нам хотя бы по популярной сейчас «Улице Потрошителя», он вписался не хуже, чем в эпоху борьбы с фашизмом или во времена Маргарет Тэтчер. Нет нужды говорить, что сэр Сеттон = еще один муркоковский Вечный Ггерой, поборник закона (а может быть, и Закона с большой буквы), борец со злом, которое в данном случае принимает облик некоего демонического альбиноса.
  Читается с удовольствием, несмотря, что сюжет довольно простенький. (Жаль, что не все рассказы в сборнике — на таком уровне!) Кстати, надо отдать Муркоку должное — он не забыл, с чего начинался рассказ, и тема таинственной снеди, обладающей волшебными свойствами, в финале таки раскрыта.
  Еще в плюс (как я уже сказал) — то, с каким наслаждением Майкл смакует все эти бесконечные описания города: пабы, церквушки, бывшие поселения местной элиты, покинутые за ненадобностью… Да, он очень любит свой Лондон. А вы не знали?..
  
  4 из 5
  
  Crimson Eyes
  
  Мрачный, дряхлый рождественский Лондон. Череда убийств (жертвами становятся видные политики, включая и самого премьер-министра). Старуха Мэгги Рэтчетт, везущая через весь город к известному сыщику очень, о-очень странный груз…
  Обычно (как я уже писал в отзывах на эти рассказы) Муркок дразнит читателя, изображая «следствие без причины» (причем следствие во всех смыслах — это ведь детективная история!) Традиционный прием Майкла: много-много текста, и — никакого контекста. Но не в этот раз. Новелла получилась довольно бесхитростная и незамысловатая; собственно, с нее и надо начинать знакомство с циклом о сэре Сеттоне. Иначе мало что будет понятно. А тут — как на ладони: и сам герой-расследователь (Воитель?!) и его вечный враг. (Впрочем, какой уж там «враг»; это ведь не бессмертный пират Горацио Квелч — и не фрик Поль Минкт).
  Мистический древний Меч, его связь с полузабытым дворянским семейством из Вальденштейна — любителям «Саги об Элрике» будет приятно окунуться в знакомый мир. Особенно тем из них, кто еще и к фон Бекам «неровно дышит». А уж про поклонников Энтони Скина и говорить нечего *только, боюсь, в англоязычной среде их все-таки больше, чем у нас*
  А кроме Меча, есть и другие артефакты… Но тс-с-с! Пусть это будет «нечаянной радостью» для тех, кто еще не читал ;))
  
  4, 2 из 5
  
  
  «The Affair of the Seven Virgins»
  
  Вновь Муркок издевается над читателем, нахально подавая ему под «мэйнстримно-детективным» соусом сильный и стильный, но вместе с тем — разнузданный триллер. (Я бы даже сказал, «блохбастер», если такое слово можно применить не к фильму, а к к книге!) И вновь семья фон Бек, «исполняя работу Дьявола», вмешивается в дела обычных людей. Святой Грааль + Черный Меч + пушка, заряженная серебряными снарядами. Против такой амуниции никакая фашистская клика не устоит… Ну что еще надо для хорошей приключенческой новеллы, позволяющей приятно скоротать вечер?
  Вот только тем, кто не фанат Муркока, ЭТО читать бесполезно. Слишком многое непонятно будет. Потому и снижаю оценку… 3,5 из 5
  
  «The Girl Who Killed Sylvia Blade»
  
  Некоторые вещи не меняются, сколько бы лет ни проходило. Популярность «крутого» детектива, а также штампы вроде вечной борьбы Порядка с Хаосом — тому прекрасный пример. Но черт возьми, это же Муркок. Причем классический — в духе «Сада развлечений Фелипе Сагиттариуса». Он и должен быть таким: банальным, одноплановым, прямолинейным, а вместе с тем — почему-то глубоко торкающим.
  «В дверь вошла она — с пистолетом в руке и со слезами в глазах. Что предназначалось мне — пуля или слезная сцена — честно говоря, не знаю. Хотя ни то, ни то меня особо не воодушевляло... Она напоминала мне Алису, еще не отошедшую как следует от мерзкой пьянки с Королевой…»
  «Ночь, посеребренная долгими струями дождя; тротуар — как черное дерево, мерцающее под фонарями» (а вы чего-то другого ждали?… Штампы -- такие штампы... т.е., простите, классика жанра такая классика)
  И снова благородный репортер по фамилии Бекк (явно — родственник того самого, «метатемпорального детектива»!) противостоит фашистам, на сей раз, правда, не немецким. Но теперь уже никто не спасает мир — битва с мерзопакостными и тошнотворными силами Порядка представлена как типичные «разборки» наших парней с «не нашими».
  Читать стоит, если вы — фанат. И если про фон Беков вам интереснее, чем про наивные, незрелые «Поиски Танелорна».
   3,6 из 5
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"