Из "Википедии"
"Солярис" - снятая Андреем Тарковским в 1972 году экранизация одноимённого романа польского писателя-фантаста Станислава Лема о контактах человечества с внеземным разумом.
Сюжет фильма
Действие происходит в отдалённом будущем. После провала миссии Бертона соляристика - наука, изучающая планету Солярис, - зашла в тупик. Свидетельство Бертона указывает на то, что океан планеты обладает разумом, который способен выборочно материализовывать образы, возникающие в сознании находящихся на планете людей.
Крис Кельвин (играет Донатас Банионис) вылетает на Солярис, чтобы выяснить целесообразность продолжения научной миссии на Солярисе. Целью его путешествия является научная станция, на которой уже много лет живут учёные Снаут, Сарториус и Гибарян. Оказавшись на станции, скептически настроенный Крис сам оказывается объектом исследований со стороны разумного океана планеты.
Пока он спит, океан материализует на станции образ его давно умершей жены, Хари (актриса Наталья Бондарчук). Крис оказывается перед выбором - уничтожить двойника либо жить с ним как с близким человеком. Чтобы сделать непростой выбор, ему необходимо определить природу созданий Соляриса - что это, человек или его копия, "механическая репродукция", "матрица", как считает Сарториус.
В отличие от большинства фантастических фильмов, которые противопоставляют человеческое и механическое начала как заведомо непримиримые противоположности, Тарковский обнаруживает между ними связь. И это показывается с самых первых кадров фильма: загадочно колеблющиеся водоросли земного водоёма предвещают вечный водоворот океана планеты Солярис. Синтез земного и инопланетного достигает апофеоза в последней сцене фильма: в безбрежном океане Соляриса плывут острова, сотканные из памяти людей о Земле, и на одном из них Крис обнимает своего отца, принимая позу рембрандтовского блудного сына."
Культуролог Слава Жижек пишет:
" Это история психолога, которого отправили на станцию, вращающуюся на орбите вновь открытой планеты Солярис. Эта планета обладает чудесной способностью напрямую воплощать мечты, страхи, самые глубокие травмы, желания, самое сокровенное в душевной жизни."
Герой фильма однажды утром обнаруживает свою покойную жену, много лет назад покончившую жизнь самоубийством. Так что он реализует не столько своё желание, сколько чувство вины. Она не обладает полноценным бытием и страдает от провалов в памяти, потому что она знает только то, что он знает, что она знает. Она - это просто его воплощённая фантазия. И её подлинная любовь к нему выражается в отчаянных попытках уничтожить себя: отравиться и т. д., просто чтобы освободить пространство, потому что она догадывается, что этого хочет он. Но от призрачного, нереального присутствия избавиться гораздо труднее, чем от живого человека. Оно преследует тебя как собственная тень."
Что полезного в фильме для формирования личного мировосприятия?
В фильме совершенно гениально показаны моменты восстановления героини. Либо актриса, либо режиссёр (вероятнее) лично имели такой опыт. Я это проживала в теле. Когда мне активизировали древние матрицы, восстанавливая изначальную суть, совершенно точно так включается ЖИЗНЬ. Человек энергетически несёт в себе множество энергетических матриц-слепков прожитых жизней от самого своего Начала. Все они упакованы одна в другой - как матрёшки. Для этой жизни все они не нужны и активизированы только несколько последних, которые способствуют верному решению кармических задач. Мне были активизированы самые первые. Каждая из матриц имеет выход на собственную Пространственную Личность определённого Порядка, которую достигает своей гармонией развития, своей сутью.
Если вы видели фильм, то вспомните, что каждый раз, когда Хари умирала, через некоторое время её восстанавливали, возвращая к жизни, активизируя. Это очень болезненный процесс. Он показан также и в фильме "5 элемент". Когда после генной реконструкции Лилу начинает оживать.
Что при этом происходит? Не важно, сколько биомоделей и каких. Насекомое, робот (фильм "Короткое замыкание" ярко показывает такой пример), человек и т.д. Важен лишь энергетический поток сути его Личности или Духа. Вот подсоединение к телу энергетических каналов, позволяющих совместиться с Духовной основой - и есть главный момент возвращения жизни - оживания тела или, если поглубже вскрыть - восстановления жизни. Реконструкции Духа. Аналогичные восстановления происходили и у Мухаммеда (Магомета).
Хари - копия, клон - была другим человеком, потому что у неё было другое время и место рождения, то есть другая программа развития в теле. Но, сколько бы ни было у неё тел, это были тела, принадлежащие одной и той же Личности. Она создана - реконструирована на основе воспоминаний Криса, поэтому страдает от провалов в памяти. Но человеческое отношение к ней Криса открывает волну их духовного взаимодействия, реанимирует их духовную близость. И Хари начинает оживать духовно. Воскресение Духа их любви совершает чудо. Возрождённая к жизни матрица Крис, не являясь по физическим параметрам человеком, проявляет истинно человеческие чувства и пытается уничтожить себя - отравиться и т. д., чтобы освободить пространство, потому что она понимает, что ненастоящая, не та, которую он любил, потому что думает, что этого хочет он, потому что она ЛЮБИТ.
Крис же, в отличие от Снаута, Сарториуса и Гибаряна, ПРИНИМАЕТ ЗАДАЧУ почти без сопротивления. Любит он то ЖИВОЕ, что объединяет все эти формы Хари. Ведь сама Хари, раз от разу прогрессирует в своём развитии, совершенствуется. Её Дух становится тоньше, чувствительнее, делая её человеком по сути своей.
В сказке "Красавица и Чудовище" (или "Аленький цветочек") героиня смогла полюбить ЖИВОЕ в Принце вне зависимости от его телесной упаковки.
Нам не важно внешнее проявление. Человек всегда, если действительно ЛЮБИТ, любит ТОЛЬКО НАСТОЯЩЕЕ ЖИВОЕ. То, что НАД любым телом проявления.
Очень важен в фильме и еще один лейтмотив. Гениально показана божественная субстанция - мыслящий океан. Он - яркое проявление Иного Мира, ИНОСУЩЕСТВОВАНИЯ. На других принципах и основах. В нашем мире мы сплошь и рядом имеем такие примеры, но не замечаем их и не считаемся с ними, поскольку они отличны от нашего понимания живого, жизни. Но если раскрыть глаза свои пошире и ум, то можно услышать и увидеть очень много интересного. Океан проявляет каждому из людей его главные ошибки, которые тяжким бременем на совести и не позволяют идти дальше и жить чисто. Он извлекает из человеческой памяти и материализует дорогих и близких людей, которые являются главной болью, мукой совести каждого из живущих на станции. Учёные, с которыми Океан взаимодействует таким образом, не понимают и не желают принимать это своё прошлое. Они не желают с этим жить дальше. Сопротивление бесполезно и только ухудшает положения, доводя их до сумасшествия. С Океаном - как с Богом, Судьбой, бессмысленно спорить. Поставленные им задачи нельзя игнорировать. С ним которым можно договориться только миром. Поладить. Но таков же и ПРИНЦИП построения человеческой Судьбы. Чем больше человек пытается сопротивляться задачам, которые ставит перед ним жизнь, тем хуже.
Мир ставит перед человеком задачи, которые он должен ПРИНИМАТЬ с любовью и благодарностью. Только в этом случае можно найти верное решение предложенной задачи. Человек, который не желает принимать вызовы судьбы, обречен на неудачу и личную трагедию.
|