Аннотация: В ХIХ веке вместе с призраком коммунизма отправился в путешествие по умам человеческим другой фантом - национализм. По психической природе, как и всякая идеология, это была обыкновенная человеческая иллюзия. Человеку свойственно мечтать. И надеяться, что когда-нибудь жизнь его станет лучше. Одни мечтают поймать сома на 100 кг, другие - заработать миллион, третьи - прославиться тем или иным способом, четвёртые - поднакопить денег и купить внуку заветную игрушку.... Поэтому нет ничего удивительного и противоестественного в том, что есть люди, мечтающие, чтобы Украиной управляли исключительно украинцы. И чтобы никого здесь больше не было кроме украинцев. И когда и в правительстве будут исключительно украинцы, и в банках, и в армии, и в научных институтах, и в школах, и в больницах, и в тюрьмах, и в городах, и в деревнях - вот тогда-то и настанет для всех украинцев жизнь совсем хорошая. Ничего плохого в желании, чтобы украинцы у себя на родине жили счастливо на самом деле нет. Но исторически сложилось так, что кроме миллионов украинцев в Украине живут и миллионы не украинцев. И они тоже считают Украину своей Родиной. И тоже хотят жить счастливо. Но никогда ещё в истории Украины счастья на всех её жителей - и украинцев, и не украинцев не хватало. Разные люди по-разному это объясняли. Одни - недостатком усердия, трудолюбия и ума у неудачников, встречавшихся, кстати, не только среди украинцев. Другие - вредоносной социальной природой интернациональных эксплуататорских классов, паразитирующих на угнетённых, обманутых и униженных тоже интернациональных простолюдинах. Те же, кто думал, будто украинцы - лучшие из всех людей, винили в дефиците счастья не украинцев и хотели или вовсе избавить от них страну, или по крайности убрать из самых "счастьеносных" общественных учреждений, к которым относили государственные институты, занимающиеся распределением и охраной скудных материальных источников счастья. В ХХ веке История неоднократно давала шанс авторам проекта "эксклюзивного украинского счастья" осуществить его практически. В результате Украину всякий раз заливало потоками крови и слёз. Она превращалась в гигантское кладбище, безвременно упокоившее миллионы своих неразумных деток, так и не выработавших общеприемлемой формулы дележа украинского счастья. Мать Сыра Земля принимает всякую человеческую плоть и кровь, единую по химическому составу. Великая интернационалистка Смерть всегда ждёт сторонников радикального решения национальных проблем. Жаль, что вектор её убеждающего потенциала направлен главным образом в прошлое и мало что говорит людям не знающим истории и живущим только сегодняшним днём. Как и всякая радикальная и агрессивная идеология, национализм, овладевая пространством человеческой мысли, натворил бед не меньше, чем его природный братец коммунизм. И ещё натворит, если наше сознание не выработает к нему иммунитет. Для обитателей пространства бывшего СССР проблема выработки иммунитета против национализма особенно актуальна, потому что повсюду на смену коммунистическому интернационализму в качестве новой государственной идеологии пришёл национализм. На заре Советской власти интернационализм победил национализм "в отдельно взятой стране", составлявшей 1\6 часть суши нашей планеты. Его триумф объясняется не могуществом лживой коммунистической пропаганды. Не страхом, внушаемым окаянными большевистскими палачами. Идею вообще нельзя навязать - ни силой оружия, ни силой голода. Для этого необходимы другие силы, например, сила мысли или сила мечты. Коммунистам не нужно было особо изощряться, убеждая 150 миллионов разноязыкого и многонационального населения СССР в том, что все люди - братья независимо от национальности и вероисповедания, потому что это и так было ясно всякому психически здоровому человеку. Кроме того, социальная поляризация в СССР происходила не по национальному признаку, а по признаку отношения к власти. Этнически многоликий советский народ чётко делился на две своеобразные "нации" - сбитая в одну сплочённую жадную и подлую стаю разноплемённая бюрократия и закалённая в совместных трудах и боях дружная масса тружеников, строящая коммунизм для "отдельно взятых" семей своего начальства. Старый донецкий шахтёр в пивном баре в "застойные" 70-е годы выразил суть современных национальных отношений ёмкой и незамысловатой формулой: "В Донбассе есть две нации - хорошие люди и х...ёвые люди". Людям, которые сегодня пытаются разрушить стихийный интернационализм в сознании соотечественников и заместить его государственным национализмом, придётся потрудиться. Непросто превратить многомиллионное население страны в неврастеников и озлобленных на всё и вся психопатов, не изменив существа её социальной структуры. Но пророки национализма, царящие на развалинах СССР, правильно идут к своей цели. Они разорили и ограбили свои народы, кое-где им удалось стравить их в религиозных войнах. Остаётся лишь убедить людей в том, что виноваты в их бедах не "свои", сидящие в правительстве, а "чужие", живущие по ту сторону государственной границы. Подкрепить эту идею историческими ссылками с помощью холуйской исторической
|