Аннотация: Недавно в фирму прислали "Кодекс менеджера". Размышления по поводу этого шедевра предлагаются в данном рассказе.
Сейчас стало модно проводить разные тренинги для менеджеров, а также писать подробные инструкции насчет того, как бедным ребятам жить и руководить. Хочу представить вашему вниманию некоторые замечания по "Кодексу менеджера", разосланному недавно для ознакомления по фирмам. Итак....
"Для того чтобы регламентировать обязанности подчиненного во избежание непонятой, непринятой или ложно воспринятой информации необходима письменная фиксация поручений".
И действительно, подумайте сами... Вы распорядились, чтобы секретарша принесла вам кофе. А у нее склероз. Вы ждете кофе, теряете драгоценное время, нервничаете. Правильными действиями в этом случае будут следующие: берете лист бумаги, пишете на нем крупными печатными буквами (на случай если у вашей секретарши кроме склероза еще и близорукость): "Вера, принесите мне кофе, одну чашку: положить две ложки сахару". Кладете лист на стол секретарше - и пусть она только попробует сказать, что забыла о вашем распоряжении. Придется, конечно, весь день писать, но ничего не поделаешь, за разваленную систему образования нужно платить... Как говорится в Кодексе: "Это значительно повышает эффективность работы, а также существенно снижает количество неточного понимания, ошибок и высвобождает время руководителя, уменьшая необходимость устных повторений".
"Руководитель должен довести до сведения подчиненного, по каким "независимым показателям" будет оцениваться его продуктивность". И опять же, золотые слова! Нужно предупредить бедолагу заранее, что в этой фирме жизни ему все равно не будет. Шаг вправо, шаг влево - приравнивается к побегу, прыжок на месте - к попытке улететь. Настораживает слово "независимые". От чего эти показатели независимые? Или как с Днем Независимости России? Никто не знает, что нас так угнетало, чтобы праздновать освобождение от этого...
"Подчиненные должны знать всю структуру управления, в которую они вписаны". Вот тут автор Кодекса сильно погорячился. Чаще всего приходится радоваться тому, что подчиненные в курсе, как называется фирма, в которой они работают. Здорово также, если люди знают, кто ими руководит. Но чтобы вот так заставить народ выучить, кто над кем и зачем - шутите, господа начальники. Да если подчиненный это усвоит, он же найдет себе работу лучше и доходнее. Особенно если он поймет, сколько человек получает деньги за ту работу, которую он выполняет.
"При контроле выполнения задач важно уметь предсказывать личностные проблемы подчиненного, мешающие его успешной работе, и вести целенаправленную работу по их решению". Ну, поскольку проблемы материального плана вы все равно не решите, то и остальное можно уже не поправлять. Что может сделать руководитель сегодня? Раньше мог способствовать получению жилья, карьере, в конце концов. Опять же очередь на машину, право по постройку гаража. Чувствуете, сколько возможностей было? Правда, тогда не было менеджмента. Теперь менеджмент у нас есть....Н-да....
"Одно из необходимых профессиональных качеств управляющего - умение делать работу с минимальными энергозатратами". Вот тут я полностью согласна с автором. Какой же уважающий себя менеджер будет затрачивать максимальную энергию? Правильно, ни к чему это. Главное, наши менеджеры и без Кодекса до этого додумались, своим, можно сказать, умом. Зачем им еще и инструкции по этому вопросу писать?
"Управляющий должен освобождать себе время на интеллектуальную работу". И вот тут я понимаю, действительно, хороший совет. Можно начать решать кроссворды или почитать что-нибудь, даже если сначала пидется читать по слогам. Просто готовая программа по ликвидации всеобщей безграмотности. Кстати, хорошо, если менеджер читает хотя бы детективы. Говорят, это тоже развивает. Например,появляется способность мыслить логически.
"Юмор - это сильное оружие, а доброжелательность - наиболее перспективное средство для управляющего". Причем до появления данного Кодекса никто и не подозревал, насколько юмор сильное оружие. А в некоторых фирмах менеджеры настолько веселые ребята, что подчиненные уже начинают продумывать систему самозащиты от этого вида вооружения. Например, когда народ получает зарплату - глянешь и обхохочешься!!! Вот тут-то пригодится следующий совет Кодекса: "Поддерживая свободную атмосферу, умея подбодрить подчиненных уместной шуткой, управляющий получает в ответ рост мотивации к работе и выполнению его указаний, а также получение энергии "искренней благодарности" от подчиненного".
"По возможности управляющий должен ссылаться на социально принятые правила, экономя свой ресурс власти, апеллируя к более сильным факторам. Законы общества создают каркас, на который удобно надстраивать свои идеи".А это, граждане, прямой совет, куда послать недовольного подчиненного. Он придет жаловаться на зарплату, а ты ему: "все так живут" или "а кому сейчас легко". А подчиненный снова стонет, мол, работы много. А вы ему: "Работа облагораживает человека". Помните? Сколько прекрасных пословиц создал русский народ о труде... И при этом, заметьте, это нормы общества, и вы тут абсолютно ни при чем.
Обращает на себя внимание и следующее высказывание: "Пауза - мощное средство силового контакта, поэтому для того чтобы привести проблемный разговор с подчиненным к успеху, подчиненного нужно "вернуть в настоящее"".Вот мы и докатились до силового контакта. Согласитесь, что данный термин скорее из вольной борьбы. Представляется картинка: менеджер возвращает подчиненного в настоящее с помощью паузы, только вот пауза принимает облик какой-то дубинки.
А вот раздел под названием "Дожимание". Чувствуете, как накаляются страсти?
"Добившись преимущества в конфликте, нельзя успокаиваться, пока не убеждены, что "включили у подчиненного нужную программу действий".Если подчиненный говорит, что он уже "все понял" - нельзя считать это достаточным. Останавливаться нужно только тогда, когда есть уверенность в том, что он все понял и сделает именно то, что надо". Нет, на месте подчиненного в этот момент я бы уже бежала с данного места работы не оглядываясь! Мне рисуется образ такого могучего братка, который "дожимает" работягу, повторяя: "Нет, ты понял? Понял меня, спрашиваю!"
"Затевая и выигрывая конфликт, нужно думать о стратегическом эффекте. Собеседник лучше всего запоминает завершение разговора". А вот тут я вспомнила голос Копеляна за кадром: "Штирлиц знал, что по законам человеческой памяти человек запоминает в любом разговоре начало и конец, а середина, как правило, забывается и из памяти выпадает". Действительно, менеджер, видимо, может говорить все, что только в голову придет, но вот последнюю фразу!!! Ее нужно сказать так, чтобы подчиненный помнил ее до конца жизни и пересказывал внукам по вечерам.
Завершая разбор данного Кодекса, хотелось бы сказать, перефразируя известное высказывание: "Лучше один раз прочитать труды Карнеги, чем сто раз Кодекс менеджера, автор которого решил остаться неизвестным".