Аннотация: Критический разбор рассказа "Ментоморфозы", занявшего первое место в конкурсе
Рассказ Э.К. С.Ментоморфозы занял первое место в конкурсе "Интервью с вомпером", то есть это лучший рассказ из восьмидесяти восьми... об этом нужно всё время помнить...
Сразу же разделаюсь с мелкими придирками, чтобы больше к ним не возвращаться.
"- Сержант, ты в порядке?" - на такой вопрос в американских фильмах отвечают
- I am fine!
"- Игорь, я обещал твоей маме, что буду присматривать за тобой," - а такую фразу в американских фильмах произносят седовласые шерифы с добрыми глазами.
"Около тридцати лет назад была предпринята попытка создать универсального милиционера, который с равным успехом мог работать по линии общественной безопасности, криминальной милиции и расследовать преступления." - вот интересно, в тройке - милиция общественной безопасности, криминальная милиция и расследование преступления - чем занимаются в криминальной милиции? Насколько я знаю, криминальная милиция как раз и занимается расследованием преступлений. А если необходимо чем-то занять Умника, то можно загрузить его экспертной или аналитической работой, или на худой конец экспертно-аналитической.
"...и оплодотворяли ни в чем не подозревающих женщин..."
Теперь всё хорошее и плохое в рассказе по-крупному.
Самые яркие образы, которые удалось автору создать, это образы "простодушного громила Тролля, ловкого опера Скорпиона, осторожного эрудита Умника"... Перечитал ещё раз рассказ. Да нет, образов-то, в общем, нет, расплываются они, сливаются.
Меня, скорее, заинтересовала идея о том, что в одном человеке сменяют друг друга три сущности (я сам "Близнец", однако). Эти сущности, по идее автора, должны кардинально отличатся друг от друга. Такого я нигде не читал и не видел.
Давайте разберём всех троих.
"Просыпаюсь Умником, злым, как сто чертей. Ну ладно, Тролль тупее надгробного памятника и вечно ставит меня в дурацкие ситуации, но Скорпион мог бы вести себя похитрее."
Итак, Тролль тупее надгробного памятника! Однако же:
"Когда я прохожу по коридору мимо контрольного отдела, до меня доносится "оборотень в погонах". Настораживаюсь, прислушиваюсь. Нет, слава Богу, это не про меня. Это про тех, кто в бандюки подался, не меняя профессию, или кому сначала дают на лапу, а потом дают по рукам. Про Тролля, Скорпиона и Умника знает только Дубинин. Он меня оберегает от излишнего внимания, даже адрес в отделе кадров липовый." - этот "надгробный памятник" осторожен, внимателен, рассудителен.
"- В форме, как всегда! - это у меня каламбур такой...
...- Пуля отлетела от нагрудного знака, который я ношу во внутреннем кармане в качестве талисмана, - дурачусь я. - А вообще, он просто промахнулся. Третью неделю с перепоя, руки-то дрожат." - "тупой" Тролль умеет каламбурить, дурачиться и находить отговорки в непростых ситуациях (по моим наблюдениям с чувством юмора у ... (ну скажем так) не очень умных и простодушных людей туго).
Ловкий, хитрый опер Скорпион не успел в рассказе проявить свою хитрость и ловкость, так что его сущность так и осталась не раскрытой.
Осторожный эрудит Умник.
"Звоню Дубинину и прошу разрешения съездить в Москву поработать с делами. Когда бывает День Умника, я часто так делаю. Майор разрешает, но я поеду не в Архив с жутковатым названием ЦРЖПРиАИ *Центр реабилитации жертв политических репрессий и архивной информации*, а в спецфонд ВНИИ, на Поварскую." - брррр! Получается, что Умник частенько ездит в этот ЦРЖПРиАИ. Умнику больше заняться нечем, чем копаться в архивных делах? Современные дела этого милиционера не привлекают?
Особой эрудированности и осторожности Умник тоже не проявляет.
Итак, автор только декларирует, что три сущности героя кардинально отличаются друг от друга, фактически же из текста этого явно не видно. Характер героя блёклый, а по задумке должны быть три ярких характера.
События в рассказе.
Освобождение заложников Троллем вполне нормально выписано, сцена необходима для завязки, для характеристики героя (удалась она или нет - я уже разбирал).
Но потом начинается беготня с целью захватить главного героя и продолжить наблюдение в загородном санатории... Опять Голливуд! Дальше ещё интереснее! Герой уезжает в Пятигорск и возвращается только через полгода - и всё! Преследование как рукой сняло!
Этот Радкевич, который, судя по тексту, работает во ВНИИ, обладает достаточными средствами для того, чтобы иметь возможность в загородном санатории исследовать человека (а это не только сам санаторий, но и персонал, и дорогостоящее оборудование и оно должно быть приготовлено заранее), имеет штат бойцов, которые вылавливали нашего милиционера, этот Радкевич как мальчишка гоняется за нашим героем, а потом отступается от него только потому, что он уехал в другой город.
Ну и последнее, "Спиртное пьют только оборотни "в погонах", но обряд - это святое."
Во-первых, "оборотни в погонах" то, как раз редко пьют, потому, как деньги делают, расслабляться и пьяным языком трепать о своих делишках им нельзя.
Во-вторых, если этот наш герой-оборотень уважает обряды, то он должен был давно уже спиться:
- поступление на службу - проставиться это святое!
- старшего сержанта ему дали - опять святой обряд - отметить
- уезжает в Пятигорск - долгая командировка - а проститься с товарищами! А уедет не попрощавшись, мало того оскорбит, так ещё и наведёт на подозрения, почему это ему вне очереди курорт?
- приехал в Пятигорск - познакомиться надо? Надо!
- уезжает из Пятигорска - а попрощаться с новыми друзьями?
- приехал из долгой командировки - снова проставиться, рассказать, как и что было!
И это всё не считая святого Дня милиции и прочих праздников, в том числе, удачно раскрытых крупных дел...
Короче, у милиционера Игоря Акимочкина поводов напиться было всегда предостаточно! А иначе он "неправильный милиционер" и его уже давно бы коллеги вычислили!
Тут я не говорю, что милиционеры все такие пропойцы, просто пить умеют! ;о)
Итак, что же мы имеем в итоге.
Различие в характерах и в поведении Тролля, Скорпиона и Умника - только декларация, текстуально это никак не выражено.
В рассказе герою предлагаются ответы на вопросы, которые он не ставил. Жил себе простой оборотень, никого не трогал, и вдруг его ЗАСТАВИЛИ раскрыть тайну своего рождения. Очень похоже на голливудский боевик!
А задумка-то "вкусная". Мне кажется, гораздо интереснее было бы раскрыть эти три характера, показать, как они уживаются в одном человеке, как герой попадает в смешные и сложные ситуации из-за своего разного поведения и мышления этих трёх сущностей. Ну и Тамара, конечно же, отношения к ней всех троих и отношение девушки к меняющемуся соседу.
Здесь могло быть интересное сочетание событий (милиционер всё-таки), психологии (разность поведения) и языковых инструментов раскрытия образов.