Аннотация: О развитии современного общества, о морали и праве
Мораль, право, рынок и человек
(статья)
Человек, или как говорится в научном языке "хомо сапиенс", всегда был, есть и будет существом общественным. Необходимость проживания с себе подобными заложена в генах человека самой природой. Еще в темные времена последних выживших динозавров и чудовищно-огромных хищников, на самой заре появления человеческой расы, инстинкт самосохранения продиктовал человеку разумному, что он, со своим хилым, по сравнению с окружающими его зверями, телом обделенным природой, без огромных размеров, острых и сильных клыков, без когтей, без панцирей в одиночку не сможет выжить в страшных дебрях первобытного мира. Конечно, в истории человечества было не мало примеров долговременного одиночного проживания человека в лоне дикой природы. Вспомним хотя бы, ставшую нарицательным историю Робинзона Крузо, и многих религиозных подвижников-отшельников обитавших до скончания своей жизни в скитах, расположившихся в пустынных уголках и непроходимых лесах. Но эти примеры всегда были и остаются единичными случаями. А в основном человек всегда искал общество своих братьев по крови, и только, причисляя себя какому-то определенному сообществу людей, индивид чувствовал себя в безопасности. И это стремление к обществу себе подобных, и совместное проживание многих мыслящих существ, сделало возможным выживание всего человечества в целом, и возвело его - Человека в трон царства природы.
Но проживание вместе себе подобными с каждого индивида всегда требовало чёткого исполнения определенных правил поведения и строгого самоограничения. Человек, как и все существа живой природы появляется на свет со многими рефлексами и инстинктами, которые основываются на полнейшем эгоизме и абсолютной свободе. Но при совместном проживании с такими же существами, как и он сам, ни одно живое существо не может быть абсолютно свободным. Так как, абсолютная свобода означает полное отсутствие, каких бы то ни было правил, то есть четких и определенных ограничений обязательных для всех существ-членов сообщества. Ясные примеры того что, даже в дикой природе без ограничения не бывает, какого бы то ни было сообщества, мы видим в образовании волчьей стаи. В волчьей стае ограничения чётко видны в отношениях вожака с остальными волками-членами стаи и в отношениях молодняка с зрелыми волками, при дележе общей добычи.
Одним из феноменальных способностей человеческого мозга является способность к адаптации, к привыканию к изменениям окружающей его обстановки. Так люди, вышедшие из глубин доисторических лесов, и образовавшие самые первые из первобытных общин, сразу же приспособились к изменившемся обстоятельствам, и начали устраивать свою жизнь. И для того, чтобы вновь образованные общества, через некоторое время, не распались сами собой, у первобытных людей "в вооружении" уже были некоторые примитивные правила общего поведения. Эти правила поведения, то есть ранние обычаи и религиозные обряды первобытного общества были самыми первыми социальными нормами. Как известно, социальными нормами называются, в отличии от норм права, не закрепленные законодательно общие правила поведения, регулирующие общественные отношения между людьми, коллективами, социальными группами, государственными и общественными организациями, предприятиями и другими хозяйственными структурами. Эти нормы обеспечивают наиболее гармоничное целесообразное функционирование общества в соответствии с потребностями его развития. Они активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление в различных жизненных ситуациях.
Эффективность этих социальных норм, то есть обычаев и религиозных обрядов, доказывает то, что первобытные общества не только не распались и не исчезли с эволюционной цепочки человеческой цивилизации, как форма сосуществования особей одного вида, а наоборот они по мере изменения и возрастания потребностей людей, начали развиваться в более сложное общественное устройство. В ходе исторического развития человеческого общества примитивные обычаи и религиозные обряды стали недостаточными для поддержания должного порядка в все более и более расширявшихся обществах. Люди обучались более эффективным и продуктивным методам добывания продуктов питания, земледелие и скотоводчество развивались, и в результате этих явлений внутри человеческих обществ начались образовываться малые общества, то есть социальные группы вождей и колдунов, воинов и охотников, крестьян и пастухов. И у этих групп, помимо всеобщих правил поведение всего общества в целом, начали появляться определенные корпоративные правила, предназначенные только для той группы людей, разделяющееся от остальных членов большого общества, отдельными имущественными или профессиональными чертами. В тоже время во всем обществе появились новые правила поведения признанные всеми членами общества, которые были результатом обобщенного жизненного опыта, общих, похожих и однозначных суждений всех людей-членов общества. После, эти правила начали называться моралью.
А объективные правовые нормы, признаваемые многими юристами за наиболее совершенные правила поведения, появились после образования государства, как механизма самоуправления общества. И всегда, до второй половины ХХ века, человек везде и всюду приносился в жертву во имя благоденствия всего общества. И все правила поведения, придуманные и применяемые в жизни людьми с первобытных до вышеуказанных времен, признавали в человеке только определенного элемента-винтика, шурупчика общественного механизма. Но после победы над фашизмом, человечество Всеобщей Декларацией о правах человека, провозгласило человека высшей ценностью на земле. И это событие явилось отправной точкой в образовании обществ и государств нового типа. Конечно, теории и концепции о гражданском обществе и правовом государстве существовали очень давно. Еще в работах Платона, Аристотеля мы можем увидеть некоторые научно-философские воззрения на счет указанных понятий. И также о работах итальянского ученого Марсилия Падуанского, французского аббата-юриста Жана Бодена, философа Жан-Жака Руссо и многих других ученых, тоже можно сказать, что они явились основой для разработки Иммануилом Кантом теории правового государства, и основой для разработки теоретической конструкции гражданского общества Фридрихом Вильгельмом Гегелем.
Но, не смотря на более совершенную концепцию устроения отношений между личностью и обществом, и в обществах нового типа начали проявляться нежелательные явления. Как известно, из теории государства и права, без внедрения в общественную и государственную жизнь общепризнанных принципов рыночных отношений, не могут образоваться ни гражданское общество ни правовое государство. Поэтому все демократические государства земли, исходя из принципа "государство для человека" и стремясь создать для своих граждан наиболее благоприятные условия существования, начали активно препровождать в жизнь принципы свободных рыночных отношений, основным из которых, если выразится просто, является девиз: "Пуст на основании и в рамках законов, богатеет, кто только может и сколько может!"
Конечно, собственнический инстинкт является одним из основных инстинктов человека, и во многом человеческая цивилизация, своим образованием и процветанием, обязана именно этому своему инстинкту. Но рынок, из-за глобализации, наступившей в конце ХХ века, достигший огромных размеров и наполнивший все уголки Земного шара, и его многие принципы, основанные только на уважении юридических норм, которые могут оштрафовать, отнять, лишить имущества или наказать другим образом, начал отстранять от регулирования общественных отношений многие социальные нормы, и в основном мораль. Рынок, беспрестанно рекламируя предприимчивых людей, немыслимо огромные состояния которых начали появляться как метеоры, на небосклоне рынка, целенаправленно раздувает в сердцах людей пламя алчности и усугубляет жажду наживы. Перед ежеминутно усиливающемся напором назойливых рекламных роликов, плакатов, сигналов о стремлении к богатству, кинофильмов и книг о богатых, богатстве и удачливости, возгласы об морали, и о том что не надо давать заглушать в себе лучшие моральные качества, жажде денег, не слышны как глас вопиющего в пустыне.
Конечно, богатство не порок, и чем богаче его граждане, тем сильнее государство, и спокойнее и благоустроеннее общество. И конечно, без материальной обеспеченности не все люди могут достичь духовного совершенства, или хотя бы стремится к нему. Как говаривал один из литературных героев: "Одной моралью сыть не будешь, душа еще хлебушка просит, к тому же с маслом". К материальной обеспеченности конечно надо стремится. Но также, известно, что общество чрезмерно стремящееся только к материальной обеспеченности и удовлетворенности, и забывающий о беспрестанном духовно-моральном совершенствовании, в конце концов начинает разлагаться и впадает в безумие бесстыдных вакханалий. История знает немало тому примеров. К примеру, Древняя Римская империя достигла вершин материального и политического могущества, но распалась из-за аморальности и развращенности своего общества.
Стремление к обогащению не должно погружать разум в сон. Ибо, как известно, сон разума рождает чудовищ. Надо всегда помнить, что богатство даётся человеку не для того, чтобы он возгордился и вознесся над ближними, а для того, чтобы он своим богатством оделял неимущих, совершенствовался сам, говоря слогом Некрасова, "сеял все доброе, хорошее и вечное на земле". Не могу судить как в других делах, но в стремлении к богатству, цель не оправдывает средства, так как если человек не гнушаясь никаких средств, через развалины морали и человечности, идёт к достижению богатства, эти средства конце концов поглотят его. Конечно, можно стать, во сто крат богаче Уильяма Гейтса, но на вершине огромной пирамиды из золота будет восседать не человек, а тело с денежной купюрой вместо души.
Не зря в исламе признано обязательным, раздача милостыни нуждающимся, крестьянину десятую долю от своих доходов, а пастуху и купцу сороковую долю. Эти правила предназначены для того, чтобы имеющий не забывал неимущих братьев своих, и сам при этом оставался человеком. И для того чтобы, как говорят христианские пастыри: "не оскудевала рука дающего" и чтобы, "была благословенна рука берущего". Насчет богатства, в Востоке, имеются два нарицательных имени, это имя Аравийского богача Хатам Тая, который из-за своей щедрости разорился, и для того, чтобы удовлетворить волка, оставшегося из-за него голодным, отрезал кусок своей плоти. И второе, это имя Каруна, наполнившего сорок городов золотом, и в конце концов среди всех этих гор золота и драгоценностей, умершего в одиночестве, от голода. Поэтому, человек стремясь к материальному благосостоянию не должен удовлетворятся только тем, что он точно исполняет все предписания законов, но он еще должен руководствоваться моралью и не забывать о благотворительности. Потому что доброе всегда будет вознаграждено.
Продолжая разговор об влиянии рынка на души людей, следует, обратит внимание и на изменение искусства и культуры, под влиянием новых веяний и рыночных отношений. Искусство и культура, на протяжении веков была своего рода изысканным товаром, предназначенным для продажи в виде картин, скульптур, произведений и т.п. как избранным, так и массам, в виде песен, прибауток, анекдотов, легенд, сказок, баллад, сказаний, эпосов, саг и т.п.. Но искусство несмотря, на то что за неё во все времена платили деньги, всегда оставалось главным и основным хранителем, обогатителем, создателем духовных ценностей человека. Его учителем морали и высоким качествам, присущим человеку. Но товарные качества искусства особенно выявились во второй половине ХХ века, и из-за влияния того самого колдовского девиза: "Пуст на основании и в рамках законов, богатеет, кто только может и сколько может!", эти товарные качества искусства начали брать верх над его остальными, более необходимыми для всего человечества качествами, и отодвигать их на задний план. Писатели, певцы, скульпторы, композиторы, режиссёры, актёры в гонке за наживой, начали один за другим разрушать все те ограничительные барьеры морали. И под предлогом сделать, то или иное произведение более жизненным, начали с упоением насаждать культуру раскрашенных в какие-то немыслимые краски, то или людей, то ли других каких то существ, вылезших на белый свет из каких то ранее невидимых щелей, которые беспрестанно укалываются наркотиками, группами совокупляются прямо посреди публики, играют в какой то шум и грохот, который они сами называют музыкой, и придя в экстаз от всей этой оргии, начинают избивать и истреблять друг-друга. И при этом "художники" таких "произведений-шедевров" стараются изо всех сил убедить человечество, что это передовая культура, будущее всей цивилизации, что не надо мешать, этой культуре развиваться...Чему не мешать? Опять развиться и доразвиться обратно в каннибалов, во сто крат хуже прежних природных, исторических людоедов, которые канули в небытие истории цивилизации?!
Конечно, автор этими размышлениями не претендует на какую-то оригинальность. Просто это мысли человека обеспокоенного за будущее своих детей. Ведь какими вырастут наши дети, с упоением видя, читая и захлебываясь всей этой "передовой культурой"?! Ребёнок не вещ. Его подальше от чужих глаз, в шкаф не спрячешь. Он, как и все мы, рождается свободной, мыслящей и анализирующей личностью. Но в отличии от нас, взрослых людей, он не может, оценит что хорошо, что плохо, и решит для себя что ему перенять, а что нет. Как губка подпитывает влагу, так и ребёнок подпитывает все виденное и слышанное им, к тому же, еще одна из особенностей человеческого мозга, в его мозгу плохое усваивается более крепко и быстро, чем хорошее. Поэтому, "продвинутые художники нашего времени" хоть и обвинять нас в отсутствии "продвинутости и неокультуры", постараемся уберечь наших детей, как от всей этой "культуры ночных кошмаров", так и от всеобъемлющей жажды наживы. А то нам никакого апокалипсиса не понадобится. Сами справимся.