Мякин Сергей Владимирович : другие произведения.

Ст-2018 : Финальный обзор "Последнего шанса"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Post Striatum. Три сестры
   Эпистолярный жанр из трагической эпохи 1920-х - 1930-х, расколовшей Россию на тех, кто остался (с ВЧК-ГПУ-НКВД и революционными идеями во всем, включая митинги феминисток, футуристов и нудистов - впрочем, такие шествия могли быть в начале 1920-х, но ни в коем случае не в 1937-м, что почему-то упоминается в письме одной из сестер перед арестом), и тех, кто покинул Родину, пытаясь создать подобие прежней жизни на чужбине. И из концовки вроде бы следует, что эмиграция - это и есть последний шанс спастись от "безвременья" в "доме", на который "опускается ночь... раздвигается занавес трагедии" и который "словно застыл в предчувствии чего-то неумолимого". Воздержусь от комментариев по социально-политическим аспектам, скажу лишь относительно литературных. Написано красивым языком с обилием философских идей, но впечатление портит чрезмерная нереальность (тот же митинг нудистов в 1937-м, да и сама возможность такой переписки в сталинские времена).
   Странная "очепятка": "А может статься, что оТРавимся все втроем к морю!"
  
   Безбах Любовь Сергеевна. Побочный эффект
   Идея оригинальная - исцеление от всех физических недугов с использованием новой технологии вызывает атрофию совести, превращая людей в этаких счастливо-равнодушных роботов, отворачивающихся от старых друзей и способных пнуть надоевшую собаку. Это кажется противоестественным - казалось бы, человек, замученный болезнями, скорее будет озлобленным и жестоким, чем здоровый и счастливый, но... ведь этот побочный эффект может быть специально запрограммирован теми, кто хочет превратить людей в бесчувственных зомби. Повествование несколько схематичное, как в отношении самой идеи, так и в развитии сюжета - вроде Инна говорит о приемном ребенке и встрече со старыми друзьями, но то ли врет, то ли нет, а потом зачем-то Бобика пинает - как-то немного невразумительно.
  
   Белкин Александр. Последняя попытка
   Фантастический анекдот о двух высокоразвитых разумных расах, которые стоят на пороге разрушительной войны и ведут переговоры об улучшении условий существования бесправных самцов в одной из них и самок - в другой (бесправие которых и является основной причиной конфликта). Читается именно как анекдот, хоть и довольно оригинальный.
  
   Бесс Ольга. Люби меня или уйди
   Красивая зарисовка на тему любви и музыки. Смотрели они друг на друга - и прекрасно он играл, но еще лучше слушала она. И встретиться бы им, использовав свой шанс, но у него машина, а она уже в троллейбусе, и не может он слышать ее слов. Так что... в следующий раз, и шанс этот вовсе не последний?
  
   Волкова Виктория. Самсон расправил крылья
   Школьно-романтическая история с оттенком стиля "ретро" на тему перехода от отношений стиле ""Друг". Вот то самое слово, которое рушит все мечты и надежды некоторых людей" и "Своим в доску парнем, с которым очень круто тусить, которому палец в рот не клади - голову откусит. И вообще, друган из Лизки - зашибись" на фоне походов в лес, уроков верховой езды, байдарки, плавания и выживания к чему-то большему на бальных танцах. И о том шансе, который надо использовать, чтобы парень увидел это большее, и душа запела, подобно расправляющей крылья бабочке по имени Самсон (хотя вообще-то этот персонаж "из другой оперы")... Сюжет незатейлив, оригинальностью не отличается, но читается.
  
   Инна К. Дождь
   Мрачный рассказ о бесконечности мести за убитого парня нетрадиционной ориентации - мести, продолжающейся за гранью смерти и беспросветной жизни. Слишком много чернухи и безнадеги для этого конкурса, да и финальные слова "Для вендетты не существует срока давности. Это мне здесь пояснили. Жертва может отомстить своему убийце. В любой жизни, любым способом. Вечное право мести. И я им воспользуюсь. Дождусь подходящего момента. Мне некуда спешить. Впереди целая вечность." - это нечто прямо противоположное его теме.
  
   Князев Павел. Вслед за тенями
   Сказка о котах, оберегающих людей от невидимых им потусторонних сущностей, вызывающих болезни и всплески негативных эмоций, чтобы питаться выделяющейся при этом энергией. Идея в принципе не нова, но изложена красиво и трогательно, особенно то, как кот вытягивает из человека астральных паразитов, перенося их в мир теней. Несколько "повисает в воздухе" упоминание о добрых ульфах, питающихся детским смехом и радостью - вроде повешенного на стену ружья, из которого не стреляют. А могли бы они вмешаться, чтобы избавить котика от непосильной ноши страшного паразита, заставившего пушистого спасителя уйти в мир теней. И некоторые описания потусторонних явлений выглядят слишком "псевдо"-научно на общем сказочном фоне повествования от имени котов-"прарителей". Впрочем, тема последнего шанса в полной мере раскрыта.
  
   Ковалевская Александра Викентьевна. Шесть хромых и зубастая девушка
   История из жизни времен заката Золотой Орды о девушке-знахарке, волею судьбы прибившейся к литовскому посольству, направляющемуся к хану. Написано очень реалистично и правдоподобно, создается ощущение погружения в эпоху. И судьба девушки вполне закономерна - придется ей остаться в ордынском Сарае на относительно выгодных условиях, вроде как на пять лет, а отпустят ли ее потом - история умалчивает. Сказочно-мистический элемент о шести хромых, которые почему-то обязательно должны сопровождать знахарку, довольно необычен и странен, впрочем, почему бы и нет? Только вот лучше бы все-таки вместо акцента на этом добавить какие-то по-настоящему чудесные исцеления и спасения, которые бы стали подлинным последним шансом. Хотя... хорошо сказано в последней фразе "Слишком трудно складываются сказки", и то, что остались девушка со своим возлюбленным в живых и вместе, пусть и на чужбине на милость ордынского хана и вельмож - это все же последний шанс и относительно счастливый конец.
  
   Кузнецов Бронислав. Великаны топчутся
   Анекдот в стиле "некроабсурд". Не совсем живой великан Фем пробирается в потусторонний город Приз, где некрократическая революция свергла и казнила короля и установила власть Некропарламента, подчиняющегося только Владыке Смерти. И бьется Фем насмерть со своим врагом графом Шфором, а, победив его, становится капитаном великанской охраны Некропарламента...
   Наверное, все же не Фемом звали героя, а Даньяном. И всё смешалось в этом загробном доме - и снесенная тюрьма (надо понимать, Некростилия), и Король-Солнце, и выходцы с Нижнего Востока, и аудит банков, и лицензия Министерства просвещения на деятельность публичных домов.
   Возникает вопрос - а кто же этот таинственный Владыка Смерти, которому там все подчиняются? ИМХО, это спящий школьник, замученный домашними заданиями по истории, которые пытался выполнять, одновременно смотря фильм ужасов про оживших мертвецов. Потом хоррор закончился, и он стал переключать каналы - сначала на новости, а потом на "Трех мушкетеров", под которых и заснул во время рекламной паузы... Может и будет у него последний шанс дочитать главу учебника и не получить двойку по истории, но не на этом конкурсе.
  
   Львова Лариса Анатольевна. Третьяк
   Очень необычный рассказ, сильный и запоминающийся. И строго выдержанным стилем древнерусско-сибирской тоски, и погружением в мрачный мир убогой деревенской древности, и описанием контакта с "нечистью", и идеями. Так вот откуда, оказывается, многие легенды о вампирах пошли - ведь и правда, не было у древних средств, чтобы из крови имеющих иммунитет вакцину делать, вот и пили ее обезумевшие от хвори люди у здоровых, прокусывая им глотки. И существа мифические, с людьми несовместимые и несущие заразу. И мутант-младенец, оживленный и вскормленный "нечистью", чтобы дать людям целебную кровь. И встал он в конечном итоге в переносном смысле на страже врат рода людского, не пропуская хвори. Так что аналогия принесенного в жертву третьего ребенка с известной фамилией понятна, сколь бы кощунственно ни звучала.
  
   Марита. Клад чудесный, или Притча о трёх желаниях
   Версия "Золотой рыбки", только вместо родной морской красавицы, с сочувствием относящейся к поймавшему ее старику и с презрением - к вздорной старухе с ее капризами - глумящийся над семи людьми болотный дух, то ли гигант, то ли карлик Румпельштильцхен, а вместо старухи - простой немец Матиас, провалившийся в трясину. И желания его - из болота выбраться и стать добродетельным семьянином и богатым бюргером, да только тошно это становится немецкой душе, и тянет ее к власти и войне с соседями вплоть до разбитого корыта в виде полного поражения. Ну что же, карикатура на особенности немецкой национальной идеи получилась, но вот последний ли это шанс - сомнительно.
  
   Найвири. Тихие воды глубоки
   Смесь "Пикника на обочине", восточных сказок и легенды о граде Китеже. Сталкер странствует по постапокалиптической пустыне, собирая диковинки в таинственных Пустошах и предлагая их обитателям бедуинских Скитов. Вокруг бесплодная пустыня, и такая же пустыня в его душе. А выход и последний шанс - мираж ушедшего в небытие города, где и находит он свой приют. Колоритно написано, погружает в заброшенный пустынный мир, но сюжет немного схематичным получился, не хватает каких-то деталей и подробностей о призрачном прошлом.
  
   Осипов Вова. Женькин шофер
   Мелодраматическая история о бизнесмене, разрывающемся между женой и молодой любовницей, для которой он оказался сначала "случайным шофером", а потом "отцом, другом, сексуальным наставником, спонсором, учителем, и даже врагом" и, наконец (после долгих лет встреч, ссор, разлук, путешествий по Европе, ресторанов и т.д.), снова "просто шофером". Трогательно и несколько лирично, но никак не соответствует постоянно упоминаемому "музыкальному сопровождению" - ИМХО, великолепные и грандиозные композиции Pink Floyd не подходят для такого незатейливого сюжета в стиле "поп". Впрочем, если уж упомянуть песни великого "Флойда", то в начале
   There is no other day.
   Let's try it another way,
   You'll loose your mind and play free games today.
   See Emily play...
   а в конце
   ... the wall was too high, as you can see.
   No matter how he tried, he could not break free,
   And the worms ate into his brain...
  
   Пашин Влад. Дар
   Рассказ о целителе, спасающем безнадежных больных от смерти, которую "однако, обмануть нельзя. Она найдет способ забрать свое" - все его пациенты в скором времени погибают от несчастных случаев. Глубокая идея, и действительность наша показана довольно глубоко и в смысле отношения людей к происходящему, и в смысле бездушия полукриминальных менеджеров, окружающих одаренных людей и "держащих их за горло", и теме конкурса идеально соответствует, но впечатление несколько портит "телеграфный" стиль изложения.
  
   Политов Зяма. Второе пришествие
   Мир, в котором убийство становится нормой, потому что олигархи решили, что держать под контролем население (и особенно его численность) лучше не деньгами, а при помощи оружия, причем официально и организованно, используя как современные средства слежения, так и традиционные пистолеты и расстрельные списки. Волчьи законы из завуалированных стали явными, ГГ тоже "по-волчьи взвыл" (т.е. предпочитает решать проблемы при помощи пистолета), но окрутила его хитрая "волчица", которая хочет создать новую "стаю" непокорных. Стиль выдержан четко, последний шанс... да в таком мире он на каждом шагу, а вообще - на любителя, в смысле любимый антураж поклонников фантастического "экшена" и вестернов, где герои "сначала стреляют, а потом думают".
  
   Северная Марина. Вечно полный кошелек
   Идея оригинальная и очень любопытная - "магическое" агентство "Золотая рыбка" обещает людям исполнение любых желаний в обмен на "творческий артефакт" - произведение искусства, созданное своими руками на достаточно высоком уровне. Возникает вопрос - что же за этим скрывается? С одной стороны благое дело - стимулирование людей к творчеству и изменению к лучшему своего образа жизни, что и произошло с ГГ, который "вырвался из болота" беспросветной рутины, и первоначальное примитивное желание (вечно полный кошелек) стало ему не нужно. А что же нужно этому "агентству"? В рассказе говорится, что его сотрудники получают перспективу "выбраться из болота", вероятно получив какое-то повышение. Слишком расплывчато получилось и непонятно, могли ли они и в самом деле каким-то волшебным образом исполнить желание клиента и что им на самом деле нужно. То ли они благодетели и их главная цель - инициация творческого начала и раскрытие способностей у людей, то ли они стремятся прежде всего к обогащению, собирая произведения искусства, представляющие большую ценность (возможно, в другом мире)?
  
   Цокота Ольга Павловна. Всего несколько строк
   Сюжет незатейлив - интрига в виде поддельного письма, компрометирующего зарвавшуюся претендентку на поместье в средневековой Испании. Последний ли это шанс? Сложно сказать... Впрочем, довольно колоритный антураж, показывающий лицемерие и ханжество этой страны и эпохи.
  
   Чваков Димыч. Груз особого назначения
   Байка об особенностях национальной перевозки покойников на Крайнем Севере - сначала самолетом, а потом, когда из-за непогоды лететь нельзя - на оленях, да не просто, а ночью, вытащив из гроба, да так, чтобы никто с перепоя не понял, куда же покойный бригадир оленеводов делся. Не иначе шаманский ритуал... История неплохо идет на рыбалке или охоте где-нибудь на Печоре, ну или в ожидании летной погоды под "жидкость искусственного и природного происхождения, источающую амбре сладковатого ректификата... с клюквой, солёными волнушками, отварными сыроежками с чуть припущенным чесноком из осенних заготовок, малосолыми хариусами и совсем недавно нарезанными кусочками строганины в ядрёном тузлуке с уксусом, перцем и нередкой для здешних мест черемшой и тушёными оленьими рёбрами с картошкой" (вкусно, однако, даже когда просто читаешь), но остается всего лишь байкой, привязанной к конкурсу исключительно "по-шамански" - наколдовали герою невесту (точнее, ее заколдовали, внушив ей, что это для нее последний шанс) в качестве компенсации за пережитое потрясение.
  
   Шалабаева Любвь Александровна. Больше всех на свете
   Очень трогательная "потусторонняя" история о последнем шансе умерших проститься с родными. И сатира на бюрократизм - даже ТАМ он есть, с жесткими казенными скамейками, необходимостью своевременной регистрации, очередями к секретарям и талонами на последние контакты с миром живых. Впрочем, и потусторонняя чиновница вполне человечной показана, и прощальный контакт в полной мере состоялся. Только вот сцена спасения ребенка показана как-то нечетко - вот прямо точно знает призрак матери, что "...Большая фура... двадцать второй регион... несётся сюда на всех парах, у водителя три штрафа за превышение скорости... будет здесь через три минуты...", а потом " Достав трясущимися руками бумажку, дающую право на оказание воздействия (или как там сформулировали это простое действо небесные чиновники?), Марина разорвала её и схватила сына за ногу" - уж слишком неестественно даже для мистики, да и старшая сестра куда смотрела - если отвлеклась, так можно было как-то ее внимание на братика обратить, вместо того чтобы его пугать "ледяным прикосновением".
  
   Шауров Эдуард. Доказательство бытия
   И снизойдет на людей кара божья (или "продвинутых" технократов) - пока в виде временной немоты и предупреждений по всем каналам. И если не внемлют люди предупреждениям и знакам свыше, то ждет их... в общем, понятно что. И возымело предупреждение свое действие, пока малое - девушка ГГ согласилась узаконить их отношения и создать семью вместо неопределенного "гражданского брака". Идея интересна как своей неопределенностью (то ли действительно Бог, то ли те, кто, пользуясь передовыми достижениями техники, "говорит от его имени"), так и возможными последствиями (то ли улучшение морального облика человечества, то ли фашистская диктатура). Написано живым языком от лица простого парня, что с одной стороны придает дополнительную оригинальность, а с другой - немного мелковато для столь глобального явления, как и, собственно, достигнутый результат (ну понятно, официальный брак конечно несколько лучше гражданского, но лучше бы все-таки какой-нибудь злодей и негодяй исправился и отказался от своих злых намерений). Небольшие "блохи" - " Завизжала чудовищная противоатомная дверь" - зачем она здесь, смотрится как висящее на стене и не стреляющее ружье; "не смотря на поздний час" - "несмотря" должно быть слитно.
  
   Щербак Валентина Петровна. Госпиталь
   Сюжет скорее мемуарный и незатейливый, но рассказ получился трагичным и очень правдоподобным. Что делать потерявшему зрение тяжелораненому? Как признаться своей любимой, кем он теперь стал? И хочется придумать ложь "во спасение", что нашел он другую, чтобы не ждала любимая несчастного калеку. Но что означает такой поступок - мужество или слабость? Сложный вопрос, скорее все же второе, что и пытаются доказать герою. А то, что рассказ написан от лица девочки, выступавшей с концертами перед ранеными, помогающей им и получающей суровые уроки жизни, придает особую трогательность. И шансы у героя есть - наверное, даже не последние - и на частичное восстановление зрения, и на то, что любимая примет его, несмотря ни на что.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"