Интересная идея о мире, где существа-гуманоиды появляются на свет сразу старыми и мудрыми, живут в мире и согласии с природой и окружающими, постепенно молодея, а потом возвращаются обратно в океан ("Солярис"?). Наводит на мысль о рае, в который попадают души праведников. Но только вот нет места в этом мире ни техническому прогрессу, ни приключениям, и застыл он на уровне сладкой однообразной пасторали. И эта планета принимает землян-прогрессоров с распростертыми объятиями, затягивая в свою приторную негу и понижая уровень интеллекта, пока экипаж звездолета не забудет свою технику и не превратится в таких же аборигенов. Наверное, многим это нравится, но далеко не всем. И как же сбежать из этого рая тому, кто в нем жить не хочет? Герой рассказа нашел выход - совершить грех, причем самый страшный грех убийства своего товарища, что повлекло за собой изгнание из рая с восстановлением интеллектуального потенциала. Хочется верить, что, помимо подобных преступлений, для волевого и творческого человека есть и множество других способов не дать завлечь себя в бессмысленные ласковые сети. И в этом свобода, подлинная свобода выбора.
Интересен и антураж, в котором преподносится идея - беседа беглеца с полицейским за бутылкой. Вроде бы примитивно, и для такого сюжета хочется чего-то более оригинального и интригующего, но вместе с тем... ведь уход от реальности в пьянство чем-то сродни подобному раю - вот наслаждайся кайфом, и ничего больше не надо - ни думать, ни развиваться, а остается только деградировать. И в том, что пьяный сотрудник органов правопорядка стал одобрять тот мир и осуждать беглеца (не за убийство, а за само бегство), наверное, тоже символично, потому что с чьей-то точки зрения там и есть высший идеал порядка. Интересный рассказ, заставляет о многом задуматься, за что автору спасибо.
Дворкович А. Ведьмино озеро
Хорошая новелла из жизни России XIX века. Именно новелла с драматичным сюжетом, характерной судьбой героя и четко выдержанным стилем той эпохи. Заставляет переживать и испытывать сострадание, но для этого конкурса не хватает нереальности и идей, связанных со свободой.
Осипов В. Продавец возраста
Хорошо известная идея покупки молодости и счастья для попавшего в жизненный тупик человека в обмен на душу. Причем всё рассматривается в миниатюре - молодость не вечная, а только в пределах отпущенного срока жизни, и душа не вся, а только один день из жизни, который тем не менее является ее неотъемлемой частью. Любопытны рассуждения о тупиковых жизненных линиях. И, как и в первом рассказе группы, свобода выбора - псевдомолодость, кайф и пустота безделья под аккомпанемент бесконечных упреков озлобленной жены (опять же "миниатюрный" вариант вечной молодости в пустоте одиночества) либо нормальная честная и мирная семейная жизнь в соответствии со своим возрастом. И герой, увидев никчемность первого варианта, выбрал второй, а искуситель поздравил его с правильным выбором. Ну что же... всё правильно, в том числе и то, что каждый выглядит на столько лет, на сколько сам себя ощущает. И хочется верить, что герой помолодеет сам, без всяких противоестественных процедур, и помогут ему в этом труд и возрождение семейного счастья.
Малешевич М. Песьеглавица
Обращение к древнему песьеголовому божеству с просьбой о помощи в критической ситуации - для того, чтобы выбраться из фашистского застенка через подземный ход или выжить после катастрофы. Конечно, за это требуется плата - немного крови, а потом замкнуть круг и снова пройти тропой подземелья. Интересная сюжетная линия, но увы... Несмотря на красивое изложение и рисунки, всё это остается слишком кратким и тезисным, вроде ружья, которое повесили на стену, а потом... не то чтобы вообще не пользуются, а снимают только для того, чтобы слегка ударить кого-то прикладом по голове. Столь яркий и звучный образ, как Песьеглавец, так по существу и не появляется, мистических приключений тоже особых не видно. Впрочем, идея свободы, хоть и с некоторой натяжкой, присутствует - освобождение через "обратный ритуал", который, ИМХО, следовало бы описать намного более ярко (возможно, заполнив объем, занятый красочными картинами).
Батлер О.В. Милорд
Лирическая новелла о возрождении личности, в которой причудливо перемешаны жизненная драма с катастрофой, инвалидностью и попыткой самоубийства, фантастическая идея переноса чужой памяти, встреча с ангелом, мучительное обретение нового счастья, ностальгические воспоминания об "Атлантиде советского прошлого" и замечательные мысли, например "Что будет, если материальный мир вдруг распадется на атомы, завихрится и исчезнет в неожиданной космической воронке? Наверное, останется нематериальное, не поддающееся вычислениям. Наверное, оно будет выглядеть, как маленькие светляки, тянущиеся друг к другу. Когда один светляк слабеет, мерцает и гаснет, почти сливаясь с сумрачной небылью, другие светляки спешат поделиться с ним своей невеликой силой". И героиню Зиной зовут... вот так и хочется в дополнение к песне Пиаф добавить что-то из знаменитой песни Высоцкого про Зину и Ваню... Вроде бы мешанина, но ведь получился коктейль, по-своему вкусный и оригинальный!
Барышков В.П. Суд удаляется
А вот здесь, несмотря на интригующую завязку "Оба доклада обращены теперь уже к сравнительно далёкой истории. В них исследуются духовные основания социальной деятельности в российском социуме в середине второго десятилетия 21 века... Первый докладчик погрузится в голографическую реальность и при помощи ассистента смоделирует обстоятельства на своей идейной основе. Потом они поменяются ролями, а слушатели смогут оценить эффективность аргументации и обоснованность выводов оппонентов" дальнейшее повествование представляет из себя довольно бессвязную мешанину из странных рассуждений о судах, арестах и допросах, басен о животных и обжорстве, тошноте и рвоте типа
"в судах оказываются люди, выбившиеся из системы, не желающие или не могущие разделять негласные правила корпорации - встроенность как подчинение. Система выплёвывает их, а они выблёвывают систему. Именно по этой, блевотной, дорожке мы попали в суд. Попали в пространство рвоты, и тут уж 'неча на зеркало пенять'.
-Я попал в суд не по этому. Я ищу справедливости.
-Ты хочешь напиться и отблеваться свободой! "
Может и есть тут какой-то здравый смысл и идеи, но уж слишком все это "невкусно", и искать их среди блевотины большого желания не возникает.
Страхов А.А. Геростратушка
Фантасмагория на тему дуэли восставшего из мертвых Пушкина с издателем его писем с ненормативной лексикой при участии современного посредника-читателя в роли своеобразного медиума. В целом прикольно, и вообще идея современного посредника в контактах между известными представителями различных эпох любопытна, но написано очень сумбурно и напоминает анекдот. Вот интересно, что бы сказал Пушкин, прочитав этот рассказ:)?
Васильев С.В. Крещение
Военная мистика. Чудесное спасение на поле боя в церкви... давно закрытой... от святых покровителей. Ярко написано, колоритные эпитеты создают атмосферу погружения, но уж очень коротко и обрывочно. И, ИМХО, полуанекдотический эпизод с расстрелом туалета фрицев как-то немного не вяжется с общим тоном рассказа.
Рожкова А. Свободен
В рассказе сочетаются стандартные бытовые и психологические проблемы "типичного" холостяка (как выясняется в конце - вдовца) и мистическая концовка о верности и связи с духом ушедшей в мир иной жены. В целом написано сильно и впечатляет. Конфликт между холостяцкой "свободой", стремлением к созданию новой семьи и "потусторонней" верностью вполне отражает тему конкурса.