4.Определите, в каком значении употреблено слово красный в предложениях.
А) Не красна изба углами, красна пирогами.
Б) Ясен месяц, красно солнышко.
В) Расцвела красная гвоздика.
5.В русском языке есть слова русские по происхождению, а есть слова, пришедшие из других языков (заимствованные).
Какое из слов амбар, склад, элеватор русское по происхождению? Докажите это.
6. Укажите части речи выделенных слов
Из-за холодных утренних рос хлеб медленно рос.
Простой комбайна произошёл по простой причине: водовоз не подвёз воды.
7. Вставьте пропущенные буквы и объясните свой выбор.
Деревенский ст..рожил сад колхозный ст..рожил.
8. Как правильно сказать:
У рыбов нет зубов.
У рыбей нет зубей.
У рыб нет зуб.
Напиши правильный вариант.
9. Запишите пословицы, в которых есть следующие антонимы (противоположные по смыслу слова):
Густо - пусто
Мягко - жёстко
Ученье - неученье
Утро - вечер
Старый - новый
10. Разгадайте шарады.
Первое- нота, второе - игра,
Целое встретится у столяра.
Начало деревом зовётся,
Конец - читатели мои,
А в книге целое найдётся
И в каждой строчке есть они.
Олимпиада по русскому языку
Школьный тур
4 класс
1. Переставь буквы так, чтобы получились названия разных блюд:
Мель пени-
Нива реки-
Сор сальник-
Суд тень-
2. Составь транскрипцию слова, взяв четвертый звук от слова КРЫЛЬЯ, третий звук от слова ЯЩИК, третий звук от слова ВИЗГ и ударный гласный от слова СТОЛЯР. Какое слово получилось? Запиши его буквами.
3. Отгадай метаграммы:
Я- сибирская река,
С М я в море,
Широка и глубока.
С В я в поле,
Букву Е на У смени-
С П я в доме,
Стану спутником Земли.
С Г - в футболе.
4. Выпиши слова, в которых количество букв и звуков не совпадает:
Молоко, бельё, моюсь, ядрышко, появление, степь.
5. Подбери и запиши слова с противоположным значением:
Дружить-
Недостаток-
Уважать-
6. Напиши предложение, исправив ошибки:
Ксения всегда ложит свои книги наместо.
7. Продолжи пословицы:
Маленькое дело лучше___________________.
Родная сторона - мать, ____________- ________________.
_________земля ______________рук не любит.
У мудрого человека______________уши и ______________язык.
8. Вставь пропущенные буквы:
Ур..вень воды, ур..внять в правах, подр..внять клумбу, ср..внять счёт.