Аннотация: Первый рассказ. Проведен краткий анализ разных структур управления, в том числе и тирания. Критика приветствуется.
Школьное правосудие
Это раскрылось в воскресенье. Альберт делал уроки, когда внезапно разбросанные по комнате учебники предстали перед ним одной беспорядочной группой. Настало время химии. Мальчик обыскал кучу учебников и, не найдя нужного учебника, что не показалось ему странным, начал обыскивать ящик. Бесконечная вереница бумажек и тетрадей мешала добраться до дна старого ящика, чье основание неуверенно держалось за стенки. Учебника нигде не было. Тогда Альберт обыскал весь шкаф и пыльный уголок за ним. Но поиски были безуспешны.
Кое как сделав химию, Альберт обошел всю комнату, вышел и за ее пределы, обыскивая самые неожиданные места, удивляясь своему отчаянию. Это показалось ему глупым занятием. Квартира предстала бездонным океаном, а исчезновение учебника - таинственным и неестественным. Как такое может быть?
Вечер не дал покоя мальчику - он все прокручивал в памяти день, когда видел учебник в последний раз, самые знаменательные события того дня, свои перемещения по школе.
И все же он был спокоен. Мысль явилась сама - учебник где- то в школе.
Разумеется, Альберт признался матери, стараясь снизить обеспокоенный тон в своем голосе, чтобы тот не был заразителен для нее. Тогда мать предложила сыну прочесть инструкцию для таких случаев, представленную в его дневнике - документе школьника. Сами предложения школы были туманны, а большая часть была посвящена разделу обязанностей и "Наказанию".
Если в течение двух недель после специальной комиссии ученик не найдет потерянную школьную принадлежность и не оповестит об этом старшего его класса, над ним состоится суд и огласится приговор.
Учащийся имеет право нанять бесплатного школьного адвоката, который обязан отстоять интересы его школьного подзащитного, тогда как со стороны Школы будет выступать другой адвокат, защищающий права Школы относительно школьной собственности, утерянной учеником.
Подавать документы в комиссию обязательно. В ином случае ученик будет отчислен из Школы за нарушение правила 2.
Альберт с самого начала не хотел подавать документы в комиссию - им владело чувство безопасности и неуверенность в школьной системе. Подобные случаи были, когда ученики хитрили и не оповещали комиссию о пропаже школьной собственности, так и не находя ее до конца года, оставаясь не наказанным правосудием. Но плакат в центральном коридоре школы заявлял другое : "Правосудие настигнет!", а дети с трепетом и страхом взирали на его высокое положение на стене.
Проблемы вырастали одна за другой, на одной почве и с, казалось, одинаковыми последствиями. Покорившись судьбе и уговорам матери, а также из-за нараставшей боязни школьного закона и слабевшей уверенности, Альберт отправился в канцелярию, откуда к верхушке школы поступали все документы и заявления. Но очередь была слишком длинна, а канцелярские коридоры наполнены душным, тяжелым воздухом.
С первого раза не получилось. Секретарь сообщила, что заявлений слишком много и канцелярия не справляется с их количеством. Вероятно, говорила она, ситуация улучшится через две недели. Но Альберт не мог ждать и терпеть такого положения в конце апреля, когда на носу, в середине мая, должна была пройти первая проверка учебников. Однако выход был, но для болезненного самодовольства подростка, большой ценой. Альберт мог обратиться к своему учителю, с которым состоял в хороших отношениях с просьбой передать его документы и заявление учительской рукой. Благо, она согласилась.
Параллельно Альберт искал причину всех его бедствий. Его память работала на износ, до того мальчик напрягал ее, лишь бы припомнить самые мелкие детали того злополучного дня, когда видел и держал в руках этот самый учебник, чей образ постепенно утихал. Мысленно Альберт проклинал свой класс, по которому пробежал слух о правонарушении, совершенным им. Причем слухи явно преувеличивали состав преступления. Когда документы были поданы в канцелярию и рассмотрены верхушкой школы, Альберта оповестили о назначенной в определенный день комиссии.
Накануне комиссии мальчик сильно волновался, как на него посмотрит директор, старшие, многочисленные секретари, составляющие власть школы? Однако оставалась слабая надежда найти учебник за последующие две недели, ибо Альберту подсказали про неопознанный учебник химии где-то в глубине библиотеки. Стараясь не встречаться с библиотекарем - высокой женщиной средних лет - мальчик обыскал всю библиотеку и не найдя нужного, утешал себя своей возможной невнимательностью.
Комиссия прошла быстро и чересчур официально. Строгие и оценивающие взгляды ее участников бегали по лицу Альберта, словно по подчиненному, в чье бесконечной власти он находился. Альберту постановили :
После комиссии ученик обязан в своих интересах искать утерянную школьную принадлежность, обращаясь за помощью к сотрудникам Школы. За подмену действительно утерянной вещи комиссии - исключение из Школы.
И вновь его встречала излишняя официальность, граничащая с навязчивостью :
В случае если ученик найдет потерянную школьную принадлежность и обратится с этим к комиссии - дело будет закончено простым выговором. В противном случае состоится суд, а ученик будет признан осужденным.
Остальные детали судопроизводства уточняются выше.
Отчаяние преследовало мальчика, когда перед ним следовала одна неудача за другой. Альберт нашел тот самый учебник по химии в библиотеке, но он оказался совершенно чужим и написанным на иностранном языке - чья то нелепая шутка. Альберт вел безуспешные поиски только в школе - он знал, что учебника дома нет и быть не может. Также он старался обращаться к одноклассникам, вдруг кто-то случайно прихватил его учебник? Однако всякие попытки заканчивались неудачей и все большем отторжением Альберта от класса. Он был совершенно изнурен внимательными взглядами секретарей и старших, параноидально следил за другими учебниками, навел порядок в комнате.
К концу второй недели он бросил поиски и замкнулся в себе.
Суд был неизбежен. Когда истек срок, установленный школьным законом, во время уроков Альберту пришла повестка, сообщающая о дне суда и его статусе осужденного. Повестка не была неожиданностью для мальчика, напротив, он взволнованно ждал сигнала от школьного управления о начале судопроизводства. Необходимо отметить, что презумпция невиновности не действовала в этих стенах - Школа знала, кто виновен, а кто нет. Выяснялись только обстоятельства, определяющие приговор.
Суд должен был состояться уже на следующий день, видимо дело было простым и рутинным для школьного суда. Альберту оставалось только нанять адвоката.
Несчастного мальчика вновь могла ожидать неудача, если бы не внезапное прибытие в школу нового адвоката, так как все другие были заняты. Однако Альберта волновала неопытность своего адвоката, впереди его ожидало первое в этой школе дело. Смутные мысли успокаивали мальчика кратковременностью суда и наказания. В конце концов, думал он, это просто раздутое судебное дело, а наказание - не убийство. Оставалось только пройти через все это.
Суд
Наконец, настал этот день. Солнце приветливо улыбалось сквозь окна, спрятанные за шторы. Близился конец учебного года и в это время у школьников присутствовала единая тенденция свободы и усталости, направленные приятным и легким запахом залива. Больше всего Альберт желал наладить отношения с одноклассниками, так грубо отвернувшимися от него под действием сплетен. Впрочем, конец всем его страданиям и конфликту с одноклассниками был близок с приближением лета. Поэтому, мальчик не был уверен, нужно ли так стремиться к толпе шумных подростков. Одиночество - состояние гибкое, к нему можно приспособиться, в нем можно найти нишу своего покоя.
После третьего урока наступила большая перемена и для Альберта - время суда. Заседание было принято устроить закрытым. В коридоре мальчик встретил своего адвоката. Завязалась беседа, в ходе которой вскрылись соображения адвоката по поводу дела. Альберта успокоила непринужденность с которой говорил его защитник и тон уверенности в его голосе.
Однако колени мальчика тряслись, а зрачки расширились, когда адвокат сообщил ему максимальное по строгости наказание в этом случае - публичная порка. Впрочем, это еще надо заслужить.
Внезапно двери зала школьного суда - просторного помещения с возвышением в центре дальней стены - широко раскрылись. В кресле возвышения, как положено, сидел школьный судья, а рядом грозно проходил адвокат, представлявший сторону школы, своего рода государственный обвинитель. Альберт сразу заметил брюнетку, сидевшую в углу зала, чьи слегка вьющиеся волосы аккуратно ложились на узкие плечи. В руках она держала блокнот и ручку, а темно зеленые глаза внимательно оценивали присутствовавших.
Перед возвышением судьи находился ряд столов, где свои места заняли Альберт и его адвокат. Заседание началось быстро и продолжилось точно по расписанию - ведь Альберта ожидали другие уроки.
Сначала было зачитано обвинение и номер дела и всего его обстоятельства. Далее последовало разъяснение позиции Школы, обвинения, в котором уточнялся простой состав преступления Альберта и положительная характеристика его как ученика. С другой стороны, говорил обвинитель, хорошие мальчики не должны опускаться до подобных правонарушений и не исключил самое суровое наказание в этом деле. Однако когда школьный судья спросил его какое именно наказание требует обвинитель, ответ того был расплывчатым и неопределенным.
Ладони Альберта были холодными, страх в виде комка подступил к горлу. Настала очередь его стороны. Адвокат мальчика говорил рассудительно и твердо, объясняя позицию ученика и категорически исключая самое суровое наказание - мальчик этого просто не заслужил, говорил он, посмотрите на это измученное поисками и бюрократией школы лицо! У меня полно доказательств, что он искал утерянное в школе и обращался к сотрудникам за помощью.
Доказательства были представлены. Тогда настала очередь самого Альберта, его дрожавшего голоса. На вопрос о причинах исчезновения учебника мальчик говорил :
Совершенно загадочное исчезновение. Я делал все возможное, чтобы найти его, бился до последнего. Признаю ли я свою вину? Нет, пожалуй, хоть это ничего и не решает, ведь я уже признан виновным. Он просто исчез, а помять подсказывает, что я не оставлял его в каких-то местах. Напротив, он должен был сразу после уроков оказаться у меня в комнате, но все поиски там были тщетны. Думаю, он просто исчез и в этом нет моей вины.
Далее последовал небольшой перерыв. Сразу после него был зачитан приговор :
Учитывая все обстоятельства виновному Альберту К. назначить наказание в виде порки из 30 ударов в кабинете директора. Приговор обжалованию не подлежит.
Осужденный, тебе все понятно?
Да.
Тянуть было незачем - наказание решили устроить сегодня, в конце учебного дня. Когда Альберт попрощался и поблагодарил своего адвоката, в коридоре к нему привязалась та брюнетка.
- Ты уже свободен? Не мог бы ответить на пару вопросов для газеты города? - Слегка улыбнулась она.
Альберт безмолвно растерялся, представив размеры этой газеты. Он бежал быстро и долго, лишь бы скрыться, спрятаться в ближайшем туалете. Слезы подступали к глазам, но сдерживались неведомым.
Наказание
Кабинет директора был маленькой конторкой, в которой помещался стол и тесные шкафы. Присутствовавшие там старшие, дежурные и секретари едва помещались.
Альберт подошел к столу, наклонился над ним выставив на его поверхность руки, выгнул спину и выставил ягодицы. Директор медленно проходил вокруг стола, когда пришел последний, кого они ожидали - школьный судья. Кто-то принес и предмет для порки - тяжелая деревянная палка, расширявшаяся на конце, с отверстиями, чтобы уменьшить силу сопротивления воздуха о нее.
30 ударов начались неожиданно, будто под порывом чьего то гнева. Один страшнее и сильнее другого, с колкостями в адрес наказуемого :
- Подлец! Как ты мог?
- Вот нахал! Он просто исчез, да?
- Кто в слезах убежал от корреспондентки? Трус!
- Я видела тебя в библиотеке, нахал! Почему прятался? Мог бы и обратиться за помощью! Этот твой адвокат врет!
Альберт покачивался, держась не на ногах, а на руках, готовых согнуться под тяжестью слез, падавших гроздьями на полированную поверхность стола.
Все закончилось. Альберт выпрямил спину, не чувствуя поясницы. Ноги дрожали, и тем не менее он приходил в форму. Тяжелая рука директора легла на его плечо :
- В этих стенах насилие не порождает насилие. Напротив, когда система подчиняется строгому закону, мы должны поддерживать порядок. Как это хорошо, вкушать плоды юности, только-только созревать в этих крепких и надежных стенах. Но для этого, мальчик мой, нужна система и здесь мы готовим не к вымышленной жизни, нет, мы готовим к действительности взрослой жизни. Не принимай близко к сердцу. Мысль понятна?
- Да.
Покачиваясь, но успокоившись, Альберт покинул кабинет директора.
В газете он прочитал статью, посвященную рукам правосудия школы, где в особых подробностях раскрывались детали его дела. Альберт поджег газету и выбросил ее в окно.