Вот и пришло время поговорить о третьем из великого трио Столпов сёнена XXI-го века. One Piece (Ван Пис, Большой Куш, или попросту - Кусок), за авторством Эйитиро Оды. Вещь феноменальная и уникальная, впитавшая в себя кучу штампов жанра сенен, но при этом оставшаяся уникальной, узнаваемой, и ниразу не повторимой. Завораживающий мир, яркие и прописанные персонажи, и удивительный и непередаваемый дух вечного приключения, зовущий за собой из главы в главу - вот что такое Ван Пис.
Эйитиро Ода, молодой, но достаточно опытный на тот момент мангака, начал эту эпохальную историю в 1997-м году. На тот момент никто даже не ожидал, что простенькая история о пареньке, отправившемся в море за своей мечтой, растянется аж на 20 лет (да-да, ребята, в этом году, 19 июля, Куску исполнилось 20 лет. Не знаю, как вы, но я отметил.)), и превратится в одну из самых долгих и самых продаваемых историй в мире.
О чем же эта история? Просто... о приключениях и мечтах. Да, по сути весь сюжет можно пересказать этими двумя словами. Протагонист, молодой парень по имени Монки D. Луффи, выходит в море, имея при этом лишь лодку и мечту стать Королем Пиратов. А как иначе? На мелочи не размениваемся. И с упорством он идет к этой цели, не обращая внимания ни на недругов, ни на опасности, в процессе собирая вокруг себя компанию таких же вдохновленных мечтателей и просто друзей.
Мир, в котором происходят приключения нашего героя - пожалуй главный плюс этой манги. Он абсолютно сумасшедший, яркий, сумасбродный, но при этом не лишенный своей внутренней логики. Он представляет собой идеальный мир для удивительных морских приключений, 90% его покрыты водой, и суши в нем крайне мало. В этом мире существует лишь один материк, называемый Ред Лайн, опоясывающий мир кольцом с северо-востока на юго-запад. Перпендикулярно ему, с северо-запада на юго-восток протекает широким кольцом течение Гранд-Лайн, а вместе они делят водное пространство мира на четыре океана - Норт-Блю, Вест-Блю, Саус-Блю, и Ист-Блю, по которым рассыпаны гроздья островов.
Этот мир на удивление проработан в деталях. Все, начиная с географии и политики, и заканчивая разной мистикой вроде суперспособностей, имеет свои механизмы, которые объяснены (или будут объяснены в дальнейшем, учитывая тот факт, что сюжет манги лишь едва-едва перевалил за половину. Да, за 20 лет лишь за половину... Жуть), и которые четко и логично между собой взаимодействуют.
Кроме того, насколько прописан и глубок мир, в котором происходит действие манги, настолько же ярки и узнаваемы персонажи этой истории. Все, начиная с главного героя, семнадцатилетнего Луффи, и заканчивая каким-нибудь третьеплановым персонажем, имеют необычную и непохожую на других внешность, выпуклые характеры и довольно подробную историю, которая имеет какое-либо влияние на общий сюжет.
Весьма оригинально продумана система различных сверхспособностей, которыми обладают персонажи. Три вида способностей, получаемых от Дьявольских фруктов, загадочных артефактов, появляющихся время от времени в разных уголках мира, и дающих съевшим их какие-то особые возможности, вроде растягивания тела, словно резинового, превращения в животное или в какой-то природный элемент. Три типа Воли (или Мантры, или Хаки), усиливающей и укрепляющей, позволяющей ощущать присутствие живых существ, и самой загадочной, Королевской воли, о которой неизвестно практически ничего. И помимо этого, различные боевые искусства, высокие технологии, и прочее-прочее-прочее. И все эти способности комбинируются и весьма оригинально используются, порой даже самые бесполезные, на первый взгляд, способности, даруемые фруктами, в умелых руках становятся смертельно опасным оружием.
К слову сказать, необходимо отметить тот факт, что Ода определенно не имеет привычки писать от балды. Чем дальше идет сюжет, тем яснее становится картина общего плана истории, которая все больше и больше поражает проработанностью. Серьезно, где бы вы могли видеть мангу, в которой за 20-тилетнюю историю публикации автор не только не забыл о том, что писал ранее, но и кропотливо использует все ружья и заготовки, которые развесил по своей истории ранее? Как пример можно вспомнить историю кита Лабуна, которого Монки с друзьями повстречал на подходе к Гранд Лайн. Данный кит, еще китенком прибился к кораблю пиратов, отправляющихся в этот опасный океан. Пропутешествовав с ними по всему Ист Блю, ему пришлось расстаться со своими друзьями буквально рядом с входом на Гранд Лайн, горой Реверс Маунтин. Путешественники просто не рискнули брать малыша в это море, кишащее опасными тварями, и оставили его на попечение старого смотрителя маяка, Крокуса, проживающего недалеко от достопамятной горы, пообещав ему пройти Гранд Лайн насквозь, и вернуться с обратной стороны. Малыш ждал. Шли годы. Моряки не возвращались, но Лабун все так же продолжал ждать (да, история Хатико и здесь.). От тоски гигантский кит, в которого вымахал китенок, регулярно жутко выл, пугая проходящих мимо моряков, и таранил окружающие острова и махину Ред Лайна, разбивая себе голову в кровь. И в таком состоянии его и нашли Пираты Соломенной Шляпы во главе с Луффи. Оказав помощь киту, и пообещав ему найти его друзей и обязательно вернуться к нему (ага, еще одно обещание...), ребята устремляются на Гранд Лайн. События, примерно, 100-й - 105-й глав. Идет время. Читаем мангу, несколько лет читаем. Эпизод с Лабуном уже просто стирается из памяти под потоком других приключений Луффи и ко. И представьте себе удивление, когда три сотни глав спустя, мы встречаем персонажа, которым оказывается выживший (хотя как, выживший...) член экипажа того самого корабля, за которым следовал маленький Лабун?! И более того, он прекрасно помнит этого китенка, и все эти годы хотел вернуться к нему, но вот только тут местные неприятности, и... А, да ладно, все и так понимают, что Луффи поможет ему их разрулить, и увидеть старого друга!
Казалось бы, что необычного, ну выстрелило повешенное ранее ружье... Но вы только представьте - сколько лет прошло с момента, как это ружьё повешено? И автор о нем не забыл, использовал и весьма удачно, дав новому персонажу историю и мотивацию для дальнейших приключений. Много вы можете вспомнить других мангак, кто так удачно использовал такие ходы? Большинство из них путаются в том, что написали год назад, а тут несколько лет прошло...
И более того, таких ружей развешано по сюжету очень много, значительная их часть уже успешно забыта, а о многих из них мы пока и не знаем. И тем больше удивления нас ждет, когда эти заготовки сработают.
Еще одним особым моментом мне хотелось бы выделить стиль автора. Именно художественный стиль рисунка. На самом деле тут сложно сказать конкрентно, плюс или минус ли это манги, потому что тут все крайне субъективно и неточно. С одной стороны, рисунок кажется нарочито детским и карикатурным, привыкнуть к такому рисунку достаточно непросто. Когда я только начинал читать эту мангу, мне удалось войти во вкус только захода с третьего, и только пересилив себя я смог начать получать удовольствие от самого сюжета. Но потом... Как-то глаза привыкли, и теперь этот рисунок даже стал приносить удовольствие. Вот честно, я уже не могу себе представить Ван Пис с другим стилем рисунка. Кроме того, у такого стиля есть одно серьезное преимущество - уникальность. В наш век штампованных персонажей, где буквально каждый статист (а порой и второплановые, а иногда и главные, персонажи) нарисованы словно по шаблону, рассматривать рисунки Оды-сана, где каждый - буквально каждый персонаж, даже какая-нибудь третья рожа в пятом ряду на галерке, имеет какие-то уникальные черты - настоящий праздник и приключение.
Ну и раз уж я рассказал о плюсах, стоит упомянуть и минусы. Да, конечно они есть, от них не деться. Пожалуй первый, и главный, который вот уже несколько лет мозолит мне глаз - шаблонность структуры повествования. На самом деле не смотря на оригинальные идеи при создании мира, персонажей и их особенностей, а так же глобального сюжета, в плане сюжетных арок Ода-сан не радует.
Сюжет подобных историй всегда одинаков. Герои приплывают на очередной остров (изредка на острова), вляпываются в местные неприятности (революции, спонсируемые злодеями, злостные эксперименты, проводимые злодеями, просто бесчинства злобных злодеев), встают на сторону местных хороших, получают люлей от злодея и его миньонов, встают, отряхиваются, достают из широких штанин новые... нет, не суперприемы и прочие вундервафли, здесь прокачка персонажей более сбалансирована, а шансы и стратегии, и пытаются снова. Порой нужно несколько попыток, но результат всегда один - плохие повержены, хорошие ликуют, на очередном острове после отплытия Мугивар наступает ренессанс, а наши доблестные пираты снова сваливают на очередные приключения без гроша в кармане, потому что сокровища взять они либо забыли, либо не успели, потому что поспешно драпали от благодарных жителей.
И так всегда. Конечно не без исключений, но пока подобных исключений я могу вспомнить лишь парочку, не больше, и в основном они касались важных сюжетообразующих моментов, которые задавали направление всему последующему сюжету. Над арками же, чей сюжет был не настолько критичен, автор явно не особо заморачивался.
В целом про Ван Пис можно говорить долго. И я не сказал здесь и десятой доли того, что нужно о ней сказать. К сожалению, ограничение в количество знаков тут не на моей стороне. Но если обобщить все то, что действительно необходимо знать о Куске - это отличная, объемная манга, с прекрасно проработанным, запоминающимся миром, интересными персонажами, и огромным количеством неповторимого шарма. Настоящий золотой Кусок жанра сёнен, который просто обязан хотя бы попробовать почитать любой ценитель манги. И вы либо полюбите этот мир, и примите таким, какой он есть, либо возненавидите. Но вряд ли останетесь равнодушны.