Морозов Вячеслав : другие произведения.

Служба капитана порта и мониторинг кадров для судов флота рыбной промышленности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  

СЛУЖБА КАПИТАНА ПОРТА И МОНИТОРИНГ КАДРОВ ДЛЯ СУДОВ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА.

В.Ф. Морозов. Капитан калининградского морского рыбного порта.

  
   В очередной раз хочется поднять вопрос подготовки и мониторинга морских специалистов рыбопромыслового флота. Процесс этой подготовки не заканчивается получением диплома о профессиональном образовании. Он идет постоянно. Наука и техника сейчас развиваются такими темпами, что останавливаться нельзя, ибо есть опасность отстать навсегда. Одного практического плавания и приобретения опыта также недостаточно. Необходима постоянная профессиональная учеба. Учимся мы всю жизнь, по крайней мере, пока работаем. Вот эту тему, а также другие, касающиеся мониторинга кадров вопросы, я и хочу затронуть в своей статье.
   В советские времена, когда в Калининграде функционировали крупнейшие рыбопромышленные предприятия с сотнями судов и тысячами специалистов, в каждом из них была налажена собственная кадровая политика, селекция кадров. Это был лучший вариант воспитания специалистов - выпускника учебного заведения сразу же отдавали под опеку старших судовых специалистов, а также за ним устанавливался контроль работниками береговых служб. Командование судна прививало практические навыки, работники служб Управления или Базы регулярными проверками знаний не давали закиснуть в плане теоретической подготовки. Неспособные отсеивались или не имели карьерного роста, а энергичным и грамотным молодым специалистам открывалась широкая дорога для продвижения по службе. Так воспитывались прекрасные профессионалы. К сожалению, мы только сейчас можем по настоящему оценить качество той, прежней подготовки наших специалистов, когда значительная их часть появилась на мировом рынке рыбацких кадров. Спрос на них большой. И если бы не издержки государственной политики СССР, когда целым поколениям советских моряков-рыбаков "компетентными органами" прививалось, что углубленное изучение иностранного языка есть факт достаточно подозрительный, то, вообще, цены бы им не было. Есть, правда, и еще одна причина, но она не в теме данной статьи.
   В настоящее время ситуация в корне изменилась - практически не осталось крупных фирм, а в имеющихся осколках прежних гигантов кадровая политика не ведется - весь плавсостав отфутболен в кадровые агентства.
   Кадровой политики, как таковой, в настоящее время не существует вообще. Кадровые агентства, круинговые фирмы селекцией не занимаются. Это не входит в их обязанности, отсутствуют возможности, да и мотивация отсутствует. Главная забота - "заткнуть дырки" в заявке клиента на поставку определенных специалистов. Профессиональные качества, как правило, их не интересуют - был бы в наличии соответствующий диплом, да проплата "за трудоустройство". Вообще, деятельность кадровых агентств, занятых наймом и трудоустройством моряков на суда рыбопромыслового флота, это тема для отдельного большого разговора. Давно уже этой темой занимаются наши четвертая и третья власти - раскрывают многочисленные злоупотребления круингов, а вот первая и вторая пока не проявили должного интереса. И это, несмотря на прямые требования международных документов. Так, Конвенция ООН "Об условиях регистрации судов", 1986 г., предписывает в своей Резолюции N 1, п. 1): "Странам - поставщикам рабочей силы следует регулировать деятельность учреждений, находящихся под их юрисдикцией и предоставляющих моряков для судов, плавающих под флагом другой страны, для обеспечения того, чтобы договорные условия, предлагаемые этими учреждениями, исключали злоупотребления и содействовали росту благосостояния моряков. Для защиты своих моряков, страны - поставщики рабочей силы могут потребовать, в частности, соответствующей гарантии от собственников или операторов судов, использующих моряков или от других соответствующих органов".
   14 июня 2002 года вышло Постановление Правительства РФ N 424 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами РФ". Этим Постановлением лицензирование отдано Министерству внутренних дел. Сейчас уже ясно, что оно не обеспечивает надлежащей защиты трудовых прав моряков, поскольку не отвечает ни одному из конвенционных требований. Постановление, по существу, обязывает лицензиатов соблюдать лишь российское законодательство о регистрации юридических лиц и налоговое законодательство, не обременяя при этом ответственностью в отношении трудоустраиваемых. Оно не требует от лицензиатов наличия финансовых средств для защиты моряков от опасности оказаться оставленными в затруднительном положении в иностранном порту, равно как и не предусматривает их обязанности создавать систему защиты в форме страхования для компенсации морякам денежного ущерба, который они могут понести по причине невыполнения лицензиатом своих обязательств. Вопреки положениям Конвенции МОТ N 179, Положение прямо предполагает возможность возмездного оказания услуг гражданину. В силу последнего обстоятельства поборы при трудоустройстве моряков носят распространенный характер, как открыто, так и в завуалированной форме. Не соответствует Конвенции N 179 и тот факт, что у миграционной службы МВД отсутствуют специалисты в области торгового мореплавания, которые могли бы контролировать соблюдение прав моряков уже в процессе осуществления ими трудовой деятельности на борту судна. Лицензирование в МВД дало круингам возможность отправлять экипажи на иностранные суда минуя Службу капитана рыбного порта. Зачастую, судокоманды целиком или частями добираются до инпортов по общегражданским заграничным паспортам без государственного контроля состояния их личных профессиональных и медицинских документов. Паспорт моряка, использующийся в инпортах в качестве национального удостоверения личности моряка, оформляется в таких случаях (применительно к Калининграду) в паспортном столе Гвардейского района водных путей и судоходства, созданного для обслуживания речников и работники которого далеки от специфики вопроса и не несут никакой ответственности за оформление других профессиональных морских документов. Результатом такого "трудоустройства" зачастую становятся мытарства российских моряков, брошенных на произвол судьбы недобросовестными судовладельцами и их посредниками в зарубежных портах, которые наносят непоправимый ущерб престижу Российской Федерации в международном сообществе.
   Были запросы профсоюзов в Правительство о несовершенстве данного документа и необходимости решения этого вопроса. На эти запросы Правительство поручило ответить Минтрансу РФ. Но из ответа этого ведомства следовало, что, в связи с проведением административной реформы, сотрудники Аппарата Правительства сомневаются в целесообразности подготовленных документов. В результате, никаких мер не принято.
   В январе 1998 года Минтрансом зарегистрирована в Госстандарте "Система добровольной сертификации услуг по найму и трудоустройству российских моряков на суда под иностранным флагом", призванная взять под контроль деятельность кадровых агентств. Однако эта система не дает возможности реально решить вопрос контроля по существу. Кроме этого, 21 февраля 2001 года она оспорена и признана незаконной решением Комиссии Министерства РФ по антимонопольной политике. Поэтому в системе Госкомрыболовства подобный инструмент не создавался.
   Рыбак - специальный субъект трудового права. Это предусматривает и специальное регулирование его труда, трудовых отношений. Трудовая деятельность рыбаков имеет множество различного рода особенностей, которые должны быть урегулированы специальными законодательными актами. Однако, до сих пор регулирование труда рыбаков осуществляют нормы общего трудового законодательства РФ, а также определенные нормы КТМ. Это ошибочный подход, нужны специальные законодательные акты.
   На наш взгляд, надо также вывести лицензирование услуг по найму и трудоустройству моряков на суда под иностранным флагом из под МВД и передать его профильным морским структурам. Кому конкретно - выяснится после завершения административной реформы, но участие федерального органа по рыболовству представляется несомненным.
   Кроме этого, на основе положений Конвенции МОТ N 179 с учетом положений Конвенции МОТ N 114 "Конвенция о трудовых договорах рыбаков", необходимо разработать документ прямого действия - "Типовое Положение о кадровом агентстве" в котором нужно предусмотреть регулирование их деятельности, чтобы договорные условия, предлагаемые этими учреждениями, исключали злоупотребления и способствовали росту благосостояния моряков. Обязать агентства при заключении договоров с судовладельцами или операторами судов, на которые они направляют рабочую силу, включать пункты, обеспечивающие соблюдение гарантий в отношении выплаты заработной платы и репатриации. Предусмотреть обязательное наличие на банковских счетах кадровых агентств резервного репатриационного фонда.
   Представляется также необходимым присоединение Российской Федерации к Конвенции МОТ N 114 "О трудовых договорах рыбаков". Хотя эта Конвенция достаточно устарела и не затрагивает ряда вопросов, которые необходимо урегулировать (в частности соответствие Конвенциям "ПДНВ-78/95" и "ПДНВ-Р/95"), а поэтому должна быть пересмотрена, она нормативно регулирует вопросы, связанные с трудовыми договорами рыбаков, учитывая именно специфику их трудовой деятельности, то есть то, что не урегулировано законодательством России. В любом случае это будет лучше, чем отсутствие каких-либо норм о трудовых договорах рыбаков и отсылка к общему трудовому законодательству.
   Но главное - это обязать кадровые агентства оформлять личные документы моряков, в том числе паспорта моряка, а также выезды и вылеты экипажей из пунктов их комплектования к месту работы только в Службах капитанов морских рыбных портов. Это обеспечит необходимый государственный контроль состояния профессиональных и медицинских документов членов экипажей, соответствие их международным требованиям.
   В силу специфики работы рыбопромыслового флота, а у нас в Калининграде еще и особенностей анклавности региона, получается так, что определенный, довольно большой пласт морских специалистов мы, работники Службы капитана рыбного порта, контролируем достаточно продолжительное время. Мы участвуем в Государственных аттестационных и экзаменационных комиссиях, Морских квалификационных комиссиях, следим за профессиональным и карьерным ростом специалистов рыбопромыслового флота вплоть до достижения ими высших морских должностей. Поэтому, в разных отделах Службы капитана порта - в дипломном, отделе управления безопасностью мореплавания, в Инспекции государственного портового контроля накапливается база данных, позволяющая реально оценить профессиональные и личностные качества моряка.
   У нас в Службе ведется мониторинг содержания договоров кадрового агентства с клиентами, соответствие их международным и отечественным нормативным требованиям. Дело в том, что плановые проверки содержания таких договоров сертифицирующими или лицензирующими органами ударяют "по хвостам", т.к. эти договоры зачастую совершаются оперативно и на короткий срок, иногда это всего один заказ, на один рейс. Поэтому постоянный оперативный контроль очень важен.
   Существующая же в Службе капитана база данных о специалистах, о которой я докладывал, позволяет в определенной мере отслеживать качество поставляемых кадров и отсеивать аварийщиков и прочих нарушителей дисциплины.
   Необходимо также узаконить (возобновить) проверки знаний специалистов рыбопромыслового флота работниками Служб безопасности мореплавания крупных и средних компаний и организаций, оказывающих услуги в области безопасности мореплавания. В Службе капитана Калининградского морского рыбного порта такие проверки уже проводятся на основе компьютерной программы "Дельта".
   Эти условия хоть в какой-то мере позволят приблизиться к той утерянной системе селекции и контроля специалистов рыбопромыслового флота. На наш взгляд это насущно и крайне необходимо, т.к. опыт последних лет показывает, что свобода и рынок оказались чересчур тяжелой ношей для некоторых наших моряков. Далеко не каждый может самостоятельно поддерживать свои профессиональные кондиции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному морскому специалисту. Уже есть данные о снижении общего уровня профессионализма наших кадров и это наносит ущерб престижу российских моряков на международном рынке труда.БАТМ [?]
  

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

      -- Конвенция МОТ N 179. "О найме и трудоустройстве моряков".
      -- Конвенция МОТ N 114 . "О трудовых договорах рыбаков".
      -- Конвенция ООН "Об условиях регистрации судов".
      -- Кодекс торгового мореплавания РФ, 1999 г.
      -- Журнал "Морское право" N2 2003 г. Бекяшев Д.К. "Трудовые договоры рыбаков".
      -- Журнал "Морской профсоюзный вестник", N 1, 2004 г.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"