Морозов Вячеслав : другие произведения.

Послесловие к собранию

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это не жалоба, не желание поплакать в жилетку другу... Это - жизнь...

Молодой штурман Морозов В.Ф. [] Молодой штурман Морозов В.Ф.

ПОСЛЕСЛОВИЕ К СОБРАНИЮ.

  
  
   Когда новый губернатор понял, что Калининград есть город морской не только по географическому расположению, но и по сути, он счел за благо все же встретиться со стариканами из Ассоциации морских капитанов. Эти пенсионеры, разогревшись чаем в своей береговой "кают-компании", уже давно надоедали ему - постановили: "...указанному молодому человеку предстать перед нами, чтоб поучить его уму - разуму, да и пожаловаться заодно". Ну, что делать, издержки профессии - привыкли на своих судах считать себя "вторыми, после Бога". Встреча состоялась в Альма Матер большинства собравшихся, в калининградской "мореходке"!
   Давно уже в актовом зале морского колледжа не было так светло и торжественно от седых и лысых голов и блеска капитанских шевронов. Давно и сами бывшие соратники не собирались в таком количестве и по такому случаю - все больше на похоронах друзей кое с кем виделись. От этого блеска, от такого количества знакомых с молодых лет лиц заблестели глаза стариков, расцвели на обветренных лицах улыбки, полетели по залу старые морские шутки. А что? - мы еще сила - вон сколько нас!
   Но ..., опять все закончилось "как всегда". Выступлений с трибуны было достаточно. И толковых, и не очень, и эмоциональных, и сдержанных. Была и критика, была и лесть. Глава региона выслушал всех. Благосклонно, с пониманием вопроса. Да и вопрос-то был прост и тривиален, как хек мороженый - увеличьте рыбакам пенсию. Надо отдать должное его выдержке - хорошую школу прошел человек в московских коридорах власти! Несмотря на все призывы и просьбы капитанов, губернатор ни на пядь не отступил от своих позиций и мужественно отказал рыбакам. Не признал их особую роль в становлении Калининграда. Так ни с чем и разошлись по домам.
   Запомнились две фразы в двух разных выступлениях. Рыбак сказал, что посылать рыбопромысловый флот в дальние района промысла было со стороны Советского Союза глупой затеей. Чиновник сказал, что это было мудрое решение, принятое партией и правительством.
   Трудно сказать, кто из них прав. Да и что толку сейчас судить-рядить об этом. Тем более что все было проще - необходимость заставила. Надо было накормить огромную страну в условиях разрушенного и искривленного войной народного хозяйства. Наверняка, идей было много, но возобладала та, которая давала возможность добыть пищу не посеяв и не вспахав. Сколько морей-океанов вокруг, сколько рыбы в них! Ловить, не переловить! Тут и Калининград очень кстати пришелся. Раз порт не замерзает, значит и рыбалку можно круглый год вести. Пробой сил была посылка в Норвежское море экспедиций средних траулеров. Прошла она, в общем, успешно. Людские потери, на фоне недавней кровавой войны, в расчет не брались - море, есть море. Затем все и началось.
   Делалось все капитально, тотально и системно. Поскребли по рыбацким деревням в Мурманске, Архангельске, на Азове, на Черном море, мобилизовали кого надо и направили в новый русский город Калининград организовывать рыбный промысел. Основали в стоящем на заливе городе Мамоново рыбацкую "академию" для срочной подготовки морских кадров. Оказалось мало. При Калининградском совнархозе открыли рыбную мореходку. Тоже мало. Перевели из Москвы ведущий советский рыбный ВУЗ, чтоб готовить кадры с высшим образованием. Все равно оказалось мало и в 60-х годах пришлось открывать еще одно учебное заведение - высшее инженерное морское училище.
   А суда из новостроя все прибывали и прибывали. Киев, Ярославль, Петрозаводск, Николаевские три завода, Зеленодольск, Клайпеда, Штральзунд в ГДР, Гданьск в Польше поставляли рыболовные траулеры. Тот же Николаев, Гетеборг в Швеции, Росток в ГДР, французские верфи строили для Калининграда транспортные суда. А еще из Финляндии танкерный флот, морские буксиры-спасатели и даже учебные парусные суда.
   Где же столько рыбаков набрать? Помню, в начале 60-х, как только напечатают в "Правде" приказ Министра обороны об очередном дембиле, так и начинают вылетать из "контор" в воинские части косяки вербовщиков. Потом, непосредственно на судах, во время переходов в район промысла, в пожарном порядке мы делали из бывших танкистов матросов. Одно спасало от больших травм и прочих несчастных случаев - наша армия тогда была не та, что нынче и парни приходили на суда, в основном, приученные к дисциплине.
   Молодые специалисты в те годы прямо-таки мчались по карьерной лестнице. Управленческие девушки томно вздыхали, глядя на сверкающих белозубыми улыбками стройных молодых капитанов, деловито обходящих между рейсами кабинеты начальства. Я сам после мореходки четыре рейса делал на судах из новостроя.
   "Конторы" все разрастались и на рубеже 90-х в "Тралфлоте" числилось 107 крупнотоннажных океанских траулеров, в Пионерской БОРФ - 119 стеднетоннажных судов бороздили воды Атлантики, 196 судов Рыбакколхозсоюза ловили рыбу в Балтике и ходили в океан. Из всех районов Земного шара возили рыбу в Калининград 65 транспортов Рефтрансфлота. Только для того, чтобы разведывать в Мировом океане новые промысловые скопления для наших добытчиков, трудились 44 крупных судна "Запрыбпромразведки". 8 крупных судов "НПО "Промрыболовство" испытывали в море новую промысловую технику и орудия лова. Для контроля за соблюдением правил рыболовства в "Запбалтрыбводе" числилось 31 судно. 40 судов морского рыбного порта обслуживали рыбопромысловый флот во время межрейсовых стоянок в Калининграде. Вдумайтесь и оцените. Какой могучий флот, какие громадные вложены деньги! Умножьте сумму этих чисел примерно на три и получится ВРПО "Запрыба". А еще, в рамках СССР: "Севрыба", "Азчеррыба", Дальрыба". Вот такая продовольственная программа!
   В нашем городе это многие десятки тысяч рыбаков. В основном уже калининградцы, но немало и гастарбайтеров из Украины, Белоруссии, Молдавии и т.д. Уже образовались рыбацкие династии. Можно смело говорить, что рыбная отрасль была в Калининграде градообразующей. Мы гордились своей работой, званием рыбака. Родина (кремлевские идеологи) укрепляла нас в этой гордости. Всегда подчеркивалось, что мы передовой отряд советских людей, раз нам открывают визы для загранплавания.
   А какое оно, это плавание, в том числе и "загран", знает только тот, кто поплавал. Тесные кубрики на СРТ, четырехместные каюты на "бармалеях". Да и в двухместных каютах на современных судах не заблудишься. Чтобы один прошел, допустим, к иллюминатору, другой должен посторониться, вжаться куда-то.
   Пища из запланированно несвежих продуктов. Перемороженные коровьи и свиные туши загружались со складов в рыбные трюмы. Отгораживали там угол для них. Зачастую, мясо оставалось после шестимесячного рейса и передавалось следующему экипажу. В трюмы же загружалась и мука. Только там ее можно было сохранить, чтобы черви не завелись. Питьевая вода - это вообще отдельная тема. Внутренние поверхности питьевых цистерн, по тогдашним санитарным требованиям, положено было цементировать. Что и делалось в порту перед рейсом. Но не всегда соблюдалась технология цементирования, да и сам цемент, как материал, не особенно цеплялся за эти поверхности и быстренько осыпался после первого шторма в море. Короче, ржавчина выступала и на этом вся санитария заканчивалась. А трубопроводы уже давно ржавые, их же изнутри не зацементируешь, (об оцинковке и речи не велось). Вот и пили эту ржавчину. Заканчивалась береговая вода, начиналась опресненка с той же ржавчиной. По молодости-то ничего, а к пенсии все это сказалось. Лечить желудки и зубы денег не напасешься. К тому же и для больных ног деньжишек надо оставить. Ноги - профессиональная капитанская болячка. Сколько часов выстояно на мостике в туманы и непогоду!
   Снабжение судов в продолжительных дальних рейсах вообще было никудышным. Сколько раз, ближе к концу рейса, приходилось наблюдать мужиков с тоской в глазах шарящих по всем закоулкам судна в надежде найти чинарик, - курево не подвезли. Да что пища и вода, - на СРТ даже такое простое и необходимое дело, как посещение гальюна (туалета) в свежую погоду превращалось в цирковой номер. Надо было постоянно быть начеку, чтобы вовремя прерваться и заткнуть массивной деревянной пробкой эту самую дыру в "удобстве азиатского типа", иначе волна через нее вышибет тебя из кабинки.
   Где быт, где работа в море не различишь. И так по полгода, а то и более без семьи. Все достижения цивилизации там, на земле. Этакая квазижизнь. Сразу же после выхода в рейс намечались ориентиры: от праздника до праздника, от бани до бани. Под конец уже вахты считаешь - быстрее бы рейс закончился. Не живешь, а проживаешь жизнь. По большому счету, это аморально. Конечно, человек тем и силен, что ко всему привыкает, приспосабливается, терпит. Иначе бы и не стал царем природы. Извините за иронию, применительно к данной теме.
   Могут спросить: "А чего же вы терпели все это, если так все плохо, кто вас держал?"(Кстати и губернатор впоследствии задавал этот вопрос П.А. Чагину). Так ведь я и говорю, что это государственная программа, государственная машина. Не нас, так других бы в этот процесс бросили, но останавливать его было нельзя. Это плановая государственная экономика!
   А потом вдруг все изменилось. Государство разрушилось изнутри. Осталась только оболочка с выщербинами. Ловкие люди растащили, разворовали флот и оставили профессионалов рыбного промысла не у дел. А Родина? Родина, которая мобилизовала эту массу людей, направила в одно из самых гигантских своих предприятий, выжала силы и нервы, - оказалась не в состоянии обеспечить им достойную старость. Как говорится, поматросила и бросила. Российская Федерация приняла на себя все долги Советского Союза, кроме долга материнства - обязанности заботиться о своих сыновьях. А может этим никто и никогда у нас и не был озабочен? Обидно. Тем более нам, воспитанным на песне: "Родина слышит, Родина знает.... .". Очень распространенное в Калининграде явление - ночные сторожа и охранники в гаражных кооперативах, учреждениях и прочих заведениях имеют престижный диплом 'Капитана дальнего плавания'. Пенсия не обеспечивает прожиточный минимум. В грузчики же не пойдешь в таком возрасте и с таким здоровьем.
   Наивно, конечно, мечтать о каких-то переменах к лучшему, что приедет какой-нибудь барин и рассудит. Просто хотелось рассказать губернатору, что за старики перед ним сидели и какую они прожили жизнь.
  
  P.S. После этого собрания прошло пять лет. Сменился губернатор, еще больше постарели капитаны. Вот и все перемены. Вопрос повышения пенсий периодически ставится перед руководством страны и области, но каждый раз отыскиваются причины, чтобы его отклонить. Да что пенсии!? У Калининградской Ассоциации морских капитанов до сих пор нет своего помещения. Негде приткнуться, чтобы нормально осуществлять свою деятельность. Чтобы был свой реальный адрес. Ну, нет у Ассоциации денег для аренды хоть какой-нибудь комнатенки! Что можно приобрести на пенсионерские взносы? Спасибо Светлане Геннадьевне Сивковой, Владимиру Алексеевичу Волкогону и Анатолию Витальевичу Дубовскому, что пускают к себе, когда нужно собрание провести. На всех этажах власти раздаются призывы налаживать ветеранское движение, организовывать патриотическое воспитание молодежи. А кто этим заниматься будет? Ветераны согласны вносить свою лепту в воспитательную работу, но как работать организации без адреса? По всем вышеуказанным этажам представители Ассоциации прошли и, что характерно, никто им не отказал. Более того, все горячо сочувствовали и поддерживали. Но, как говорится: 'Воз и ныне там'. Кстати, уже двадцать пять лет тому! Да, четверть века 'бомжуем'.
  
   С уважением,
   Капитан дальнего плавания
   Вячеслав Фёдорович Морозов.
  
   Капитан МОРОЗОВ [] Капитан морского рыбного порта.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"