Морозов Виктор Анатольевич : другие произведения.

Почему соловьи хорошо поют?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Почему соловьи хорошо поют?
  
   Вероятно, каждый из нас слышал, как весной поют соловьи, но далеко не каждый догадывается, почему они это делают так хорошо. Для ответа на этот вопрос можно привлечь разных специалистов. Специалистов очень и очень много, а поэтому и ответов будет предостаточно. Среди этих ответов можно услышать ученых, которые разложат звук на составляющие и подведут нас к мысли, что частота и тембр пения этой птахи благотворно влияют на человека. Химики и биологи расскажут о том, как, слушая соловья, в нас протекают сложные биохимические реакции, которые и влияют на определенные центры в нашей голове. Расскажут нам специалисты и о сексе в птичьем мире и о многом другом, о чем мы даже и не задумывались. И поэты, в свойственной им манере, не только расскажут нам об этом явлении, но не исключаю, посмеются над всеми.
   Каждый человек не в последнюю очередь чей-то слушатель и чей-то зритель. Спрос на слушателя и зрителя всегда устойчивый, растущий. В результате, количество желающих рассказать и показать стало значительно больше количества желающих услышать и рассмотреть. Человеку, который вдруг проявил какой-то, пусть даже мизерный интерес, обязательно начнут что-то объяснять, убеждать. Такую "жертву" обязательно станут искушать посмотреть и послушать. При всей лени человеческой натуры, массой у него своих личных проблем, амбиций и тщеславия, он все же неизбежно слушает, смотрит и часто увлекается. Увлеченный начинает смотреть и слушать внимательно, заинтересованно. Переживая увиденное и услышанное или относясь к происходящему безразлично, человек незаметно для себя участвует в процессе воспроизводства того или иного фрагмента сложившегося общественного мнения.
   Чтобы "почувствовать" присутствие такого мнения нужно просто посмотреть любой телевизионный канал, но без звука. Вот на экране видны боевые действия, гибнут люди, какие-то стихийные бедствия, люди жмутся в церкви к алтарю, говорят друг другу слова, пожимают друг другу руки, смеются, плачут, бесстрастный священник произносит проповедь, политик делает вид, что его слушает народ. Все события, которые мелькают на экране, вызывают в нас хотя и индивидуальные, но во многом похожие эмоции и чувства. Если на экране люди смеются и улыбаются - у всех эмоции положительные, если гибнут люди и видны стихийные бедствия - отрицательные. Мы в подавляющем большинстве едины в своих оценках того, что видим с экрана телевизора. А теперь включим звук и обнаружим, что наше прежнее единство распалось. Все события начинают приобретать иной смысл, ведь мы не только видим, но и слышим. И вот уже гибель людей, стихийные бедствия не вызывают в нас прежнего единодушия в оценках, поскольку слышен голос за кадром. Нам рассказывают и мы слышим как ученые, священники, политики, политологи, явные и неявные проповедники объясняют смысл и хитросплетение самых разных процессов и явлений, слышны мнения различных экспертов, их взгляды. Мы начинаем сопоставлять то, что нам говорят с экрана, со своим опытом жизни, знаниями, интуицией и приходим к какой-то позиции. И вот тут оказывается, что эта позиции практически всегда, "течет" в том или ином русле уже существующего общественного мнения. Каждая такая "струйка" индивидуальной позиции втекает в громадный "водоем" - господствующее среди людей мировоззрение. И даже если кто-то из нас категорически "за" или с не меньшей страстью "против", или событие нам безразлично, сам "водоем" примет любую нашу позицию спокойно. Так спокойно, как принимает болото любую волну, когда уже в метре от того места, где она зародилась, - тишина.
   Мы продолжаем смотреть и слушать. У нас есть позиция по многим сложным политическим, религиозным и иным вопросам. Мы уже не задумываемся, когда видим и слышим рассказ о похожих событиях - ведь у нас есть "своя" позиция. Вот с экрана обращается политолог и священник и они нам нравятся, поскольку их позиция во многом совпадает с нашей. А если они талантливы и оригинальны, то и вообще мы их поклонники. Талантливый политолог, священник может очень увлекательно рассказать о самых запутанных процессах в миру и в духовном мире людей. К этим рассказчикам легко обращаются многие, поскольку они красочно и доходчиво объяснят то, о чем мы только где-то слышали. Слышали, но сами никогда не пытались понять.
   Очень часто с экрана нам говорят, что одна ядерная держава потеряет мощь своей валюты и произойдет кризис невиданных масштабов. Этой валюты много, а товаров и услуг, ее обеспечивающих, мало. Спрос на эту валюту упадет, она обесценится и это потянет за собой и другие ценности. Оно может и так, да только сложно понять, почему до сих пор не произошел такой кризис. Трудно представить, что явится такой глобальной причиной, которая разрушит так долго существующую стабильность.
   Не реже говорят, что богатство другой ядерной державы уже давно состоит сплошь из продажи природных ресурсов: нефти, газа, леса, ..а еще, как раньше добавляли - дегтя, пеньки. И если мировые цены на эти товары рухнут, то и уровень жизни резко упадет и, особенно, у малоимущих. Уровень жизни действительно падал и не один раз. Однако на протяжении десятилетий в этой стране так и не увидели связи между ценой природных ресурсов и благополучием людей. Уже давно малоимущие там поменялись не в одном поколении, но до сих пор продолжает жить миф о том, что благополучие людей зависит от коммерческого успеха при продаже природных ресурсов.
   С экрана показывают, как хорошо когда что-то делается вовремя, и - это правда. Спасли жизнь человека, город от разрушения, природу от загрязнения. И действительно, ведь важно не просто что-то сделать, чего-то достичь, освоить, помочь и т.п. С экрана видно, что все обретает свою реальную ценность только тогда, когда руками людей что-то совершается вовремя. Видно, как люди всюду пытаются и делают осознанный выбор и тем самым реально вкладывают то там, то здесь в понятие "вовремя" общий для всех смысл. Однако, от священника с экрана мы слышим, что в религии вопрос с выбором для всех уже решен в прошлом, от ученого - что этот вопрос наукой будет непременно решен в будущем. Религия говорит, что изменить уже ничего нельзя и следует смириться с тем будущим, которое всех нас ожидает. Наука, наоборот, все обещает изменить, но в будущем, а сейчас, в данный момент, изменить еще ничего нельзя.
   Приведенные примеры - это отдельные иллюстрации того, как люди блуждают вокруг одних и тех же проблем и представлений о них. А ведь разговор о реальных проблемах может быть уместным и полезным для всех, когда он идет в контексте их главной причины. Пока все рассуждения о них будут иллюстрироваться отдельными случаями на мировом рынке, объяснениями различных религий и наук, двусмысленной борьбой за нравственные устои в разных странах нам вряд ли удастся разобраться в сущности назревающего глобального кризиса.
   Вспомним фирму "МММ". Ее бумажки стоили ровно столько, сколько стоил миф о скором богатстве в человеческом сознании. И валюта любого государства может стоить столько, сколько стоит та информация о ней, которая будет господствовать в головах людей. Конечно, валюта обеспечивается различным товарным богатством, присутствующим на рынке, однако реальная стоимость этого конгломерата разного рода богатств всегда стремится стать зеркальным отражением стоимости знаний и представлений о нем. Стоимость этой информации трудно оценить по частям, как это происходит с товаром на рынке. Но эту стоимость проще представить целиком, поскольку товарное богатство всегда стремится установить тождество со стоимостью информации о себе. Этот феномен не столь заметен на отдельном товаре, хотя благодаря именно ему стоимость акций таких "шараг" как МММ становится реальной и понятной для всех. Изменение стоимости таких акций иллюстрирует процесс "умирания" товара на рынке, когда вместо "живой" информации о нем остаются только "мертвые" данные. Стоимость информации об акциях фирмы "МММ" стала тождественной стоимости богатства, созданного ее организатором. Информация превратилась в данные уголовного дела. Для рынка ничего необычного не произошло, ведь там каждый товар стремится установить тождество с информацией о себе. Обладание таким "мертвым" товаром не всегда так плохо, как в случае с МММ, поскольку даже данные о нем могут быть для кого-то полезными.
   "Противоборство" между стоимостью информации о богатстве и самим богатством может складываться и иначе, не так безобидно. Когда богатство начинает только расти, то результат "противоборства" определяется активностью самого человека по направлению от человека к богатству. В это время он своим интеллектом, физическим трудом и иными качествами всюду влияет на его формирование. Человек выращивает, вскармливает всюду свое богатство как может, и, пока оно растет, вопрос о его использовании для него не стоит так остро. Но время идет, богатство растет и постепенно начинает влиять на человека. Со временем человеку уже трудно избегать прессинг такой массы созданного им самим. Богатство начинает само всюду диктовать человеку стоимость информации о себе, "приживляя" в головах людей НЕЧТО свое. Само богатство не способно создавать, порождать информацию о себе без человека, но оно в состоянии искажать ее стоимость, образуя собственную меру. Эта мера возникает как глобальный процесс воспроизводства массы данных обо всем на свете посредством разветвленной сети связи, СМИ, телевидения, Интернета. Масса данных "работает" как шум, как имитация самой информации. Шум "подмешивается" к той информации, которая порождается человеком, делая ее "более рыхлой", "менее плотной". Люди начинают пользоваться такой "рыхлой" информацией, что проявляется в сложности или отсутствии между ними понимания. При этом общение часто превращается в обсуждение по принципу: "А в огороде - бузина. А в Киеве - дядька". Распространение имитации товарным богатством информации о себе постепенно создает условия для искажения ее ценности обо всем. Это искажение проникает в науку, религию, искусство, литературу, медленно "подбираясь" к своей главной цели - человеку. В результате человек, один за одним, исключается из процесса рождения и использования достоверной информации и о себе и о Мире. Достоверная информация перестает требоваться все большему количеству людей. Спрос на достоверную, "живую" информацию затухает, но возрастает на "мертвые" данные обо всем, а на самом деле ни о чем.
   Люди интуитивно, а порой и явно ощущают, что создаваемое ими богатство стремится лишить их реальной свободы, пытаясь всюду "стреножить" их Дух. Однако, люди чувствуют и понимают, что такой их "стреноженный", увядающий Дух может представлять из себя только крайне жалкое зрелище. В пределе увядающий Дух - это коварный, злой, омерзительный и наконец мертвый дух. Само по себе богатство, если предоставить ему абсолютную свободу, является для человека источником мертвящей энтропии, способной поглотить, извратить его тело и Дух. Человек пока хочет оставаться человеком и поэтому держит прессинг со стороны создаваемого им богатства. Он как может ищет вокруг себя и в тридевятом царстве, и в космосе, и на Марсе, и у инопланетян, и в самом себе другое НЕЧТО, что должно превзойти любое товарное богатство абсолютно. А пока он ищет, товарное богатство методично, не зная усталости и отдыха диктует людям содержание их собственного Духа. Этот диктат ничего хорошего человеку не сулит, поскольку на этом одностороннем пути его цивилизацию ожидает только деградация и вырождение. Поэтому человек вынужден пытаться еще и еще раз искать ни где то, а прежде всего в себе спасительную ценность, которая будет для него, для всех и каждого, без всякого исключения, абсолютной. Этим поиском люди обречены не на очередную, теперь уже технико-технологическую революцию или эволюцию к "сытой жизни", а на совместное духовное возрождение, обновление собственного Духа. Без такого совместного, общего возрождения не только наша страна, но и любая другая просто окончательно растворится в зарастающем "водоеме" современной цивилизации. Люди могут так и не осознать, что пусть и не долго, но весной соловьи всюду хорошо поют потому, что в эту пору занимаются одним, общим делом - поют. Поют не только в России. Поют и в других странах вопреки действующему там законодательству (Радио Свобода 27.04.2007 г. 15:03), регулирующему шумовое загрязнение!!
   Вряд ли разумно просто дожидаться духовного, нравственного увядания, которое может ожидать человечество. Уже давно пора по-настоящему, а не декларативно признать неполноценность мировоззрения людей в самой своей основе, а не по поверхности. Признать, несмотря на то, что оно господствует среди людей качественно неизменным столетия и лежит в основании политики, экономики, религии и иных видах творчества. Признать, но отказаться не от товарного богатства, достижений в политике, науке, технике, религии, искусстве, литературе, а от тех целей, которые вне своего единства способны угнетать, порабощать, извращать, подавлять Дух человека. Развитие цивилизации шло, и, если не изменить ее ход, будет идти через различные войны, насильственный передел мира, подавление "изгоев", непрерывно клонируемых самим же обществом. В основе такого развития лежит не сам по себе рынок товарного богатства, политика, наука, религия, особенности исторического развития стран и народов, а общий порок человеческого Духа, прорастающий из многовекового блуждания вокруг да около области своего глобального кризиса. И чем ближе эта область, тем чаще мы слышим и видим с экрана телевизора, в СМИ, в Интернете явную или завуалированную рекламу "настоящего" богатства. Такая реклама уже давно объясняет всем необходимость "звездных" войн, уничтожения "плохих" людей ради "хороших", одновременно оправдывая дальнейшее разрастание самых разных извращений плоти человека и его Духа.
   Уже давно настало время всем внимательно заглянуть в единое для всех прошлое с тем, чтобы сознательно заложить иное мировоззрение. Заглянуть одновременно и близко и так далеко, чтобы явно осознать то время, когда не было еще всех современных народов, и вся социальная реальность на Земле была собрана в единую целостность с бесконечной "информационной плотностью". Тогда это было первое мгновение рождения господствующего до сих пор мировоззрения, его молодость, но где основной ценностью еще было "Слово". Все это проделать необходимо непременно, если мы действительно и дальше хотим рисовать великолепные картины, снимать мудрые фильмы, сочинять великолепные стихи и восхитительную музыку, писать умные книги и быть уверенными, что все это кто-то будет смотреть, слушать и читать. Возможно, именно тогда в любом обществе перестанут воспроизводить бесконечно длинные речи и путаные инструкции о защите только своих национальных идей и интересов, правах личности, свободе и демократии, а, как и в молодости, каждое мгновение опять станет рождать героев и песни.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"