Мучник Анатолий Моисеевич : другие произведения.

Еврейское молодежное движение на Полтавщине

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    еврейское молодежное движение на Полтавщине было представлено во всем существующем на тот момент многообразии, и поэтому говорить о поголовном участии еврейской молодежи в большевистском движении не имеет под собой почвы.

  А. Мучник
  
  ЕВРЕЙСКОЕ МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ НА ПОЛТАВЩИНЕ
  
  Маккаби - международная еврейская спортивная организация, названная в память исторического героя еврейского народа Иехуды Маккавея, видела свою цель в укреплении физического здоровья еврейского народа, считая это залогом духовной силы нации; в оказании всемирной поддержки государству Израиль и развитию самосознания и чувства национального единства в евреях, где бы они не жили.
  Истоки этого движения восходят к концу ХIХ века, когда с распространением сионистской идеологии группы еврейской молодежи начали создавать гимнастические клубы, видя в физическом оздоровлении еврейского народа необходимую предпосылку для реализации сионистского идеала. Первичной ячейкой являлись местные спортивные клубы, действующие независимо и на демократической основе; в каждой отдельной стране клубы объединены в территориальную организацию Маккаби.
  В 1916 г. в Петрограде, а в 1917 г. - в Одессе были открыты первые клубы, а Одесса стала штаб-квартирой центрального комитета Всероссийского союза еврейских спортивных клубов Маккаби. К августу 1917 г. таких клубов насчитывалось 125, в основном в районе бывшей черты оседлости.
  Предо мной "Протокол совещания в ЦК КСМУ (Центральный комитет коммунистического союза молодежи) о пресечении деятельности молодежной спортивной организации "Маккаби" в Украине" от 5 января 1923 г. под грифом "Совершенно секретно".
  На совещании с информацией о положении организаций маккабистов и их деятельности на Украине выступил представитель ГПУ (Государственное политическое управление) т. Гендлер.
  В частности, что касается нашего региона, он отметил, что в Полтаве союз не обнаружен, но сильная организация существует в Кременчуге, состоящая из 400 человек - мелкой буржуазии. Они всячески приспосабливаются к условиям подпольной работы (разделили организацию на малочисленные группы по 10 человек), которыми руководят старые сионисты.
  Ко дню праздника Ханука организовали демонстрацию с национальным знаменем (имеется в виду знамя сионисткой организации: две голубые полосы на белом фоне с шестиконечной звездой в центре, в последствии ставшее государственным флагом Израиля) за городом, но были окружены красноармейцами, которые арестовали руководящее ядро из 72 человек. Отмечалось, что ГПУ высылает за пределы Украины группу, руководящую кременчугским "Маккаби".
  Привожу полностью постановление совещания, на котором кроме представителя секретного отдела ГПУ Гендлера, присутствовали секретарь Главбюро Евсекции ЦК КСМУ Монин и от ЦК КПУ (Центральный комитет коммунистической партии Украины) - Альтшулер, а также т.т. Васютин, Борисов, Могилев.
  1. Считать линию ГПУ в деле борьбы с организациями "Маккаби" - правильной.
  2. Координировать действия ГПУ Всеобуча, КСМ и НКП для окончательной ликвидации "Маккаби" на Украине, для чего:
  а) главвсеобучу расформировать существующие под тем или иным соусом клубы "Маккаби", не считаясь с образцово поставленной спортивной работой, ликвидировать всякие попытки легализации маккабистской деятельности.
  б) По линии КСМ предложить организациям оказывать всемерное содействие отделам ГПУ в деле преследования и ликвидации "Маккаби".
  в) По линии НКП - предложить местным органам проверить состав преподавателей, инструкторов и руководителей школ, дет. учреждений.
  3. Считать необходимым предпринять в ближайшее время разгром наиболее сильных маккабистких организаций путем арестов, изоляции и переброски за пределы Украины руководящего состава "Маккаби".
  4. Обратить внимание "Юного Спартака" ( детская организация, находившаяся под контролем РКСМ и ЦК РКП (б). Позднее ее отряды влились в пионерскую организацию) на необходимость на ведение работы среди детей еврейских школ и детдомов, приступить к организации их ячеек.
  5. Усилить работу по собранию точных сведений и информации о деятельности "Маккаби", предложить Евсекциям КСМ в своих отчетах периодически сообщать о деятельности "Маккаби" и борьбе с ними.
  
  Секретарь ЦК КСМУ: Васютин
  
  Секретарь Главбюро Евсекции: Монин.
  Вот такие факты. Но трудно мне согласиться с тем, что в Полтаве не существовало клуба "Маккаби". По-видимому, он был прекрасно законспирирован (обратите внимание на жалобу в докладе "о всяческом приспособленчестве к условиям подпольной работы"), а в ГАПО (Государственный архив Полтавской области) Ф.9032 Оп.1.Д.80.Л.69 указывается "В губернии на 1923 г. отделы (Маккаби) были в городах Полтава, Кременчуге и Семеновке...". В том же году было проведено 85 обыска в областной организации, арестовано 30 человек, после чего по постановлениям 15 июня 1923 года окружное ГПУ ликвидировало кременчугское и другие отделения (ГАПО, Л.96).
  Кроме этого, я хочу осветить деятельность еще одной еврейской детско-юношеской организации - скаутов (цофит), которая была в своей деятельности тесно связана с "Маккаби" (Скауты - от англ. skout - "разведчик" - члены внешкольной организации. Система скаутизма сложилась в начале ХХ века в Великобритании, распространилась во многих странах мира, объединяла молодежь от 7 до 21 года. По образцу скаутских отрядов, заимствуя у них военизацию, игру, атрибутику и т.д., создавались отряды юных пионеров, юных спартаковцев - детские группы при комсомольских организациях).
  Предо мной Бюллетень Љ1 штаба Харьковского скаутского округа о деятельности местных скаутских организаций от 19 сентября 1922 г. тоже под грифом "секретно" (имелось в виду, через секретную информацию наладить "переписку между отрядами" для обмена опытом с "иногородними братьями" и координации их деятельности через ОШ (окружной штаб).
  
  Хроника с мест
  Кременчуг (сентябрь). Легион существует с 1/IV 1918 г. Состоит из дружины шомеров (иврит "страж" - старшая скаутская группа после 15 лет) (2 отряда), дружины скаутов (5 отрядов) и большой стаи волчат (зеэвоним (иврит "волчата" - младшая скаутская группа 8-11 лет) (5 малых). Всего легион насчитывает 850 человек. В дружине шомеров ведется интенсивная работа. Первый отряд уже сдал на третий класс, теперь производится работа по подготовке на второй класс. Второй отряд сдает только на третий класс. Имеется драмкружок. Дружина в настоящее время готовится к своей годовщине 12 октября. При дружине скаутов развернут еще один 6-й отряд из организованного в поселке Крюково отделения. При дружине имеется школа отделенных, школа патрульных, в отрядах идет сдача на разряды по новым программам. Ведется также культурная работа. Месяц тому назад арестован начальник легиона Гохман, который еще до сих пор находится в заключении; в связи с его арестом повысилась сплоченность скаутов. Работа не прекращается и не прекращалась ни на один день. Несмотря на последовавшие за арестом Гохмана аресты всех руководителей местного отдела "Маккаби", при легионе имеется информационное бюро, которому удалось наладить регулярную переписку с некоторыми отрядами.
  Полтава (июль). Полтавский отряд работает с 1919 г. Легион насчитывает теперь около 200 человек. Отряд распадается теперь на две части: отряд скаутов и большая стая волчат. Отряд скаутов состоит из трех отделений по четыре патруля в каждом (2 отделения боев, 2 герлей). Работа производится довольно регулярно. При отряде был создан патруль патрульных, который дал отряду 9 хорошо подготовленных патрулей. Была организована школа скаутмастеров, но в связи с болезнью начальника отряда доктора А. Н. работа совершенно не производилась. Некоторые патрули в отряде готовятся к сдаче на первый разряд, а остальные - на вторую треть. Проводится в отряде также культурная работа (изучение еврейского языка, истории и т. д.). Издается журнал, при отряде имеется две команды: гандбольная и футбольная. Отряд принимает активное участие в "Дне голодного ребенка" и "Дне белого цветка". Было выставлено 100 человек в вольных движениях. Большая стая волчат распадается на три малых стаи по 20 человек в каждой. Все волчата готовятся к сдаче на вторую звездочку. При большой стае организована стая вожатых, которые готовятся для 100 работников. При отряде имеется информбюро. В последних числах июля прибывшим в город для инструктирования отряда начальником окружного штаба отряд развернут в дружину 2-отрядного состава. Организован патруль шомеров. В то же время умер от саркомы легких начальник дружины член окружного штаба Арон Непомнящий. Смерть его вызвала большой подъем (так в тексте) в дружине. На могиле Арона скауты и шомера поклялись продолжать начатое им дело. Организованы курсы еврейского языка имени Арона. Дружина согласно приказу ОШ названа его именем. В конце августа прибывшим адъютантом ОШ дружина развернута в дивизион, организован отряд шомеров, в дружине скаутов открыта школа патрульных, которая успешно занимается.
  Курс школы - 4-месячный, с преподаванием следующих предметов: скаутинг, пионерство, санитария, анатомия, физиология, педагогика, психология, история, литература, палестиноведение, социология, политэкономия, история и сущность национального движения, половой вопрос, игры, физическое воспитание, топография, язык, ручной труд.
  Как видите, существование в Полтаве такой еврейской скаутской организации (как правило, тесно сотрудничавшей в "Маккаби") говорит о том, что на сегодняшний момент еще не изучено досконально местные архивы, и последующим исследователям представится возможность еще сделать много открытий для заполнения недостающих страниц истории евреев Полтавщины.
  Итак, с окончательным установлением советской власти к середине 1920-х гг. деятельность "Маккаби" была полностью прекращена, а движение скаутов, после 1922 года превратилось в молодежное левосоциалистическое сионистское движение "Ха-шомер ха-цаир" (юный страж), целью которого была подготовка еврейской молодежи к переселению в Эрец - Исраэль и к киббуцкой жизни. Так, в Полтаве в 1920-х гг. действовали группы "Хе-Халуц" (первопроходец, пионер), движение, которое было расколото на две фракции - легальную "Гехалуц СССР," разделявшую идеологию классовой борьбы и коммунистического коллективизма, и нелегальную "Национально-трудовую организацию Хе-Халуц", которая видела в "Хе-Халуце" еврейское национальное рабочее движение.
  Шалом Рашба (Израиль) вспоминает: "Банды Григорьева дошли до Кременчуга. На третий день положение красных стало на столько тяжелым, что их штаб обратился к рабочим и молодежи с призывом пойти добровольцами на бой с врагом.
  На призыв первыми откликнулись члены сионистской спортивной организации Маккаби, члены организации Ха-шомер ха-цаир, члены Гехалуца и другие евреи. Отряд еврейских добровольцев, насчитывавший 300-400 человек, сыграл важную роль в бою с григорьевцами; он сражался на линии огня и первым вошел в городок Александрию - резиденцию григорьевского штаба. Боевые достижения добровольцев были столь значительны, что Троцкий, комиссар по делам обороны советского правительства, счел уместным отметить отряд еврейской пролетарской молодежи из Кременчуга и его роль в боях с григорьевскими бандами.
  Так были заложены основы еврейской самообороны в городе. Добровольческий отряд не расформировали после окончания боев, так как банды, насчитывавшие более 5000 человек, продолжали свирепствовать. Командование отряда потребовало у местных советских властей оружия в достаточном количестве, чтобы противостоять погромам. Городской совет Кременчуга возглавлял тогда еврей по фамилии Богуславский, рабочий-печатник, большевик еще с царских времен и племянник моей матери. Члены Маккаби, стаивали, чтобы отряд самообороны продолжал называться еврейским. Богуславский вспыхнул и бросил нам: "В конце концов, я согласен иметь дело с еврейской рабочей молодежью, а не с легионерами Жабогинского".
  Когда Деникин вновь приблизился к Кременчугу, отряд был мобилизован вторично".
  В этот же период активно действовал и полтавский губернский комитет Еврейского коммунистического союза молодежи, который являлся молодежной организацией при Еврейской коммунистической партии Поалей-Цион, которая выделилась из Еврейской социал-демократической рабочей партии Поалей-Цион в августе 1919 г. В числе членов ЕКСМ были и представители Бунда. Своей главной задачей ЕКСМ считал организацию работы с еврейской молодежью, вовлечение ее в дело коммунистического строительства, а также объединение еврейских молодежных организаций коммунистического направления. Полтавский губернский комитет ЕКСМ был одной из местных организаций ЕКСМ на Украине. В 1920-1921 гг. Полтавский губернский комитет ЕКСМ имел постоянную структуру, состоящую из секретариата и нескольких отделов: женотдела, военспортотдела, дисциплинарного суда, профессионально-экономической комиссии, а также секций: библиотечной, драматической и детской. Комитет активно занимался организацией и проведением политической и культурно-массовой работы среди еврейской молодежи Полтавы и Полтавской губернии. В том числе организацией митингов, проведением собеседований на различные темы ("О Евкомоле", "О текущем политическом моменте" и др.). Члены комитета оказывали посильную помощь при открытии школы для ликвидации неграмотности, организации молодежных ячеек и клубов на предприятиях, при которых создавались библиотеки, читальни, дешевые буфеты.
  Одновременно функционировал Районный комитет Еврейского Социалистического союза рабочей молодежи "Югенд Поалей Цион". Он был образован в 1921 г. В его задачи входила организация культурно-просветительской работы среди еврейской молодежи, координация деятельности с другими молодежными организациями и органами власти. В 1921 г. с обострением нового витка межпартийных трений в Поалей-Цион РК Кременчугщины и Полтавщины выступил в поддержку курса на сближение с РКП(б) и за безусловное принятие всех условий вхождения Югенд Поалей-Цион в Коминтерн молодежи и другие международные молодежные социалистические организации. В 1923 г. был переименован в Еврейский коммунистический союз молодежи (ЕКСМ, Евкомол), тесно сотрудничавший с ЕКРП ПЦ (Еврейская коммунистическая рабочая партия "Поалей Цион").
  Как видите, еврейское молодежное движение на Полтавщине было представлено во всем существующем на тот момент многообразии, и поэтому говорить о поголовном участии еврейской молодежи в большевистском движении не имеет под собой почвы.
  Наука не политика, она не терпит демагогии, она оперирует фактами, которые часто говорят сами за себя.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"