Вот и настал черёд мне высказаться. Разумеется, все финалисты хороши, на то они и финалисты. Другое дело, что я обязана распределить между ними имеющиеся в моём распоряжении баллы... И вот тут я намерена руководствоваться не только и не столько объективными критериями, сколько своим довольно привередливым и причудливым вкусом. (И уверяю вас - если кто и говорит, что судит объективно, - всё равно он пользуется своей личной шкалой и, таким образом, выдаёт личный свод критериев за общественный.)
Итак. Во-первых и прежде всего я ценю язык. Не грамотность по Розенталю и Норе Галь - такое вполне поправимо и со временем проходит. Но умение составить речевые обороты и придать отдельному слову значение с неким изящным и строго выверенным отклонением от нормы. Соблюдать норму - признак вечного школьника, а не творца.
Во-вторых. Сюжет должен быть вторичным, то есть не однажды перекликаться с той классикой, которая впечатана в подсознание культурного человечества. Тогда создаётся впечатляющий резонанс, у повествования возникают объём и глубина, оно оказывается встроено в систему мировых культурных связей. Сюжет должен быть прост, как полено. К детективной запутанности, которая обычно погребает под собой культурную и философскую проблематику, я отношусь прохладно и даже более чем.
В-третьих, при том, что настоящий писатель может творчески использовать любой жанр, есть такие, которые менее прочих дают простор для творчества. Это реализм (он всё время склоняется к натурализму, отчего главный критерий истинности - "такое в самом деле произошло"). Так ведь это не газетно-журнальный репортаж, слава те, Господи! Всё сказанное относится к классической истории ещё больше, чем к настоящим и недавно имевшим место событиям.
Плюсуем сюда твёрдую НФ - тоже своего рода реализм: соответствие науке, с неизбежностью в её популярном изводе, иначе понять текст смогут лишь продвинутые единицы. Тем более что лет через десять любая фантастика становится наивной: уж на что прозорливцами были Жюль Верн и Одоевский, а есть же у них оттенок детскости... Кстати, меня особо задевает, что жилые планеты в фантастике все как одна монокультурны. Даже "Мир Рианнона", где расы обмениваются генами и достижениями. Единственное исключение, которое я знаю, - Маджипур в Хрониках Сильверберга. Но не утверждаю, что права. Впрочем, истинная фантастика нынче использует не столько точные науки, сколько футурологию, прогностику. социальную и культурную антропологии, семиотику... Не стоит перечислять.
Так я о чём, собственно? Мне неинтересен антураж и мало интересна психология человека сама по себе, но те изменения, которые происходят в ней в результате изменения культурной среды. Столкновение различных ментальностей, в том числе человеческой и откровенно нечеловеческой. Вторым скорее будут не андроиды, созданные по образу и подобию цивилизованного хомо, а... затерянное в джунглях Амазонки или песках Сахары (инопланетной Амазонки с неземной Сахарой) племя.
Также помните: я одна из многих. не оракул, не пророк, а особь со вкусами, во многом обычными, но и несколько своеобразными тоже.
Изумительно. Точно, до деталей, прописанный сюр. осмысленный (непонятно как и чем) хоррор. Многослойные образы, терпко пахнущие средневековьем. Ночь как изначальный хаос, кое-как прикрытый яркими лохмотьями дня, и момент истины - о мире или своём рухнувшем подсознании? Все равно - в моей системе координат это одно и то же. Не напрасно дьявол ждет и молится о выздоровлении спятившего творца. Язык так хорош и насыщен, что искать огрехи вообще стыдно.
Немножко Шекли: пофигительный сарказм, убойные неологизмы, шеклиански авантюрный герой с постоянно действующим шилом в ж... заднице, простак по виду и полная жулябия в душе. Повествование - закольцованная система типа "У попа была собака" с припевом "А что я с того буду иметь". Но что до меня - поменьше бы идеологии и благих порывов к спасению человечества. Аванс - это куда ближе к телу!
Очень хорошо, мир просто необыкновенный - но это глава из романа со всеми вытекающими последствиями. без конца и без начала. Не рассказ и не авантюра в современном смысле слова - но приключение, то есть авантюра в смысле более старом и традиционном. Фантастико-историческая разработка на удивление тщательная. Вот почему мне вспомнилось "К Востоку от Эдема"?
Молодец! Тут тебе и романтика морских глубин, и тропические широты, и гибельный энтузиазм капитана Ахава, и плавучие гробы с карманами, и Гаваи, и ковбои, и золото Флинта в чарующем коктейле. Прямо концов не сыскать, так всё запутано. И кстати - места, откуда растут ноги у рассказа. Неужели это Диккенс и викторианская эпоха???
Закручено лихо. Детективно. Красивый нуарный язык. Но по сюжету скучновато и картонно: какие-то все герои и в самом деле куклы. Момент, когда герой жертвует свою бесконечную - не вечную - жизнь Глории, напоминает один известный боевик, где герой-простофиля подписывает договор с дьяволицей, не просматривая условия. Плюс "Адвокат дьявола". Вот если бы автор над ними всеми поиздевался...
Язык живой, но без особых изысков. Идея "Я мертвый и всеведущий" использована в литературе с лихвой. Что она реализована на современном материале - это, пожалуй, новаторство, но слишком много мелких подробностей, на мой вкус. Деловых - тяжелее всего мне далось. А по поводу примерки лифчиков... Речь идет от лица мужчины, но знают о таком лишь женщины! И неужели в условиях изобилия это актуально? Шучу... Да что там - вот в советское время мы и комбинации, и трусики (только не мужские), и колготки без середки примеряли на рабочем месте. И что? Какой вывод? Быт нас всех заел и заедает.
Неплохая стёбная стилизация. (Я всегда относилась к стилизации как к чему-то второсортному и ненатуральному в своей основе, потому что воспроизвести язык невозможно - особенно древне- и старорусский, сильно отличающийся от письменного.) Но не доделано. Если так говорит натуральный простак (Иван-дурень, что крепко себе на уме) - одно дело, если это издевательство над современными мультяшными сюжетами - другое. А если над читателем - совсем третье... Вот о чем стоит ещё подумать: кривой рот героя и лисья мордочка героини - это просто мало груженные описания. Из них почти ничего не следует. А игра слов, связанная с яйцами, уж слишком популярна. Хотя дракоша - это свежо. Ещё свежее было бы дать ему жену в лице принцессы. Кстати, лучше бы Змеем-Горынычем его обозвать в плане соблюдения русского колорита...
Крутой детектив. Настолько запутанный, что пришлось перечитывать раза три, пока перестало стучать по мозгам. Пока доходила до конца, забывала, ху есть ху. Но своем роде вещь оказалась неплоха. Правда, насчет любви вышел какой-то рояль в кустах. Никто ничего не заметил, кроме настоящей сестры.
Еще один детектив. Еще одна служилая дама. Понравился изящный стиль. Позабавил многократный перевёртыш. Как ожившие герои книг не выдерживают сравнения с самой книгой - симптоматично. Что все причины и обоснования оказываются иными - приятно. Но... не моё. Прочел, не понял, распутался, посмеялся и ушёл.
Ну вот нравится мне это! И грубятина, и стёбно, и антифеминистски, а слова ни прибавить, ни убавить. И под всей игрой - достаточно серьёзная идея. Исландцы были просто задвинуты на идее кровной мести - их мир на этом держался, потому что ничего типа полиции не наблюдалось. Все их саги посвящены распрям. И на этом фоне помириться - значит вывернуть мир наизнанку. Причем со смехом...
Вещь тяжкая и страшная. Слишком тяжкая для авантюры. Написана очень хорошо, мастерски, но оставляет у меня ощущение невсамделишности. О том, как детей пускают на запчасти, так много говорили, что в эту безусловную истину уже не верится. О перевязке страшных ран... Пусть судят медики. О привязанности каторжника и девочки - это есть уже у Короленко. Тут еще что? История женщины абсолютно "провисает", словно сделана для галочки. Как она шла через всю страну? Храбрость и беспечность её - мало того, что в тайге, так ещё и с дочкой, да под угрозой того, что выследят, - нереальна. Доверие матёрому уголовнику - вот это как раз моё: душа душу поняла и призвала, пограничные обстоятельства развивают интуицию, куда менее склонную к ошибкам, чем разум. И вот описания ухоронок и вообще лесного быта - просто замечательные. Стоило бы создать на этой основе небольшую утопию. Типа "Робинзонов" Петрушевской.
Жаркие жюрейские споры подвигли меня на окончательный вывод. Это язык сна, я же привычна смотреть сны. Но не сюр в полном смысле - иная логика. И не реал, а нечто символическое. Отсюда и ощущение ужаса, и эмоция блаженства.
Кто читал прежнее - уточняю. Вроде и умный рассказ, и колоритный, и жизненный... А вот что: на известный фильм с Леоновым в роли псевдоурки похож. "Джентльмены удачи", ага. Нет, язык феерический, но история с розыгрышем непонятная какая-то. Вроде как и развлёк, и отомстил одновременно? Такой умный вырос этот...Шплинт-друг-антагонист? Вот-вот. Слишком хитроумный финал для той тупой солдатской истории.
И вот что вспомнилось. Психологическая игра в заключенных-надзирателей, когда под конец надзиратели звереют, а узники опускаются аж до самой параши. Проводилась в США среди интеллигентов. И с каким результатом? Герой перестанет верить людям. Усомнится в своей способности их понимать. То есть рассказ реалистический, а конец стёбный.
Но вот что его спасёт. Если розыгрыш - очень тонкая, отсроченная месть за все плохое - и хорошее тоже.
Стиль богатый, интересное изложение, но вот понимаете, где прокол. Вводить Старого Морехода внутрь славянского колорита - штука уже сама по себе авантюрная. А, может быть, девушка увлекалась модной романтической поэзией в оригинале? Тогда уж скорее французской, в России мало было англоманов. И если уж брать ему подругу, так не Ундину (Германия), а ту самую особу... с желтыми волосами, белой кожей, синими оченятами и крючковатым носом. Которая кричит "Моя взяла". У меня к ней особо трепетное отношение: это облик моей детской защитницы - вот явилась и заставила себя описать в качестве главной героини романа. Хотя дама зловещая. Ну, это лирика, а вот как наша пара любовников сумела бы натурализоваться с помощью нашей миполиции - та еще поэма. Зря так сразу покончили с волшебством.
Прелестно. И сочный язык, и живые характеры, и неистребимая доброта, и великолепная нелогичность. Девочка-рассказчик слишком взрослая? Если преломить фабулу через её тогдашнее восприятие, повествование, не дай боги, превратится в шараду.
Это мой лидер - один из них. Неожиданные образы. Прекрасный язык (не без шероховатостей. но у кого их нету). Симпатичный фокальный герой. Одна из историй, которые будут рассказывать в конце света - и даже не скажешь, в чём её необычность... кроме самой необычности. Мальчишки,одним словом, - это и посреди полной безнадёги и мальчишки.
Детально разработанная философская притча об осмыслении человеком своей жизни перед - либо смертью, либо переходом на иную ступень Реальности. Стиль тяжеловат, но выдержан умело. Что меня слегка разочаровало - это ситуация полного возврата: героя типа "пожевало и выплюнуло", вернуло в исходную точку, пускай с более твёрдым пониманием того, что он хочет в этом существовании.
Типично космическая романтика с философским уклоном. Сделано, как я могу судить, на хорошем профессиональном и эмоциональном уровне. Но вот идея уже использована десятки, а то и сотни раз: человечество (или - ещё чаще - отдельная его часть) обязано вырваться в космос и там лидировать. Нехватка жизненного пространства? Голос умершей, самое сильное место рассказа, - это "Свет далекой звезды" Чаковского, была такая получившая Ленинскую премию книжка и по ней фильм. И вот вспоминается некстати, что по этому поводу мой любимый патер говорил: рвётесь вы в Космос, чтобы засеять его здешней скверной. Лучше сначала перед Землёй повинитесь.
Колоритный хоррор. Есть параллели по крайней мере с тремя авторами, из которых по фамилии могу вспомнить лишь Крапивина (там такая же станция метро). Что озадачило - как плохо, в конце концов, всё повернулось. И да - героиня лишь зеркало событий.
Хитроумный детектив с цифровыми и шифровыми выкладками и эротической историей на закуску. Читать было скучновато - математика мне плохо даётся, азы шифровальной техники я знаю ещё из "Золотого жука" По и рыбаковского "Кортика". Финал весёлый за счёт некоей неожиданности. Родинки им подавай, как же...
Многозначительная легенда о силе человеческих желаний и веры. Можно зацепиться за неграмотность, которая начинается прямо с заглавия, но лучше наслаждаться проработанным квазиславянским колоритом, очень приятным и узнаваемым. Насчет мухоморов... У нас в Рязани грибы с глазами: их едят, а они глядят. Почему бы тогда и не пристебнуться? И милая девушка наличествует...
И все-таки мне не хватило одного нюанса: о разрушительной силе нашей... скажем так, всеобъемлющей похоти. Пожелай - сбудется? А про обезьянью лапу читали? (автор очень известный, не скажу сразу). И Стивенсона "Дьявол в бутылке"? Платить за свои мечты ой как приходится!
Положительные особенности рассказа - суровый колорит и полное отсутствие нравственных дилемм. Нейтральные - изобилие деталей, которые сами по себе хороши, но не несут особой нагрузки (работают на создание образа, но не символа). Отрицательные - фильм Бодрова (не самая, кстати, лучшая трактовка образа Чингисхана) остаётся за кадром и не вплетается в повествование. Название рассказа никак не настраивает на тему, а имя клана байкеров четко ассоциируется у меня с Гессе, что и вообще сбивает настройку напрочь.
Если это не стеб, то выглядит глуповато, а интрига мне оказалось мало доступна. Вообще я очень скептически отношусь к идее насильственной (это не обязательно вооруженная) переделки мира извне неким "хорошим парнем". Последний товар, знаете, из рода скоропортящихся.
Умная и тонкая пародия на стиль Дальнего Запада. С вытекающими для героев последствиями. Один из тех рассказов, которые удовлетворили меня более всего. О, эта финальная яичница!!!
Замечательно. Круговорот плутов в природе. Несколько напомнило находящийся здесь же рассказ Плохого Танцора, но выдержано в более приемлемом мною антураже незабвенных Фафхрда с Серым Мышеловом.
И снова тоска по иным мирам. И снова искусно и со вкусом прописанные декорации. При всей их красоте меня не оставляло чувство, что все это я где-то уже видела: и благожелательную к человеку разумную природу, и многоликих Призраков, и Пса (в духе Клиффорда Саймака), и звёзды на ветвях гигантских деревьев. Читалось почти с восторгом, но вот прорыва - порыва - в душе не произошло.
Авантюрно и перегружено событиями. Следить за канвой было трудновато. Финал по стилю куда казённей остального текста.
Напоследок повторю: финал достойный и по рассмотрении стал ещё достойней. Поэтому - предупреждаю - мне придётся расставлять баллы на основании тех моих особых пристрастий, часть из которых изложена выше.