Аннотация: Мини-обзор романов "Сокровища старого портфеля" Сороковика А.Б. и "Отец" Грошева-Дворкина Е.Н.
Связь Времен 2017. Вдогонку конку
На носу декабрь, наступает последнее время года, и с ним завершается "Связь Времен". Определены финалисты. Отданы голоса. Ржавеют поломанные копья, умолкают (но не забыты!) голоса прежних участников. И автор этих строк, до того выступавший в качестве молчаливого наблюдателя, наконец взялся за виртуальное перо, чтобы сказать несколько слов вслед уходящему конкурсу.
Прежде всего замечу, что это будет не критика, которой строго-настрого запрещено показывать свое "я", а небольшой обзор, полный субъективности, поэтому высказанное здесь мнение может не совпадать с мнением авторов. Однако я, со своей стороны, постараюсь их не обидеть, ведь прекрасно понимаю, что каждый автор пишет так, как считает нужным.
Итак, два романа, получившие от меня высшие оценки. Поехали!
Сороковик А.Б. "Сокровища старого портфеля"
В плане сюжета наблюдается этакий симбиоз семейной саги (в некотором роде) и приключенческого романа. Однако приключения подразумевают действия, и истории, растянутой более чем на сто лет, для восполнения экшена потребовались скачки во времени - от персонажа к персонажу, от события к событию. К сожалению, при описании Великой Отечественной и послевоенного времени эти скачки начинают казаться чересчур резкими, и хотя затем повествование снова входит в норму, тот период начисто выпадает из памяти.
Действующих лиц, претендующих на роль главных героев, здесь пятеро. На Савелии и Николае история начинается, на Лере и Вениамине - заканчивается. Остальные же служат лишь активным фоном, подготавливающим почву для развязки. Что касается пятого героя, то это, конечно, сам портфель. Именно так. В романе он выступает в качестве этакого бога из машины, однако, в отличие от последнего, не решает проблемы, а создает их.
Если говорить о минусах, то он здесь один, но достаточно заметный. Линия "Лера/Веня" почему-то выглядит чужеродной роману - не мешало бы привести её к единому с остальным текстом стилю. Читатель в ней завален подробностями. Например, перечисление заказанных в ресторане блюд никак не влияет ни на сюжет, ни на атмосферу. Или процесс расшифровки - эта часть намного органичнее смотрелась бы в виде пересказа Наталье Александровне, когда она поинтересовалась, как молодые разгадали код. При этом флэшбек, рассказывающий об истории статуэтки, не содержит таких излишеств, словно был написан в совершенно другое время.
В итоге перед нами добротный, продуманный роман, написанный легким языком. Не берусь судить об исторической точности, однако именно те части, которые касаются событий прошлого, полны деталей (не подробностей!), создающих или, что вернее, воссоздающих атмосферу тех лет (насколько может судить далекий от истории человек вроде меня). Лично мне первая половина "Портфеля" по духу напомнила очерки Вл. Гиляровского, а в целом роман относится к числу тех, которые читать интересно и приятно.
Грошев-Дворкин Е.Н. "Отец"
Вторая книга из моего топа на конкурсе. Вторая по списку, но не по значимости. Вообще, отношения у нас с ней поначалу не складывались. Открыв файл после прочтения достаточно легкого фэнтези, и увидев на первых же строчках признаки "блатняка", я тут же отложил этот роман на потом. Решил: "Если увижу прославление уголовщины - тут же поставлю двойку".
Да, предпочитаю не смотреть другие отзывы, пока не напишу свой - это как нежелание портить аппетит.
Однако открыв книгу в следующий раз, начав её читать, перелистнув страницу, я вдруг поймал себя на мысли, что держу в руках драгоценный камень. Пусть и не обработанный до совершенства граней, но редкий и удивительный.
Это действительно роман в том смысле, что его герой - Женя - взрослеет на глазах читателя, причем взрослеет во всех смыслах. Взрослеет, совершая ошибки - такие банальные и нелепые, что невольно думаешь про себя: "Какого черта ты творишь, Женька?!" Но стоит вспомнить, что это мемуары, как приходит и горькое осознание: мы все ошибались. Кто-то больше, кто-то меньше; кто-то сделал выводы, кто-то сгинул. Все мы были молодыми, все были подростками. Каждый был немножко, по-своему, Женькой.
Из минусов: несколько непонятна нумерация глав и частей в романе, а в некоторых вместо Жени вдруг появляется "Я". Стоит также отметить наличие сюжетной дыры. Мы видели момент знакомства Женьки с Лилей, но так и не узнали, как складывались их отношения. А жаль, ведь ни один другой роман в романе не закончился хорошо, было бы приятно почитать о том, как у героя что-то наконец получилось. Но читателя словно мягко отодвинули от этой темы - не суй, мол, любопытный нос.
Несмотря на то, что сам автор говорит в эпилоге о названии, "Отец" - роман не о каком-то определенном человеке, не о семье, и даже не о людях. Это роман о времени - о том, как оно проходит, незаметно унося с собой действительно важные вещи, пока мы размениваемся по мелочам. Жаль, что в финале конкурса он остался практически незамеченным.