Пушкин был русской весной. Пушкин был русским утром... Он много страдал, потому что был первым... Он много страдал, потому что его чудесный, пламенный, благоуханный гений расцвел в суровой, почти зимней, почти ночной еще России...
А. КАРТАШЕВ
Из статьи "ЛИК ПУШКИНА"
Творится всякий раз что-то необычайное, как только русские соприкасаются с Пушкиным.
Да, не подлежит никакому сомнению, Пушкин для русского сердца есть чудесная тайна, теперь уже приоткрытая и угаданная.
Конечно, Пушкин величайший поэт, мастер универсальнейшего из искусств - искусства слова. Владеющие этим искусством в древности прямо признавались вещателями Божьей воли, а в новейшие безверные времена заняли место как бы светского евангелия.
Конечно, Пушкин чародей родного языка, закончивший его чеканку, как языка совершенного, мирового. Говорить по-русски - теперь значит говорить на пушкинском языке.
Конечно, Пушкин - отец, глава и классический образец всей новейшей живой, читаемой, а не ископаемой, русской литературы.
Пушкин, действительно, вырос в русском сознании в несравнимую величественную гору, сам стал русским Олимпом. В Пушкине открылся величественный лик самой России.
Сам Пушкин велик, а потому велико и его слово.
И вот, когда этот умнейший и сверходаренный сын России отразил в своем волхвующем слове русскую жизнь - природу, историю, душу, и жизнь всемирную, произошло нечто сверхлитературное, свершилось некое событие, неложное достижение в истории русской культуры. Она взошла на некую общечеловеческую высоту, достигла классического равноправия, стала всемирной. Россия увидела свое прекрасное, идеальное величие в зеркале Пушкина. И признала, что сверхчеловеческое слово Пушкина есть ее слово о себе самой. Русское великодержавное и мировое культурное самосознание и призвание скристаллизовались. Начиная от Пушкина, мы не иначе можем мыслить себя, как только великой мировой нацией. Потому и сказал про Пушкина Тютчев:
Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет!
Разве можно России забыть самое себя?! Пушкин таинственно стал alter ego России, - ее другим "я". Россия стала неотделима от Пушкина, а он от нее. Лицо и сердце России стали "пушкинскими", ибо тайна "явления" Пушкина и заключена в том, что великий Пушкин есть личное воплощение величия души России. Велик он, ибо он рожден великим народом. И народ, возглавляемый столь великим, обязан быть его достойным.
А пока в земном нашем "странствии", мы идем под знаком земного избранника русского сердца, нашего подлинного вождя и пророка.
Тайна Пушкина - сверхлитературная, тайна русская - пророческая.
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. "А.С. Пушкин на уроках русского языка"
М.: АРКТИ, 1999
1.Отрывок из выступления Федора Абрамова на VII съезде писателей (1981 год)
Любовь к слову, понимание красоты и силы его закладываются с детства - в семье, в детском саду, в начальной школе. И потому должен быть особый спрос с литературы для малышей и, особенно с хрестоматий, с "Родной речи"...
Классики, классики. И Пушкин, Пушкин - отец наших душ. Это должно быть незыблемой основой всех школьных хрестоматий. Как хлеб, как воздух, как вода. Ведь именно классики - связующая духовная нить разных поколений.
Пора нам всем понять: перегрузка школьника всевозможными предметами и недогрузка его родным словом могут обернуться самыми серьезными последствиями, особенно в наш век всеобщей технизации и усыхания сердца. Ну, будут, будут у нас физики, будут математики, будут иные специалисты, а человек-то, будет ли человек-то?!
Слово всегда было путеводной звездой человечества. В слове сокрыта самая великая энергия, известная на Земле, - энергия человеческого духа. Словом создавалась культура, словом ковалась вера, ковались идеалы...
2.Отрывок из речи Ф. Искандера
С самим именем Пушкина у нас связывается вздох облегчения, улыбка. Какое легкое имя взошло над тяжелой и неуклюжей Российской империей! Для читающей России Пушкин своими солнечными стихами утеплил ее климат. У пушкинского очага мы греемся и сегодня, потому что ничего теплее Пушкина не было в русской культуре, не говоря об ее истории. И уже мистически знаем, что ничего теплее пушкинского очага у нас и через тысячу лет не будет. Почему? После Пушкина у нас были величайшие гении: Гоголь, Толстой, Достоевский и другие. Но при всей их гениальности никто из них не достигал пушкинской гармоничности и теплоты.
"Пушкинист", Издательство "Современник", 1989 год
1.Ираклий Абашидзе
Из статьи "Простота, за которой - тайна"
"Для нас, кавказцев, в частности для грузин, значение Пушкина весьма велико... За последние 70 лет у нас не было ни одного поколения, которое, приобщаясь к знаниям, не увлекалось бы творчеством Пушкина" - так писала газета "Иверия" к столетию со дня рождения поэта, в конце прошлого века. И тогда же известный грузинский писатель Нико Ломоури сказал: "В Европе и России не много найдется писателей, чьи произведения грузины переводили бы так часто, как стихотворения Пушкина... Только такие писатели способны укрепить между различными нациями тот святой и непоколебимый союз, те отношения братства и любви, что сегодня так желанны для каждого грузина".
2.Олесь Гончар
Из статьи "Он дорог всем"
С Украиной поэта сблизили годы его ссыльной юности, когда автору вольнолюбивых стихов открывалась жизнь, созвучная его настроениям, когда лучшие люди времени - будущие декабристы принимали его в свой дружеский круг. Тульчин и Каменка, южные центры движения декабристов, были для поэта пристанищем души. Одесса, Киев, другие украинские города и селения (по данным исследователей, Пушкин посетил на Украине более 120 населенных пунктов)приобщали ссыльного поэта к насыщенной драматизмом истории народа, к его богатейшему песенному творчеству.
Все основные произведения Пушкина переведены на украинский язык. Первые переводы сделаны еще при жизни поэта, однако лишь в наше время его произведения получают полноценную художественную интерпретацию, "Евгений Онегин", с блеском воссозданный по-украински Максимом Рыльским, считается у нас классическим образцом переводческого искусства. Следует заметить, что многолетняя работа над переводами произведений Пушкина и других выдающихся мастеров способствовала обогащению украинского литературного языка.
3.Юстинас Марцинкявичус
Из статьи "Наивысшая точка"
В 1954 году готовилось пятитомное издание Пушкина на литовском языке. Издательство предложило мне, тогда начинающему молодому стихотворцу, перевести десяток стихотворений, поэму "Бахчисарайский фонтан" и неоконченную драму "Русалка". Некоторые из этих моих переводов выдержали испытание временем.
Пушкин для меня всегда был и останется в первую очередь представителем России, наивысшей ее точкой. Русскую классическую культуру я, как и многие, узнавал под знаком Пушкина. Он и до сих пор является для меня мерилом, вершиной национального гения. Вместе с тем Пушкин ярчайшее доказательство того, что интернациональное, всеобщее постигается лишь через национальное. Это очень ценный урок, особенно для нашей многонациональной страны.
В Пушкине очень большая объединяющая, сближающая мощь. В современном разрывающемся мире трудно найти задачу более актуальную. Пушкин охраняет не только связь времен, но и связь народов.
4.Даниил Гранин
Из статьи "Доколь в подлунном мире..."
Пушкин - точка схождения любви самых разных поэтов и писателей, а можно сказать - точка пересечения. И до Пушкина, и после все влечения расходятся. Одни к Лермонтову, другие к Фету, третьи к Некрасову. На Пушкине же сошлась вся русская литература, вся русская культура. Не могу до конца понять, почему именно творчество Пушкина вызывало и вызывает такой последовательский азарт. Может быть, все же потому, что Пушкин - это постоянно действующая тайна, она то дается в руки, то ускользает. А может, потому, что он не перестает быть очень современным.
5.Николай Доризо
Из статьи "Та заветная дверь"
Для меня пушкинская традиция священна не только в литературе и искусстве. Это традиция высочайшей нравственности и патриотизма, традиция благороднейшего отношения к прошлому нашей Родины и традиция одухотворено-великодушной любви и уважения к женщине. Отношение к Пушкину определяет степень внутренней культуры каждого из нас.
Двухсотлетие Пушкина - та заветная дверь, через которую нам суждено войти в третье тысячелетие...
6.Геннадий Красухин
Из статьи "Наше все"
Все попытки сбросить Пушкина с корабля современности неизменно проваливались. А иначе и не могло быть: оснащенный новейшими "современными" средствами, но лишенный пушкинского духа, "корабль современности" становился никуда не годной и никому не нужной посудиной, чья бессмысленность лишь подтверждала пророчество Белинского: "Влияние Пушкина было не на одну минуту; оно окончится только разве с смертию русского языка".
7.Арсений Тарковский
Из статьи "Высота духа"
Пушкин - это то, что помогает мне жить, держит меня на земле в мои преклонные года. Это самая глубокая, самая сокровенная и драгоценная частица моей души. Его стихи, строфы, строки неумолчно звучат в памяти моей, в моем сердце. И никакие жизненные невзгоды, бури, потрясения не в силах меня этого лишить, а если бы такое как-то вдруг случилось, мне кажется, я уже не смог бы ступать по земле, дышать... Ведь Пушкин для меня живой, он рядом. В трудную минуту жизни я всегда чувствую его локоть, локоть друга, брата, наставника, мудреца... В его творениях, в высоте его духа я ищу и нахожу для себя ответы на трудные вопросы бытия. Он ведь постигал и провидел все - от повседневного до вселенского, от глубинных изгибов души человеческой до судеб народов. И я всегда учился и учусь у него, это он потребовал от меня строгости к себе - лучше мало, да лучше, потребовал строгой строфики, строгой рифмы... И мне уже иначе нельзя - я боюсь его ослушаться и прогневить...
8.Р. Гальцева. И. Роднянская
Из статьи "В подлунном мире".
Пушкин не предрекал себе безусловной и всеохватывающей мировой славы. Эту славу свою он мыслил в "Памятнике" под двумя условиями. Коль скоро он был уверен, что чтить его будет всякий, кто приобщится к русской культуре и русской государственности, то распространение этого почитания вширь можно связать с весомостью той и другой в глазах прочих народов: значение Пушкина нераздельно с местом России. И второе. Непреходящая слава ждет его в мировом сообществе "пиитов", покуда не исчез этот род людей - проникновенных, духовно углубленных, способных ввериться поэтической истине (совершенно ясно, что в "Памятнике" слово "пиит" имеет не узкоцеховой смысл). Иначе говоря, Пушкин предсказал себе всенародную любовь в отечестве и восхищение сочувственных душ, где бы и когда они ни родились, - но не массовый успех среди чужестранцев.
Так и случилось. Когда автор французской книги "Пушкин и Петр Великий" Виктор Арминжон предупреждает своих читателей, что "нет фигуры более популярной в России, чем Александр Пушкин", когда Бриггс вовсе не с иронией, а с почтительным изумлением открывает, что на родине поэта "к нему относятся сразу как к личному другу, как к кровному родственнику и как к полубогу", ища у него опоры в бедствиях и испытаниях, - то за этим ощущается надежда найти через Пушкина "ключ к сердцу каждого русского", продиктованная невозможностью прожить сегодня на земле без понимания нашей страны и ее культуры"
9.Валентин Сорокин
Из статьи "Дом и мир"
У поэзии Пушкина нет ни начала, ни конца. Она, как твой родимый край, как вечный простор, радует тебя близким, понятным, волнует далеким. Еще не постигнутым, но зовущим и дорогим... Пушкин - Родина. Пушкин - жизнь.
Мы и знакомимся с Пушкиным, мы входим в него - в мир, где давно ждут тебя, не удивляются тебе, а угадывают тебя и встречают. Разве ты можешь оказаться один на один с Пушкиным в мире сказок, былин, в мире любви, дружбы, в мире подвигов и непокоя?
Один на один с Пушкиным? .. Не получится. Не выйдет! Читая Пушкина, слушая Пушкина, я предчувствую скорого и мятежного Лермонтова, я осознанно подготавливаю себя принять мучительно-совестливого Некрасова. А чуть подальше - Блок. Еще подальше - Есенин. И все это - мое, для меня и моих детей сотворенное, русское-русское, доброе-доброе, нужное мне, другу, брату-человеку!
Пушкин не только традиция, но и надежда! Да, да, через дебри опровержений, ошибок, через горы святых сомнений пробивайся к Пушкину, шагай к нему - и ты просияешь и состоишься. Твои честные заблуждения Пушкин простит, твое недолгое малодушие он забудет. Коль ты пришел к Пушкину, ты укрепишь волю, ты обновишься.
Не постареет Пушкин, не затуманится в веках. Он, как природа, живой, работающий, неодолимый. Смертельно раненый в своем поколении, Пушкин явился к нам юным, красивым, пророчески яростным. Он дал нам образ человека, рожденного Вселенной, его слово летит и соединяет нас откровениями героев, откровениями целых народов...
Я люблю Пушкина, цветущего, шумящего, катающего громы. Здравствуй, ветер и синева! Здравствуй, Пушкин!