Эссе - (франц. essai - попытка, проба, очерк), литературная форма, небольшой прозаический текст, выражающий подчеркнуто индивидуальную точку зрения автора. Эссе отличается свободной композицией и установкой на образный, афористичный язык, на беседу с читателем Задачей эссе, в отличие от рассказа, является информация или объяснение, а не драматическое изображение или пересказ какой-либо жизненной ситуации. Эссе достигает своей цели с помощью прямого авторского высказывания, для чего не требуется создания ни вымышленных персонажей, ни связующего их сюжета. При всей трудности выделения неких общих, родовых свойств жанра эссе, кроме ведущей роли авторской личности, выделяют еще по крайней мере три характерных черты любого эссе - особая актуализированность, соотнесенность с настоящим моментом времени. Эссе - литературный жанр, что совсем не обязательно делает его предметом литературы, однако в нем используются все ресурсы искусства слова: метафоры, каламбуры, ритм и все другие приемы риторики. Стиль является его основным составляющим элементом, поскольку он призван отразить личность и темперамент автора.
ВИДЫ Традиционная классификация эссе на описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и т.д. при всем своем внешнем удобстве весьма сомнительна по существу, поскольку обычно один текст может соединять в себе две и более из перечисленных характеристик. Более точным и удобным было бы деление всего массива эссеистических произведений на две большие категории: личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, или "серьезное", где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее. .((http://www.diclib.com/cgi-bin/d.cgi?l=ru)
ИСТОРИЯ ЖАНРА.
Эссе в его современном виде окончательно оформилось в 16 в. в творчестве М.Монтеня, по сей день считающегося одним из величайших эссеистов. Монтень ввел само слово "эссе", что означало "опыт", "попытку" свершить нечто, поскольку сам он считал свое знание настолько ограниченным, что всякое словесное обсуждение того или иного предмета должно было что-то в нем открыть. Несмотря на избранный им обманчиво скромный девиз "Что я знаю?", главным предметом исследования Монтень сделал самого себя. Он хотел знать, что за человек был он сам, а через себя познать природу всего человечества. Его Опыты (1580) вне зависимости от их объема построены на ассоциативных связях и выдвинутых автором постулатах. Все они в целом раскрывают множество ипостасей этой скептичной, мудрой, человечной и удивительно проницательной личности. Эссе, таким образом, зародилось как форма личностного выражения. Как показывает пример Монтеня, его характеризуют свобода построения и легкая, неспешная манера изложения с многочисленными отклонениями от темы и ассоциативными ходами. Первым английским эссеистом в полном смысле слова был Ф.Бэкон, написавший свои Опыты (1597) по-латыни, а затем переведший их на английский язык. Ф. Бэкон, первым оценивший значение "Опытов" Монтеня и открытые ими перспективы, замечал, что "слово это новое, но явление древнее". Действительно, начала эссеистического стиля и эссеистической трактовки темы обнаруживаются уже в диалогах Платона, вообще - в сочинениях, где на первый план выступает личность автора, выявляющая себя индивидуальной интонацией, "голосом" ("voice", англ.) и другими стилевыми элементами самовыражения и самоанализа. (По-своему законченный образец эссеистики, к примеру, - собрание 243 анекдотов, заметок и рассуждений Ёсида Кенко "Бездельные занятия", Япония, 14 в.). Впервые теоретическое осмысление эссеистики дается в эстетических манифестах немецких романтиков. Важно отметить, что сами они имеют эссеистическую природу и форму ("Фрагменты" Ф.Шлегеля, одноименная работа Новалиса). Высказываемые теоретиками немецкого романтизма суждения о новых типах и формах поэзии как раз более всего соответствуют принципам эссеизма.В конце 18 в. эссе как самостоятельная литературная форма получило распространение в США. В качестве тем, как правило, выступали политика и религия, хотя Б.Франклин успешно сочетал субъективное эссе с политической сатирой. Дж.Мэдисон с другими авторами Федералиста (1787-1788) развивал мильтоновскую традицию логичного и серьезного эссе, а В.Ирвинг стал первым крупным литературным эссеистом в истории США.М. .Твен ввел в американскую литературу конца 19 в. новую, юмористическую разновидность субъективного псевдоавтобиографического эссе, с его специфическим повествователем - путаником и неумехой. Стиль Твена, его простой разговорный язык сильно повлияли на более поздних авторов.
Для русской и советской литературы жанр эссе был менее характерен; однако образцы эссеистического стиля и жанра можно найти в произведениях А. И. Герцена ("С того берега"), в "Дневнике писателя" Ф. М. Достоевского. На рубеже 19-20 веков жанр эссе разрабатывали писатели и философы - Л. Шестов, В. В. Розанов, в советский период,- А. В. Луначарский, И. Г. Эренбург, Ю.К. Олеша, Б.Л. Пастернак, М.И. Цветаева, К.Г. Паустовский. Черты эссеизма находим в автобиографической прозе С. М. Эйзенштейна, В.Б. Шкловского, Эф. Капиева,Р.Гамзатова.
В 20-м веке отмечается процесс эссеизации крупноформатных литературных жанров , приобретение таких жанровых характеристик, как небольшой объем, "стянутость" повествования, конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка, свободная композиция, ориентация на разговорную речь. (Эпштейн М.Н. На перекрестке образа и понятия (эссеизм в культуре нового времени) // Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии Х1Х-ХХ веков / М.Н. Эпштейн. - М., 1988. - С. 334, 380, 365, 369.)В целом на протяжении XX века в литературе возрастал удельный вес повествования о первого лица, как вообще усиливалась роль рассказа за счет уплотнения или сокращения дидактических и описательных элементов - в фрагментарной форме .Достаточно частый результат стремления к удалению из текста всех "лишних" элементов - превращение связанного по смыслу повествования в ряд фрагментов, или - более того - в один фрагмент. Современные литературные произведения характеризуются "осколочностью повествовательного времени" (А. Бочаров .Мир осколков или мир в осколке? М.,1999 - с. 190-200).
Системы критериев, с помощью которой возможно разграничить эссе и очерк выбор , как считает Н.И. Глушков, пока нет.( Глушков Н.И. Очерк в русской литературе / Н.И. Глушков. - Ростов н/Д, 1966.) Н.Глушков приводит несколько определений эссе из разных терминологических источников: "Писатели часто называют эссе произведения, содержание, язык и композиция которых не позволяют отнести их к более определенному жанру. Под этим словом не следует подразумевать работу, написанную поверхностно, небрежно, а только сочинение, которое не дает сюжета во всех подробностях развития. Это название может быть и выражением скромности автора, который как бы говорит, что придать своему произведению всеобъемлющее содержание и совершенную форму он не считает себя способным" (С. 939). Эссе - "беглый анализ чего-то или название произведения без претензии на глубокое рассмотрение предмета"( С.375). Эссе - "сочинение, разрабатывающее какую-либо тему обычно короче и менее обстоятельно, чем законченное по форме произведение" (С.375).
Через полвека "Словарь Вебстера" именует этим термином "краткое письменное сочинение или трактат (научный труд, курс, учебник.В следующем выпуске - "Седьмом новом коллегиальном словаре Вебстера" - написано, что эссе - "аналитическое или интерпретационное (аn. analytic or interpretative) литературное произведение, в котором обычно дается неисчерпывающая или субъективная характеристика описываемого предмета"( С,510). Авторы английского толкового словаря 60-х годов определяют эссе как "короткое непринужденное литературное произведение в прозе". На Западе в последние полстолетия эссе стал прикладным жанром, в котором создаются учебные сочинения. Американских школьников учат различать четыре типа эссе: the informal personal essay - непринужденное субъективное эссе, the short faktual essaу - короткое фактичное эссе, the essay of opinion - философское эссе, the precis - конспект .Западногерманский литературовед Б. Бергер полагал, что эссе - это "более или менее краткий кусок прозы, представляющий в художественной форме материал, который привлекает всеобщий интерес и является преимущественно научным или познавательным, в крайнем случае обладает большим родством с какой-либо научной областью." Утверждению в нашем литературоведении термина "эссе" наряду с термином "очерк" способствовал в свое время В. Я. Канторович. Однако под эссе автор понимал свое литературно-критическое сочинение, почти лишенное изобразительных средств, которое в журнальном варианте именовалось статьей "Социология и литература". В своей книге Канторович попытался подвести под разделение малых жанров публицистики на очерки и эссе теоретический фундамент в специальной главе "Художественная публицистика (эссе)". Ссылаясь на Б. Бергера, он отнес к эссе произведения художественной публицистики, на которых "лежит отпечаток образа художника и мыслителя (автора), его душевной, интимной жизни", подчеркивая, что "эссе - высший уровень самовыражения".( Вайнштейн О. "Для чего и для кого писать эссе?" // Литературная учеба. - 1985. - Љ2. - C. 215-217.)
Термин "эссе" употребляется в большинстве случаев крайне широко и неопределенно, им называют самые разные произведения, от собраний путевых заметок до литературных манифестов. Это широкое употребление термина сложилось исторически: писатели называли так свои произведения, в одних случаях стремясь подчеркнуть скромность задачи (значение слова "эссе" при этом понимается буквально: как первая попытка, проба пера, нечто незаконченное, не претендующее на полновесное звучание), в других же (это следует отметить особо) просто не подобрав более точного определения и полагая, что это слово подходит для обозначения любого сочинения свободной композиции и самого разнообразного содержания.( К. А. Зацепин современное эссе как коммуникативная форма чтения(http://www.phil63.ru/files/2v%20ÐÐ№ÑÐIпин.doc.)
Эта "неопределенность", "неуловимость" входит в самое природу эссе и обусловлена той миросозерцательной установкой, которая заставляет этот жанр постоянно "перерастать свои жанровые границы". (Эпштейн) В эссе заложена определенная концепция человека, которая и придает связное единство тем внешним признакам жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях: небольшой объем, конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка, свободная композиция, склонность к парадоксам, ориентация на разговорную речь и т. д.
Таким образом ,эссе - это жанр, имеющий непосредственную близость с научной, публицистической и художественной литературой, однако не относящийся целиком ни к одной из них. Ввиду его пограничного положения, отнесение произведения к жанру эссе часто представляет проблему; широта выполняемых эссе функций позволяет относить к этому жанру любые произведения с неявно выраженной жанровой принадлежностью. С научной литературой эссе роднит его тематика, которая объединяет все объекты мысли преимущественно гуманитарных наук: философии, литературной теории и критики, эстетики, политологии, социологии и др.), однако эссеистический подход к объекту отличается от научного ведущей ролью личности автора, которая является важнейшим структурообразующим фактором эссе. Помимо этого, для эссе характерна экспрессивность и образность (степень ее автономности, глубины, оригинальности и обобщающей силы обусловливает большую или меньшую художественность эссе. Ведущая роль личности автора и соотнесенность с настоящим определяет способность эссе полемизировать с традиционной трактовкой и предлагать свою "версию" объекта, претендующую на универсальность. Эссеистический подход обязательно предполагает доминирование функции убеждения. Эссе путем переубеждения навязывает читателю авторскую версию, иногда завуалируя это намерение созданием иллюзии объективности.
Размытость определений дает возможность считать,что эссе можно назвать все что угодно, не дотягивающее по профессионализму до статьи, а по художественным качествам до очерка). В общем, "бульканье жиденьких мыслей", если следовать О. Генри.